Дело №2-1211/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Лопаткина В.А.,
при секретаре судебного заседания Рудницкой В.А.,
рассмотрев «30» апреля 2014 года в открытом судебном заседании в г. Омске
гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Омска действующего в интересах Муниципального образования городской округ город Омск Омской области, неопределенного круга лиц к Маркову ИЮ, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании недействительным распоряжения первого заместителя директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», истребовании из чужого незаконного владения земельных участков, возложении обязанности по возвращению земельных участков в распоряжение Муниципального образования городской округ город Омск Омской области, исключении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности на земельные участки, взыскании судебных расходов по оплате госпошлины,
установил:
Прокурор г. Омска действующий в интересах Муниципального образования городской округ город Омск Омской области и неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Омска с исковым заявлением к Маркову ИЮ об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков, возложении обязанности по возвращению земельных участков в распоряжение муниципального образования городской округ город Омск Омской области, исключении сведений из ЕГРП по Омской области запись о государственной регистрации права на земельные участки, взыскании судебных расходов по оплате госпошлины.
В обоснование требований истец указал, что органами прокуратуры города Омска проведена проверка законности предоставления Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска земельных участков с кадастровыми номерами №, №, в ходе которой установлены грубые нарушения требований земельного законодательства. Распоряжением директора Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № в собственность ЛЛИ для целей, не связанных со строительством, под огород предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной собственности на землю до ее разграничения. На основании указанного распоряжения Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска ДД.ММ.ГГГГ с ЛЛИ заключены договоры купли-продажи № №. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области за ЛЛИ зарегистрировано право собственности на земельные участки. В последующем, земельные участки представителем ЛЛИ - КИС по договорам купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ переданы Маркову И.Ю. Право собственности за Марковым И.Ю. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № №, земельные участки, предоставленные ЛЛИ, расположены в территориальной зоне Ж1-26 - зоне индивидуальной жилой застройки. В соответствии с п. 1 ст. 46 Правил землепользования и застройки зона индивидуальной жилой застройки включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения индивидуальных и блокированных жилых домов с прилегающими земельными участками. Ведение огородничества в данной территориальной зоне не предусмотрено. Ведение огородничества как основной вид разрешенного использования предусмотрено только в территориальной зоне СХ-2 (зоне объектов сельскохозяйственного назначения). Таким образом, предоставляя земельные участки, департамент имущественных отношений Администрации города Омска не принял во внимание требования территориального зонирования. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации. В нарушение указанного требования законодательства департаментом имущественных отношений Администрации города Омска информация о предоставлении земельных участков ЛЛИ опубликована лишь в газете Третья столица» № от ДД.ММ.ГГГГ (земельные участки предоставлены в апреле 2009 года). В соответствии с положениями статьи 5 Закона Омской области от 08.02.2006 г. 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» специально уполномоченный орган выступал от имени Омской области стороной по договорам купли-продажи, аренды, безвозмездного бессрочного пользования и иным договорам в отношении земельных участков, находящихся в собственности Омской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в городе Омске, за исключением земельных участков, которые предоставляются для размещения на них временных объектов, для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, а также земельных участков, которые предоставляются для жилищного строительства, если предоставление земельного участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, распоряжение земельными участками, расположенными в территориальной зоне индивидуального жилищного строительства, входило в компетенцию Главного управления по земельным ресурсам Омской области, а не Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 55№ выбыли из владения противоправно, помимо воли Главного управления по земельным ресурсам Омской области, истец просит истребовать из незаконного владения Маркова И.Ю. земельные участки: №, местоположение которого установлено в 287 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>; №, местоположение которого установлено в 312 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>; №, местоположение которого установлено в 338 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>; №, местоположение которого установлено в 363 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>; - №, местоположение которого установлено в 265 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>., возвратить указанные земельные участки в распоряжение муниципального образования городской округ город Омск Омской области, исключить из ЕГРП запись о государственной регистрации права собственности Маркова И.Ю. на земельные участки с кадастровыми номерами №, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины. ( Т. 1 л.д. 4-9)
В судебном заседании помощник прокурора г. Омска Потеревич А.Ю. исковые требования дополнила, просила признать недействительным распоряжение первого заместителя директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении семы расположения земельных участков на кадастровом плане территории». (Т. 2 л.д. 1118-123).
