ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1212/19 от 03.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-1212/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г.Иваново в составе:

председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,

секретаря Алеева И.Ю.,

с участием представителя истца помощника прокурора Октябрьского района г.Иваново Савиновой Екатерины Николаевны,

представителя ответчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный политехнический университет» ФИО1,

представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Ивановской области ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Иваново в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ивановский государственный политехнический университет» о понуждении приведения объектов гражданской обороны в надлежащее состояние,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Иваново, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ивановский государственный политехнический университет» о понуждении приведения объектов гражданской обороны в надлежащее состояние, мотивировав его следующим.

Прокуратурой Октябрьского района г. Иваново на основании решения коллегии прокуратуры Ивановской области от 24.12.2018 «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» проведена проверка исполнения законодательства о собственности и гражданской обороне, в рамках которой установлено, что за ответчиком - ФГБОУ ВО «ИВГПУ» - на праве оперативного управления закреплены защитные сооружения, находящиеся на подземном этаже зданий, расположенных по адресу <адрес>: в здании учебного корпуса общей площадью 3365,4 кв.м, (свидетельство государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации ) и в здании учебного корпуса ПГС , общей площадью 5864,1 кв.м, (свидетельство государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации ). Данные защитные сооружения являются объектами гражданской обороны с инвентаризационными номерами 123-38 и 627-38 (далее - ЗСГО). В силу ст. ст. 8, 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, а также планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. Согласно п.п. 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф па потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения. Таким образом, убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны - в силу особого предназначения и его условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации. В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации па федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» до определения соответствующего собственника объекты гражданской обороны являются федеральной собственностью. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» предусмотрено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны, обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию. На основании п.п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно с Главным управлением МЧС России по Ивановской области, установлено, что защитные сооружения, находящееся в эксплуатации ФГБОУ ВО «ИВГПУ», по своему техническому состоянию должным образом не готовы к приему укрываемых. Так, на ЗС ГО , расположенном но адресу: <адрес> здании учебного корпуса , не выполняется обслуживание ЗС ГО; демонтирована фильтровентиляционная система; демонтирована защитно-герметическая дверь; проведена перепланировка ЗС ГО - сделан дверной проем в одной из стен; демонтировано санитарно-техническое оборудование санитарных узлов; вследствие перепланировки, демонтажа воздуховодов и защитно-герметических дверей нарушена герметичность ЗС ГО. На ЗС ГО , расположенном по адресу: <адрес> здании учебного корпуса ПГС , не выполняется обслуживание ЗС ГО: демонтирована фильтровентиляционная система; демонтированы 2 защитно-герметических двери; проведена перепланировка ЗС ГО - сделан дверной проем в стенах и перекрытиях для транзитных сетей водоснабжения, отопления и канализации; демонтировано санитарно-техническое оборудование санитарных узлов;

вследствие перепланировки, демонтажа воздуховодов и защитно-герметических дверей нарушена герметичность ЗС ГО. Кроме того в ЗС ГО и IT соответствии с пунктом 1.8 Приказа не обеспечено планирование и opганизация выполнения мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования и по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению Необходимая документация на ЗС ГО и отсутствует. В соответствии с пунктом 4.1.4. Правил не организовано проведение оценки технического состояния ЗС ГО. Годовые планы планово- предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств и планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций не ведутся. В соответствии с пунктом 5.1 Правил не обеспечено проведение технического обслуживания и ремонта технических систем защитного сооружения. По результатам проверки прокуратурой района в адрес руководства ФГБОУ ВО «ИВГПУ» 31.07.2018 внесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, о государственной собственности. Однако, требования прокуратуры района ответчиком не исполнены, что подтверждается актом проверки от 13.03.2019. Негативным последствием выявленных нарушений является создание угрозы безопасности населения, материальных и культурных ценностей в случае возникновения военных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, причинения ущерба федеральной собственности.

