Дело № 2-1217/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Няндома 19 декабря 2017 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Галкиной М.С.,
при секретаре Сметаниной В.М.,
при участии прокурора Мумладзе Н.З.,
представителей ответчиков ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Каргопольского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» «Печниково», администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о возложении обязанности по обеспечению устранения нарушений,
установил:
прокурор Каргопольского района Архангельской области обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково», администрации МО «Каргопольский муниципальный район» о возложении обязанности по обеспечению устранения нарушений.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки на предмет готовности предприятия к отопительному периоду, по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ контролирующим органом выдано МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» предписание об устранении нарушений № По информации директора МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» от ДД.ММ.ГГГГг. многие из указанных в предписании нарушений до настоящего момента не устранены по причине отсутствия у предприятия технической и финансовой возможности. Согласно акту проверки к отопительному периоду 2017-2018 годов от ДД.ММ.ГГГГг., теплоснабжающей организацией МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» не выполнены требования подп. 13 п. 13 Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, утв. Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. №203, выразившиеся в невыполнении пунктов предписания Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГг., а именно:
в котельной №1 (<адрес>) не произведено:
- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок;
- промывка тепловых сетей и предоставление в Северо-Западное управление Ростехнадзора актов промывки тепловых сетей;
в котельной №2 (<адрес>) не произведено:
- профилактические испытания и измерения на электродвигателях (п. 2.5.19 ПТЭЭП, приложение №3 ПТЭЭП Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго от 13 января 2003 г. №6);
- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок.
Непринятие МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» мер по организации надежного теплоснабжения нарушает права и законные интересы населения МО «Печниковское» на бесперебойное и безопасное теплоснабжение. Не приведение в установленные сроки ремонтных работ на котельных может привести к чрезвычайным ситуациям и срыву отопительного сезона 2017-2018 гг. Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» как собственник имущества и учредитель обязана оказывать содействие в организации теплоснабжения населения, в том числе путем выделения денежных средств для устранения указанных нарушений закона. Просит суд возложить обязанность на МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» проведение следующих работ:
в котельной №1 (<адрес>):
- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок;
- промывка тепловых сетей и предоставление в Северо-Западное управление Ростехнадзора актов промывки тепловых сетей;
в котельной №2 (<адрес>):
- профилактические испытания и измерения на электродвигателях (п. 2.5.19 ПТЭЭП, приложение №3 ПТЭЭП Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго от 13 января 2003 г. №6);
- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок.
Возложить обязанность на администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» выделить МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» денежные средства на устранение указанных нарушений.
Прокурор Мумладзе Н.З. требования иска поддержала в полном объеме, указала на необходимость привести решение к немедленному исполнению в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, недопущения срыва отопительного сезона.
В судебном заседании представитель МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» ФИО1 с иском согласился, однако указал, что на устранение нарушений отсутствуют денежные средства. Работы будут произведены, нарушения будут устранены, но в 2018 году, при поступлении от администрации МО «Каргопольский муниципальный район» денежных средств.
Представитель администрации МО «Каргопольский муниципальный район» ФИО2 в судебном заседании с иском фактически согласилась, вместе с тем указала на отсутствие в бюджете денежных средств на проведение данных мероприятий. Пояснила, что все нарушения будут устранены в течение 2018 года при поступлении денежных средств. Работа по выделению денежных средств на указанные мероприятия ведется.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст.20 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) «О теплоснабжении» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10 августа 2017 г.) проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Как следует из п. 2.6.3 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. № 5176) (далее – Постановление Госстроя РФ), сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.В соответствии с п. 5.1.1 Постановления Госстроя РФ системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Судом установлено, что котельные по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, переданы администрацией МО «Каргопольский муниципальный район» МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» на основании договора о закреплении за муниципальным унитарным предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.
В ходе проверки на предмет готовности предприятия к отопительному периоду, по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ контролирующим органом выдано МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» предписание об устранении нарушений №.
По информации директора МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» от 06 октября 2017г. многие из указанных в предписании нарушений до настоящего момента не устранены по причине отсутствия у предприятия технической и финансовой возможности.
Согласно акту проверки к отопительному периоду 2017-2018 годов от ДД.ММ.ГГГГг., теплоснабжающей организацией МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» не выполнены требования подп. 13 п. 13 Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, утв. Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. №203, выразившиеся в невыполнении пунктов предписания Северо-Западного управления Ростехнадзора от 03 октября 2016 г., а именно:
в котельной №1 (<адрес>) не произведено:
- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок;
- промывка тепловых сетей и предоставление в Северо-Западное управление Ростехнадзора актов промывки тепловых сетей;
в котельной №2 (<адрес>) не произведено:
- профилактические испытания и измерения на электродвигателях (п. 2.5.19 ПТЭЭП, приложение №3 ПТЭЭП Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго от 13 января 2003 г. №6);
- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок.
Представители ответчиков по сути с иском согласились, оспаривают только сроки устранения недостатков ввиду отсутствия денежных средств.
В соответствии с п. 2.6.5 Постановления Госстроя РФ подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
Как верно было указано прокурором, непринятие МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» мер по организации надежного теплоснабжения нарушает права и законные интересы населения МО «Печниковское» на бесперебойное и безопасное теплоснабжение. Не приведение в установленные сроки ремонтных работ на котельных может привести к чрезвычайным ситуациям и срыву отопительного сезона 2017-2018 гг.
Таким образом, требования прокурора о возложении обязанности на МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» проведение работ в котельной №1 (<адрес>) и в котельной №2 (<адрес>) подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Поскольку необходимость устранения заявленных истцом нарушений требуется в текущем отопительном сезоне, суд полагает, что в данной части решение подлежит немедленному исполнению.
Осуществляя свою деятельность, администрация МО «Каргопольский муниципальный район» не смогла организовать надлежащее теплоснабжение населения в границах указанных муниципальных образований, допустив наличие недостатков в котельных, переданных в МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково», что свидетельствует о недостаточности проводимых администрацией мероприятий.
Вместе с тем, администрация МО «Каргопольский муниципальный район» как собственник имущества и учредитель обязана оказывать содействие в организации теплоснабжения населения, в том числе путем выделения денежных средств для устранения указанных нарушений закона.
Ссылки ответчиков на отсутствие денежных средств не являются основанием для освобождения их от принятия мер по своим обязательствам, в ином случае это может повлечь за собой срыв отопительного сезона, что недопустимо.
Учитывая изложенное, требования о возложении обязанности на администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» выделить МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» денежные средства на устранение нарушений также подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с МУП МО «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» в доход бюджета муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, в размере 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Каргопольского района Архангельской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» «Печниково», администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о возложении обязанности по обеспечению устранения нарушений удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» проведение следующих работ:
В котельной №1 (<адрес>):
- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок;
- промывка тепловых сетей и предоставление в Северо-Западное управление Ростехнадзора актов промывки тепловых сетей;
В котельной №2 (<адрес>):
- профилактические испытания и измерения на электродвигателях (п. 2.5.19 ПТЭЭП, приложение №3 ПТЭЭП Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго от 13 января 2003 г. №6);
- техническое освидетельствование котлов с занесением результатов освидетельствования в паспорт тепловых энергоустановок.
Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» выделить муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» денежные средства на устранение указанных нарушений.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» «Печниково» в доход бюджета муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Няндомский районный суд Архангельской области.
Председательствующий М.С. Галкина
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2017 г.