РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Рязань 22 апреля 2014 года
Судья Советского районного суда г.Рязани Прошкина Г.А.,
При секретаре Булатовой Е.А.,
С участием заявителя Климова Д.А.,
Представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области Афанасьевой О.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявлению Климова Д. А. об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в государственной регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Климов Д.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда Рязанской области от 27 ноября 2012 года по делу признано право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Рязань, на нежилое помещение Н30, площадью кв.м, лит. А, расположенного по тому же адресу. 23 января 2014 года он, как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, на основании данного решения обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение. 12 марта2014 года он получил сообщение об отказе в государственной регистрации со ссылкой на непредставление документов на другие объекты, входящие с состав общего имущества в многоквартирном доме. Ссылаясь на то, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти и иных органов и должностных лиц, и подлежат немедленному исполнению, а требование регистратора о предоставлении иных документов на другие объекты, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, федеральному закону не соответствует, просил суд признать незаконным отказ в государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение Н30, площадью кв.м, лит. А, расположенное по адресу: г.Рязань, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод, взыскать с Управления судебные расходы по уплате госпошлины в размере руб.
В судебном заседании Климов Д.А. требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям и просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что решением Арбитражного суда Рязанской области и постановлениями Двадцатого арбитражного апелляционного округа и Федерального арбитражного суда Центрального округа, которым было отказано в удовлетворении требований ТСЖ «ОЛИМП», направленных на защиту права общей долевой собственности на зарегистрированный за ООО «…» земельный участок, расположенный по адресу: г.Рязань, как общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, одновременно было установлено, что спорный земельный участок перешел в долевую собственность многоквартирных домов в силу закона, что не требует специального признания. Полагал, что при таких обстоятельствах в распоряжении регистрационного органа уже имелись правоустанавливающие документы как на нежилое помещение Н30, так и на земельный участок под многоквартирным домом, что лишало регистрационный орган права требовать предоставления таких документов от него.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области Афанасьева О.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
ТСЖ «Олимп», привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, о причинах его отсутствия суду не сообщило.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц, выслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения таких органов и их должностных лиц, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как разъяснено в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, в соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу положений ст. 258 ГПК РФ, в контексте позиции Верховного Суда РФ, отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Отношения, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Закон о государственной регистрации прав).
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы (ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона).
Территориальным органом, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Рязанской области, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее по тексту - Управление Росреестра).
Из материалов дела усматривается:
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 27 ноября 2012 года установлен факт принадлежности нежилого помещения Н30 площадью кв.м., лит.А, расположенного по адресу: г.Рязань, к общему имуществу многоквартирного дома, в связи с чем за собственниками помещений в многоквартирном доме признано право общей долевой собственности на данное нежилое помещение.
21 января 2014 года Климов Д.А., являющийся собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: г.Рязань, обратился в Упрвление Росреестра по Рязанской области с заявлением о государственной регистрации прав общей долевой собственности (доля в праве пропорциональна размеру общей площади квартиры) на нежилое помещение Н30 площадью кв.м, лит.А, по адресу: г.Рязань.
К заявлению был приложен кассовый чек об оплате государственной пошлины.
В ходе проведения правовой экспертизы в соответствии со ст. 13 Закона о государственной регистрации прав государственным регистратором выявлено, что ранее за государственной регистрацией права на общее имущество многоквартирного дома по адресу: г.Рязань, никто из собственников не обращался, и сведения в Едином государственном реестре прав о государственной регистрации общего имущества многоквартирного дома отсутствуют.
5 февраля 2014 года Управлением Росреестра Рязанской области принято решение о приостановлении государственной регистрации права сроком на один месяц, то есть с 5 февраля 2014 года до 5 марта 2014 года, со ссылкой на необходимость представления дополнительных доказательств наличия оснований для проведения государственной регистрации, о чем в адрес заявителя направлено уведомление.
До окончания срока приостановления дополнительных документов заявителем представлено не было, что послужило основанием для принятия 4 марта 2014 года решения об отказе заявителю в государственной регистрации прав.