На основании изложенного прокурор просит суд: обязать ответчика привести защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес> здании учебного корпуса и в здании учебного корпуса ПГС , в надлежащее состояние, а именно:

1) обязать ответчика привести защитное сооружение гражданской обороны расположенное по адресу: <адрес> здании учебного корпуса , в надлежащее состояние: восстановить герметичность защитного сооружения (установить демонтированные защитно-герметические двери, заменить резиновые уплотнители, устранить нарушения, допущенные в ходе перепланировки ЗС ГО, а именно ликвидировать дверной проем); провести восстановление фильтровентиляционной системы; восстановить электропроводку; обеспечить доступ ко всем входам и выходам защитного сооружения; восстановить санитарно-техническое оборудование санитарных узлов; провести работу по окраске инженерных систем сооружения; провести оценку технического состояния ЗС ГО; актуализировать годовые планы планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций; провести техническое обслуживание и ремонт технических систем защитного сооружения; разработать необходимую документацию защитного сооружения: журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (пена) но обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационную схему систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационную схему водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационную схему электроснабжения ЗС ГО, инструкцию по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты, инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкцию по обслуживанию ДЭС, инструкцию по противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схему эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;

2) обязать ответчика привести защитное сооружение гражданской обороны , расположенное по адресу: <адрес> здании учебного корпуса ПГС , в надлежащее состояние: восстановить герметичность защитного сооружения (установить демонтированные защитно-герметические двери, заменить резиновые уплотнители, демонтировать транзитные сети водоснабжения, отопления и канализации, устранить протечки); устранить подтопление помещения ЗС ГО канализационными стоками; провести полное восстановление фильтровентиляционной системы; восстановить электропроводку; обеспечить доступ ко всем входам и выходам защитного сооружения; восстановить санитарно-техническое оборудование санитарных узлов; провести работу по окраске инженерных систем сооружения; провести оценку технического состояния ЗС ГО; актуализировать годовые планы планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств и планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций; произвести техническое обслуживание и ремонт технических систем защитного сооружения; разработать необходимую документацию защитного сооружения: журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационную схему систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационную схему водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационную схему электроснабжения ЗС ГО; инструкцию по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкцию по обслуживанию ДЭС; инструкцию по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схему эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов;

установить срок выполнения вышеуказанных мероприятий – в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Октябрьского района г.Иваново Савинова Е.Н. доводы искового заявления поддержала по основаниям, изложенным в иске и ее устных объяснениях по делу.

Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный политехнический университет» ФИО1 против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, полагая, что ответчику спорные защитные сооружения гражданской обороны собственником – Российской Федерацией в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - не передавались; указанные объекты на отдельном учете не состоят; в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, как орган, выполняющий функции по содержанию федерального имущества; кроме того, денежных средств на содержание защитных сооружений гражданской обороны ответчику с момента реорганизации не выделялось; ответчик не является субъектом, на который возложены обязанности по исполнению мероприятий гражданской обороны; переход права оперативного управления зданиями не предполагал переход обязанностей по содержанию объектов гражданской обороны; отдельный соответствующий договор не заключался; технический паспорт на спорные объекты отсутствует, в паспортах убежищ не указано основание и даты их приема ответчиком, следовательно, ответчика нельзя признать эксплуатирующей организацией в отношении объектов гражданской обороны; ответчик без передачи в надлежащем состоянии либо создания вновь соответствующих объектов гражданской обороны не может исполнить требования прокурора; для этого в структуре ответчика должно быть создано специальное подразделение по гражданской обороне; требования к обеспечению приема укрываемых в спорных защитных сооружениях не основано на нормах Постановления Правительства о порядке создания убежищ и иных объектов ГО № 1309; данные объекты также не могут быть определены как объекты ГО, используемые под складские и иные схожие нужды; в отсутствие установленного статуса убежища либо укрытия спорных объектов ответчик вправе использовать их как часть здания учебного корпуса, в том числе для хозяйственных нужд; в представленных прокурором актах осмотра спорных объектов не зафиксировано участие представителя (специалиста) ответчика; требования истца не конкретизированы, не обоснованы, документально не подтверждены, в связи с чем их следует оставить без удовлетворения.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, в котором полагал требования прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку здания учебных корпусов, в котором расположены спорные защитные сооружения гражданской обороны, переданы в оперативное управление ответчику; как лицо, на учете которого находятся эти объекты недвижимости, ответчик обязан их содержать и обеспечивать готовность к использованию в целях гражданской обороны.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Ивановской области ФИО2, ФИО3 заявленные прокурором требования поддержали, в письменном отзыве обозначили статус спорных объектов, подтвердили факт участия в проверке их состояния совместно с прокурором и представителем ответчика, а также факт выявленных нарушений в их содержании.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направило, письменного отзыва не представило, извещено о слушании дела в установленном законом порядке, в связи с чем, при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено судом без участия указанного третьего лица.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Иваново на основании решения коллегии прокуратуры Ивановской области от 24.12.2018 «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса», выявлено ненадлежащее состояние закрепленных за ответчиком – Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ивановский государственный политехнический университет» (далее – ответчик, ФГБОУ ВО «ИВГПУ») - на праве оперативного управления защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в подземных этажах зданий, расположенных по адресу: <адрес>: в здании учебного корпуса общей площадью 3365,4 кв.м и в здании учебного корпуса ПГС , общей площадью 5864,1 кв.м (далее также – ЗС ГО), что подтверждается Актами проверки содержания и использования ЗС ГО от 13.03.2019.

