№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2014 года г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Моисеенковой О.Л.,
с участием ст. помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края Ермакова А.В.,
представителя заявителя ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя администрации города Зеленогорска Красноярского края – ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
при секретаре Суровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
ФИО1 об оспаривании представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края в адрес заявителя, директора Муниципального унитарного предприятия тепловых сетей г. Зеленогорска, было внесено представление, в котором прокурор потребовал устранить нарушения федерального жилищного законодательства, федеральных законов о теплоснабжении, о защите конкуренции, выразившиеся в том, что действия МУП ТС, связанные с отказом принять для содержания и обслуживания участки сетей теплоснабжения, от внешней стены тепловых колодцев (камер) до внешней стены многоквартирных жилых домов по <адрес> приводит к тому, что данные участки не обслуживаются ни ресурсоснабжающей организацией, ни собственниками (управляющей организацией, в случае выбора таковой), поскольку не относятся к общедомовому имуществу собственников помещений. Указанные обстоятельства влекут их ненадлежащую подготовку к зимнему отопительному сезону 2014 – 2015 гг., нарушение прав собственников на бесперебойное теплоснабжение, в случае возникновения на них аварийных ситуаций, создают угрозу жизни и здоровья граждан.
ФИО1 в данным представлением не согласен, считает его не основанным на законе, ссылаясь на то, что при заключении договоров теплоснабжения с собственниками указанных жилых домов МУП ТС не нарушало действующее законодательство, границу раздела на инженерных сетях определяло правильно, согласно балансовой принадлежности сетей МУП ТС (нахождению их в муниципальной собственности).
По мнению заявителя позиция прокурора в вопросе установления границ раздела на сетях теплоснабжения к жилым домам, перечисленным в представлении, сводится к тому, что, если дом многоквартирный, то:
- согласно подпункту «д» пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила № №) в состав общего имущества дома включаются «механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры)»;
- согласно подпункту 8 этих же Правил внешней границей тепловых сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены такого дома.
Исходя из этого, прокурор утверждает, что МУП ТС при заключении договоров теплоснабжения неправомерно понуждает абонентов к установлению границы раздела на сетях не по стене дома, а по внешней стене тепловых камер (колодцев), находящихся не в доме, а рядом с ним.
Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) возникает в многоквартирном доме в процессе строительства и обязательно для каждого здания, в котором предусматривается централизованное теплоснабжение (СНиП 41- 02-2003). Составной частью ИТП является элеваторный узел, посредством которого теплофикационная (перегретая) вода, поступающая в дом из квартальной сети (температурный график 150-70 град. С), понижается до санитарной нормы в 50-95 град. С, а затем уже поступает в нагревательные приборы в доме и систему горячего водоснабжения.
Индивидуальный тепловой пункт предназначен также для контроля за параметрами работы внутридомовой системы отопления.
Услугой МУП ТС является поставка в жилой дом тепловой энергии для нужд отопления и теплоносителя для производства услуги горячего водоснабжения.
Именно в ИТП коммунальные ресурсы преобразуется в коммунальные услуги для всех жителей многоквартирного дома. Учет поставленной в многоквартирные дома тепловой энергии осуществляется по приборам, установленным на входе в ИТП.
МУП ТС является ресурсоснабжающей организацией и, вследствие этого, не занимается обслуживанием общего имущества многоквартирных домов.
В статье 36 ЖК РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном Доме. Конкретный состав общего имущества определен в Правилах № №
Согласно подпункту «ж» пункта 2 Правил № 491, в состав общего имущества включаются, в частности, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.. ., расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
ИТП указанных в представлении многоквартирных (двухквартирных) жилых домов устроены на обозначенных земельных участках, в непосредственной близости от домов.
Таким образом, ИТП двухквартирных жилых домов, перечисленных в представлении прокурора, в силу закона входят в состав общего имущества этих домов.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 доводы заявления поддержали, пояснив дополнительно, что индивидуальный тепловой пункт относится к общему имуществу многоквартирного дома. С ИТП начинается система отопления жилого дома, где МУП ТС не может нести ответственность, в ИТП ресурс преобразуется в коммунальную услугу, поэтому граница раздела должна быть не по внешней стене жилого дома, а по внешней стене тепловых камер. Участки спорных сетей от ИТП до внешней стены жилого дома не являются фактически теплосетями, это участки оборудования, относящиеся к системе теплопотребления жилого дома.
Прокурор Ермаков А.В. в судебном заседании с заявлением ФИО1 не согласился, указывая, что поступали сообщения от граждан, что тепловые сети никем не обслуживаются. До настоящего времени не определено, кому передать в обслуживание участки тепловых сетей. В случае прорыва ответственного будет сложно найти. Право собственности на участки сетей ни за кем не зарегистрировано, их никто не обслуживает, они являются юридически бесхозными.
ДД.ММ.ГГГГ в Прокуратуру ЗАТО г. Зеленогорска обратилась гр. ФИО4, проживающая по адресу г. Зеленогорск, <адрес>. На основании данного заявления прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что МУП ТС при заключении договоров на теплоснабжение и поставку горячей воды граждане понуждаются к заключению договоров, определяющих границу раздела эксплуатационной ответственности не по внешней стене многоквартирного жилого дома, а по внешней стене тепловой камеры.
