УИД 39RS0011-01-2021-002048-43
Гр. дело № 2-70\2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Сайбель В.В.
при помощнике ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» о понуждении к обустройству асфальтированной автомобильной дороги, пешеходных зон вдоль дороги, создании системы водоотведения и дренажа придорожной территории, кюветов
установил:
Истец ФИО2 обратился в Зеленоградский районный суд с исковым заявлением к администрации МО «Зеленоградский городской округ», МАУ «Плантаже» о понуждении к постройке автомобильной дороги, пешеходной зоны местного значения, восстановлении системы дренажа придорожной территории, обеспечивающей безопасный подъезд к частным домам, прилегающим к улице Луговой пос. Коврово, Зеленоградского района Калининградской области на земле общего пользования.
В обосновании заявленных требований указал, что в границах ул. Луговой пос. Коврово для индивидуального жилищного строительства предоставлено более 25 земельных участков, на которых возведены жилые дома. Доступ к указанным жилым домам возможен по землям общего пользования по ул. Луговой, при этом дорога представляет собой самовольный «грейдер», устроенный собственниками жилых домов, без получения каких либо разрешений. Дорога постоянно подтапливается, на всем пути имеются лужи, ямы, строительный мусор. Безопасный проход по улице вообще невозможен одновременно с движущимся транспортом. Обращения по строительству дороги по ул. Луговой были с 2009т года, в 2011 были выданы технические условия, в которых было указано на строительство пешеходной зоны, системы дренажа, высадкой деревьев и кустарников, разбивкой клумб, восстановлении системы дренажа. Однако до настоящего времени ул. Луговая дороги не имеет. Все ответы администрации носят отсылочный характер и не имеют четкой даты по строительству дороги. ОГИБДД ОМВД России по Зеленоградскому району неоднократно выносили предписание за допущенные нарушения по содержанию ул. Луговая в отношении МАУ «Плантаже». В целях защиты нарушенных прав, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В процессе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял заявленные требования, окончательно просил обязать администрацию построить асфальтированную автомобильную дорогу по ул. Луговой в пос. Коврово, Зеленоградского района от ул. Балтийской до дома 9 с обустройством съезда к дому, для безопасного передвижения по указанной улице, построить пешеходную зону вдоль всей дороги ( тротуар) по ул. Луговой в пос. Коврово для безопасного передвижения по указанной улице, создать систему водоотведения и дренажа придорожной территории, кюветы (для обеспечения оттока сточных вод с дороги и прилегающей к ней территории), обеспечивающую безопасный подъезд и проход к его жилому дому.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные уточненные требования поддержал.
Представитель ответчика администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили.
Представитель 3-его лица ОГИБДД ОМВД России по Зеленоградскому району в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
В соответствии со ст. 11 ГК Российской Федерации защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из материалов дела следует, что ФИО2 с 26.05.2020 является собственником земельного участка с КН №, площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с категорией земель- земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для обслуживания индивидуального жилого дома.
Кроме того, он является собственником индивидуального жилого дома с КН №, площадью 119,8 кв.м, расположенного в границах земельного участка с КН № по вышеуказанному адресу.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями об основных характеристиках на земельный участок и жилой дом, по состоянию на 26 мая 2020 года.
Как следует из акта осмотра ул. Луговой ( в районе дома 9) в пос. Коврово, Зеленоградского городского округа, составленного инженером по ремонту и содержанию автомобильных дорог МКУ « Служба заказчика Зеленоградского городского округа» ФИО3 по состоянию на 15.12.2021, участок дороги в районе дома 9 не входит к перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в реестре муниципальной собственности не числится, дорога имеет грунтовое покрытие ( асфальтная крошка), тротуары отсутствуют.
При этом, из представленной в материалы дела переписки следует, что жителям ул. Луговой в пос. Коврово с 2009 года давались ответы, что средства на строительство дороги к жилым домам будут предусматриваться после утверждения Генерального плана поселения.
Такой Генеральный план поселения был утвержден в 2012 году.
