Дело № 2-1214/20 Мотивированное решение изготовлено 16.03.2020 25RS0003-01-2019-004681-64 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 марта 2020 года <адрес> Ленинский районный суд <адрес> края в составе: председательствующего В.А. Воробьева, при секретаре О.Д. Фунтиковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ботвинкиной Лидии Михайловны к администрации г. Владивостока о взыскании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией У С Т А Н О В И Л: Ботвинкина Лидия Михайловна обратилась в суд с иском к администрации г. Владивостока о взыскании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, просила взыскать с администрации г. Владивостока в пользу Ботвинкиной Лидии Михайловны материальную помощь на восстановление имущества в размере 60 000 рублей Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, по основаниям, изложенным в иске. Представитель администрации г.Владивостока, в судебном заседании требования не признала, предоставила отзыв на исковое заявление. Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценивая доказательства в их совокупности, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в связи с опасными природными явлениями, обильными осадками в виде дождя, постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на территории Владивостокского городского округа с 22:00 часов ДД.ММ.ГГГГ был введен режим чрезвычайной ситуации требующей принятия неотложных мер, связанных с опасными природными явлениями, и установлен местный уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию. Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В связи с введением чрезвычайной ситуации на территории города Владивостока администрацией г. Владивостока были приняты следующие нормативные акты: постановление от 17.09.2019 № 3335 «Об оказании материальной помощи гражданам в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Владивостокского городского округа в августе 2019 года»; постановление от 17.09.2019 № 3336 «Об оказании материальной помощи гражданам в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Владивостокского городского округа в августе 2019 года»; постановление от 17.09.2019 № 3351 «Об оказании материальной помощи гражданам в связи с повреждением жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома, в результате чрезвычайной ситуации на территории Владивостокского городского округа в августе 2019 года»; постановление от 03.09.2019 N 3189 «Об оказании материальной помощи гражданам в связи с утратой урожая на земельных участках в результате чрезвычайной ситуации на территории Владивостокского городского округа в августе 2019 года». Уполномоченным органом по организации оказания материальной помощи гражданам в соответствии с указанными постановлениями является управление по исполнению программ по поддержке населения администрации города Владивостока. В силу данных нормативных документов, материальная помощь оказывается гражданам на основании актов обследования, составленных комиссиями по установлению фактов причинения ущерба имуществу граждан и размера ущерба в результате чрезвычайной ситуации на территории Владивостокского городского округа, созданными в соответствии с постановлением администрации города Владивостока от 30.08.2019 № 3171 "О создании комиссий по установлению фактов причинения ущерба имуществу граждан и размера ущерба в результате чрезвычайной ситуации на территории Владивостокского городского округа» и документов, указанных в данных постановлениях. Одним из условий получения материальной помощи гражданами является регистрация по месту жительства в жилом доме, квартире (пункты 5 постановлений №№ 3335, 3336). Пунктами 6 постановлений администрации <адрес> №№, 3336 установлено, что при отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания Заявителя по конкретному адресу на дату введения режима чрезвычайной ситуации в целях получения материальной помощи устанавливается в судебном порядке. При этом, постановлением № (оказание материальной помощи при повреждении жилого дома, квартиры) предусмотрено оказание материальной помощи пострадавшим гражданам в размере 10 000 рублей имеющим регистрацию по месту жительства в поврежденном жилом доме, квартире, вместе с тем установление факта проживания в судебном порядке при отсутствии регистрации, в целях дальнейшего получения материальной помощи, не предусмотрено. Материалами дела подтверждается, что Ботвинкина Лидия Михайловна обратилась в комиссию ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о включении в список пострадавших граждан на оказание разовой материальной помощи в связи с повреждением жилого дома по адресу <адрес>, а также с заявлением о включении в список пострадавших граждан на оказание разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке по адресу <адрес>. Комиссией подтверждён факт повреждения жилого дома, факт утраты урожая по адресу: <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ составлены соответствующие акты (прилагаются). На основании представленных документов Ботвинкина Л.М. включена в списки граждан на оказание материальной помощи в связи с утратой урожая на земельных участках в результате чрезвычайной ситуации на территории Владивостокского городского округа в августе 2019 года. В соответствии с распоряжением администрации города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ№-р Ботвинкиной Л.М. произведена выплата материальной помощи в связи с утратой урожая в размере 10 000,00 рублей. Денежные средства перечислены на счет, указанный Ботвинкиной Л.М. Так как ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, акт обследования повреждения жилого дома в результате чрезвычайной ситуации составлен по адресу: <адрес>, администрацией <адрес> отказано в выделении компенсации в размере 10 000 рублей. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ право на получение материальной помощи в связи с повреждением жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома, имеют граждане, жилые дома, квартиры которых получили повреждение, и имеющие регистрацию по месту жительства в поврежденном жилом доме, квартире. В связи с отсутствием регистрации по месту жительства в жилом доме (квартире, находящейся на первом этаже многоквартирного дома), поврежденном в результате чрезвычайной ситуации на дату введения режима чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>, Ботвинкиной Л.М. отказано во включении в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи в связи с повреждением жилого дома в результате подтопления. В то же время, суд приходит к выводу, что само по себе отсутствие регистрации истца по адресу: <адрес>, не может являться основанием к оспариваемому отказу, так как фактические обстоятельства – чрезвычайная ситуация, повреждение жилого дома, проживание истца в данном доме, подтверждаются материалами дела. Ботвинкина Л.М. не могла предполагать обстоятельства чрезвычайной ситуации, и обеспечить регистрацию по месту фактического проживания, но, являясь собственником имущества, правомерно находилась в жилом помещении, оказавшемся в зоне затопления, и как лицо, безусловно пострадавшее от ЧС, имеет право на соответствующую компенсацию. Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в ст. 20 ГК РФ, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", так и в других нормативных актах. При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В отношении остальной части требований, доказательств подачи Ботвинкиной Л.М. иных заявлений о поврежденном имуществе в результате ЧС в администрацию <адрес>, материалы дела не содержат, обследования поврежденного имущества по адресу: <адрес> комиссией не производились и какие-либо акты не составлялись, доказательств обратного суду не представлено. Таким образом, исковые требования Ботвинкиной Лидии Михайловны к администрации г. Владивостока о взыскании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией подлежат удовлетворению в части взыскания с администрации г. Владивостока в пользу Ботвинкиной Лидии Михайловны материальной помощи в связи с повреждением жилого дома в размере 10 000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. По изложенному, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковые требования Ботвинкиной Лидии Михайловны к администрации г. Владивостока о взыскании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией - удовлетворить частично. Взыскать с администрации г. Владивостока в пользу Ботвинкиной Лидии Михайловны материальную помощь в связи с повреждением жилого дома в размере 10 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья В.А. Воробьев |