Определением Кировского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска. (Т. 2 л.д. 127)
В судебном заседании представитель прокурора г. Омска Потеревич А.Ю. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям. Кроме того, указала на тот факт, что на момент передачи земельных участков Маркову И.Ю. Лукиной не было в живых, в соответствии со свидетельством о смерти, полученным по запросу в ходе прокурорской проверки.
Ответчик – Марков И.Ю. о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Маркова И.Ю. - Майорова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения. Суду пояснила, что Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска при предоставлении земельного участка Лукиной не были нарушены требования территориального зонирования, предусмотренные Правилами землепользования и застройки ввиду того, что в момент предоставления названного участка, границы территориальных зон не были определены, как не определены и до сих пор, в связи с чем, невозможно достоверно определить относимость земельного участка к той или иной территориальной зоне.
Представитель Департамент имущественных отношений администрации г. Омска Семенова Е.Г., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, по основаниям изложенным в отзыве. Представила письменный отзыв. Суду дополнительно пояснила, что Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска действовал в пределах предоставленных ему полномочий при издании распоряжения о предоставлении ЛЛИ в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в Кировском административном округе города Омска и заключении договора купли-продажи спорного земельного участка. Земельные участки переданные ЛЛИ выбыли из владения Департамента по его воле, посредством заключения договоров купли-продажи земельного участка, заключенных на основании распоряжения Департамента, в связи с чем, требования Прокурора г. Омска считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Полагает, что к спорным правоотношениям положения Правил землепользования, принятых в декабре 2008 года не применимы.
Третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Администрации г. Омска, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
Выслушав пояснения сторон и участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ЛЛИ обратилась в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявкой на предоставление земельного участка под размещение объекта городского значения для целей, не связанных со строительством земельный участок площадью 8900 кв.м. для размещения под огород. (Т. 2 л.д. 6)
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №№ Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> в КАО <адрес> (Т. 2 л.д. 101), подготовленная ООО «Региональный центр землеустройства и учета недвижимости» (Т. 2 л.д. 105-109).
Распоряжением директора департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 4209-р, в соответствии с постановлением Мэра г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № «О рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков или их частей находящихся в муниципальной собственности или в ведении органа местного самоуправления, для целей, не связанных со строительством» решением Комиссии по согласованию мест размещения объектов, не связанных со строительством, расположенных на территории г. Омска на землях, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 2 л.д. 81-88) в собственность ЛЛИ для целей, не связанных со строительством, под огород предоставлены земельные участки, с кадастровыми номерами:
земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №. Местоположение земельного участка установлено в 430 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>;
земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №. Местоположение земельного участка установлено в 426 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>;
земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №. Местоположение земельного участка установлено в 417 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>;
земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №. Местоположение земельного участка установлено в 415 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>;
земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № Местоположение земельного участка установлено в 440 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>;
земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №. Местоположение земельного участка установлено в 419 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес> Кировском административном округе <адрес> находящиеся в государственной собственности на землю до ее разграничения. (Т. 2 л.д. 2, 3)
Общей площадью 9000 кв.м.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от
ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в п. 1 распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении ЛЛИ в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в Кировском административном округе города Омска»:
«- в дефисе первом слова № в 430 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>» заменить словами «в 287 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>»;
- в дефисе втором слова «в 426 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>» заменить словами «в 312 метрах восточнее относительно жилого дома с почто: адресом: <адрес>»;
- в дефисе третьем слова «в 417 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>» заменить словами «в 363 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>;
- в дефисе четвертом слова «в 415 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес> заменить словами «в 387 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>»;
- в дефисе четвертом слова «в 440 метрах восточнее относительно шлет о дома с почтовым адресом: <адрес>» заменить словами «в 265 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>»;
- в дефисе пятом слова «в 419 метрах восточнее относительно жилого с почтовым адресом: <адрес>» заменить словами «в 318 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>». (Т. 2 л.д. 4,5).
