Дело № 2-1211/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2016 года г.Петровск-Забайкальский
Забайкальского края
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Балбаровой А.В.
при секретаре Поздеевой А.М.
с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Маметова С.В.,
представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» ФИО1,
представителя третьего лица ООО «Надежда» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе жильцов многоквартирного жилого дома №23, расположенного по адресу: <...> к ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» о признании действий незаконными,
установил:
Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе жильцов многоквартирного жилого дома №23, расположенного по адресу: <...> ссылаясь на следующее. По результатам проведенной прокуратурой района проверки по факту обращения ФИО3 жильца многоквартирного дома №23, расположенного по ул.Ленина, г.Петровск-Забайкальский по вопросу неправомерности начисления платы за общедомовые нужды на электроэнергию ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» установлено, что ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» производит расчет и выставляет гражданам на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды собственникам и нанимателям помещений в вышеуказанном многоквартирном доме. Случаев принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов решений о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации – ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» не выявлено, так же как и фактов принятия собственниками помещений многоквартирных домов на общих собраниях решений о распределении «сверхнормативного» объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме, что подтверждается актом проверки. Таким образом, ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. Определение задолженности за ОДН со стороны ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» является незаконным, что нарушает права жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, в том числе по начислению платы за общедомовые нужды на электроэнергию. Межрайонный прокурор просит суд признать незаконными действия энергосбытовой компании ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, по общедомовому прибору учета – ЦЭ6803ВМ заводской № 009131066004186.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Маметов С.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Уточнил, что просит признать незаконными действия ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома с 01.05.2015, поскольку именно с этой даты жильцы дома избрали способ управления домом – управление управляющей компанией ООО «Надежда».
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, указала на правомерность действий энергосбытовой компании по начислению платы за ОДН по электроэнергии непосредственно жильцам дома № 23 по ул.Ленина, г.Петровск-Забайкальский, в обоснование сославшись на изложенные доводы в письменном отзыве на исковое заявление, которые поддержала в полном объеме.
Согласно письменного отзыва на исковое заявление АО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края, основным обязательством которого является поставка электрической энергии покупателям электроэнергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли- продажи (поставке электрической энергии). Поставку электрической энергии в квартиры дома по адресу: <...> дом №23 Забайкальского края, ответчик осуществляет по договору электроснабжения. Поскольку собственники многоквартирного дома в установленный законом срок (на день вступления Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года) требования закона об обязательном обеспечении оснащения жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также по вводу установленных приборов в эксплуатацию, не выполнили и не обеспечили оснащение дома общедомовым прибором учета, сетевая компания самостоятельно установила приборы учета, поскольку названный Закон не дает право выбора собственникам жилых и нежилых помещений право выбора на установление либо неустановление прибора учета. Норма в данном случае носит императивный характер и не требует заключения какого-либо договора между сбытовой организацией и потребителем. Указывает на то, что в настоящем случае собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: <...> дом №23 способ управления не выбран, осуществляется непосредственное управление, установленные приборы электроэнергии приняты без возражений и в отсутствии замечаний, что следует из актов допусков прибора учета электроэнергии в эксплуатацию. В данных актах зафиксированы данные начальных показаний вводимых в эксплуатацию прибора учета. Таким образом, общедомовые приборы учета были введены в эксплуатацию надлежащим образом, в соответствии с действующим Жилищным законодательством. По истечении предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным пунктом 59.1 Правил, плата за коммунальную услугу рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Таким образом, законодатель четко определил, что расчет платы на общедомовые нужды производится по нормативу в случае: отсутствия ОДПУ, выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ, истечение срока эксплуатации ОДПУ. Расширенному толкованию указанный перечень не подлежит. Установленный ОДРПУ технически пригоден, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию, следовательно у АО «Читаэнергосбыт» отсутствовали законные основания не принимать значений указанного приборов учета при осуществлении расчетов за электрическую энергию. Начисление же платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды без применения показаний приборов учета, то есть по нормативам противоречит нормам Жилищного законодательства РФ. Просит в удовлетворении иска Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора отказать.
Представитель третьего лица ООО «Надежда» по доверенности ФИО2 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что с 01.05.2015 жильцы дома № 23 по ул.Ленина выбрали способ управления – управление управляющей компанией ООО «Надежда».