Право оперативного управления ответчика на здание учебного корпуса, лит. А, А1, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 3365,4 кв.м, с подземным этажом (здание учебного корпуса ), подтверждается свидетельством государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии .

Право оперативного управления ответчика на здание учебного корпуса, лит. Б, Б1, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 5864,1 кв.м, с подземным этажом (здание учебного корпуса ПГС ), подтверждается свидетельством государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии .

Указанные здания являются федеральным имуществом, закреплены за ответчиком в оперативное управление в соответствии с распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Защитные сооружения гражданской обороны с инвентаризационными номерами 123-38 и 627-38, относящиеся к убежищам, противорадиационным укрытиям, были оборудованы в подземных этажах указанных зданий и введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, что подтверждается паспортами защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) и от ДД.ММ.ГГГГ, подписанных руководителем организации, на балансе которой находились ЗС ГО, - ректором Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный архитектурно-строительный университет» (ГОУ ВПО «ИГАСУ») ФИО4 – и представителем ГУ МЧС России по Ивановской области.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2012 № 995 «О федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ивановский государственный политехнический университет» произведена реорганизация в форме слияния федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный архитектурно-строительный университет» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановская государственная текстильная академия», в результате чего на их основе образовано федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный политехнический университет» (ответчик), являющийся правопреемником двух вышеуказанных высших учебных заведений как в части осуществления образовательной и научной деятельности, так и в части закрепленного за ними имущества.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.05.2018 № 373 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный политехнический университет» утвержден Устав ФГБОУ ВО «ИВГПУ» (в новой редакции), пунктом 1.3 которого также подтверждается, что ответчик является правопреемником двух вышеназванных ВУЗов.

Согласно п. 1.10 Устава ФГБОУ ВО «ИВГПУ» университет производит и обеспечивает необходимые мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации; в силу п. 1.14 Устава университет обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции; ответственность за организацию защиты соответствующих сведений возлагается на ректора университета, при этом защита государственной тайны является видом основной деятельности университета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

Таким образом, анализ вышеперечисленных обстоятельств свидетельствует о том, что к ответчику, как к правопреемнику эксплуатирующей и содержащей ранее на своем балансе и в оперативном управлении здания учебных корпусов с оборудованными в них защитными сооружениями гражданской обороны (ФГБОУ ВПО «ИГАСУ»), перешла обязанность по содержанию и обеспечению надлежащего состояния спорных защитных сооружений гражданской обороны.

В ходе проведения прокурорской проверки факт наличия у ответчика указанной обязанности и ее ненадлежащего выполнения (неготовности укрытий к приему укрываемых, необходимости их ремонта) не оспаривался его руководителем, что следует из объяснения, полученного помощником прокурора Октябрьского района г.Иваново Савиновой Е.Н. у исполняющего обязанности ректора ФГБОУ ВО «ИВГПУ» ФИО9 29.03.2019; при этом указанным должностным лицом сообщено, что в университете имеется ответственное лицо в сфере гражданской обороны – начальник департамента комплексной безопасности ФГБОУ ВО «ИВГПУ» ФИО10

Указанные обстоятельства, а также факт участия представителя ответчика в осмотре спорных объектов гражданской обороны, подтверждаются объяснениями представителя истца Савиновой Е.Н. и третьего лица ГУ МЧС России по Ивановской области ФИО2, которые лично осуществляли проверку и осмотр объектов, являются должностными лицами, ответственными за правомерность своих действий, поскольку таковые являются их служебными обязанностями, в связи с чем оснований не доверять их объяснениям и составленным ими документам суд не усматривает.

Доводы представителя ответчика об обратном, приведенные в судебном заседании, соответственно, являются несостоятельными и подлежащими отклонению.

Оспаривание ответчиком исковых требований прокурора в ходе рассмотрения дела суд расценивает как способ реализации права стороны на защиту от предъявляемого иска.

