ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1214/15 от 25.05.2015 Кировского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-1214/2015 25 мая 2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский городской суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Невской Н.С.,

при секретаре судебного заседания Дорошенко Ю.А.,

с участием истицы ФИО1,

представителя Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, обязании произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации и взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, указав, что является учителем начальных классов в <данные изъяты> школе-интернате с ДД.ММ.ГГ по настоящее время и проживает в поселке городского типа <данные изъяты>, в соответствии с положениями ФЗ «Об образовании» пользовалась льготой на получение ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и электроснабжения в размере 100 %, как педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности. В связи с внесенными с 05.07.2011 изменениями в Областной закон «Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области», с 11.06.2011 ей (истице) была прекращена выплата данной компенсации. По этой причине написала заявление на получение льготы по категории «Ветеран труда». Позднее областной нормативный акт, устанавливающий ограничения в получении педагогическим работниками сельской местности льгот, был отменен. После чего повторно обратилась в Комитет социальной защиты за предоставлением выплаты «педагогическому работнику», в апреле 2013 года получила выплаты по данной категории за период с февраля 2012 года по декабрь 2012 года исходя из фиксированного размера компенсации, как вновь обратившийся специалист, по <данные изъяты> ежемесячно, а с января 2013 года по <данные изъяты>. Считает, что она (истица), как ранее получавшая эту льготу, сохранила право на получение льготы в полном объеме. По этим основаниям полагает, что ей (истице) должны быть произведены назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 % по социальной категории «педагогический работник», начиная с 11.06.2011, за вычетом сумм полученной компенсации по социальной категории «Ветеран труда» и «педагогический работник» в фиксированном размере. Просила признать за ней с 11 июня 2011 года право на предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения не менее ранее предоставляемой компенсации по состоянию на май 2011 года, обязать ответчика произвести перерасчет с 11.06.2011 установленного ей размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 2-3).

В ходе судебного разбирательства ФИО1 уточнила исковые требования и просила признать за ней право на получение с 11.06.2011 ежемесячной денежной компенсации по социальной категории «пенсионер образования, проживающий и работающий в сельской местности» в размере 100% расходов, произведенных по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление, обязать Комитет социальной защиты населения Кировского муниципального района Ленинградской области произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения за период с июня 2011 года по июнь 2014 года и выплатить недоплаченную часть компенсации в сумме <данные изъяты>. (л.д. 68-71, 72, 87).

Представитель ответчика - Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО3 исковые требования не признала, указав, что ФИО1 после изменения законодательства обратилась с заявлением о предоставлении льготы по социальной категории «Ветеран труда», которую получала с 01.08.2011 по 01.02.2013. 14 января 2013 года истица обратилась с заявлением о предоставлении льготы по социальной категории «педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местность», которая была ей предоставлена, как вновь обратившейся, в фиксированной сумме. В связи с чем, полагала, что ФИО1 добровольно воспользовалась своим правом на получение мер социальной поддержки по своему выбору (л.д. 20-23, 90-92).

Определением суда от 04.08.2014 исковое заявление ФИО1 было оставлено без рассмотрения в связи с повторной неявкой истца в судебное заседание (л.д. 98-99). Определением суда от 07.05.2015 данное определение было отменено, поскольку неявка истицы в суд имела место по уважительной причине (л.д. 125-126).

В судебном заседании истица поддержала ранее заявленные требования и, согласившись с расчетом, представленным Комитетом социальной защиты, просила взыскать невыплаченную компенсацию в размере <данные изъяты>. (л.д. 130, 132).

Представитель ответчика - Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО2 возражала против удовлетворения иска.

Определением суда от 23.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по социальной защите населения Ленинградской области (л.д. 65). Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 129). В письменном отзыве представитель Комитета по социальной защите населения Ленинградской области возражал против удовлетворения иска (л.д. 73-75).

Суд, выслушав объяснения истицы, представителя ответчика ФИО2, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ, общие вопросы образования, социальная защита граждан, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. «е», «ж» ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76).

В силу ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом «г» ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 4 Закона Ленинградской области от 01.03.2005 № 13-оз «Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области» (в редакции от 30.12.2009) было предусмотрено, что право на получение социальной поддержки в соответствии с настоящим Областным законом имеют проживающие и работающие в сельской местности и поселках городского типа педагогические работники образовательных учреждений, в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату 100 процентов за жилое помещение, ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату 100 процентов за электроснабжение и отопление.

Законом Ленинградской области № 39-оз от 15.06.2011 (п. 3 ст. 2), статья 4 вышеуказанного Закона Ленинградской области от 01.03.2005 № 13-оз была изложена в новой редакции, согласно части 3 которой, ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется при условии, если совокупный доход семьи не превышает 30 тысяч рублей и (или) среднедушевой доход на одного человека ниже 150 процентов величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ленинградской области. При этом часть 2 статьи 4 данного областного закона была изложена в следующей редакции: «Специалистам, указанным в пункте «г» части 1 статьи 2 настоящего областного закона, предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, в том числе части расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, понесенных нетрудоспособными членами семей педагогических работников, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении, размер которой устанавливается областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год». Таким образом, в новой редакции областного закона предусмотрена компенсация расходов по оплате жилья, отопления и освещения для педагогических работников сельской местности в фиксированной сумме.

