ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1212/20 от 11.01.2021 Правобережного районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2-190/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2021 года г. Беслан

Правобережный районный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:

председательствующего судьи Доевой Е.М.

при секретаре Мукаговой А.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владикавказского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к АМС Бесланского Городского П. П.<адрес> РСО-Алания в порядке ст.45 ГПК РФ

установил:

Владикавказский транспортный прокурор обратился в Правобережный районный суд Республики Северная Осетия - Алания с исковым заявлением к администрации местного самоуправления Бесланского городского П. П.<адрес> Республики Северная Осетия - Алания об обязании, ликвидировать свалку бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 15:03:0011102:265, расположенном по адресу: <адрес> - Алания, <адрес>, установив срок для исполнения - 2 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование своих требований помощник прокурора указал, что Владикавказской транспортной прокуратурой по поручению Южной транспортной прокуратуры в июне - июле 2020 года проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере орнитологического обеспечения полётов, в ходе которой выявлены нарушения законодательства РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), воздушное законодательство Российской Федерации состоит из ВК РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 47 ВК РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, в том числе, в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления

экономической и иной деятельности в соответствии с ВК РФ(далее – ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

Часть 2 ст. 47 ВК РФ установлено, что приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

<дата> приказом руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) ........-П установлены границы приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Владикавказ (Беслан).

На приаэродромной территории могут выделяться, подзоны в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе, шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц включая свалки бытовых отходов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата>........ «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории», шестая подзона определена по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.

В соответствии с п. 1.2. Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от <дата>........ (далее - ФАП-128), указанные Правила обязательны для исполнения, в том числе физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.

Согласно п. 8.24. раздела VIII ФАП-128 орнитологическое обеспечение полетов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, в том числе путем проведения орнитологического обследования района аэродрома, сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов.

В соответствии с п. 4.2.3 «Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации», утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от <дата>........, объектами вызывающими концентрацию птиц являются в том числе, свалки пищевых отходов.

К вопросам местного значения городского, сельского П. в соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от <дата>........-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» (далее - ФЗ ........) относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 17.1 ФЗ ........).

Для обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, принят Федеральный закон от <дата> № 52-ФЗ 2 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ ........).

Часть 2 ст. 2 ФЗ ........ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ ........ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, частью. 1 ст. 51 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

<дата> Решением Собрания представителей Бесланского городского П......... утверждено «Положение об администрации местного самоуправления Бесланского городского П. П.<адрес> Республики Северная Осетия — Алания» (далее — положение).

Подпунктами 9, 10 п. 4.5 положения установлено, что Администрация местного самоуправления Бесланского городского П. (далее – администрация) осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Бесланского городского П., осуществляет контроль за использованием земель П..

Подпунктом 10, 15 п. 4.6. положения установлено, что администрация организует охрану окружающей среды в границах Бесланского городского П., организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Помимо того, в соответствии с п. 18 со ст. 6 гл. II Устава Бесланского городского П. П.<адрес> Республики Северная Осетия – Алания, размещённого на официальном интернет-сайте http://www.beslan.ru/. к вопросам местного значения Бесланского городского П. относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора

Вместе с тем проверкой проведённой со специалистами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 15:03:0011102:265, расположенном по адресу: <адрес> – Алания, <адрес> организована несанкционированная свалка, в том числе, бытовых отходов.

Указанные нарушения требований законодательства способствуют созданию угроз жизни и здоровью неопределенного круга лиц, создают предпосылки к авиационным инцидентам, а также нарушают права жителей <адрес> на благоприятную среду обитания.

В ходе судебного заседания помощник Владикавказского транспортного прокурора Рамонов И.Ф. поддержал требования в полном объеме и ходатайствовал о приобщении постановления государственного инспектора Северо – Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата> № а-216/038 о назначении административного наказания в отношении должностного лица администрации местного самоуправления Бесланского городского П. П.<адрес> Республики Северная Осетия – Алания за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Представитель администрации местного самоуправления Бесланского городского П. П.<адрес> Республики Северная Осетия – Алания в судебное заседание не явился, вместе с тем представил в суд возражение на исковое заявление, в котором с доводами прокурора не согласился, указав при этом следующее.

Согласно определениям Конституционного суда РФ от <дата>........- О, от <дата>........, до наделения органов местного самоуправления соответвтующими государственными полномочиями с предоставлением соответвтующего бюджетного финансирования на органы местного самоуправления не может возлагаться вся полнота бремени несения затрат по отчистке их территорий от загрязнения отходами потребления.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу

об удовлетворении иска прокурора в полном объеме по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), воздушное законодательство Российской Федерации состоит из ВК РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 47 ВК РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, в том числе, в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с ВК РФ(далее – ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

Часть 2 ст. 47 ВК РФ установлено, что приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

<дата> приказом руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) ........-П установлены границы приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Владикавказ (Беслан).

На приаэродромной территории могут выделяться, подзоны в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе, шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц включая свалки бытовых отходов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата>........ «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории», шестая подзона определена по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.

В соответствии с п. 1.2. Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от

<дата>........ (далее - ФАП-128), указанные Правила обязательны для исполнения, в том числе физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.

Согласно п. 8.24. раздела VIII ФАП-128 орнитологическое обеспечение полетов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, в том числе путем проведения орнитологического обследования района аэродрома, сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов.

В соответствии с п. 4.2.3 «Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации», утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от <дата>........, объектами вызывающими концентрацию птиц являются в том числе, свалки пищевых отходов.

К вопросам местного значения городского, сельского П. в соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от <дата>........-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ ........) относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 17.1 ФЗ ........).

Для обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, принят Федеральный закон от <дата> № 52-ФЗ 2 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ ........).

Часть 2 ст. 2 ФЗ ........ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ ........ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, частью. 1 ст. 51 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

<дата> Решением Собрания представителей Бесланского городского П......... утверждено «Положение об администрации местного самоуправления Бесланского городского П. П.<адрес> Республики Северная Осетия - Алания» (далее - положение).

Подпунктами 9, 10 п. 4.5 положения установлено, что Администрация местного самоуправления Бесланского городского П. (далее — администрация) осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Бесланского городского П., осуществляет контроль за использованием земель П..

Подпунктом 10, 15 п. 4.6. положения установлено, что администрация организует охрану окружающей среды в границах Бесланского городского П., организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Помимо того, в соответствии с п. 18 со ст. 6 гл. II Устава Бесланского городского П. П.<адрес> Республики Северная Осетия - Алания, размещённого на официальном интернет-сайте http://www.beslan.ru/. к вопросам местного значения Бесланского городского П. относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из указанных норм законодательства и нормативных правовых актов следует, что деятельность по сбору и вывозу отходов потребления и иных отходов возложена на органы местного самоуправления.

Представителем администрации местного самоуправления Бесланского городского П. П.<адрес> Республики Северная Осетия - Алания в судебное заседание не представлены какие - либо документы о передаче указанного земельного участка в аренду третьим лицам, соответственно управление и пользование указанным земельным участком возложено на администрации местного самоуправления Бесланского городского П. П.<адрес> Республики Северная Осетия - Алания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил

Исковые требования Владикавказского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Местного Самоуправления Бесланского Городского П. П.<адрес> Республики Северная Осетия - Алания, ликвидировать свалку бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 15:03:0011102:265, расположенном по адресу: <адрес> - Алания, <адрес>, установив срок для исполнения - 2 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Доева Е.М.