Позиция прокурора в том, что это все участки - внешние инженерные сети, учитывая статус предприятия МУП ТС, МУП ТС должно принять на обслуживание все внешние
инженерные сети.
Доводы, на которые ссылается заявитель и его представитель, необоснованные, в российском законодательстве нечетко отражаются данные спорные моменты.
Представитель третьего лица, администрации города Зеленогорска ФИО3, в судебном заседании пояснила, что поддерживает позицию ФИО1, полагая, что участки сетей от теплового пункта до дома – это не тепловые сети, это часть отопительной системы дома. Содержание этих участков – вопрос содержания собственников. Спорные участки сетей в муниципальной собственности не значатся. Постановлением администрации города Зеленогорска № от ДД.ММ.ГГГГ в обслуживание МУП ТС переданы бесхозяйные сети до тепловых пунктов, при этом спорные участки, указанные в представлении прокурора, МУП ТС не передавались.
Заслушав заявителя и его представителя, представителя администрации города Зеленогорска, допросив свидетелей, изучив материалы дела и исследовав представленные суду письменные доказательства, суд считает требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
На основании Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 4-ФЗ) любой гражданин вправе обжаловать в суд неправомерные действия (бездействие) коммерческих организаций, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
П. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам разъяснено, что, исходя из положений ст. 258 ГПК, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно Закону о прокуратуре требования прокурора, следующие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 этого Закона (п. 3 ст. 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24).
Требования прокурора, изложенные в представлении, носят обязательный характер для исполнения, поскольку буквальное толкование ст. 24 Закона о прокуратуре обязывает лицо, в адрес которого внесено представление, в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений. За неисполнение этого требования указанное лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП, если акт прокурорского реагирования не будет признан незаконным в судебном порядке.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу относятся так же и иные объекты общего имущества, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и расположенные на соответствующем земельном участке.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стен многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного общедомового прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
При этом согласно п. ж ч. 2 ст. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 491, в состав общего имущества включаются: ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно представлению прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, направленному в адрес директора МУП ТС, проведенной прокурором проверкой установлено, что при заключении договоров на теплоснабжение и поставку горячей воды нарушаются требования Закона, контрагенты понуждаются к заключению договоров, определяющих границу раздела эксплуатационной ответственности не по внешней стене многоквартирного дома, а по внешней стене тепловых колодцев (камер). Действия МУП ТС, связанные с отказом принять для содержания и обслуживания участки сетей теплоснабжения, от внешней стены тепловых колодцев (камер) до внешней стены многоквартирных жилых домов по <адрес> приводит к тому, что данные участки не обслуживаются ни ресурсоснабжающей организацией, ни собственниками (управляющей организацией, в случае выбора таковой), поскольку не относятся к общедомовому имуществу собственников помещений. Указанные обстоятельства влекут их ненадлежащую подготовку к зимнему отопительному сезону 2014 – 2015 гг., нарушение прав собственников на бесперебойное теплоснабжение, в случае возникновения на них аварийных ситуаций, создают угрозу жизни и здоровья граждан.
При исследовании материалов проверки, на основании которой было вынесено оспариваемое предписание, усматривается, что прокурором проанализированы отношения между заявителем ФИО4, проживающей в <адрес> г. Зеленогорска, с одной стороны, и МУП ТС г. Зеленогорска с другой стороны.
При этом представление вынесено в отношении еще 101 дома, кроме дома, в котором проживает ФИО4, и по которым проверка прокурором фактически не проводилась.
По всем домам (кроме <адрес>), указанным в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, не устанавливалось, кто является собственником квартир, какая форма управления избрана собственниками, имеются ли заключенные с МУП ТС договоры, как в них определена граница эксплуатационной ответственности МУП ТС, если договоры имеются, нет сведений о несогласии граждан (стороны договора) с определением точки границы раздела, нет данных о том, имеются ли в этих домах коллективные (общедомовые) приборы учета, если имеются, где они находятся, находятся ли спорные участки сетей в границах земельного участка, на котором расположен дом или нет, кому принадлежат данные земельные участки.
Доводы прокурора Ермакова А.В. о том, что ему известно, что граждане, проживающие в домах, указанных в представлении, не согласны с тем, как определена граница эксплуатационной ответственности, не могут быть приняты во внимание, так как они ничем не подтверждены.
При данных обстоятельствах, учитывая, что в материалах проверки прокурора, на основании которых в адрес директора МУП ТС было вынесено представление, нет, кроме прочего, никаких сведений о мнении самих жителей указанных двухквартирных домов (собственников квартир), считают ли они сами, что их права нарушены, суд приходит к выводу о несоответствии закону содержащегося в направленном директору муниципального унитарного предприятия тепловых сетей требования от ДД.ММ.ГГГГ № №
На основании изложенного и руководствуясь статьями 192–199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным представление прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края № № от ДД.ММ.ГГГГ, внесенное директору муниципального унитарного предприятия тепловых сетей г. Зеленогорска Красноярского края об устранении нарушений федерального жилищного законодательства, федеральных законов о теплоснабжении, о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья О.Л. Моисеенкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.