ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1213/13 от 28.10.2013 Алейского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-1213 /13

Решение в мотивированном виде

составлено 28 октября 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    21 октября 2013 года Алейский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего Г.Н. Осколковой, при секретаре Л.О. Остапенко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 <данные изъяты> на неправомерный отказ в постановке на государственный кадастровый учет,

    установил:

ФИО2 обратилась в суд с заявлением на неправомерный отказ в постановке на государственный кадастровый учет, указывая на то, ДД.ММ.ГГГГ Алейским городским судом было рассмотрено ее заявление о незаконном включении квартиры, в которой она проживает с дочерью, в число служебных и вынесено решение о признании незаконным включения указанной квартиры в число служебных, за ней и дочерью признано право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Алейским городским судом было рассмотрено исковое заявление, поданное в ее интересах и в интересах дочери ФИО2 к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу № ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации, за ней и дочерью ФИО2 признано право собственности в равных долях (по ? каждой) в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в орган кадастрового учета с заявлением о государственной регистрации права на указанную квартиру.

Решением начальника отдела кадастрового учета № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в регистрации прав на недвижимое имущество в связи с тем, что представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям закона, приложенная ею к заявлению выписка из технического паспорта не подтверждает ранее осуществленный технический учет спорного объекта недвижимости.

Считает указанное решение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 6 ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ (с последующими изменениями, дополнениями) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

К заявлению о государственной регистрации права на квартиру ею были представлены выписка из технического паспорта на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ и решение Алейского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные документы имеют полную характеристику объекта недвижимости – однокомнатной <адрес>, общей площадью 31,5 квадратных метров, жилой - 17,1 квадратных метра, расположенной по <адрес>.

Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации, порядок такой регистрации и основания отказа в ней устанавливаются в соответствии с законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП, указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.

Она не является собственником многоквартирного дома, в котором находится принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение в виде отдельной квартиры, и возложение на нее обязанностей по постановке на кадастровый учет жилого дома, являющегося объектом федерального недвижимого имущества, а также предоставления технических документов на многоквартирный дом, со стороны государственного кадастра является неправомерным, она не наделена полномочиями по постановке на кадастровый учет федерального имущества.

На основании Приказа Росреестра № П/484, Росимущества № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления сведений, необходимых для учета федерального имущества в реестр федерального имущества, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе и на земельные участки) и сделок с ним…», территориальные органы Росреестра должны сами владеть и истребовать необходимую информацию.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию, должен сам оформить необходимые документы на здания, которые находятся в распоряжении государственных органов.

В случае, если в установленном порядке объекту недвижимости не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Таким образом, в силу действующего законодательства, между органами государственной власти существует информационный обмен данными, в связи с чем управление Росреестра имело возможность запросить недостающую информацию о постановке спорного объекта недвижимости на кадастровый учет, как в Территориальном управлении Росимущества в Алтайского крае, так и в органах БТИ по Алтайскому краю.

Просит признать незаконным и отменить решение начальника отдела кадастрового учета филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации прав на недвижимое имущество: <адрес>, расположенной по <адрес>, Алтайского края.

Обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю – отдельный кадастровый участок № поставить на государственный кадастровый учет <адрес>, расположенную по вышеуказанному адресу.

ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства она была поставлена в известность надлежащим образом, ее интересы в суде по доверенности представляет ФИО5

Представитель ФИО2 – ФИО5 заявление в судебном заседании поддержал и пояснил аналогично изложенному выше, настаивает на его удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю (далее филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю) ФИО6 заявление в судебном заседании не признал и пояснил, что решением начальника отдела кадастрового учета № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю ФИО4 в удовлетворении заявления ФИО2 во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости обосновано отказано по пункту 2 части 2 статьи Закона о кадастре, поскольку представленные заявителем документы по содержанию не соответствуют требованиям части 1 статьи 45 Закона о кадастре.

Так, для внесения в ГКН сведений об объекте капитального строительства ФИО2 представлена выписка из технического паспорта, согласно которой технический учет помещения был проведен ДД.ММ.ГГГГ.

На территории Алтайского края ранее учтенными объектами являются объекты капитального строительства, технический учет или регистрация прав на которые были осуществлены до ДД.ММ.ГГГГ.

Представленный документ не подтверждает ранее осуществленный технический учет или регистрацию права.

Для устранения причины, послужившей основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости ФИО2 было рекомендовано обратиться в ОТИ или кадастровому инженеру для подготовки технического плана помещения, составленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и после этого обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на учет этого помещения.

Заинтересованные лица – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (<адрес> Алейское отделение филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ по Алтайскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Алейский отдел) явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства они были поставлены в известность надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанных лиц по имеющимся в деле материалам.

Суд, выслушав представителя ФИО2 - ФИО5, представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю ФИО6. исследовав материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.

В судебном заседании установлено, что решением Алейского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО2 и ФИО7 признано право собственности в равных долях (по 1/2 доле за каждой) в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: Алтайский край, <адрес>

ФИО2 обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю с заявлением об осуществлении кадастрового учета квартиры.

Решением кадастрового органа № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» отказано в постановке на государственный кадастровый учет квартиры, расположенной по адресу: Алтайский край, Алейский район, <адрес>.

