ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1216/2022 от 17.08.2022 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2022 года г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Клиновой Е.А., при помощнике судьи Малащук М.А., с участием истца Донского А.А., его представителя Мезенцева А.В., действующего в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1216/2022 по иску Донской Евгении Анатольевны, Донского Алексея Анатольевича к Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, казне Российской Федерации, Губернатору Иркутской области, Управлению судебного департамента по Иркутской области о признании права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование исковых требований Донской А.А., Донская Е.А. указали, что решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 06.02.2020 установлен факт проживания, в том числе, Донского А.А., Донской Е.А., по адресу: ФИО2<адрес>. Кроме того, за истцами признано право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории иркутской области, истцы включены в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи. Поясняют, что их матери Донской А.С. выдано свидетельство на приобретение жилого помещения, утраченного в результате паводка, свидетельство выдано Донской А.С. без учета Донского А.А., Донской Е.А.. Решением суда от 31.08.2020 Донской Е.А., Донскому Е.А. отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в получении свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения. Донской А.А., Донская Е.А. просили суд, с учетом уточнений от 08.01.2022, выдать им два жилищных сертификата для реализации самостоятельно каждому права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения, а лучше выделить и выдать денежные средства им лично, чтобы не обременять местных чиновников по поиску жилья или квартир. Жилье истцы собираются приобретать в г. Иркутске, сертификаты должны быть предоставлены с учетом нормы для достойного жилья, т.к. истцы проживают отдельными семьями; признать незаконными все действия всех причастных чиновников публичной власти, препятствующих в реализации этого их права.

В судебное заседание истец Донская Е.А., ответчики Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, казна Российской Федерации, Губернатор Иркутской области, Управление судебного департамента по Иркутской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Суд, с учетом мнения участвующих в рассмотрении дела лиц, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явки, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Истец Донской А.А., его представитель Мезенцев А.В. исковые требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске.

Выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела 2-1500/2020, суд приходит к следующему выводу.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 2 данного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ).

В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от 03.07.2019 N 316 (в ред. от 02.08.2019) "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" (далее - Указ Президента РФ от 03.07.2019 N 316), которым наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.

Пунктом 3 этого Указа на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.

Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13.00 ч. 27.06.2019. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 18.07.2019 N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области"

Указанные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области.

Трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление трансфертов на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.

Трансферт предоставляется, в том числе, на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации; приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения; предоставление иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Иркутской области местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по финансовому обеспечению приобретения или строительства жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил; возмещение осуществленных расходов бюджета Иркутской области на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта.

Перечисленные мероприятия реализуются в отношении граждан, отвечающим требованиям п. 4 Правил, а именно: граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения или поврежденные жилые помещения, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях или поврежденных жилых помещениях, относящихся к членам семьи граждан, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина.

В приоритетном порядке мероприятия реализуются в отношении семей, имеющих 2 и более детей, исходя из нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения, по 18 кв. метров на каждого члена семьи, но не менее общей площади утраченного жилого помещения.

Мероприятия реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно.

Порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории ФИО2<адрес> или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области (п. 9 Правил).

Трансферт предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие нормативного правового акта Иркутской области, утверждающего перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства Иркутской области, в целях софинансирования которых предоставляется трансферт; наличие в бюджете Иркутской области бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Иркутской области, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, и обеспечение уровня софинансирования указанного расходного обязательства бюджета Иркутской области за счет трансферта в размере: 100 процентов - на цели, предусмотренные подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 настоящих Правил;

79 процентов - на цели, предусмотренные подпунктами "б" и "д" пункта 3 настоящих Правил;

заключение соглашений о предоставлении трансферта между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение о предоставлении трансферта) (п. 10 Правил).

Предоставление трансферта осуществляется при наличии утвержденных высшим должностным лицом Иркутской области по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии списков граждан, указанных в пункте 4 настоящих Правил, с указанием адресов и площади утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений (п.11 Правил).

Далее пунктами 13-20 Правил предусмотрен порядок и условия выделения трансфертов, контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления трансферта осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

Одним из условий предоставление трансферта на предоставление ассигнований для приобретения или строительства утраченных жилых помещений, является, что мероприятия реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно.

Правительством Иркутской области 17.07.2019 принято Постановление N 556-пп "об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (далее по тексту Положение).

Пунктом 1 указанного Постановления установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем: гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Социальные выплаты предоставляются на следующие цели:

1) приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации;

2) строительство жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.

Социальные выплаты предоставляются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Иркутской области, а также средств бюджета Иркутской области.

Подпунктом 2 пункта 6 Положения предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:

1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).

В приоритетном порядке социальная выплата предоставляется семьям, имеющим двух и более детей.