Согласно письменного отзыва на исковое заявление ООО «Надежда» следует, что управляющая компания ООО «Надежда» организована и работает с 01.06.2006. основной целью ООО «Надежда» является надлежащее содержание общего имущества собственников в многоквартирных домах, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан. Дом №23 по улице Ленина принят ООО «Надежда» на обслуживание с 01.03.2008, с собственниками помещений был заключен договор управления. В декабре 2011 года собственники помещений дома №23 по ул.Ленина избрали непосредственный способ управления и с 01.03.2012 заключили с ООО «Надежда» договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества дома. ООО «Надежда» несла ответственность перед собственниками помещений дома №23 по ул.Ленина в рамках заключенного договора. При непосредственном способе управления общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме продолжает осуществлять свои полномочия как орган управления в многоквартирном доме. 11.01.2013 был подписан акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому на балансе ПАО «МРСК-Сибири» находится общедомовой прибор учета, граница ответственности ООО «Надежда» начинается за общедомовым прибором учета. ООО «Надежда» на баланс общедомовой прибор учета не принимала. При начислении оплаты за общедомовые нужды используются показания общедомового прибора учета, однако установка и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета должны быть осуществлены в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, АО «Читаэнергосбыт» незаконно требует оплаты на общедомовые нужды по общедомовым приборам учета, которые не введены в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством, а не только потому, что домом управляет управляющая компания. Таким образом, собственники помещений дома №23 по улице Ленина должны были выбрать своего представителя, либо поручить обслуживающей организации участвовать при установке и допуске коллективного прибора учета электроэнергии. Сетевая организация, в данном случае, ПАО «МРСК-Сибири» при установке и допуске общедомового прибора учета игнорировала как обслуживающую дом организацию, так и представителей дома. И на сегодняшний день ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию не проведен, так как должен быть составлен акт о вводе, а таковой акт отсутствует. Кроме того, при проведении общего собрания собственников помещений дома №23 по улице Ленина 09.04.2015 в повестку дня были включены вопросы оплаты коммунальных услуг и вопрос распределения ОДН. Собственники проголосовали за оплату коммунальных услуг, а оплата ОДН также является коммунальной услугой, непосредственно в ресурсоснабжающие организации (отдано 69,81% голосов), при этом решение это было принято на будущее время, на время, когда в доме будет способ управления – управление управляющей компанией. В договоре управления, который заключается с каждым собственником помещения в доме №23 по улице Ленина отражено, что собственники помещений получать и оплачивать коммунальные услуги будут самостоятельно. Договор энергоснабжения между ООО «Надежда» по дому №23 по ул.Ленина не заключен. Считает, что действия энергосбытовой компании ЗМРО ПАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жителям многоквартирного дома №23 по ул.Ленина являются незаконными, потому что общедомовой прибор учета не был принят и введен в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством, а при отсутствии прибора учета в соответствии с п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг начисления на общедомовые нужды должны быть не больше нормативного потребления.
В судебное заседание третье лицо Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» своего представителя не направило, о дате и времени слушания дела извещено надлежаще, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с п. 7, 8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Как следует из п. 3 ст. 161 ЖК РФ, п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: в том числе перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (п. п. 1, 2, 3 ст. 162 ЖК РФ).
Как следует из указанных норм права, для определения исполнителя коммунальных услуг собственниками жилых домов необходимо выражение воли на общем собрании всех собственников многоквартирного дома, относительно способа управления, с последующим заключением договора на управление многоквартирным домом, а для определения исполнителя коммунальных услуг, где собственником всех помещений многоквартирного дома является муниципальное образование требуется заключение со стороны муниципального образования договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
При этом, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (п. 7 ст. 155 ЖК РФ).
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
Из вышеизложенного следует обязанность управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды.
При таком положении, правовой статус управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов, обязанности перед ресурсоснабжающей организацией по внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, в жилых домах (домовладениях)
По смыслу приведенных норм, управляющая организация, выбранная собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления, является непосредственным исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в таком доме. Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и наниматели помещений в многоквартирном доме также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом в период до 30 июня 2015 года внесение оплаты за коммунальные услуги, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации являлось недопустимым, даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома.
Судом установлено, что с 01.05.2015 многоквартирный дом № 23 по улице Ленина, г.Петровск-Забайкальский находится под управлением управляющей компании ООО «Надежда».
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора, поскольку ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» производит расчет и требует от жильцов дома, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством через управляющую компанию, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, в отсутствие правовых оснований с 01.05.2015.
Поскольку прокурор, освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика ЗМРО АО «Читаэнергосбыт», на основании ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе жильцов многоквартирного жилого дома №23, расположенного по ул.Ленина, г.Петровск-Забайкальский Забайкальского края удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, город Петровск-Забайкальский, улица Ленина, дом №23, по общедомовому прибору учета – ЦЭ6803ВМ заводской № 009131066004186 с 01.05.2015.
Взыскать с ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» в доход бюджета городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Балбарова
Мотивированное решение изготовлено и оглашено 30.12.2016.