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска, в лице заместителя директора МВА, действующего на основании Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденного Постановлением Мэра г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ г.. № №, именуемый в дальнейшем «продавец» и ЛЛИ, именуемой в дальнейшем «Покупатель», заключены договоры купли-продажи № №, по условиям которых «Продавец» обязался передать в собственность, а «Покупатель» принять и оплатить земельные участки из состава земель населенных пунктов со следующим кадастровыми номерами:
- №, площадью 1500 кв.м. с местоположением: установлено в 363 метрах восточнее в 363 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>;
- № площадью 1500 кв.м. с местоположением: установлено в 312 метрах восточнее относительно жилого дома с почто: адресом: <адрес>»;
- № площадью 1500 кв.м. с местоположением: установлено в 287 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>»;
- № площадью 1500 кв.м. с местоположением: установлено в 265 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>»;
- № площадью 1500 кв.м. с местоположением: установлено в 338 метрах восточнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>». Разрешенное использование: для целей, не связанных со строительством, под огород.
Из кадастровых выписок от ДД.ММ.ГГГГ г., на земельные участки следует, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, разрешенное использование – для целей, не связанных со строительством, под огород, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями закона, сведения о границах внесены в государственный кадастр недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами: №; № переданы ЛЛИ по акту приема-передачи.
ДД.ММ.ГГГГ согласно записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ЛЛИ умерла. (Т. 2 л.д. 140)
Между тем, право собственности за ЛЛИ на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается Выписками из ЕГРП по Омской области (Т. 1 л.д.34-38).
Из регистрационного дела, предоставленного по запросу в адрес суда Управлением Росреестра по Омской области следует, что ДД.ММ.ГГГГ г., земельные участки с кадастровыми номерами №, принадлежащие на праве собственности ЛЛИ, проданы по договору купли-продажи Маркову И.Ю., представителем ЛЛИ – КИС, действующим на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., удостоверенной нотариусом нотариального округа ГАВ
Факт принадлежности Маркову И.Ю., вышеозначенных земельных участков подтверждаются материалами дела и не оспаривается сторонами по делу.
Из кадастровых выписок на земельные участки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, разрешенное использование – для целей, не связанных со строительством, под огород, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями закона, сведения о границах внесены в государственный кадастр недвижимости.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п.2).
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, среди прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным (п.1).
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п.5).
Статьей 35 Градостроительного кодекса РФ также установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (п.1). В состав жилых зон включаются зоны застройки жилыми домами (п.2).
Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Статьей 38 названных Правил установлено, что карта градостроительного зонирования территорий города Омска приведена в приложении N 1 к настоящим Правилам. На карте градостроительного зонирования территорий города Омска, обозначены следующие территориальные зоны, включающие также зоны: Ж-1 - зона индивидуальной жилой застройки.
Зона индивидуальной жилой застройки (Ж-1) согласно пункту 1 статьи 46 указанных Правил включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения индивидуальных и блокированных жилых домов с прилегающими земельными участками.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне индивидуальной жилой застройки приведены в таблице N 1 (статья 42 настоящих Правил) и статье 43 настоящих Правил.
Зона Ж-1 согласно данным положениям закона не допускает размещение земельных участков для целей огородничества, данный вид использования является запрещенным.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Омска была осуществлена проверка целевого использования земельного участка, состоящего из шести земельных участков площадью 1500 кв.м. каждый с кадастровыми номерами № акту целевого использования № № от ДД.ММ.ГГГГ года, описание границ названного участка на местности следующее: по периметру участок ограждения не имеет, расположен в территориальной зоне Ж1-26 – зоне индивидуальной жилой застройки, включающей в себя участки территории города Омска, переназначенные для размещения индивидуальных и блокированных жилых домов с прилегающими земельными участками; участок длительное время не используется, что указывает на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (Т.1 л.д. 18-19).
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № из содержания которого следует, что согласно карте градостроительного зонирования территорий города Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № №, рассматриваемые земельные участки с кадастровыми номерами № отнесены к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж1-26), земельный участок с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж1-25). Зона индивидуальной жилой застройки (Ж1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения индивидуальных и блокированных жилых домов с прилегающими земельными участками. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в указанной территориальной зоне принимаются в соответствии с таблицей № ст. 42 Правил. (Т. 1 л.д. 25-26)
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что спорные земельные участки № в соответствии с картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области на момент вынесения распоряжения об утверждении схемы размещения земельных участков и предоставления участков в собственность ЛЛИ располагались в зоне индивидуальной жилой застройки (территориальная зона Ж1-26).
