РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску администрации МО «<адрес>» к Северобайкальскому РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов по РБ об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
Установил:
Администрация МО «<адрес>» обратилась в суд с вышеуказанным иском, просит освободить администрацию МО «<адрес>» от взыскания исполнительского сбора в размере № руб. по исполнительному производству №№, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Северобайкальского РОСП УФССП по <адрес> от *******., полностью.
Исковые требования мотивированы тем, что администрация МО «<адрес>» является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя Северобайкальского РОСП УФССП по РБ ФИО2 от *******. № на основании исполнительного листа ФС № от *******., выданного Северобайкальским городским судом Республики Бурятия по делу № №, вступившему в законную силу *******., предмет исполнения: предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарным нормам, равнозначное по площади ранее занимаемому, а именно не менее № кв.м, в черте <адрес>. *******. судебным приставом-исполнителем Северобайкальского РОСП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № в сумме № рублей в связи с неисполнением исполнительного документа должником в установленный для добровольного исполнения срок. Исполнение решения Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от *******. находится на контроле в Администрации МО «<адрес>», от исполнения постановленного судом решения Администрация МО «<адрес>» не отказывается и не уклоняется. Многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>, в котором в настоящее время проживает ФИО3 включен в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в <адрес> в ******* годах», утвержденную постановлением Правительства РБ № от *******. В связи с вышеизложенным, ФИО3 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее № кв.м, будет предоставлено в рамках реализации Республиканской адресной программы Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в <адрес> в ******* годах», утвержденной постановлением Правительства РБ № от *******. Согласно статьи 2 Устава муниципального образования «<адрес>»» Муниципальное образование «<адрес>» наделено статусом муниципального района Законом Республики Бурятия от ******* № № «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в <адрес>» (далее - Закон Республики Бурятия) и является самостоятельным муниципальным образованием. Администрация муниципального образования - исполнительно-распорядительный орган, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ******* № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Бюджет МО «<адрес>» на ******* год утвержден решением Совета депутатов МО «<адрес>» 30.12.2014г. № 50-V (с изм. от *******., *******.). Бюджет утвержден с предельным дефицитом в сумме № рублей, по доходам и расходам не сбалансирован. Кроме того, в соответствии с поручением Правительства Республики Бурятия, по итогам заседания бюджетно-балансовой комиссии при Правительстве Республики Бурятия проводится работа по оптимизации расходов местного бюджета на № рублей. Таким образом, доходная и расходная части бюджета МО «<адрес>» не позволяют принять новые расходные обязательства на приобретение жилого помещения для последующего его предоставления ФИО3 Финансовые средства, предусмотренные в местном бюджете на *******., не позволяют администрации МО «<адрес>» обеспечить жильем взыскателя в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа единовременно и в полном объеме. Для изыскания благоустроенного жилого помещения, соответствующего по площади ранее занимаемой ФИО3 в черте <адрес> требуется № рублей. Указанные средства в бюджете муниципального образования отсутствуют. В связи с тем, что доходная и расходная части бюджета не позволяют увеличить действующие расходные обязательства и принимать новые расходные обязательства без дополнительного источника средств, в действиях администрации МО «<адрес>» отсутствует виновное неисполнение требований ФЗ «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций. Кроме того, имеются судебные решения по понуждению администрации МО «<адрес>» предоставить жилые помещения взамен аварийного, однако муниципальное образование не в силах одномоментно обеспечить жильем всех взыскателей. Имеются судебные акты по замене способа исполнения решений суда по делам указанной категории, что также предусматривает несение финансовых расходов. В связи с имущественным положением муниципального образования, порядком финансирования расходных обязательств муниципального образования, порядком заключения договоров на строительство жилья, предусматривающего предварительное размещение заказов в порядке, определенном Федеральный закон от ******* № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», неисполнение было вызвано объективной невозможностью исполнения судебного решения.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 иск поддержал, пояснил, что вины администрации района в неисполнении исполнения судебного решения не имеется, доводы изложены в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель УФССП по РБ по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения иска, поскольку согласно действующего законодательства, оснований для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Северобайкальского горсуда РБ на администрацию МО «<адрес>» возложена обязанность предоставления жилого помещения ФИО3, №. возбуждено исполнительное производство №№-ИП. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.06.2015г. в отношении должника за неисполнение исполнительного документа в сроки, установленные для добровольного исполнения, взыскан исполнительский сбор в размере № рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» от ******* № №- ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав- исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от ******* №13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
Положениями ст. 52 и ст. 53 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, но с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Судом принимаются во внимание доводы истца о том, что финансовые средства, предусмотренные в местном бюджете на 2014г. и 2015г., не позволили администрации МО «<адрес>» обеспечить жильем взыскателя в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, для изыскания благоустроенного жилого помещения, соответствующего ранее занимаемому взыскателем на территории <адрес> требуется свыше № рублей. Указанные средства в бюджете муниципального образования отсутствуют.
Бюджет муниципального образования « <адрес>» на ******* год утвержден решением Северобайкальского городского Совета депутатов от *******., утвержден с предельным дефицитом в сумме № руб., по доходам и расходам не сбалансирован. Кроме того, согласно поручения Правительства РБ проводится работа по оптимизации расходов местного бюджета на № рублей, бюджет района не позволяет принять новые расходные обязательства на приобретение жилого помещения для последующего предоставления Абеновой, предоставление жилого помещения возможно с реализацией республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в <адрес> на ******* годы».
В соответствии с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст. 401 Гражданского кодекса РФ, в которой указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В связи с имущественным положением муниципального образования, принятия истцом мер для исполнения судебного акта, обращениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, принимая во внимание порядок финансирования расходных обязательств муниципального образования, порядок заключения договоров на строительство жилья, предусматривающего предварительное размещение заказов в порядке, определенном Федеральным законом от ******* № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд приходит к выводу, администрацией района были приняты все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вина в неисполнении в срок исполнительного документа отсутствует ( являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора), и поэтому полагает, что имеются правовые основания для освобождения должника от взыскания исполнительство сбора.
Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Решил:
Освободить администрацию МО «<адрес>» от взыскания исполнительского сбора в размере № руб. по исполнительному производству №№, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Северобайкальского РОСП УФССП по <адрес> от *******.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 27.07.2015г.
Судья Н.Г. Рабдаева