Соответствующие доводы ответчика о том, что спорные защитные сооружения гражданской обороны ему не передавались, и он не является организацией, обязанной их содержать в надлежащем состоянии, со ссылкой на справку заместителя главного бухгалтера ФГБОУ ВО «ИВГПУ» ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, позицию, ранее изложенную университетом в письме от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на представление прокурора об устранении нарушений законодательства, также являются несостоятельными и подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм закона, в силу следующего.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

Статья 2 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» устанавливает, что организация обороны включает в том числе планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне, оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны.

В соответствии с ч.1 ст. 9. Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.

Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее – Порядок), к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Убежище представляет собой защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

В силу п. 7 вышеуказанного Порядка создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; при этом по смыслу п.п. 8-13 Порядка создание объектов гражданской обороны осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (по согласованию с указанными органами) за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка).

Согласно пункту 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила эксплуатации ЗС ГО), документальным основанием для ведения учета ЗС ГО (то есть документом, подтверждающим факт создания и существования защитного сооружения гражданской обороны) является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Снятие с учета защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 2.5 данных Правил, при этом одним из оснований для снятия такого объекта с учета является фактическое отсутствие ЗС ГО по учетному адресу, однако данное обстоятельство должно подтверждаться материалами проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.

Ответчик ссылался на фактическое отсутствие защитных сооружений гражданской обороны в ответе на представление прокурора от 22.08.2018 , однако доказательств их отсутствия, оформленных комиссионно, сведений об обследовании технического состояния ЗС ГО руководством ГОУ ВПО «ИГАСУ» в марте 2010 года, суду не представлено.

Напротив, факт наличия в подземных этажах зданий учебных корпусов ответчика спорных защитных сооружений гражданской обороны (приведенных в ненадлежащее состояние), факт наличия предназначенного для их эксплуатации инженерного оборудования, подтверждается, помимо паспортов ЗС ГО, актами проверки содержания и использования ЗС ГО от 13.02.2019, составленными уполномоченным должностным лицом ГУ МЧС России по Ивановской области в присутствии прокурора, а также представленными суду фотоматериалами осмотра соответствующих объектов в рамках проведенной проверки.

В силу изложенного отсутствие прилагаемых к паспортам ЗС ГО копий поэтажных планов и экспликаций помещений, согласованных и заверенных органами технической инвентаризации, вопреки доводам ответчика, не может служить доказательством отсутствия спорных ЗС ГО и основанием для освобождения эксплуатирующей организации от их поддержания в надлежащем состоянии.

Таким образом, поскольку спорные защитные сооружения гражданской обороны существуют, были созданы в 50-х годах в учебных корпусах ГОУ ВПО «ИГАСУ», которые в настоящее время в порядке правопреемства и на основании распоряжения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества, о закреплении зданий учебных корпусов на праве оперативного управления за ответчиком переданы последнему на основании Актов о приеме-передаче здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ, , состоят на его балансе (согласно инвентарной карточке нефинансовых активов , открытой ДД.ММ.ГГГГ, инвентарной карточке нефинансовых активов , открытой ДД.ММ.ГГГГ), они являются фактически переданными ответчику.

Вопреки доводам ответчика, каких-либо дополнительных актов о передаче уже созданных защитных сооружений гражданской обороны при слиянии юридических лиц (что предполагает безусловное наличие правопреемства юридического лица, являющегося эксплуатирующей такие объекты организацией) либо формального создания новых объектов гражданской обороны вследствие такого слияния, действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», не предусмотрено.

Оснований для применения по аналогии норм пунктов 2, 8 постановления Правительства РФ от 23.04.1994 № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» к рассматриваемым правоотношениям суд не усматривает, поскольку соответствующие нормы данного постановления направлены на недопустимость приватизации объектов гражданской обороны, их обособление по отношению к остальному приватизируемому имуществу и урегулированию в дальнейшем отношений с новым собственником имущества по эксплуатации данных объектов.

В рассматриваемом случае собственник имущества не меняется; не меняется организационно-правовая форма и виды экономической деятельности эксплуатирующей здания с размещенными в них объектами гражданской обороны организации, что не влечет необходимости дополнительного правового оформления факта приема-передачи указанных объектов образованному в результате слияния юридическому лицу.

Соответственно, поскольку здания находятся в оперативном управлении ответчика, обязанного нести расходы на содержание соответствующего недвижимого имущества (ст.ст. 209, 210, 214, 216, 296 ГК РФ), отсутствуют основания для возложения обязанностей по содержанию их и размещенных в них защитных сооружений гражданской обороны на собственника федерального имущества в лице МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях.