О нахождении данных участков в кадастровом квартале № поглощенном зоной Ж1 свидетельствует и тот факт, что ранее Марковым И.Ю. был реализован ДД.ММ.ГГГГ участок №, образованный из состава участка № метрах восточнее относительно жилого дома <адрес>, ул. <адрес>ю 800 кв.м. с разрешенным использованием – индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не менее 3 этажей). Данное обстоятельство подтверждается представленным ответчиком в материалы дела договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 57).
К доводам представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска – СЕГ относительно того, что к спорным правоотношениям не подлежат применению Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № суд относится критически, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и ЛЛИ заключены договоры купли-продажи №№ № согласно которым Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обязался передать в собственность, а ЛЛИ принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельные участки из состава земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 55:36:130126:3457, 55:36:130126:3460, 55:36:130126:3462, 55:36:130126:3455, 55:36:130126:3458. Согласно пункту 2.1. названных договоров, цена каждого договора составила 19500 рублей (Т.1 л.д. 204-206, 219-219б, 239в-240а, 227-229, 252-254).
Оплата по договорам ЛЛИ была произведена в полном объеме, что подтверждается справками об оплате объекта купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, выданными Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска (Т. 1 л.д. 209, 216, 232, 238, 249б).
В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ между ЛЛИ в лице представителя КИС и Марковым И.Ю. были заключены договоры купли-продажи в отношении указанных земельных участков, по условиям которых Марков И.Ю. купил земельные участки у ЛЛИ по цене 50000 рублей (Т. 1 л.д. 195, 213, 221, 234, 247). В пункте 3 договора содержится указание на произведение полного расчета между сторонами.
Право собственности Маркова И.Ю. зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области ДД.ММ.ГГГГ года, о чем свидетельствуют штампы, проставленные на тексте договоров.
Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №№ 01№ ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что правообладателем названных земельных участков в настоящее время является Марков И.Ю. (Т. 1 л.д. 34-38).
Из содержания искового заявления, пояснений помощника прокурора г. Омска следует, что органами прокуратуры г. Омска проведена проверка законности предоставления Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска земельных участков с кадастровыми номерами № в ходе которой установлены грубые нарушения требований земельного законодательства. Полагая, что земельный участок под огород находится в незаконном владении Маркова И.Ю., относится к землям зоны индивидуальной жилой застройки, Прокурор г. Омска обратился в суд с настоящим иском.
Представителем Маркова И.Ю. оспаривалось право Прокурора г. Омска на обращение в суд с подобными требованиями.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку истребуемые земельные участки находились в государственной собственности, суд полагает, что в настоящем случае Прокурор г. Омска обладает правом на обращение в суд с данным иском, в том числе и в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации) определено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Оценивая обстоятельства заключения сделок между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и ЛЛИ суд приходит к следующему.
Как указывалось выше, спорные земельные участки располагаются в зоне индивидуальной жилой застройки, размещение в которой земельных участков для целей огородничества не предусмотрено.
Соответственно, предоставление земельного участка в данной зоне возможно только уполномоченным органом в установленном законом порядке для земельных участков с подобным видом разрешенного использования.
Такие земельные участки в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации могут продаваться гражданам только путем проведения конкурса или аукциона с установление начальной продажной стоимости в соответствии с требованиями ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
На момент заключения договора полномочиями от имени собственника управлять и распоряжаться земельными участками, расположенными в г. Омске, государственная собственность на которые не разграничена, в спорной территориальной зоне индивидуальной жилой застройки, имеющими вид разрешенного использования «индивидуальная жилая застройка» обладало Главное управление по земельным ресурсам по Омской области (пункт 6.1 статьи 5 Закона Омской области от 08 февраля 2006 года № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области», Положение о Главном управлении по земельным ресурсам по Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 16 июня 2006 года № 95).
Таким образом, договоры №№ № от ДД.ММ.ГГГГ заключены между ЛЛИ и Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, № с целевым предназначением, недопустимым в пределах территориальной зоны его расположения, с нарушением установленной процедуры предоставления земельных участков в указанной территориальной зоне, неуполномоченным органом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что сделки в интересах ЛЛИ в отношении названных земельных участков ничтожны как противоречащие закону, что в свою очередь влечет ничтожность последующих сделок в отношении данных земельных участков.
Согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В этой связи, имущество должно было быть возвращено ЛЛИ собственнику в порядке реституции. Вместе с тем, вышеназванные земельные участки были отчуждены третьему лицу, выбыли из владения стороны по сделке, правообладателем в настоящее время является Марков И.Ю.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Поскольку Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска не обладал полномочиями по распоряжению спорными земельными участками то, сделки купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ являются ничтожными, при этом ЛЛИ в силу вышеозначенных обстоятельств не могла обладать правомочиями собственника земельных участков, в том числе, по отчуждению спорного имущества Маркову И.Ю.
Таким образом, Марковым И.Ю. земельные участки были приобретены у неуполномоченного лица.
По смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Суд полагает, что поскольку отчуждение спорных земельных участков было осуществлено неуполномоченным лицом, т.е. Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска, а не Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, выбытие земельных участков из владения собственника произошло помимо воли собственника.
Доводы представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, а также представителя ответчика Маркова И.Ю. относительно наличия волеизъявления уполномоченного органа на отчуждение имущества, судом не принимаются.
Договоры №№ № от ДД.ММ.ГГГГ содержат указание на перечисление оплаты по договору ЛЛИ на счет УФК по Омской области (Главное управление по земельным ресурсам Омской области).
Вместе с тем, Главное управление по земельным ресурсам Омской области стороной данным сделкам не являлось, от имени управления договоры не подписывались.
Доказательства наличия уведомления Главного управления по земельным ресурсам Омской области о заключении сделок, получения одобрения на продажу земельных участков, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, суду не представлены.
Доводы ответной стороны относительно распоряжения Главным управлением по земельным ресурсам Омской области полученными денежными средствами не может влиять на вывод об отсутствии волеизъявления собственника на выбытие земельных участков из владения. Кроме того, доказательства подобного распоряжения суд не представлены.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным истребовать из незаконного владения Маркова И.Ю. земельные участки: - №, местоположение: в 287 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>, - №, местоположение: в 312 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>, - №, местоположение: в 338 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>, - №, местоположение: в 363 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>, - №, местоположение: в 265 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 4 части 1 статьи 6 Закона Омской области от 8 февраля 2006 года №731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» установлено, что органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют помимо прочего полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. В данной редакции закон вступил в законную силу 11 февраля 2013 года.
Указом Губернатора Омской области от 07 февраля 2013 года №17 принято решение о ликвидации Главного управления по земельным ресурсам Омской области.
При таких обстоятельствах суд полагает, что истребованные земельные участки подлежат передаче в распоряжение муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Поскольку суд пришел к выводу о наличии оснований для истребования недвижимого имущества – земельных участков из чужого незаконного владения Маркова И.Ю., имеются основания для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним записи о государственной регистрации права Маркова И.Ю. на спорные земельные участки.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд отказывает в удовлетворении требований Прокурора г. Омска о признании недействительным распоряжения первого заместителя директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», поскольку, как указывалось выше, данное распоряжение признано утратившим силу на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №
Учитывая данные обстоятельства, а также принимая во внимание вышеизложенное, суд не находит процессуальных и материально правовых оснований к вынесению отдельного судебного акта о признании незаконным распоряжения, юридическая сила которого к моменту рассмотрения настоящего спора утрачена.
По правилам статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит 200 рублей государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Прокурора г. Омска удовлетворить частично.
Истребовать из незаконного владения Маркова ИЮ земельные участки с кадастровыми номерами:
№, местоположение: в 287 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>,
- №, местоположение: в 312 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>,
- №, местоположение: в 338 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>,
- №, местоположение: в 363 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>,
№, местоположение: в 265 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, <адрес>.
Возложить на Маркова ИЮ обязанность передать земельные участки с кадастровыми номерами №, № в распоряжение Муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности Маркова ИЮ на земельные участки с кадастровыми номерами 55№
Взыскать с Маркова ИЮ в доход местного бюджета 200 рублей государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований о признании недействительным распоряжение первого заместителя директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории» истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Омска.
Судья: п/п Лопаткин В.А.
Копия верна:
Решение изготовлено в окончательной форме 05.05.2014 года. Решение вступило в законную силу 30.07.2014 года, обжаловалось - оставлено без изменения.