Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июня 2016 г. <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Матвеенко Е.Б., при секретаре ФИО2, с участием прокурора ФИО3, представителя ответчика ФГКУ Росгранстрой ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ванинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности обеспечить морской пункт пропуска через государственную границу,
УСТАНОВИЛ:
Ванинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнений заявленных требований обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (Далее ФГКУ Росгранстрой) о возложении обязанности обеспечить морской пункт пропуска через государственную границу.
В целях устранения нарушений требований Постановления Правительства РФ № 930 от 25.12.2007 г., обеспечения деятельности государственных контролирующих органов, а также прав неопределенного круга лиц, прокурор просит обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить морской пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Ванино - помещением оперативного назначения: кабинетом начальника площадью <данные изъяты> кв.м.; помещением специального назначения: фитосанитарной лабораторией площадью <данные изъяты> кв.м.; помещением (склад) для хранения технических средств фитосанитарного контроля площадью <данные изъяты> кв.м.; помещением для хранения проб и образцов подкарантинной продукции площадью <данные изъяты> кв.м.; помещением (склад) для хранения задержанной подкарантинной продукции, требующей особых условий ее хранения площадью <данные изъяты> кв.м.; помещением для проведения карантинного фитосанитарного контроля грузов и товаров в грузовом терминале площадью <данные изъяты> кв.м.; помещением бытового (хозяйственного) назначения: кладовой площадью <данные изъяты> кв.м.; комнатой отдыха, столовой площадью <данные изъяты> кв.м.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> с учетом положений, предусмотренных ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Прокурор ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования и изложенные в нем доводы. При разрешении спора просит не принимать во внимание доводы ответчика о том, что действие нормативных правовых актов, устанавливающих общие требования к строительству, реконструкции, обустройству, оснащению пунктов пропуска через государственную границу РФ не распространяются на существующие и работающие пункты пропуска, так как указанные нормативные акты не содержат ограничений по видам пунктов пропуска (строящихся или действующих), а содержат требования в целом к оборудованию и оснащению пунктов пропуска.
Представитель ответчика ФГКУ Росгранстрой ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала. В удовлетворении исковых требований прокурору просила отказать, так как на момент обращения прокурора в суд с указанным иском вступили в действия требования к материально-техническому оснащению и обустройству фитосанитарных контрольных постов. Данные требования утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которым требования по материально-техническому оснащению и обустройству фитосанитарных контрольных постов распространяется на фитосанитарные контрольные пункты, которые находятся в стадии строительства либо подлежат реконструкции. Помещение, где прокурор просит обеспечить морской пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации Ванино – таковым пунктом не является.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 Закона РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, устанавливаются Правительством РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 11.10.2007г. № 1359 создано Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.6.5 Положения о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница), утвержденного, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Росграница осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружений, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.
Согласно п. 5.11 данного Положения Росграница осуществляет функции государственного заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, оборудованию, техническому оснащению зданий, помещений, сооружений, транспортной и инженерной инфраструктур, информационных и телекоммуникационных систем, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 г. № 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а так же осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (на основании приказа Росграницы от 13.01.2011г. - ФГКУ Росгранстрой).
Как следует из материалов дела, Положения о филиале ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», дирекция находится в ведении Росграницы, Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации.
В целях реализации предмета деятельности Дирекция выполняет за счет средств федерального бюджета функции государственного заказчика, в том числе по обеспечению материально-технического снабжения для эксплуатации зданий и сооружений в пунктах пропуска, расположенных на государственной границе Российской Федерации, в местах ее пересечения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.12.2008 г. № 701н, утверждены «Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 871 в целях реализации решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2011 года № 299 «О применении санитарных мер», постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 500 «Об утверждении Правил осуществления санитарно- карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» и обеспечения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, утверждены типовые требования к оборудованию и оснащению санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 г. № 930 утверждены «Общие требования к строительству, реконструкции и оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
Во исполнение указанных правовых норм Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально - техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза, в соответствии с п. 25 которых в пункте пропуска с учетом утвержденных ведомственных нормативов обеспечения должностных лиц площадями и помещениями предусматриваются, в том числе, служебные помещения для размещения пограничного контрольного ветеринарного пункта (далее - ПКВП), пограничного пункта по карантину растений (далее - ППКР); специальные помещения ПКВП, ППКР, лаборатории, помещения для приема пищи и отдыха.
