ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12122/2022 от 11.05.2023 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-2392/2023

24RS0048-01-2022-010423-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2023 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Чудаевой О.О.,

при секретаре Гуляевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филипповой Зои Александровны к администрации г. Красноярска о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Филиппова З.А. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации г. Красноярска о признании незаконным расположения парковки под окнами многоквартирного жилого дома <адрес>, обязании администрации города Красноярска выделить места для парковок автомобилей в соответствии с санитарными нормами, обязании привести дорожное покрытие и тротуары в соответствие с требованиями закона, а также обеспечить условия для беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения, привлечь виновных лиц к ответственности, компенсировать моральный вред в размере 950000 руб.

Свои требования истец мотивировал тем, что проживает в квартире № 5, расположенной по адресу: г. Красноярск, пр. <адрес> Жилой комплекс построен с нарушениями строительных и санитарных норм. Благоприятные условия для проживания в жилом комплексе, условия для самостоятельного передвижения по территории отсутствуют. Кроме того, жилой комплекс не обеспечен парковочными местами, часть парковочных мест расположена с нарушением санитарных норм, под окнами дома. К домам жилого комплекса вплотную пристроены детские площадки и парковки, что не соответствует нормам пожарной безопасности. Филиппова З.А. является инвалидом, по состоянию своего здоровья и отсутствием условий для самостоятельного передвижения по территории, подвергается страху, из-за парковки под окнами не может открыть окно в квартире, вследствие чего головные боли. Полагает, что действиями ответчика, в виде выдаче разрешения на строительство жилого комплекса с нарушениями, истцу нанесен вред здоровью, что послужило обращением истца с настоящим иском в суд.

В судебном заседании истец Филиппова З.А. поддержала исковые требования, в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Петрушина Н.Ю. (по доверенности) в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении требований Филипповой З.А. отказать

Представители третьих лиц ООО УК «Снегири», Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска, МКУ г. Красноярска «УДИБ» не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом своевременно и надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

Дело в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4).

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

На основании ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Статья 42 Конституции РФ и статья 8 Федерального закона № 52-ФЗ закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, которое обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (статьи 1 и 2).

Судом установлено, что Филиппова З.А. проживает в квартире № <адрес>

06.03.2014 на основании разрешения администрации г. Красноярска, вышеуказанный дом введен в эксплуатацию.

Земельный участок под многоквартирным домом по <адрес> поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер <адрес>

Филиппова З.А. обратилась в Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска с заявлением по вопросу организации благоустройства придомовой территории дома <адрес> ликвидации парковки автомобильного транспорта на дворовой территории, устройства тротуаров, лестниц и сетей ливневой канализации на пути следования от указанного многоквартирного дома к остановочному пункту общественного транспорта.

Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска в адрес Филипповой З.А. сообщило, что указанная парковка автомобильного транспорта размещена на дворовой территории на земельном участке под многоквартирным домом <адрес> Согласно проекту, за домом обустроена парковка для временного размещения транспортных средств, принадлежащих собственникам домов. Силами управляющей компании размещены информационные таблички, запрещающие стоянку транспортных средств с работающим двигателем.

На территории г. Красноярска заказчиком производства работ по содержанию, капитальному ремонту и ремонту улично-дорожной сети, объектов дорожного хозяйства является МКУ «УДИБ». В настоящее время администрацией города проводится работа по определению владельцев земельных участков, на обозначенной Филипповой З.А. обращении территории. В случае выявления земельных участков на муниципальной территории, вопрос благоустройства будет рассмотрен дополнительно.

Кроме того, мероприятия, в том числе по посадке зеленых насаждений, произрастающих на придомовой территории, должны выполняться силами жилищных организаций за счет средств, собираемых с населения. Посадка зеленых насаждений проводится в соответствии с постановлением администрации г. Красноярска от 16.04.2021 № 273 «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленого фонда г. Красноярска» два раза в год весной и осенью, с привлечением квалифицированных садово-парковых сотрудников в соответствии с утвержденными стандартами на посадочный материал, с учетом сроков и технологии посадок, а также с соблюдением благоприятного температурного режима.

Филиппова З.А. обратилась в ГУ МЧС России по Красноярскому краю о нарушении законодательства РФ на территории ЖК «Снегири».

07.07.2022 ГУ МЧС России по Красноярскому краю в адрес Филипповой З.А. сообщило, что в ходе проведения выездного обследования, нарушений требований пожарной безопасности к проездам/подъездам на территории ЖК «Снегири» инспектором по пожарному надзору не выявлено.

Кроме того, сообщено, что собственники многоквартирного дома вправе на общем собрании принять решение о запрете парковки автомобилей на придомовой территории, в том числе путем установки ограждающих устройств, при соблюдении требований пожарной безопасности.

