ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12149/2016 от 13.01.2017 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2-735/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2017 г. г. Уфа

Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Оленичевой Е.А.

при секретаре Зайнетдиновой О.Г.,

с участием истца П.Н.В.,

представителя ответчика Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения - В.Е.А., действующей по доверенности от < дата >,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.Н.В. к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о признании необоснованным отказ в предоставлении монетизированных льгот

УСТАНОВИЛ:

П.Н.В. обратилась в суд с иском к ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения о признании необоснованным отказ в предоставлении монетизированных льгот, указав в обоснование иска, что она является матерью четверых детей, трое из которых несовершеннолетние. До < дата > она получала монетизированные льготы. В < дата > ей в этом было отказано по тем основаниям, что вышел Закон № 263-з о ежемесячном пособии, и так как она и ее муж не работают, им было отказано. Считает отказ необоснованным, так как она обратилась не за пособием, а за монетизированной выплатой. В связи с чем, просит признать отказ ответчика необоснованным и обязать предоставить ей монетизированные льготы.

Истец П.Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что ранее она как многодетная мать получала льготу на детей в виде билетов на посещение бассейна, театра и т.д., затем данную льготу заменили на монетизированную, то есть она стала получать данную льготу денежными средствами, но с < дата > она перестала получать данную льготу ввиду отказа ответчиком в ее предоставлении со ссылком на изменившееся законодательство.

Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения - В.Е.А.в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Суду пояснила, что в < дата >П.Н.В. обратилась в отдел филиала ГКУ РЦСПН по ... в ... для назначения ежемесячного пособия на детей, поскольку согласно представленным ею документам ее супруг являлся неработающим, статус безработного не подтвержден, информации о том что он является учащимся в образовательной организации по очной форме обучения не представлено, в назначении ежемесячного пособия на детей ей было отказано. Доплата к ежемесячному пособию на детей, на которую ссылается истец, называя ее монетизированной льготой, не является самостоятельной мерой социальной поддержки и не может назначаться отдельно без основной выплаты.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, регулируется в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» по состоянию на 31 декабря 2004 года, выплачивается с 1 января 2005 года в порядке, установленном Законом Республики Башкортостан № 278 «О ежемесячном пособии на ребенка в Республике Башкортостан».

Согласно п. 4 Постановления Правительства РБ от 31.12.2004 года № 278 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в РБ», право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательной организации и на обучающегося по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих очной формы обучения государственной профессиональной образовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет; на ребенка-инвалида в возрасте от 16 до 18 лет (если он не работает или не является обучающимся по программам подготовки специалистов среднего звена и по образовательным программам высшего образования) - до достижения им возраста 18 лет; на ребенка в возрасте от 16 до 18 лет, освобожденного из воспитательной колонии) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на ребенка при условии, что на дату подачи заявления о назначении ежемесячного пособия на ребенка (далее - заявление) все трудоспособные члены семьи ребенка (мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины - от 16 до 55 лет), доходы которых учитываются при исчислении величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, работают или учатся в образовательной организации по очной форме обучения, за исключением:

а) инвалидов и детей-инвалидов;

б) беременных женщин с 20 неделями беременности;

в) трудоспособных членов семьи, признанных в установленном порядке безработными;

г) трудоспособных членов семьи, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет, за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо престарелым, достигшим 80-летнего возраста;

д) трудоспособных членов многодетной семьи, проживающих в сельской местности;

е) единственного трудоспособного члена (родителя) неполной многодетной семьи либо одного из трудоспособных членов (родителей) многодетной полной семьи, если один из них работает или учится (либо относится к категориям граждан, указанных в подпунктах «а» - «г» настоящего пункта);

ж) трудоспособных членов семьи ребенка в возрасте от 14 до 18 лет, освобожденного из воспитательной колонии.

Пункт 7 Положения указывает, что размер ежемесячного пособия на ребенка составляет:

а) 142 рубля - на ребенка, не относящегося к категориям, указанным в подпунктах «б» - «г» данного Положения;

б) 213 рублей - на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно;

в) 213 рублей - на ребенка, один из родителей которого находится на военной службе по призыву в качестве сержанта, старшины, солдата, матроса либо является курсантом военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы;

г) 284 рубля - на ребенка одинокой матери.

В соответствии с пунктом 9 Положения право на увеличенное пособие имеют граждане, относящиеся в определенным категориям:

а) 115 рублей - на ребенка до достижения им возраста одного года из семьи, проживающей в сельской местности;

б) 230 рублей - на ребенка до достижения им возраста одного года из многодетной семьи, проживающей в сельской местности и имеющей четырех и более несовершеннолетних детей;

в) 410 рублей - на учащегося государственной или муниципальной общеобразовательной организации Республики Башкортостан из многодетной семьи.

Таким образом, данные доплаты к ежемесячному пособию не являются самостоятельной мерой социальной поддержки, т.е. назначаться отдельно без основной выплаты не могут.

Доводы истца, о том что, монетизированная льгота, которую она ранее получала не детей, является самостоятельной льготой, не зависящей от ежемесячного пособия на ребенка, основаны на неверном толковании закона, что также следует из Государственной программы «Социальная защита населения Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года № 671, согласно которой с 1 января 2013 года оптимизирована система предоставления отдельных видов пособий путем их объединения и монетизации льгот, предоставляемых ранее многодетным семьям в натуральном виде (с одновременным введением адресности). Монетизация отдельных льгот (в оплате проезда, физкультурно-спортивных услуг и услуг в области культуры) позволила повысить размер пособия на ребенка на 410 рублей и устранить имевшуюся зависимость уровня социальной поддержки от территории проживания, иными словами, обеспечить равный доступ к льготным услугам школьникам из многодетных семей, проживающих как в городской местности, так и на селе. В результате указанной оптимизации размер ежемесячного пособия на ребенка дифференцируется и может составлять от 142,0 рубля до 826,5 рубля в зависимости от категории, к которой ребенок относится.

На момент обращения к ответчику супруг П.Н.В. являлся неработающим, что истцом в судебном заседании не оспаривалось, доказательств, подтверждающих его статус безработного либо учащегося в образовательной организации по очной форме обучения на момент обращения, суду не представлено. Таким образом, заявитель П.Н.В. к категории лиц, указанных в п. 4 п.п. «а-ж» Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в РБ не относится.

На основании чего, требования истца суд признает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска П.Н.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Советский районный суд г.Уфы.

Судья Е.А.Оленичева