4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство);

6) указанным в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты (далее - решение суда о признании права).

Согласно пункту 7 Положения социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения.

Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством.

Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 06.09.2019 за Донской Анной Семеновной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>ФИО2<адрес>, паспорт серии , выдан Отделением УФМС России по Иркутской области в г. Тайшете и Тайшетском районе ДД.ММ.ГГГГ признано право собственности на дом, расположенный по адресу: ФИО2<адрес>1 в силу приобретательной давности.

Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 06 февраля 2020 года установлен факт постоянного проживания Донской Евгении Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>ФИО2<адрес>, паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по ФИО2<адрес> в <адрес> и <адрес>, Донского Алексея Анатольевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>ФИО2<адрес>, паспорт серии , выдан 28 марта 2014 года отделением УФМС России по ФИО2<адрес> в <адрес> и <адрес>, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области; за Донской Евгенией Анатольевной, Донским Алексеем Анатольевичем признано право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области; на администрацию Зареченского муниципального образования возложена обязанность включить Донскую Евгению Анатольевну, Донского Алексея Анатольевича в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.

Согласно справке о составе семьи, выданной администрацией Зареченского муниципального образования 01.06.2020. Донская Анна Семеновна зарегистрирована по адресу: ФИО2<адрес>ДД.ММ.ГГГГ., совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы: муж Донской Анатолий Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын Донской А. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь Донская Е. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО8,

Заключением межведомственной комиссии от 22.07.2019. жилой дом, расположенный по адресу: ФИО2<адрес>, признан непригодным для проживания.

Как следует из материалов дела , 12 сентября 2019 года Донской Анне Семеновне выдано свидетельство -П-Т на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО2<адрес>1, с учетом 6 (шести) членов семьи: Донского Анатолия Андреевича, ФИО8, ФИО6, ФИО9 и ФИО10. За счет средств указанного свидетельства ФИО3 приобретены жилые помещения на общую сумму 2 940 476,00 руб., Донская Е.А., Донской А.А. проживали по адресу: <адрес>, но не были зарегистрированы по данному адресу. Сертификат получен ФИО3 и реализован.

Повторно предоставление социальной выплаты, увеличение размера социальной выплаты или предоставление дополнительного свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения, законодательством не предусмотрено. Как и не предусмотрена возможность выдать еще два жилищных сертификата для реализации самостоятельно каждому Донской Е.А., Донскому А.А. права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения, не предусмотрена возможность выделения и выдачи денежных средств лично истцам.

Тот факт, что в судебном порядке установлен факт проживания истцов в жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации, не является основанием для предоставления свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку указанное свидетельство в связи с утратой данного жилого помещения уже выдано и реализовано.

Самостоятельного права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения члены семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, в соответствии с законодательством не имеют.

Признание незаконными действий (бездействий), производится в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, настоящее дело рассматривается в порядке гражданского процессуального законодательства. Кроме того, судом не установлено фактов незаконности действий Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, казне Российской Федерации, Губернатора Иркутской области, Управления судебного департамента по Иркутской области в отношении истцов, каких либо препятствий в возможности получения еще двух жилищных сертификатов для реализации самостоятельно каждому из истцов права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения со стороны Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, казне Российской Федерации, Губернатора Иркутской области, Управления судебного департамента по Иркутской области.

Как указало Управление судебного департамента по Иркутской области в отзыве от 27.07.2022, в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Управление осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества Иркутской области, а также финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально - технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Согласно ст.4 Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Управление способствует укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

В нарушении ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении Донская Е.А., Донской А.А. не указывают в чем именно заключается нарушения прав Управлением, не приведены доказательства таковых нарушений.

Более того, Управление не может являться стороной по делу, не является субъектом спорного правоотношения, не имеет ни материально-правового ни процессуального интереса в данном деле и не препятствует Донской Е.А., Донскому А.А. в осуществлении защиты своих законных интересов.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцами не представлены суду доказательства того, что со стороны Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, казны Российской Федерации, Губернатора Иркутской области, Управления судебного департамента по Иркутской области оказывались препятствия в получении двух жилищных сертификат, в реализации прав истцов на получение свидетельств на приобретение или строительство жилых помещений, выделении и выдаче денежных средств лично истцам.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе Донской Е.А., Донскому А.А. в удовлетворении исковых требований.

руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, казне Российской Федерации, Губернатору Иркутской области, Управлению судебного департамента по Иркутской области в лице судьи Раскарзенок Н.Н. о признании права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения, признании незаконными все действия всех причастных чиновников публичной власти, препятствующих в реализации права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения Донскому Алексею Анатольевичу, Донской Евгении Анатольевне – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Клинова

Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 25.08.2022.