ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1212/19 от 06.02.2020 Ялуторовского районного суда (Тюменская область)

<данные изъяты>

№ 2-93/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялуторовск 06 февраля 2020 года

Ялуторовский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Ахмедшиной А.Н.,

при секретаре Боровковой В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-93/2020 по иску ФИО1 к АО «Энергосбытовая компания «Восток» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к АО «Энергосбытовая компания «Восток» о защите прав потребителей, просила о перерасчёте начисленных платежей по обращению с ТКО за январь-май 2019 года, за ноябрь-декабрь 2019 года, июль-октябрь 2019 года по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что она является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. В указанном доме отсутствуют проживающие и зарегистрированные лица, твердые коммунальные отходы не образуются. Считает, что договор был заключен в мае 2019 года, что следует из квитанций ТРИЦ, когда начались работы в огороде, до октября 2019 года (завершения садовых работ). С 01.07.2019 действует новый тариф по оплате за обращение с ТКО, истцу начисления за июль-октябрь 2019 года производились по тарифу, действующему с 01.01.2019 по 30.06.2019. Ответчик в добровольном порядке отказался осуществить перерасчет платы за коммунальные услуги. Оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется по месту ее жительства по адресу регистрации.

В судебном заседании истец ФИО1 заявила отказ от исковых требований в части перерасчета платы за июль-октябрь 2019 года, производство по делу в этой части прекращено. Пояснила, что согласна с начислением платы за обращение с ТКО за май-октябрь 2019 года, поскольку в данный период она осуществляет садовые работы, пользуется домом. В части начисления платы за январь-апрель, ноябрь-декабрь 2019 года не согласна, поскольку в доме никто не проживает, он не отапливается. Пояснила, что ранее Ялуторовским районным судом Тюменской области рассматривалось дело по её иску об аннулировании начисленных платежей в сумме 953 рубля, начисленных за период с января по август 2019 года.

Представитель ответчика АО «Энергосбытовая компания «Восток» ФИО2 в судебном заседании возражала относительно заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве. Подтвердила, что ранее Ялуторовским районным судом Тюменской области рассматривалось дело по иску ФИО1 об аннулировании начисленных платежей в сумме 953 рубля, начисленных за период с января по август 2019 года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, ООО «ТЭО» ФИО3 возражала относительно заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:

Из материалов дела следует, что истец с 03.05.2017 является собственником жилого дома по <адрес>, с 22.04.2006 и по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17.01.2020, данными паспорта ФИО1 (л.д. 60-62).

Согласно квитанции ООО «ТРИЦ» плательщика ФИО1 за август 2019 года, количество проживающих по адресу: <адрес> – 0 человек, собственников – 1 человек. С января по июнь 2019 года плата за обращение с ТКО по адресу: <адрес>, составляет 119 рублей 25 копейки в месяц, с июля по декабрь 2019 года – 116 рублей 63 копейки в месяц, что следует из карточки лицевого счета (л.д. 10, 33).

Из акта №74 обследования помещения от 14.11.2019, составленного ООО «Тюменское экологическое объединение» следует, что дом по <адрес>, с окнами и дверьми, в доме нет отопления, в доме холодно (л.д. 57).

На заявления ФИО1 о перерасчете платы за обращение с ТКО за 2019 год в связи с отсутствием образования ТКО, т.к. в доме по адресу: <адрес>, никто не проживает, АО «Энергосбытовая компания «Восток» в письмах от 09.07.2019, 15.11.2019 сообщает истцу о том, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении размер платы поставленной коммунальной услуги по обращению с ТКО подлежит определению исходя из количества собственников помещения, порядок освобождения собственника от оплаты поставленной коммунальной услуги в таком случае не установлен (л.д. 11, 12, 34).

Вступившим в законную силу 17.10.2019 решением Ялуторовского районного суда Тюменской области от 11.09.2019 истцу ФИО1 отказано в удовлетворении иска к представительству АО «Энергосбытовая компания «Восток», ОАО «ТРИЦ» об аннулировании начисленных платежей в размере 953 рублей по обращению с твердыми коммунальными отходами л.д. 51-55).

Как следует из агентского договора №Д-ТЭ-2018-0225, заключенного 14.05.2018 между АО «Энергосбытовая компания «Восток» и ООО «Тюменское экологическое объединение» (далее – ООО «ТЭО»), АО «Энергосбытовая компания «Восток» осуществляет агентскую деятельность, действуя от имени и в интересах своих поставщиков коммунальных ресурсов, юридических лиц, оказывающих иные услуги. ООО «ТЭО» является Региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в Тюменской области от 27.04.2018 г., заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области (л.д. 28-32).

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

На основании ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

В силу положений ч. 3 т ч. 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (ч. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Региональный оператор заключает с потребителем договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее – Правила обращения с ТКО).

Под потребителем согласно Правил обращения с ТКО понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из содержания п. 8(4) раздела I(1) Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) раздела I(1) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8)-8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора.

Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Согласно п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) – 148(6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В п. 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов указано, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Согласно абз. 2 п. 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Сведений о намерении истца подписать с ответчиком договор на оказание услуг по обращению с ТКО стороной истца в ходе судебного разбирательства не представлено. При таких обстоятельствах договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с ответчиком путем совершения конклюдентных действий на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, соответственно, действия регионального оператора по выставлению квитанций на оплату услуг по вывозу и сбору ТБО признаются судом законными и обоснованными.

В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом п.148(23) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.148(25) Правил).

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (п. 148(28) Правил).

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд (п. 148(34) Правил).

При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил (п. 148(44) Правил).

Согласно п. 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.

Из анализа приведенных норм действующего законодательства следует, что непроживание собственника в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, не освобождает его от обязанности оплачивать коммунальные услуги, нести бремя его содержания, что соответствует положениям ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Факт оказания ответчиком услуг по вывозу твердых бытовых отходов истцом не опровергнут. Также, истцом не доказано, что ею в спорный период собственными силами осуществлял вывоз ТБО, не нарушая требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения ФИО1 от обязанности оплаты услуг ответчика по вывозу ТБО, и перерасчёту начисленных платежей по обращению с ТКО за январь-май 2019 года, за ноябрь-декабрь 2019 года, при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов истцом способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами.

При этом суд полагает, что акт обследования жилого помещения от 14.11.2019 не подтверждает отсутствие собственника жилого помещения, а отражает лишь состояние жилого помещения на соответствующую дату. Согласно выписке из ЕГРН жилое помещение является индивидуальным жилым домом.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к АО «Энергосбытовая компания «Восток» о защите прав потребителей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение суда составлено 13 февраля 2020 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья А.Н. Ахмедшина