ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1214/2022 от 12.10.2022 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2-1214/2022

УИД 23RS0054-01-2022-002012-34

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Туапсе 12 октября 2022 г.

Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Щербак Н.А.,

при секретаре Кузнецовой С.Н.,

с участием истца ФИО1

представителя ответчика ГКУ Краснодарского края Управление социальной защиты населения в Туапсинском районе ФИО2, действующей на основании доверенности от 19.09.2022г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ГКУ Краснодарского края Управление социальной защиты населения в Туапсинском районе об отмене решения, обязании выполнять требование законодательства в части социальной поддержки,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГКУ Краснодарского края Управление социальной защиты населения в Туапсинском районе об отмене решения, обязании выполнять требование законодательства в части социальной поддержки, мотивировав свои требования тем, что он с 20.08.2020 г. в соответствии со ст. 27 ФЗ -5 является ветераном труда удостоверение , в соответствии со ст. 22, 23 ФЗ -5 « О ветеранах», обратился в ГКУ КК-УСЗН в Туапсинском районе для реализации указанных льгот, в чем ему было отказано. В своем решении ГКУ КК-УСЗН ссылаются на следующие статьи: ст. 14 - «меры социальной поддержки инвалидов войны»; ст.15 - «меры социальной поддержки ВОВ»; ст. 16 - «меры социальной поддержки ВБД»; ст. 18 - «меры социальной поддержки, награжденные знаком жители блокадного Ленинграда»; ст.21 - «меры социальной поддержки членов семей погибших инвалидов ВОВ и участников ВБД». Во втором пункте ссылаются на возрастные ограничения, о чем в ФЗ -5 нет упоминания. В третьих, ссылаются на ст. 8 п. 4.1 «о страховых пенсиях», в которых указано о «праве на страховую пенсию».Все ссылки на указанные выше законодательные акты, к нему никакого отношения не имеют. Также в ФЗ -5 ст. 23.2, прямо указано о субвенциях из федерального центра субъектам РФ для выполнения закона, которые исправно исполняются ежегодно. Таким образом, из решения становится понятно, что это просто «отписка», его права, как ветерана труда, существенно нарушены. Не понятно, зачем принят закон, выдано удостоверение, в котором его действительно признали ветераном труда и указали в удостоверение его права на льготы, а исполнение закона откладывается. В связи с чем, просит решение ГКУ КК - УСЗН отменить, обязать ГКУ КК - УСЗН выполнять требование законодательства в части социальной поддержки его, как ветерана труда.

В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства.

В судебное заседание представитель ответчика ГКУ Краснодарского края Управление социальной защиты населения в Туапсинском районе ФИО2 возражала против удовлетворения иска, поскольку причиной для вынесения решения об отказе послужил тот факт, что на момент обращения в управление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не достиг возраста, дающего права на получение мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, а также не являлся получателем пенсии по линии Пенсионного фонда Российской Федерации.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов военной службы, предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; предоставление жилых помещений; компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи (пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").

Категория ветеран труда установлена статьей 7 Закона «О ветеранах», в соответствии с положениями указанной статьи ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона «О ветеранах»).

На территории Краснодарского края присвоение звания «Ветеран труда» регламентируется постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2013 г. № 1066 «О порядке присвоения звания «Ветеран труда» и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края.

В соответствии с указанным постановлением министерством труда и социального развития Краснодарского края 28 августа 2020 г. ФИО1 было установлено звание «Ветеран труда» и выдано соответствующее удостоверение.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Закона «О ветеранах»).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание в своих Определениях на необходимость самостоятельного определения объема социальной поддержки субъектами Российской Федерации (Определения от 17 октября 2006 года N 401-О, от 2 апреля 2009 года N 529-О-О, от 2 июля 2009 года N 1013-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1801-О и от 14 мая 2013 года N 695-О).

На территории Краснодарского края меры социальной поддержки ветеранов труда установлены Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. № 808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края» (далее - Закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края»).

Так, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края», ветеранам труда, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата; бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме изготовленных из драгоценных металлов) в сложных клинических и технологических случаях зубопротезирования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, определяемом администрацией Краснодарского края; компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 статьи 5 Закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края», либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляются при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (часть 2 статьи 5 Закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края»).

декабря 2021 г. истец обратился в управление с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

декабря 2021 г. управлением было принято решение об отказе в назначении ФИО1 компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану труда и направлено соответствующее уведомление.

Причиной для вынесения решения об отказе ФИО1 компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг послужил тот факт, что на момент обращения в управление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не достиг возраста, дающего права на получение мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, а также не являлся получателем пенсии по линии Пенсионного фонда Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда в Краснодарском крае, не имеется, поскольку ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения к ответчику с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки, равно как и на день принятия решения, не достиг 60 лет и возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, то в удовлетворении заявленных требований об отмене решения, обязании выполнять требование законодательства в части социальной поддержки истцу, следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО1 к ГКУ Краснодарского края Управление социальной защиты населения в Туапсинском районе об отмене решения, обязании выполнять требование законодательства в части социальной поддержки – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца через Туапсинский городской суд.

Судья Туапсинского городского суда (подпись) Н.А.Щербак

Копия верна.

Судья Туапсинского городского суда Н.А.Щербак

Подлинник решения суда находится в материалах дела №2-12142022 туапсинского городского суда