В решении указано, что необходимые для государственного учета документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, для внесения в ГКН сведений об объекте капитального строительства ФИО2 представлена выписка из технического паспорта, согласно которой технический учет помещения был проведен ДД.ММ.ГГГГ. На территории Алтайского края ранее учтенными объектами являются объекты капитального строительства, технический учет или регистрация прав на которые были осуществлены до ДД.ММ.ГГГГ. Представленный документ не подтверждает ранее осуществленный технический учет или регистрацию права.

Проверяя законность и обоснованность принятого органами кадастрового учета решения, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1301, БТИ обязаны осуществлять, в частности, техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда.

Технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения (квартиры) составляется при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд.

Порядок предоставления заявителям сведений об объектах недвижимого имущества организациями государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства регламентируется Положением об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 921.

Согласно пункту 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственном техническом учете и технической инвентаризации объектов капитального строительства", первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась.

По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Минэкономразвития России. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично, либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" утверждена форма заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости согласно приложению № 1.

Состав необходимых для кадастрового учета документов определен частью 1 статьи 22 названного Закона, согласно пункту 3 которой при постановке на учет здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, учете его части или учете его изменений (кроме изменений, касающихся назначения здания или назначения помещения) с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен технический план соответствующего объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с Письмом Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № ВК/2370 "О форме и содержании заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета" решение об отказе в проведении кадастрового учета на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" принимается в случае, если форма и содержание представленных документов не позволяют осуществлять государственный учет объекта недвижимости.

ФИО2 заявлены требования о возложении обязанности на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости в виде <адрес>, расположенной по <адрес>, Алтайского края.

Материалами дела установлено, что к заявлению ФИО2 были приложены следующие документы: решение Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ и выписка из технического паспорта на здание (строение), а именно, на жилое помещение – <адрес>, Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив собранные доказательства в их совокупности, суд считает, что указанные действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю соответствуют требованиям части 1 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Из решения органа кадастрового учета лица - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что заявителю было рекомендовано произвести следующие действия: если помещение ранее проходило техническую инвентаризацию, то в соответствии с частью 7 статьи 45 Закона о кадастре требованиями ей необходимо подать в орган кадастрового учета заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании технического паспорта, составленного по состоянию до ДД.ММ.ГГГГ (при наличии), либо документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности (свидетельство о государственной регистрации, регистрационное удостоверение БТИ), выданных до ДД.ММ.ГГГГ.

При отсутствии выше перечисленных документов ФИО2 было рекомендовано обратиться в ОТИ или к кадастровому инженеру для подготовки технического плана, подготовленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и после этого обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на учет спорного помещения.

Требования к техническому плану содержатся в статье 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (1).

В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости (2).

Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены форма технического плана здания и требования к его подготовке.

Согласно пункту 11 Требований технический план оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного (образуемого) здания.

Следовательно, поскольку технический план в силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" входит в состав необходимых для кадастрового учета документов, заявитель должен представить его в орган кадастрового учета в качестве приложения к заявлению о постановке на кадастровый учет помещения – <адрес>, расположенной по <адрес>, Алтайского края.

В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровые планы, кадастровые паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Как видно, представленная заявителем выписка из технического паспорта на жилое помещение - <адрес>, Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует требованиям закона, техническим планом квартиры не является.

Заявитель и ее представитель ФИО5 ссылаются на нормы статей 8, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 17, часть 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, регламентирующих момент возникновения прав на имущество, их регистрации в установленном законом порядке, однако, в орган кадастрового учета ФИО2 предоставлялись документы на внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а не на регистрацию прав на объект недвижимости.

Доводы представителя заявителя ФИО5 относительно того, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" технический план должен быть запрошен в порядке информационного взаимодействия, основан на неверном толковании норм права.

Пунктом 3 части 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что необходимые сведения, содержащиеся в документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.

Материалами дела установлено, что в порядке информационного взаимодействия сведения о наличии технического паспорта на <адрес>, расположенную по <адрес>, Алейского района, Алтайского края и представления его копии органом кадастрового учета запрашивались.

Об этом свидетельствуют запросы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» №№ №, № от ДД.ММ.ГГГГ, направленные Алтайскому краевому унитарному предприятию «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости», «ФГУП Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю и ответы на эти запросы №№ №, № от ДД.ММ.ГГГГ, из которых видно, что <адрес>, расположенный по <адрес> Алтайского края на кадастровом учете, как ранее учтенный объект недвижимости, не стоит, технический паспорт на указанное здание отсутствует, указанные документы исследованы в судебном заседании и приобщены к материалам дела.

Доказательств тому, что технический план на указанную квартиру ранее составлялся, и необходимые сведения могли быть запрошены в порядке информационного взаимодействия в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного у филиала ФГБУ "ФКП Росреестра» по Алтайскому краю в данном случае имелось основание для отказа в осуществлении постановки на государственный кадастровый учет спорного объекта недвижимости на основании заявления регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с несоответствием его форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и содержанию необходимых для кадастрового учета документов (не предоставление технического плана на <адрес>, расположенную по <адрес>, Алтайского края), которые не позволяли осуществить государственный учет объекта недвижимости.

При указанных обстоятельствах заявление ФИО2 на неправомерный отказ в постановке на государственный кадастровый учет удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 <данные изъяты> на неправомерный отказ в постановке на государственный кадастровый учет отказать.

Председательствующий             Г.Н. Осколкова

Решение не вступило в законную силу