Дело №2-1210/2022
91RS0001-01-2022-003182-58
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
08 августа 2022 года г. Симферополь
Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Тощевой Е.А.,
при секретаре – Даниловой С.Р.,
помощнике судьи – Мехтиевой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, третьи лица Совет министров Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, Администрация г. Феодосии Республики Крым о понуждении к действиям и взыскании причиненного ущерба, -
у с т а н о в и л:
ФИО1, 18.05.2022 года обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит:
- признать решение Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, выраженные в отказе проведения пересчета единой денежной выплаты как участнику программы по обеспечению жилим помещением в порядке Указа Президента РФ от 22.03.2018 №116 ФИО1 с учетом индекса дефлятора и перечислении денежных средств на банковский расчетный счет, незаконными;
- обязать Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым произвести перерасчет (определить размер) полагающейся истцу ЕДВ, с учетом индекса дефлятора для отрасли «Строительство» на 2018 год при определении средней рыночной стоимости 1-го кв.м. общей площади жилого помещения в i-м субъекте Российской Федерации (Gi) согласно формуле, установленной п.6 Методики распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.08.2О18 №1003;
- обязать Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым возместить ФИО1, материальный ущерб, понесенный в связи с привлечением личных денежных средств при вступлении в долевое участие - заключении договора о получении жилой площади по завершению строительства по программе, предусмотренной Указом №116, установленным порядком, в т.ч. путем истребования сверх лимитов бюджетных средств из федерального бюджета, выделяемых на указанную программу, путем доплаты оставшейся суммы, определенной уполномоченным представителем ведомства, а именно: разницы фактически выплаченной ФИО1 ЕДВ от полагаемой полной суммы ЕДВ, рассчитываемой по формуле, указанной во 2-ом пункте требований - с учетом индекса дефлятора, перечислив на дополнительно представленные банковские реквизиты истца.
Исковые требования мотивированны тем, что с 2012 года истец состоит в списках, нуждающихся в обеспечении постоянным жильем при Феодосийском гарнизоне Минобороны Украины в первоочередном порядке. В августа 2018 года обратился с заявлением в Администрацию г. Феодосии с целью признания истца участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом №116 и предоставлении единовременной денежной выплаты. В конце декабря 2018 года истцу вручено свидетельство на приобретение жилья на состав семьи один человек. Сумма ЕДВ в свидетельстве составляет №. ЕДВ переведено разово на открытый истцом счет в банке ДД.ММ.ГГГГ В середине 2020 года истец узнал, что в формуле по расчету ЕДВ при выведении стоимости 1-го кв.м. жилья берется во внимание индекс дефлятора. При самостоятельном пересчете истец установил, что сумма выплаченной ему ЕДВ была уменьшена приблизительно на № рублей. Обратился в Министерств жилищной политики, истец получил ответ с разъяснениями.
С данным ответом истец не согласен, так как в указанных расчетах допущены нарушения, а именно: при установлении цены 1-го квадратного метра жилья не был учтен обязательный показатель-индекс дефлятор цен для отрасли «Строительство»: п. 6 Методики, распределения субвенций из федеральною бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.08.2018 №1003, приведена формула расчета средней рыночной стоимости 1-го кв.м. общей площади жилого помещения в i-м субъекте Российской. Федерации (Ci), а именно: Ci = Cti x K, где:
Cti - средняя рыночная стоимость 1-го кв.м. общей площади жилого помещения на II квартал года, предшествующего планируемому, в i-м субъекте Российской Федерации, устанавливаемая Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации.
К - индекс-дефлятор планируемого года по отношению к году, предшествующему планируемому, устанавливаемый Министерством экономического развития Российской Федерации по виду экономической деятельности «Строительство».
Прогнозом индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2019г. (по полному кругу предприятий без НДС, косвенных налогов, торгово-транспортной наценки), в % г/г (базовый вариант), для отрасли «Строительство» на 2018 год установлен показатель дефлятора—«105,2 (%)».
Так, при расчете истцу ЕДВ не был учтен индекс дефлятор при выведении стоимости метра общей площади жилья по Республике Крым на IV квартал 2018, который согласно формуле, составил:
Ci - средняя рыночная стоимость 1-го кв.м. = Cti х К= 45 079 х 1,052 = 47423,108, а размер ЕДВ - 47 423,108 х 33 (кв.м,) = 1 564 962,564 руб.
Аналогичным способом рассчитывается средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленная для Республики Крым по Методике, утвержденной Законом Республики. Крым от 04.06.2018 №517-ЗРК/2018.
Руководствуясь данным порядком расчета ЕДВ, которая истцу начислена в неполном объеме, а именно, с учетом разницы фактически выплаченной от положенной к выплате, недоплата составила 77355 (семьдесят семь тысяч триста пятьдесят пять) руб. 56коп.
Истец полученную ЕДВ в размере № реализовал путем вступления ДД.ММ.ГГГГ в долевое строительства по договору №, заключенного с ООО «ИнтерСтрой» по объекту жилого помещения в строящемся многоквартирном доме, расположенном по адресу: , подлежащего передаче ему как участнику по завершению строительства. Планируемый к получению объект представлял собою однокомнатную квартиру площадью 38кв.м.
Полная цена по договору составила № дополнительно истец привлек денежные средства в размере №
При этом из № истец переплатил денежную сумму порядка № которые должны были выплатить в полагающейся ему полноценной сумме ЕДВ с учетом индекса дефлятора по формуле расчета согласно указанной выше Методики, тем самым действиями должностных лиц Министерства истцу причинен материальный ущерб. В связи с чем, он обратился с иском в суд.
Определением суда (протокольной формы) от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица Администрация г. Феодосии.