Давая оценку законности принятого решения, суд исходит из следующего.
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в ст. 20Закона о государственной регистрации, абз. 10 п.1 которой, в том числе устанавливает право и обязанность госрегистратора отказать в государственной регистрации прав, в случае не представления документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Отказывая Климову Д.А. в государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение как на общее имущество многоквартирного дома, Управление Росреестра, руководствуясь абз. 10 п.1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав, исходил из того, что заявителем на государственную регистрацию не были представлены документы на другие объекты, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок под многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 16 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
В силу положений ст. 17 Закона о государственной регистрации прав, основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, не предусмотренные законом, а также документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со 17 настоящего Закона являются основаниями для государственной регистрации прав, либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ст.16,17 Закона о государственной регистрации прав).
Согласно п.1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культуры развития, детского творчества, занятия физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие конструкции дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ст. 37 ЖК РФ)
Вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части (ст. 133 ГК РФ).
В соответствии с характеристикой общего имущества многоквартирного дома (ст.36, 37 ЖК РФ) в контексте ст. 133, 252 ГК РФ, оно рассматривается законодателем как юридически единый и неделимый объект, объединяющий конструктивные элементы и инфраструктурные сооружения и оборудование, земельный участок под домом, а также подсобные помещения и постройки, предназначенные для обслуживания принадлежащих собственникам помещений.
Таким образом, в структуре многоквартирного дома выделяются две части, одна из которых - жилые и нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам, юридическим лицам или публичным образованиям, а другая часть - общее имущество. Собственники помещений в многоквартирном доме не являются собственниками подвала, чердака, оборудования, земельного объекта и (или) иных объектов в отдельности, а являются собственниками общего имущества как единого неделимого комплекса имущества.
Доля в праве общей собственности на общее имущество у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона в момент возникновения права собственности на приобретенное ими помещение в доме.
Общее имущество в многоквартирном доме не подлежит отчуждению ни в целом, ни по частям, и не участвует в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта ни в целом, ни частями.
Изменение некоторых частей общего имущества, передача в пользование некоторых из составляющих его объектов третьим лицам возможно только с согласия других собственников помещений, полученном на общем собрании в порядке, предусмотренном ст. 44-48 ЖК РФ.
Учитывая специфичность режима общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, осуществление технического учета с присвоением отдельного кадастрового номера, а соответственно и государственной регистрации в отношении отдельной части общего имущества в многоквартирном доме, объективно невозможно.
Исходя из вышеизложенного, законодателем был установлен специальный порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме.
Так, согласно п. 42 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года № 219 (далее Правила ведения ЕГРП), при регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, разделы Единого государственного реестра прав, относящиеся к земельному участку, на котором расположен многоквартирный дом, и к иным объектам недвижимости, входящим в состав общего имущества, объединяются в единое целое. В начале такого объединенного раздела располагаются формы подраздела 1 для описания многоквартирного дома и объектов недвижимости, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, право общей долевой собственности на которые подлежит государственной регистрации в объединенном разделе, затем формы подраздела 2 для регистрации прав общей долевой собственности на указанные объекты недвижимости лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, далее формы подраздела 3 для регистрации ограничений (обременений).
В соответствии с п. 74 Правил ведения ЕГРП, свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, собственникам помещений в многоквартирном доме не выдаются. Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, включаются в выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме свидетельство о государственной регистрации права посредством дополнительного описания в нем названных объектов и указания размера доли в праве общей собственности на это имущество.
В Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста РФ от 14 февраля 2007 года № 29 (далее по тексту - Инструкция) указано, что на государственную регистрацию наличия, возникновения права общей долевой собственности на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, представляются: заявления о государственной регистрации прав общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме; документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка и (или) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен дом; планы объектов недвижимости, в том числе кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; а также документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме.
Представление кадастрового плана земельного участка, а также документа технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме, не требуется, если план и документ ранее уже представлялись на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости и были помещены в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Вопреки утверждению заявителя, как разъяснено в Постановлении Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», наличие судебного акта, являющегося основаниемдля внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации прав.