Приказами Министерства сельского хозяйства РФ от 23.06.2008 № 270 и от 23.06.2008 № 271 утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации ветеринарного контроля и карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную гра¬ницу Российской Федерации (далее - Приказ № 270, Приказ № 271).
В соответствии с п. 2.2 Приказа № 270 и приложением № 1 к нему комплекс помещений ПВКП должен состоять из помещений оперативного назначения (рабочий кабинет дежурных ветеринарных инспекторов, кабинет начальника, помещение для хранения архива и вспомогательного оборудования); помещений специального назначения (помещение для осмотра мелких домашних животных, помещение для отбора проб поднадзорной продукции, помещение для проведения исследований поднадзорной продукции, пункт временной передержки мелких животных и птиц, досмотровая площадка, помещение, оборудованное печью для термического уничтожения конфиска¬тов, сепараций, трупов мелких животных, пищевых и других отходов); по¬мещений бытового (хозяйственного) назначения (гардеробная, кладовая, са¬нитарный блок, комната отдыха, столовая).
Аналогичный перечень помещений предусмотрен п. 2.1 Приказа № 271 и приложением № 1 к нему для ППКР за исключением помещений специаль¬ного назначения.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что в ходе проверки, проведенной с участием представителей Ванинской транспортной прокуратуры установлено, что ФГКУ Росгранстрой не в полном объеме выполняет возложенные на него обязанности по реализации комплекса мероприятий, необходимых для организации ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Ванино.
В частности проверкой установлено, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 1724 - р открыт морской грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Ванино.
Согласно паспорту морского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Ванино, утвержденного совместным решением руководителей контрольных органов и руководителя администрации пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль в пункте пропуска проводятся специалистами Ванинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Россельхознадзор).
Согласно штатному расписанию, утвержденному руководителем Управления от ДД.ММ.ГГГГ, штатная численность Ванинского межрайонного отдела составляет <данные изъяты> штатных единиц.
Сотрудники отдела для осуществления своей деятельности в морском пункте пропуска Ванино занимают три помещения согласно договору безвозмездной передачи объектов основных средств от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенному между ФГКУ Росгранстрой и собственником здания - ОАО «Порт Ванино»: по одному для специалистов ПВКП и ППКР и одно помещение (архив) для общего пользования.
Данное служебное помещение передано ОАО «Ванинский морской торговый порт» ФГКУ Росгранстрой на основании договора безвозмездной передачи объектов основных средств.
Как указано в п. 3.1.5 договорах безвозмездной передачи объектов основных средств от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. передающая сторона оказывает принимающей стороне услуги по техническому содержанию и обслуживанию объектов.
В состав передаваемых объектов, входят в том числе, служебные помещения необходимые для организации контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенные для Роспотребнадзора, Россельхознадзора.
Указанные помещения передаются Росграницей контролирующим органам на основании актов приема-передачи.
Требования прокурора основаны на нарушении ответчиком Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930, п. 2.2 приказа № 270, п. 2.1 Приказа № 271, п. 25 Решения Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688, в связи с чем, Ванинский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском.
Суд не может согласиться с доводами прокурора по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 (1) Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482 (далее - Правила) оборудование пунктов пропуска и их техническое оснащение осуществляются в соответствии с проектной документации до момента их открытия после строительства либо реконструкции, по окончанию которых осуществляется проверка пункта пропуска как единого объекта установленным требованиям (разделы 4 и 7 Правил).
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» предусмотрен порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930 утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Пунктом 4 Требований предусмотрено, что в задании на подготовку проектной документации на строительство либо реконструкцию зданий, помещений и сооружений предусматриваются: служебные помещения или места размещения для сотрудников.