В судебном заседании истец, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства жилищной политики - ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, предоставив письменные возражения.
Представитель Совета министров Республики Крым, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил суду письменные пояснения по сути иска.
Представитель Министерство финансов Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил суду письменные пояснения по сути иска.
Представитель Администрация г. Феодосии Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна. Ранее в судебном заседании иск не признала, пояснила, что никаких нарушений не имеется, сертификат выдал своевременно, денежные средства на приобретение жилья перечислены.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судебным разбирательством установлено, что Постановлением Администрации г. Феодосии Республики Крым от 28.09.2018 года №3425, гражданин ФИО1 составом семьи 1 человек, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ как не являющегося нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1).
Признать гражданина ФИО1 участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г, Севастополя» (п.2).
Включить гражданина ФИО1 в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации or 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», с даты постановки на квартирный учет - ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 1487607 (один миллион четыреста восемьдесят сем тысяч шестьсот сем) рублей (серия ВУ №).
Согласно платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства в размере № ФИО1 перечислил на расчетный счет застройщика ООО «ИнтерСтрой».
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее Министерство) в своих возражениях ссылается на следующее.
Министерство в своей деятельности руководствуется Положением о Министерстве жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 13.08.2020 №482 (далее - Положение о Министерстве).
В соответствии с п.2.2 Положения о Министерстве, основными задачами Министерства является участие в формировании и обеспечение реализации государственной и региональной политики в сфере жилищного строительства, реализации жилищных программ для обеспечений жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.5 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», утвержденным Постановление Совета министров Республики Крым от 09.08.2018 №384, является - Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым.
Согласно пункту 1 Указа Президента РФ №116 право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и г. Севастополя:
а) граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18.03.2014:
- с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба;
- с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым;
- со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;
б) граждане Российской Федерации - члены семей граждан, названных в подпункте «а»;
в) граждане Российской Федерации - члены семей (в том числе вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак) погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы) или погибших (умерших) после увольнения с военной службы (службы) граждан, названных в подпункте «а», состоявших на дату их гибели (смерти) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с положениями Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее - Порядок), утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09.08.2018 №384, участие граждан в реализации Указа Президента №116 является добровольным и носит заявительный характер.
Граждане обращаются в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) по месту постоянного проживания с заявлением и приложением документов, предусмотренных пунктом 19 Порядка.
Согласно пункту 3 Порядка органы местного самоуправления подтверждают нуждаемость граждан, указанных в пункте 2 Порядка, в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, и признают их в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента №116.
В Порядке под нуждающимися в жилых помещениях понимаются граждане, принятые воинскими частями вооруженных сил, воинскими формированиями, правоохранительными органами Украины, в которых предусмотрена военная служба, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18.03.2014, подтвердившие нуждаемость в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, состоят ли они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента №116.
Согласно пункту 22 Порядка основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента №116 и для включения в список является:
1) несоответствие граждан категории, установленной Указом Президента № 116;
2) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Порядка;
3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
4) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств государственного бюджета Украины, Автономной Республики Крым, бюджетов муниципальных образований;
5) отсутствие нуждаемости в жилом помещении на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления.
Пунктом 25 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления несут, ответственность за достоверность представляемых сведений и обоснованность включения граждан в список по обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с Порядком, размер единовременной денежной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется на дату выдачи свидетельства и остается неизменным в течение всего срока его действия, исходя из:
состава семьи гражданина с учетом членов его семьи;
норматива общей площади жилого помещения, определяемого в соответствии с пунктом 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, для участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
- показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Крым, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на IV квартал в 2018 году, на I квартал текущего финансового года - в последующие годы.
В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.09.2018 №572/пр утвержден показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2018 года.
В соответствии с п.32 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.09.2018 №572/пр показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Республике Крым на IV квартал 2018 года (в рублях) составил - 45079 (сорок пять тысяч семьдесят девять) рублей.
Исходя из постановления Администрации г. Феодосии ФИО1 выдано Свидетельство на приобретение жилья в составе членов семьи - один человек.
Норматив общей площади жилого помещения, определяемого в соответствии с пунктом 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, для участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и составляет: 33кв.м. - для одиноко проживающего гражданина; 42кв.м. - на семью из 2 человек; по 18кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Таким образом, при расчете 33кв.м. х 45079руб. сумма Свидетельства составила Указанная сумма была переведена в полном объеме и реализована истцом при заключении договора долевого строительства жилого помещения.
Исходя из материалов дела, ФИО1 своевременно получил Свидетельство и в срок его действия, реализовал единовременную денежную выплату, путем вложения в долевое строительство.
Доводы истца изложенные в иске о применении индекса-дефлятора по виду экономической деятельности «Строительство», суд не принимает во внимание, поскольку Министерство жилищной политики рассчитывала сумму единовременной денежной выплаты на основании принятого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации приказа №572/пр от 12.09.2018 года «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения п субъектам Российской Федерации на IV квартал 2018 года», где по Южному федеральному округу в Республике Крым установлена стоимость – 45079 рублей.
Таким образом, судом в ходе судебного разбирательства не установлено, каких-либо нарушений прав истца при получении свидетельства и реализации денежных средств.
Согласно ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку права ФИО1 ответчиком не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 262, 264-268, 320.1,321 ГПК Российской Федерации, суд, -
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, третьи лица Совет министров Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, Администрация г. Феодосии Республики Крым о понуждении к действиям и взыскании причиненного ущерба – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Председательствующий судья: Тощева Е.А.
Полный текст решения изготовлен 12 августа 2022 года.
Председательствующий судья: Тощева Е.А.