ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1217/17 от 19.12.2017 Няндомского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-1217/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Няндома 19 декабря 2017 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Галкиной М.С.,

при секретаре Сметаниной В.М.,

при участии прокурора Мумладзе Н.З.,

представителей ответчиков ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Каргопольского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» «Печниково», администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о возложении обязанности по обеспечению устранения нарушений,

установил:

прокурор Каргопольского района Архангельской области обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково», администрации МО «Каргопольский муниципальный район» о возложении обязанности по обеспечению устранения нарушений.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки на предмет готовности предприятия к отопительному периоду, по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ контролирующим органом выдано МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» предписание об устранении нарушений По информации директора МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» от ДД.ММ.ГГГГг. многие из указанных в предписании нарушений до настоящего момента не устранены по причине отсутствия у предприятия технической и финансовой возможности. Согласно акту проверки к отопительному периоду 2017-2018 годов от ДД.ММ.ГГГГг., теплоснабжающей организацией МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» не выполнены требования подп. 13 п. 13 Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, утв. Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. №203, выразившиеся в невыполнении пунктов предписания Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГг., а именно:

в котельной №1 (<адрес>) не произведено:

- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок;

- промывка тепловых сетей и предоставление в Северо-Западное управление Ростехнадзора актов промывки тепловых сетей;

в котельной №2 (<адрес>) не произведено:

- профилактические испытания и измерения на электродвигателях (п. 2.5.19 ПТЭЭП, приложение №3 ПТЭЭП Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго от 13 января 2003 г. №6);

- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок.

Непринятие МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» мер по организации надежного теплоснабжения нарушает права и законные интересы населения МО «Печниковское» на бесперебойное и безопасное теплоснабжение. Не приведение в установленные сроки ремонтных работ на котельных может привести к чрезвычайным ситуациям и срыву отопительного сезона 2017-2018 гг. Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» как собственник имущества и учредитель обязана оказывать содействие в организации теплоснабжения населения, в том числе путем выделения денежных средств для устранения указанных нарушений закона. Просит суд возложить обязанность на МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» проведение следующих работ:

в котельной №1 (<адрес>):

- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок;

- промывка тепловых сетей и предоставление в Северо-Западное управление Ростехнадзора актов промывки тепловых сетей;

в котельной №2 (<адрес>):

- профилактические испытания и измерения на электродвигателях (п. 2.5.19 ПТЭЭП, приложение №3 ПТЭЭП Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго от 13 января 2003 г. №6);

- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок.

Возложить обязанность на администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» выделить МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» денежные средства на устранение указанных нарушений.

Прокурор Мумладзе Н.З. требования иска поддержала в полном объеме, указала на необходимость привести решение к немедленному исполнению в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, недопущения срыва отопительного сезона.

В судебном заседании представитель МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» ФИО1 с иском согласился, однако указал, что на устранение нарушений отсутствуют денежные средства. Работы будут произведены, нарушения будут устранены, но в 2018 году, при поступлении от администрации МО «Каргопольский муниципальный район» денежных средств.

Представитель администрации МО «Каргопольский муниципальный район» ФИО2 в судебном заседании с иском фактически согласилась, вместе с тем указала на отсутствие в бюджете денежных средств на проведение данных мероприятий. Пояснила, что все нарушения будут устранены в течение 2018 года при поступлении денежных средств. Работа по выделению денежных средств на указанные мероприятия ведется.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 5 ст.20 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) «О теплоснабжении» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10 августа 2017 г.) проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Как следует из п. 2.6.3 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. № 5176) (далее – Постановление Госстроя РФ), сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.В соответствии с п. 5.1.1 Постановления Госстроя РФ системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.

Судом установлено, что котельные по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, переданы администрацией МО «Каргопольский муниципальный район» МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» на основании договора о закреплении за муниципальным унитарным предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.

В ходе проверки на предмет готовности предприятия к отопительному периоду, по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ контролирующим органом выдано МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» предписание об устранении нарушений .

По информации директора МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» от 06 октября 2017г. многие из указанных в предписании нарушений до настоящего момента не устранены по причине отсутствия у предприятия технической и финансовой возможности.

Согласно акту проверки к отопительному периоду 2017-2018 годов от ДД.ММ.ГГГГг., теплоснабжающей организацией МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» не выполнены требования подп. 13 п. 13 Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, утв. Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. №203, выразившиеся в невыполнении пунктов предписания Северо-Западного управления Ростехнадзора от 03 октября 2016 г., а именно:

в котельной №1 (<адрес>) не произведено:

- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок;

- промывка тепловых сетей и предоставление в Северо-Западное управление Ростехнадзора актов промывки тепловых сетей;

в котельной №2 (<адрес>) не произведено:

- профилактические испытания и измерения на электродвигателях (п. 2.5.19 ПТЭЭП, приложение №3 ПТЭЭП Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго от 13 января 2003 г. №6);

- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок.

Представители ответчиков по сути с иском согласились, оспаривают только сроки устранения недостатков ввиду отсутствия денежных средств.

В соответствии с п. 2.6.5 Постановления Госстроя РФ подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).

Как верно было указано прокурором, непринятие МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» мер по организации надежного теплоснабжения нарушает права и законные интересы населения МО «Печниковское» на бесперебойное и безопасное теплоснабжение. Не приведение в установленные сроки ремонтных работ на котельных может привести к чрезвычайным ситуациям и срыву отопительного сезона 2017-2018 гг.

Таким образом, требования прокурора о возложении обязанности на МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» проведение работ в котельной №1 (<адрес>) и в котельной №2 (<адрес>) подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Поскольку необходимость устранения заявленных истцом нарушений требуется в текущем отопительном сезоне, суд полагает, что в данной части решение подлежит немедленному исполнению.

Осуществляя свою деятельность, администрация МО «Каргопольский муниципальный район» не смогла организовать надлежащее теплоснабжение населения в границах указанных муниципальных образований, допустив наличие недостатков в котельных, переданных в МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково», что свидетельствует о недостаточности проводимых администрацией мероприятий.

Вместе с тем, администрация МО «Каргопольский муниципальный район» как собственник имущества и учредитель обязана оказывать содействие в организации теплоснабжения населения, в том числе путем выделения денежных средств для устранения указанных нарушений закона.

Ссылки ответчиков на отсутствие денежных средств не являются основанием для освобождения их от принятия мер по своим обязательствам, в ином случае это может повлечь за собой срыв отопительного сезона, что недопустимо.

Учитывая изложенное, требования о возложении обязанности на администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» выделить МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» денежные средства на устранение нарушений также подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, с МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» в доход бюджета муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, в размере 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Каргопольского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» «Печниково», администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о возложении обязанности по обеспечению устранения нарушений удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» проведение следующих работ:

В котельной №1 (<адрес>):

- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок;

- промывка тепловых сетей и предоставление в Северо-Западное управление Ростехнадзора актов промывки тепловых сетей;

В котельной №2 (<адрес>):

- профилактические испытания и измерения на электродвигателях (п. 2.5.19 ПТЭЭП, приложение №3 ПТЭЭП Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго от 13 января 2003 г. №6);

- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок.

Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» выделить муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» денежные средства на устранение указанных нарушений.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» в доход бюджета муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Няндомский районный суд Архангельской области.

Председательствующий М.С. Галкина

Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2017 г.