На обращение ФИО4 администрация МО «Зеленоградский городской округ» в 2016 году сообщала, что содержание, текущий и капитальный ремонт улично-дорожной сети и дорог общего пользования местного значения с 2014 года осуществляется за счет средств дорожного фонда. Перечень мероприятий по ремонту объектов дорожного хозяйства для реализации в 2016 году сформирован исходя из финансовых возможностей дорожного фонда. Дополнительно сообщили, что район ул. Луговой является районом новой жилой застройки, строительство дороги будет рассматриваться после завершения строительства жилых домов.
В 2020 году администрация на заявление ФИО5 сообщила, что в реестре муниципальной собственности числится автомобильная дорога по ул. Луговая в пос. Коврово, протяженностью 200 метров с грунтовым покрытием. Строительство, текущий и капитальный ремонт улично-дорожной сети и дорог общего пользования местного значения осуществляется за счет средств муниципального дорожного фонда. Постановлением администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 15.11.2018 за № 2667 утверждена программа ремонта автомобильных дорог в сельских населенных пунктах на 2017-2020 года. Строительство автомобильной дороги по ул. Луговая возможно после реализации указанной программы. При строительстве новых автомобильных дорог, приоритетными являются улицы с завершенной застройкой, с учетом количества постоянно проживающих жителей и уровня загрузки дорог движением.
Ответом от 07.05.2021 администрация на заявление ФИО2 сообщила, что постановлением администрации от 17.07.2020 за № 1505 утверждена программа ремонта и строительства автомобильных дорог в сельских населенных пунктах на 2021-2022 года. Вопрос ремонта дороги по ул. Луговая в пос. Коврово будет рассмотрен при формировании программы ремонта автодорог местного значения на последующие годы. На основании постановления администрации от 11.09.2020 за № 1925 автомобильная дорога по ул. Луговая в пос. Коврово Зеленоградского района находится в муниципальной собственности.
Вместе с тем, с обоснованностью такого ответа администрации суд согласиться не может.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе городских округов отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 257-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ.
В силу ст. 3 указанного закона, дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ст. 5, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 21 указанного Закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Согласно ст. 3 Закона N 257-ФЗ элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся в том числе: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных порог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Статьей 17 Закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Приказом Росстандарта N 1245-ст от 26.09.2017 утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", который введен в действие с 01.09.2018.
В соответствии с п. 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Так, пунктом 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А значений показателей), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Пунктом 4.2 ФИО7 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Согласно СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр) улицей является территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети городского и сельского поселения ( п. 3.36).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Такими образом, системный анализ выше названных норм права позволяет сделать вывод о том, что обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления.
Учитывая, что ул. Луговая в пос. Коврово является собственностью органа местного самоуправления, следовательно, именно администрация МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» обязана принимать меры по содержанию указанной улицы в соответствие с требованиями действующего законодательства, однако такие действия администрация не предпринимает, в связи с чем, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению частично, с возложением на ответчика - собственника земельного участка, обязанности привести участок дороги от ул. Балтийской до дома 9 по ул. Луговой в пос. Коврово, Зеленоградского района, с обустройством съезда к данному жилому дому, в соответствие с требованиями в области безопасности дорожного движения, установленными Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ГОСТ 50597-2017, до начала нового учебного года.
Требования истца в части понуждения администрации к постройке пешеходной зоны местного значения, восстановлении системы дренажа придорожной территории суд находит заявленными излишне, поскольку в рамках решения вопроса о строительстве или ремонте дороги, должен решаться и вопрос по пешеходной зоне, и дренажной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» привести участок дороги от ул. Балтийской до дома 9 по ул. Луговой в пос. Коврово, Зеленоградского района, с обустройством съезда к данному жилому дому, в соответствие с требованиями в области безопасности дорожного движения, установленными Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ГОСТ 50597-2017, в срок до 31 августа 2022 года, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2022 года.
Судья: подпись Сайбель В.В.
Копия верна:
Судья Зеленоградского районного суда
Калининградской области: Сайбель В.В.