Материалами дела подтверждается, и не оспаривалось представителем ответчика, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГ по настоящее время является педагогическим работником образовательного учреждения - учитель начальных классов в <данные изъяты> специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате, проживает совместно с сыном Н. С.В. в поселке <данные изъяты> по адресу: <адрес> (л.д. 5, 27, 28, 29, 30, 32).

До внесения вышеуказанных изменений в закон Ленинградской области от 01.03.2005 № 13-оз «Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области», ФИО1, как педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности, получала ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 % (л.д. 25, 26, 31).

В связи с внесенными в указанный Областной закон изменениями Законом Ленинградской области № 39-оз от 15.06.2011 выплата ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1 начиная с 11.06.2011 была приостановлена (л.д. 34, 36). 17 августа 2011 года ФИО1 написала заявление о предоставление льготы по социальной категории «Ветеран труда» (л.д. 35). Решением Комитета социальной защиты населения от 22.08.2011 ФИО1 прекращена выплата денежной компенсации как педагогическому работнику сельской местности в связи с переходом на выплату по категории «ветеран труда» (л.д. 36).

Законом Ленинградской области № 99-оз от 05.12.2011 в Закон Ленинградской области от 01.03.2005 № 13-оз «Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области» внесены изменения, согласно которым, часть 3 ст. 4 Законом Ленинградской области № 99-оз от 05.12.2011 признана утратившей силу.

Последующими изменениями Закона Ленинградской области № 99-оз от 05.12.2011, установлено, что данный Областной закон распространяется на правоотношения, возникшие с 11 июня 2011 года (в редакции Закона Ленинградской области 19.07.2012 № 68-оз).

16 января 2012 года ФИО1 подала заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации по социальной категории «пенсионер образования, проживающий и работающий в сельской местности» (л.д. 37).

При этом истца была учтена как впервые обратившийся получатель компенсации и с 01.02.2012 компенсация ей назначена в фиксированной сумме, предусмотренной областным законом Ленинградской области о бюджете в размере <данные изъяты> (л.д. 47), а с 01.01.2013 – в размере <данные изъяты> (л.д. 48).

В силу ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании» (в первоначальной редакции), нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение положения абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Действительно, с 01.09.2013 норма, содержащаяся ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании», утратила силу на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Вместе с тем, ныне действующее федеральное законодательство (ч. 7 ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ») закрепляет за категорией лиц, к которой относится истица по настоящему делу, право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

С учетом изложенного, положения Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 не могут рассматриваться как лишающие педагогических работников, проживающих в сельской местности, меры социальной поддержки, о восстановлении которой в настоящем споре просит истица.

Суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что истица, подав в органы социальной защиты населения заявление 16.01.2012, является лицом, впервые обратившимся за назначением спорной компенсации.

Как видно из дела, заявление истицы от 17.08.2011 о прекращении ей выплаты ежемесячной денежной компенсации как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с 01.08.2011, в связи с переходом на получение аналогичных выплат по иным основаниям, исполнено на типовом печатном бланке, составленном заблаговременно ответчиком и предложенном для заполнения истицей только в разделах фамилии обратившегося и соответствующих дат (л.д. 35).

Изложенные истицей мотивы составления названного заявления и обстоятельства его оформления, позволяют сделать вывод о том, что обращение истицы в указанный период в Комитет социальной защиты населения с заявлением о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации как пенсионеру образования, в связи с переходом на получение соответствующей выплаты как ветерану труда, не являлось ее добровольным выбором, а носило вынужденный характер.

Совокупность установленных по делу обстоятельств позволяет суду прийти к выводу, что истица в период с 11.06.2011 по 08.08.2012, в связи с действовавшими в указанный период нормативно-правовыми актами Ленинградской области, фактически была лишена права на предоставление ей мер социальной поддержки, как педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности, право на которые у нее возникло как до 11.06.2011, так и до 11.01.2011 (вступления в силу изменений в ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 «Об образовании»).

Таким образом, истица в период с 11.06.2011 по 08.08.2012 сохраняла право на получение мер социальной поддержки в объеме (размере) не менее ранее предоставляемой денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения. В этой связи, не смотря на получение ею компенсационной выплаты по категории «ветеран труда», ФИО1 не может быть лишена данного права и в дальнейшем, поэтому при обращении к ответчику 16.01.2012 с заявлением о предоставлении льгот как пенсионеру образования, проживающему и работающему в сельской местности, она не может рассматриваться как лицо, вновь обратившееся за назначением компенсационной выплаты.

Из расчета, представленного ответчиком, с учетом выплат произведенных, как ветерану труда и как педагогу сельской местности в фиксированной сумме, следует, что размер невыплаченной ФИО1 компенсации расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление, за период с мая 2011 по июнь 2014 года составляет <данные изъяты>.

Истица в судебном заседании согласилась с данным расчетом, и просила положить в основу представленный ответчиком расчет невыплаченной компенсации. В связи с чем, суд соглашается с расчетом представленным ответчиком.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за ФИО1 с января 2012 года как за пенсионером образования, проживающим и работавшим в сельской местности право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, в том числе части расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, понесенных нетрудоспособными членами семей педагогических работников, совместно с ними проживающих и находящихся на их иждивении, не менее ранее предоставляемой компенсации по состоянию на май 2011 года.

Взыскать с Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области в пользу ФИО1 задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме посредством подачи лицами, участвующими в деле, апелляционной жалобы через Кировский городской суд Ленинградской области.

Судья: Н.С. Невская