ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1213/2023 от 20.07.2023 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

УИД: 91RS0-35

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИФИО1

20 июля 2023 года <адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего судьи Цыгановой Г.Ю., при секретаре судебного заседания ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес>, Муниципальному казенному учреждению Департамент жилищной политики администрации <адрес>, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Департамент жилищной политики администрации <адрес>, прокуратура <адрес>, о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия, -

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в Железнодорожный районный суд <адрес> с иском к Администрации <адрес> в котором просил: обязать Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить в 2023 году благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории <адрес> Республики Крым за счет средств бюджета Республики Крым.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. (далее по тексту- истец) является ребенком-сиротой, так как ее мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти выданным ДД.ММ.ГГГГ 99100007 отделом регистрации смерти <адрес> записи актов гражданского состояния Министерства Юстиции Республики Крым, актовая запись . О месте нахождения отца неизвестно. Истец была поставлена на учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и внесена в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей под номером . ФИО2 обратилась в Администрацию <адрес> о включении ее в список лиц на получение жилой площади в соответствии со ст.8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке, однако, ей было отказано. Решением Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу исковые требования ФИО2 были удовлетворены в полном объеме: ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. была признана лицом из числа оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложена обязанность на Администрацию <адрес> включить ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. в список лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей. Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О включении граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» ФИО2 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Справка из МКУ Департамента Жилищной политики Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указывает, на то, что ФИО2 состоит в списке на получения жилья под номером . В настоящее время, истец проживает вместе с бабушкой- ФИО3 и дедушкой -ФИО4 в общежитии колледжа с августа 2018 года и по настоящее время по адресу <адрес>. Своего жилого помещения истец не имеет, в связи с чем вынуждена жить у родственников в стеснительных условиях. Бездействие администрации <адрес> Республики Крым в части непринятия мер по предоставлению ФИО2 жилья нарушает гарантированные ей Конституцией и иным законодательством Российской Федерации жилищные права и свободы.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, занесенными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент жилищной политики администрации <адрес>, прокуратура <адрес>.

В судебном заседание истец не явилась, обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела без её участия.

Ответчик Администрация <адрес>, третьи лица Департамент жилищной политики администрации <адрес>, прокуратура <адрес>, Министерство жилищной политики и государственного строительства Республики Крым, привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В материалах дела от прокурора <адрес> имеются письменные пояснения, согласно которым прокурор полагает исковые требования ФИО2 к Администрации <адрес> подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.233 ГПК РФ, в случае неявки ответчика в судебное заседание, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки, не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, при согласии истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства, по делу может быть вынесено заочное решение.

Принимая во внимание согласие истца, на рассмотрение гражданского дела в порядке заочного производства, суд, в соответствии со ст.ст.167, 233 ГПК РФ определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Заслушав пояснение прокурора, истца, изучив доводы иска, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Вместе с тем, судом установлено и не оспаривалось сторонами, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу ФИО2 не предоставлено, иного недвижимого имущества на праве собственности он не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах лица на объекты от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-001/2023-11065454.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Следует отметить, что требования законодательства не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. В законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-В09-11 указывается, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» разрешение вопросов местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 6 ч. 1 ст. 8, 12 ч. 1 ст. 10, п. 6 ч. 1 ст. 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением 4 сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 13.11. 2014 , обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями, предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования отнесено к вопросам местного значения и является полномочием администрации <адрес> Республики Крым.

Статьей 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>», с учетом внесенных Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/1015 изменений, предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.

Кроме того, согласно ст. 9 Закона Республики Крым -ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем, которое до настоящего времени ему не предоставлено, и что такая обязанность должна быть возложена на администрацию <адрес> Республики Крым.

Ссылка ответчика в возражениях на тот факт, что предоставление жилых помещений осуществляется детям-сиротам в порядке очередности исходя из возможностей бюджета свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений закона, что противоречит прямо установленной данной нормой обязанности органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне зависимости от порядка, наличия и размера финансирования.

С учетом изложенного, у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований Заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО2 и возложении на Администрацию <адрес> Республики Крым обязанности предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда, включенное в реестр муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 320-321 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение специализированного жилищного фонда, включенное в реестр муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25.07.2023г.

Судья Г.Ю. Цыганова