Отсутствие в настоящее время утвержденной Минэкономразвития России во исполнение п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» унифицированной формы документа технического учета такого имущества, также не освобождает заявителя от представления этого документа в любой форме, предусмотренной действующим до настоящего времени законодательством о кадастровом учете.
Аналогичная позиция содержится и в письме Росреестра РФ от 9 ноября 2012 года.
Доводы заявителя Климова Д.А. о возможности регистрации права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на часть общего имущества многоквартирного дома - нежилое помещение Н30, как на отдельный объект недвижимости, ввиду наличия в реестре отдельной самостоятельной записи относительно данного объекта недвижимости, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Ссылки заявителя на то, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и сведения о нем, а также кадастровый паспорт имеются в распоряжении регистратора, также являются ошибочными.
Исходя из положений, закрепленных в п. п. 2, 3, 4. 5 ст. 16Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Оценив в совокупности представленные заявителем по делу доказательства, а именно: решение Арбитражного суда Рязанской области от 24 апреля 2012 года, которым ТСЖ «ОЛИМП» было отказано в иске к ТСЖ «…», ООО «…» о признании недействительным решения ТСЖ «…» о разделе земельного участка, признании недействительным права собственности ТСЖ «…» на земельные участки, признании недействительным договоров безвозмездной передачи и купли-продажи земельных участков, признании права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, Постановление двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2012 года, оставившего без удовлетворения апелляционную жалобу ТСЖ «ОЛИМП», Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 декабря 2012 года, оставившего без удовлетворения кассационную жалобу ТСЖ «ОЛИМП», суд приходит к выводу о том, что: земельный участок под многоквартирным домом, в котором находится жилое помещение заявителя, не был сформирован для целей эксплуатации многоквартирного дома до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Об этом свидетельствует тот факт, что первоначально земельные участки по адресу: г.Рязань, были сформированы для строительства двух домов, в целях же эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г.Рязань, земельный участок не формировался и на кадастровый учет не ставился. Процедура формирования земельного участка под существующий многоквартирный дом и процедура формирования земельного участка для строительства отличаются как по основаниям для их осуществления, так и по правовым последствиям.
Поскольку земельный участок в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г.Рязань, не формировался, его границы не определялись и в таком виде на кадастровый учет он не ставился, заявитель не мог представить заинтересованному лицу соответствующие документы, и у госрегистратора такие документы отсутствовали.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что Климов Д.А. вышеуказанных документов к заявлению о регистрации не прилагал, и другие собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Рязань, ранее за государственной регистрацией права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома не обращались, суд соглашается с позицией представителя заинтересованного лица о том, что в распоряжении регистратора отсутствовали все необходимые для государственной регистрации права правоустанавливающие документы, а именно: заявление о регистрации всего общего имущества многоквартирного дома, кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Рязанской области отсутствовала возможность зарегистрировать за Климовым Д.А. право собственности на нежилое помещение Н30 и как на отдельный объект недвижимого имущества, и как на общее имущество в многоквартирном доме, в связи с чем оспариваемое заявителем решение, датированное 4 марта 2014 года, является законным и обоснованным.
Кроме того, оспариваемое решение государственного регистратора прав заявителя не нарушает, поскольку не лишает заявителя возможности в установленном законом порядке зарегистрировать право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Отсутствие такой регистрации в настоящее время также не умаляет возникшего в силу закона прав собственников помещений в многоквартирном доме на владение, пользование и распоряжение с учетом установленных законом запретов и ограничений общим имуществом многоквартирного дома, в том числе на нежилое помещение Н30, право на которое, как часть общего имущества многоквартирного дома, признано за ними решением суда, поскольку Закон о государственной регистрации отдельной регистрации доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме не требует (в соответствии с п. 1 ст. 4, ст.23 Закона о государственной регистрации права, государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах уже является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество).
Руководствуясь ст. 194 -199, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Климова Д. А. об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в государственной регистрации права собственности - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Советский районный суд г.Рязани в течении месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Судья