В соответствии с пунктом 20 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение № 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), пунктом 60 приложения № 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 98, и в целях реализации подпункта 1 пункта 24 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) 14.10.2015 г. Совет Евразийской экономической комиссии принял решение № 92 «Об утверждении требований к материально-техническому оснащению и обустройству пунктов по карантину растений (фитосанитарных контрольных постов) и внесении изменений в единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу таможенного союза.
На основании указанного Решения, которое вступило в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования внесены изменения в Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу Таможенного союза, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 688, согласно которым раздел I дополнен пунктом 2.1 следующего содержания: Материально-техническое оснащение, обустройство вновь строящихся и реконструкция действующих пунктов по карантину растений (фитосанитарных контрольных постов) в пунктах пропуска осуществляются государствами - членами Таможенного союза с учетом Требований к материальному-техническому оснащению и обустройству пунктов по карантину растений (фитосанитарных контрольных постов), утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 г. № 92».
Настоящие Требования разработаны в соответствии с пунктом 20 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение № 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и устанавливают требования к материально-техническому оснащению, обустройству вновь строящихся и реконструкции действующих пунктов по карантину растений (фитосанитарных контрольных постов) (далее - фитосанитарные контрольные посты) в пунктах пропуска, предназначенных для перемещения подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров) через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее соответственно - пункты пропуска, подкарантинная продукция, Союз).
Из вышеизложенного следует вывод, что утвержденные Требования к материальному оснащению и обустройству фитосанитарных контрольных постов применяются в отношении вновь строящихся и планируемой реконструкции действующих пунктов по карантину растений в пунктах пропуска, предназначенных для перемещения подкарантинной продукции через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Требования, утвержденные вышеуказанным Решением, не распространяются в отношении пунктов по карантину растений (фитосанитарных контрольных постов) при проведении их реконструкции, начатой до вступления в силу настоящего Решения.
Принимая во внимание, что Ванинский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления в законную силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, следовательно, в данном случае прокурор обязан представить доказательства того, что помещение, где прокурор просит обеспечить морской пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации Ванино служебными помещениями, местом размещения для сотрудников, относится к вновь строящемуся объекту либо планируется его реконструкция.
Суд находит несостоятельным довод прокурора о том, что действие нормативных правовых актов, устанавливающих общие требования к строительству, реконструкции, обустройству, оснащению пунктов пропуска через государственную границу РФ, в том числе распространяются на существующие и работающие пункты пропуска без ограничений.
Поскольку в настоящее время разработаны Требования в соответствии с пунктом 20 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, которые устанавливают требования к материально-техническому оснащению, обустройству вновь строящихся и реконструкции действующих пунктов по карантину растений (фитосанитарных контрольных постов) в пунктах пропуска, предназначенных для перемещения подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров) через таможенную границу Евразийского экономического союза, то в данном случае суд принимает во внимание, что виды работ, о которых заявляет прокурор, не относятся к понятию оборудования и техническому оснащению зданий, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Как следует из материалов дела общая площадь помещения ДД.ММ.ГГГГ постройки, где прокурор просит обеспечить специальные помещения, составляет <данные изъяты> кв.м. Общая площадь заявленных прокурором специальных помещений составляет <данные изъяты> кв.м.
По сути, указанные работы относятся к понятию строительства (реконструкции) объекта для обустройства специальными помещениями сотрудников Россельхознадзора, следовательно, производство данных видов работ может быть осуществлено во вновь строящемся объекте либо при его реконструкции.
Вместе с тем прокурором не представлено доказательств подтверждающих, что вышеуказанное помещение, относится к таковым
Прокурор ФИО3 в судебном заседании не отрицал того, что морской пункт пропуска через государственную границу не является вновь строящимся объектом и подтвердил то, что в указанном пункте проведение строительных (реконструкция) работ не планируется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Ванинскому транспортному прокурору следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Ванинскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности обеспечить морской пункт пропуска через государственную границу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда 08.06.2016 г.
Мотивированное решение изготовлено 08.06.2016 г.
Судья: Е.Б.Матвеенко