Филиппова З.А. обратилась в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю об организации парковок автомобилей для многоквартирного дома.

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в адрес Филипповой З.А. сообщило, что в соответствии с Положениями о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1100, Управление в пределах своей компетенции осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Согласно требованиям СанПиН, показатели расстояний разрыва от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки, для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются. Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Нарушений не установлено. Кроме того, размещение в жилых зонах стоянок автомобильного транспорта допускается ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ.

Реализация плана строительства объектов дорожной инфраструктуры осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами административного городского округа, или в установленном местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Администрацией города Красноярска в департаменте градостроительства была запрошена информация относительно строительства автодороги по направлению от дома <адрес> по направлению к дому <адрес>

Согласно представленному ответу департамента градостроительства следует, что адресной инвестиционной программой города Красноярска предусмотрен лимит денежных средств на реализацию объекта «Строительство автодороги в границах ул. <адрес>

Строительство ведется в рамках заключенного муниципального контракта от 03.06.2021 №2021.57. Планируемый срок сдачи в эксплуатацию 1, 2 этапов строительства 2023.

При разработке плана полосы отвода и плана организации рельефа была рассмотрена схема беспрепятственного самостоятельного передвижения инвалида на коляске в любом направлении пешеходных связей к домам улиц микрорайона, и к остановкам общественного транспорта.

Для маломобильных групп населения предусмотрены пути с минимально возможной протяженностью и обеспечением требуемого продольного уклона, равным 50%, поперечного - 15%. Для слабовидящих людей, инвалидов по зрению проектом предусмотрено устройство тактильных наземных (дорожных) указателей. Указатели, в зависимости от назначения, подразделены на предупреждающие (форма рифления с конусообразными) и направляющие (форма рифления с продольными рифами). Плитки с продольными рифами устраиваются в качестве направляющих дорожек по направлению тротуара, а также перед наземными переходами в виде полосы шириной 0,6 м и длиной равной ширине перехода на расстоянии 0,3 м от кромки проезжей части.

Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что в настоящее время органами администрации в рамках предоставленных полномочий ведется работа по строительству объекта дорожной инфраструктуры в рамках предусмотренной законодателем процедуры, а именно адресной инвестиционной программой города Красноярска, в соответствии с условиями заключенного муниципального контракта, с учетом материальных средств на данное строительство, в связи с чем, требование о возложении обязанности на ответчика не подлежит удовлетворению.

Судом установлено, за домом обустроена парковка для временного размещения транспортных средств, принадлежащих собственникам жилого помещения, на придомовой территории, которая является общей долевой собственностью собственников многоквартирного дома.

Согласно проекту, за домом обустроена парковка для временного размещения транспортных средств, принадлежащих собственникам жилого помещения.

Собственники помещений многоквартирного дома могут воспользоваться своим правом принятия соответствующего решения в отношении ограничения использования части земельного участка, предназначенного для размещения автотранспорта.

Вместе с тем, решение собственников жилого помещения об ограничении размещения автотранспорта, материалы дела не содержат.

Размещение стоянок автомобильного транспорта на территории многоквартирного дома не противоречит требованиям СП 42.13330.2016, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 (далее - Постановление № 74) введена в действие новая редакция санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - Санитарные правила).

Согласно п. 11 к таблице 7.1.1 раздела VII «Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них», содержащей показатели расстояний разрыва от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки, для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются.

Требования Санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (п. 1.2 Санитарных правил).

Размещение в жилых зонах стоянок автомобильного транспорта допускается ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ.

В сфере градостроительства размещение в жилых зонах автостоянок для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, предусмотрено пунктом 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89» Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр.

Согласно ч. 5 ст. 85 Земельного кодекса РФ и ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.

Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

Данное положение корреспондирует видам разрешенного использования земельных участков в жилой зоне.

Кроме того, размещение мест стоянок автомобильного транспорта на территории многоквартирного дома, не противоречат градостроительным нормам, которые, в свою очередь, не содержат запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории дворов жилых зданий, а также размещение в жилых зонах стоянок автомобильного транспорта прямо предусмотрено ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, требования о признании незаконным размещение парковок на территории многоквартирного дома не подлежат удовлетворению.

Доводы истца о том, что при размещении мест для парковок личного автотранспорта жителей многоквартирного дома, а также гостевых автопарковок на территории многоквартирного дома были нарушены требования действующего законодательства, являются необоснованными, и не могут быть приняты во внимание судом.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу ч.2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Материалами дела не установлено нарушение прав Филипповой З.А., нарушающие её личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, за нарушение которых законом предусмотрена возможность взыскания морального вреда, в связи с чем требование о взыскании морального вреда не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Филипповой Зои Александровны к администрации г. Красноярска о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в срок один месяц со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.О Чудаева

Мотивированное решение составлено 19.05.2023.