ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1210/2024 от 19.02.2024 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело №2-1210/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2024 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Морева Е.А.

при секретаре Авакян С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Костромское авиапредприятие» об обязании устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Костромской транспортный прокурор, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Костромское авиапредприятие» об обязании устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов. В обоснование требований указал, что в ходе проверки деятельности АО «Костромское авиапредприятие» установлено, что в нарушение требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов входная лестница в здание аэровокзала АО «Костромское авиапредприятие» не оборудована поручнями для маломобильных граждан. Кроме этого, в санитарной комнате для маломобильных граждан отсутствует опорный поручень у раковины; установленные поручни не позволяют пересесть инвалиду-колясочнику (необходим L-образный, откидной). 14.08.2023 в адрес авиапредприятия вносилось представление, которое рассмотрено, требования прокурора признаны обоснованными, однако выявленные нарушения не устранены. С учетом изложенного, Костромской транспортный прокурор просит jбязать Акционерное общество «Костромское авиапредприятие» принять комплекс мер, направленных на оборудование входной лестницы в здание аэровокзала АО «Костромское авиапредприятие» поручнями для маломобильных граждан, а также санитарной комнаты для маломобильных граждан опорным L-образным откидным поручнем у раковины в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Удалов А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика АО «Костромское авиапредприятие» ФИО1 исковые требования признала, полагала заявленный прокурором срок для устранения выявленных нарушений достаточным.

Представитель третьего лица Костромской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

В соответствии с п. 13 ст. 106.1 ВК РФ порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.

Приказом Минтранса России от 15.02.2016 № 24 утвержден Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах.

Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена социальная защита инвалидов, а именно - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равны с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 9 вышеуказанного Закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В силу ст. 15 данного Закона организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов - дополнительно на высоте 0,7 м. Верхний и нижний края поручней пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Поручень ограждений с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие горизонтальные части поручня должны выполняться по 5.1.13 и иметь травмобезопасное исполнение. Поручни пандусов и лестниц должны выдерживать нагрузку без деформации не менее 0,5 кН/м в любом направлении.

Оптимальным вариантом для охвата рукой являются поручни округлого сечения диаметром от 0,04 до 0,05 м (для детей - 0,03 м). Расстояние в свету между поручнем и стеной должно быть не менее 0,045 м. Стена вдоль поручня должна быть гладкой. На боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней общественных зданий должны предусматриваться рельефные обозначения этажей, (пункты 6.2.11, 6.2.12 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001).

В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений (пункт 6.3.3 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001).

Поручни при ванной, душевой, рядом с унитазом и раковиной следует принимать с учетом ГОСТ Р 51261 (пункт 7.1.5 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001).

Разделом 2 Устава АО «Костромское авиапредприятие», утвержденного решением единственного акционера Директором департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 26.08.2021 №4, утверждено, что Общество создано с целью осуществления предпринимательской деятельности, расширения рынка товаров и услуг, удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и извлечения прибыли. Для достижения которых осуществляет авиаперевозку пассажиров, авиационные работы с обеспечением безопасности полетов и культуры обслуживания перевозок, аэродромное обеспечение полетов воздушных судов, обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов, почты, бытовое обслуживание населения и др.

Из материалов дела следует, что в ходе, проверки деятельности АО «Костромское авиапредприятие» Костромской транспортной прокуратурой выявлены нарушения законодательства, регламентирующего вопросы защиты прав инвалидов. Так, входная лестница в здание аэровокзала АО «Костромское авиапредприятие» не оборудована поручнями для маломобильных граждан. В санитарной комнате для маломобильных граждан отсутствует опорный поручень у раковины; установленные поручни не позволяют пересесть инвалиду-колясочнику (необходим L-образный, откидной).

Из устава АО «Костромское авиапредприятие», утвержденного решением единственного акционера директором департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 26.08.2021 №4, следует, что Общество создано с целью осуществления предпринимательской деятельности, расширения рынка товаров и услуг, удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и извлечения прибыли. Для достижения которых осуществляет авиаперевозку пассажиров, авиационные работы с обеспечением безопасности полетов и культуры обслуживания перевозок, аэродромное обеспечение полетов воздушных судов, обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов, почты, бытовое обслуживание населения и др.

В силу вышеизложенных нормативных положений на ответчика как организацию, осуществляющую оказание транспортных услуг, возложена обязанность по обеспечению доступности для инвалидов услуг, оказываемых организацией, и информации о них.

Иное толкование Закона необоснованно ограничивало бы права наиболее социально незащищенной категории граждан.

При таких обстоятельствах, так как не устранение нарушений законодательства ведет к нарушению прав инвалидов, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Костромского транспортного прокурора.

Учитывая длительность процесса выполнения работ по созданию альтернативной версии сайта, принципы справедливости, соразмерности, суд считает разумным определить срок исполнения обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В случае невозможности устранения выявленных нарушений в установленные сроки ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ об отсрочке (рассрочке) исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Костромского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Костромское авиапредприятие» оборудовать входную лестницу в здание аэровокзала Акционерного общества «Костромское авиапредприятие» поручнями для маломобильных граждан, а также санитарную комнату для маломобильных граждан L-образным откидным поручнем у раковины в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Е.А.Морев