В соответствии с п. 3.2.1. Правил эксплуатации ЗС ГО при эксплуатации защитного сооружения в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 3.2.2 Правил эксплуатации ЗС ГО при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.

В силу пунктов 3.2.3, 3.2.7 Правил эксплуатации ЗС ГО пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение. Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации.

Пунктом 3.2.11. Правил эксплуатации ЗС ГО предусмотрено, что инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Исходя из анализа данных норм и норм пункта 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, доводы ответчика о том, что заявленное истцом требование к обеспечению приема укрываемых в спорных защитных сооружениях не основано на нормах вышеуказанного постановления, о том, что данные объекты также не могут быть определены как объекты гражданской обороны, используемые под складские и иные схожие нужды, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

Ответчик может использовать их в мирное время для своих хозяйственных (экономических) нужд с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению, что также подтвердил представитель третьего лица ФИО2 в судебном заседании.

Как было установлено результатами проверки, проведенной ГУ МЧС России по Ивановской области с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Иваново, при содержании ответчиком защитного сооружения допущены нарушения указанных требований Правил эксплуатации ЗС ГО, зафиксированные 13.03.2019 в соответствующих актах по каждому из двух объектов.

По представлению прокурора выявленные нарушения требований законодательства о гражданской обороне ответчиком не устранены.

Факт отсутствия бюджетного финансирования ответчика на соответствующие цели не может служить основанием для отказа в удовлетворении законных требований прокурора, направленных на защиту государственных интересов.

Доказательств того, что ответчик предпринимает необходимые меры к выделению бюджетных средств на содержание и приведение в надлежащее состояние спорных объектов гражданской обороны, суду не представлено.

Таким образом, учитывая, что незаконное бездействие ответчика фактически снижает безопасность населения в случае возникновения военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличивает риск причинения ущерба государственному имуществу, ставит под угрозу сохранность документов, составляющих государственную тайну (обязанность сохранения которой возложена на ответчика уставом учреждения безотносительно к наличию либо отсутствию у него мобилизационного задания), исковые требования прокурора об обязании ответчика привести защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в здании учебного корпуса и в здании для учебного отделения ПГС по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние – в соответствие с Правилами эксплуатации ЗС ГО - путем выполнения необходимых для этого и конкретно указанных в иске мероприятий (вопреки доводам ответчика о неопределенности предмета иска) подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку требования прокурора направлены на защиту интересов Российской Федерации, суд, руководствуясь ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым установить ответчику срок для приведения защитных сооружений гражданской обороны в надлежащее техническое и санитарное состояние – в течение одного года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, полагая данный заявленный прокурором срок разумным и достаточным для выполнения указанных мероприятий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Иваново в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ивановский государственный политехнический университет» удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановский государственный политехнический университет» в течение одного года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу привести защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в здании учебного корпуса и в здании для учебного отделения ПГС по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние путем выполнения следующих мероприятий:

1) в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном в здании учебного корпуса по адресу: <адрес>:

- восстановить герметичность защитного сооружения гражданской обороны, а именно: установить демонтированные защитно-герметические двери, заменить резиновые уплотнители, устранить нарушения, допущенные в ходе перепланировки защитного сооружения гражданской обороны: ликвидировать дверной проем;

2) в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном в здании для учебного отделения ПГС по адресу: <адрес>:

- восстановить герметичность защитного сооружения гражданской обороны, а именно: установить демонтированные защитно-герметические двери, заменить резиновые уплотнители, демонтировать транзитные сети водоснабжения, отопления и канализации, устранить протечки;

- устранить подтопление помещения защитного сооружения гражданской обороны канализационными стоками;

3) в обоих защитных сооружениях гражданской обороны, расположенных в здании учебного корпуса и в здании для учебного отделения ПГС по адресу: <адрес>:

- восстановить фильтровентиляционную систему;

- восстановить электропроводку;

- обеспечить доступ ко всем входам и выходам защитных сооружений;

- восстановить санитарно-техническое оборудование санитарных узлов;

- выполнить работы по окраске инженерных систем сооружения;

- произвести оценку технического состояния защитных сооружений гражданской обороны;

- актуализировать годовые планы планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств и планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций защитных сооружений гражданской обороны;

- произвести техническое обслуживание и ремонт технических систем защитных сооружений гражданской обороны;

- разработать необходимую документацию защитных сооружений гражданской обороны: журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых; план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационную схему систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационную схему электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкцию по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкцию по обслуживанию дизельной электростанции; инструкцию по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы дизельной электростанции; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схему эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Шолохова Е.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2019