ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1216/15 от 16.07.2015 Володарского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2 - 1216/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.07.2015 года Володарский районный суд города Брянска

в составе:

председательствующего судьи Фещуковой В.В.,

при секретаре Мурей Т.Ю.,

с участием представителей истцов - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2, представителя ответчиков - Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г. Брянска по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 и ФИО5 к Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г. Брянска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО4 и ФИО5 обратились в суд с иском к ответчикам Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г. Брянска о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что они являются собственниками комнаты общей площадью 39, 4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> по 1/2 доли каждый. Согласно заключению по результатам технического обследования проведенного в мае 2010 г. ООО «Горстройсервис» установлено, что жилом <адрес> возведен не в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, техническими условиями и нормативными документами по противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими нормами, а также нормативными документами по обеспечению экологической безопасности и эксплуатации объекта и нарушает охраняемые законом интересы третьих лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Дом не может эксплуатировать в качестве жилого. Решением межведомственной комиссии Володарской районной администрации г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ дом включен в список для переселения граждан. Постановлением Брянской городской администрации от 29.04.2013 г. № 1018-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск»(2013-2015 г), в которой <адрес> общим процентом износа 86, 1, был запланирован в 2014 г. Однако, Брянской городской администрации до настоящего времени благоустроенное жилое помещение им не предоставлено, на неоднократные обращения к ответчику по вопросу о переселении их семьи из аварийного дома, обращения оставлены без удовлетворения.

Просили суд признать незаконным бездействия Брянской городской администрации выразившееся в неисполнении постановления Брянской городской администрации от 29.04.2013 г. № 1018-п «Об утверждении муниципальной адресной программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» на 2013-2015г.», в которой <адрес><адрес> с общим износом 85, 1 процентов, был запланирован на 2014 год.

Возложить на Брянскую городскую администрацию обязанность предоставить ФИО6 и ФИО5 в первоочередном порядке общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте <адрес>, взамен признанного аварийным и непригодным для проживания, общей площадью не менее 39, 4 кв.м.

По определению суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен представитель комитета по ЖКХ Брянской городской администрации.

Истцы ФИО6 и ФИО5 в судебное заседание не явились, доверили представление их интересов ФИО1 и ФИО2, которые в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчиков Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г. Брянска по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, требования не признала в полном объеме, пояснив, что жилищных прав истцов не нарушали, <адрес>, признанный ветхим и непригодным для постоянного проживания, включен в список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению, переселение будет осуществлено в четвертом квартале 2016г. В данную программу включаются дома с высоким уровнем износа, причем исходя из степени износа - от более низкой к более высокой. Основным принципом жилищного законодательства является принцип равенства участников жилищных отношений. Предоставление вне очереди жилых помещений, без учета очередности в указанной программе, приведет к ущемлению прав других лиц данной категории и способствует нарушению баланса интересов. Кроме того, вне очереди жилье предоставляется лицам малоимущим, доказательств малоимущности, истцами не предоставлено.

Третье лицо, представитель комитета по ЖКХ Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия, не явившегося лица.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно Заключению межведомственной комиссии Брянской городской администрации от 05.07.2010 г. жилой <адрес> признан ветхим и непригодным для постоянного проживания.

Указанное заключение было утверждено распоряжением Брянской городской администрации от 24.06.2010 г. № 411-р.

Постановлением Брянской городской администрации от 29.04.2013 г. № 1018-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» на 2013-2015годы, согласно Приложению №.... жилой <адрес> включен в перечень аварийных многоквартирных домов.

Постановлением Брянской городской администрации от 12.03.2015 г. № 628-п(в редакции постановлений Брянской городской администрации от 27.12.2013 г. № 3396-п; 21.03.2014 г. № 716-п; 17.04.2014 г. № 939-п, 16.06.2014 г. № 1539-п, 21.10.2014 г. № 2940-п, ДД.ММ.ГГГГ № 3780-п) в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» на 2013-2017 годы, внесены изменения, согласно которым <адрес> гвардии подлежит переселению по этапу 1У.2016 года.

Судом установлено, что ФИО6 и ФИО5 являются собственниками комнаты 24 общей площадью 39, 4 кв.м. по адресу: <адрес> на основании договора о передачи квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ г., свидетельство о государственной регистрации права №.... и №.....

В спорной квартире истцы зарегистрированы и проживают с ДД.ММ.ГГГГ г.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в Брянскую городскую администрацию, Володарскую районную администрацию г. Брянска с заявлением по вопросу переселения ее семьи из ветхого и непригодного жилья.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40,41 Конституции РФ право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и обязанностям человека и гражданина. Согласно ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Брянской городской администрации от 29.04.2013 г. № 1018-п в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» (2013 - 2017 годы), основным механизмом реализации программы является оказание государственной поддержки на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлещами сносу в связи с физическим износом в процентах эксплуатации 60 процентов.

Взаимен изымаемого жилого помещения предоставляются другое жилое помещение, равнозначное по общей площади, жилой площади, количеству комнат, ранее занимаемому жилому помещению.

Согласно Приложению № 1 к постановлению Брянской городской администрации от 12.03.2015 г. № 628-п планируемая дата окончания переселения жилого <адрес> 1У.2016 г.

В соответствии с ч.1 ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусматривает срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, порядок и объемы финансирования.

При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Данное разъяснение, также, дается в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Постановления Брянской городской администрации о переносе срока переселение на 2016 г. истцами не оспаривалось в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчики признали жилое помещение муниципального жилищного фонда, в котором зарегистрированы истцы, непригодным для проживания, приняли решение и постановление с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц дома, в котором зарегистрированы истцы, предпринимали меры к расселению истцов из аварийного дома, в связи с чем, суд не усматривает бездействия со стороны ответчиков.

Основным принципом жилищного законодательства является принцип равенства участников жилищных отношений. Предоставление вне очереди жилых помещений, без учета очередности в программе по переселению граждан из аварийного жилья, приведет к ущемлению прав других лиц данной категории, жилые помещения которых включены в перечень датой ране и будет способствовать нарушению баланса интересов сторон жилищных правоотношений.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Судебной защите подлежит только нарушенное или оспоренное право. Ответчики не отказывали истцам, в соответствии с утвержденной адресной

программой по переселению, в предоставлении жилья, в соответствии с очередностью сноса.

Срок переселения, определенный адресной программой не истек, в связи с чем, жилищные права истцов, не нарушены.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о праве истцов на внеочередное предоставление жилого помещения, в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено. На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения иска. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 и ФИО5 к Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г. Брянска о предоставлении жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Брянский областной суд в течение месяца в апелляционном порядке через Володарский районный суд г. Брянска.

Судья Фещукова В.В.