ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1217/18 от 14.12.2018 Неклиновского районного суда (Ростовская область)

К делу № 2-1217 /18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Покровское Неклиновского района 14 декабря 2018 года

Неклиновский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Курышко О.С.,

при секретаре Григорян Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальковой Л.Б. к Администрации Неклиновского района Ростовской области о признании одностороннего отказа Администрации Неклиновского района Ростовской области от исполнения муниципального контракта от 25.05.2018 года № 121 незаконным, обязании Администрации Неклиновского района Ростовской области исполнить муниципальный контракт от 25.05.2018 года № 121 в полном объеме,

УСТАНОВИЛ:

Истец Малькова Л.Б. обратилась в суд с иском к Администрации Неклиновского района Ростовской области о признании одностороннего отказа Администрации Неклиновского района Ростовской области от исполнения муниципального контракта от 25.05.2018 года № 121 незаконным, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Неклиновского района Ростовской области был проведен электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на «Приобретение на первичном и вторичном рынках в муниципальную собственность жилых помещений для обеспечения жильем семей, в составе которых имеется десять и более несовершеннолетних детей». Победителем указанного аукциона признана она.

ДД.ММ.ГГГГ г. между ней и Администрацией был заключен муниципальный контракт предметом которого является жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., в т.ч. жилой <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 12 раздела III документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки» (Технического задания), требуемая общая площадь жилого помещения (квартиры) (кв.м.) - не менее <данные изъяты> кв.м., т.е. площадь предложенного жилого помещения превышает требуемую площадь на <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с п. 2.1. Контракта, его цена составляет: 5 514 680, 90 (пять миллионов пятьсот четырнадцать тысяч шестьсот восемьдесят) рублей 90 копеек, которыми оплачиваются <данные изъяты> кв.м, общей площади жилого помещения, что составляет <данные изъяты> доли от всего жилого помещения. Остальная (излишняя) площадь жилого помещения <данные изъяты> доли оплате не подлежит и переходит в муниципальную собственность безвозмездно (передается в дар).

Согласно п. 4.1. Контракта, передача жилого помещения производится по Акту приема-передачи жилого помещения (квартиры, домовладения) в соответствии с формой (Приложение к настоящему контракту). Передача жилого помещения осуществляется Продавцом в исправном состоянии, отвечающем требованиям, установленным нормативными документами по содержанию жилого фонда, а также требованиями, предусмотренными техническим заданием. Оценка жилого помещения на соответствие требованиям, установленным настоящим пунктом Контракта, производится путем совместного осмотра Сторонами жилого помещения, анализа технической документации, и документации на находящееся в нем оборудование. Результаты осмотра отражаются в Акте приема-передачи жилого помещения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 94 названного Закона, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 6 ст. 94 ФЗ № 44-ФЗ заказчику предоставлено право для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта создавать приемочную комиссию, которая должна состоять не менее чем из пяти человек.

Согласно ч. 7 ст. 94 ФЗ №44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

В соответствии с ч. 10 ст. 94 ФЗ №44-ФЗ к отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.

Несмотря на приведенные требования законодательства и в их нарушение, ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик направил на приемку жилого помещения 4-х человек, которые не предъявили никаких документов, подтверждающих их полномочия, а также документы, подтверждающие их личность.

Составленный ими в тот же день документ, озаглавленный как «Акт приема-передачи жилого помещения (квартиры, домовладения)» не соответствует условиям Контракта (п.4.1) и форме Приложения к Контракту, а именно:

- согласно абзацу 1 «Акта», его должен подписывать Смирнов А.А. - зам. Главы Администрации Неклиновского района. В «Акте» от ДД.ММ.ГГГГ, после описательной его части, наряду с реквизитами «Покупателя» (Администрация Неклиновского района в лице зам. Главы Смирнова А.А.) появляется ссылка на «Комиссию, утвержденную Распоряжением Главы Администрации Неклиновского района от ДД.ММ.ГГГГ Данная ссылка отсутствует в форме Приложения к Контракту, а указанное в ней. Распоряжение ей не предъявлено, соответственно не известно, какая комиссия, в каком составе, с какими полномочиями и сроком полномочий утверждена Распоряжением . Кроме того, после ухода «комиссии» она попыталась ознакомиться с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Администрации Неклиновского района, но даже упоминания о нём обнаружить там не удалось;

- в п.2 «Акта» отражено состояние жилого помещения и оборудования, находящегося в нём. Никаких замечаний при этом к их состоянию не указано. Более того, термин «замечания» в принципе отсутствует в так называемом «Акте приема-передачи»;

- в п.3 «Акта» имеется запись о том, что жилое помещение готово к использованию;

- в п.4 «Акта» записано, что жилое помещение «не соответствует» требованиям Контракта, хотя при этом оно пригодно для проживания, инженерно-технические сети, оборудование функционирует и готово к использованию;

- несмотря на то, что согласно п.4 «Акта» жилое помещение «не соответствует» требованиям Контракта, согласно п.5 «Акта» документы по описи на жилое помещение приняты «комиссией», тогда как они принимаются только вместе с жилым помещением.

Из так называемого «Акта приема-передачи» от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным установить причины вывода так называемой «комиссии» о «несоответствии» жилого помещения требованиям Контракта.

Более того, в нарушение порядка составления Акта приема-передачи, после подписей членов «комиссии» (ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, что следует из «Акта») рукописным текстом повторно описано состояние жилого помещения и оборудования. Причём с какой целью это сделано, не понятно. Однако то, что члены «комиссии» умышленно придают данному повторному описанию оценочный негативный характер, было очевидно, поэтому под рукописным текстом ее представителем выражено несогласие с ним. Причины несогласия ее представитель изложил в письме, адресованном в Администрацию Неклиновского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что так называемый «Акт приема-передачи» от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан надлежащим документом, а именно: как указано выше, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.94 ФЗ №44-ФЗ). По соответствию жилого помещения условиям Контракта экспертиза не проводилась.

Заказчику предоставлено право самостоятельной приемки, для чего им создается приемочная комиссия в составе не менее 5 человек (ч. 6 ст. 94 ФЗ № 44-ФЗ). В приемке жилого помещения по контракту принимала участие «комиссия» в составе 4-х неизвестных ей людей, что является грубейшим нарушением указанного Закона.

Как предусмотрено ч.7 ст.94 ФЗ №44-ФЗ, приемка жилого помещения по контракту должна была быть оформлена документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо мне в те же сроки заказчиком должен был быть направлен в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Никаких извещений либо документов об отказе от подписания приемки жилого помещения ответчиком ей не направлялось. Признать так называемый «Акт приема-передачи» от ДД.ММ.ГГГГ мотивированным отказом не представляется возможным, т.к. по форме и содержанию он противоречит требованиям законодательства.

08.06.2018 г. ее представитель подал письменное обращение на имя Главы и зам. Главы Администрации Неклиновского района, в котором просил выдать официальный документ о результатах приемки жилого помещения.

Однако, на его обращение зам. Главы Администрации Неклиновского района А.А. Смирнов вручил Решение от ДД.ММ.ГГГГ. об одностороннем отказе Администрации Неклиновского района от исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ. . Указанное решение не содержит никакой мотивировки отказа, без ссылок на какой- либо документ.

В решении сказано: «по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязательства по контракту продавцом не могут быть выполнены в связи с существенными нарушениями требований к качеству жилого помещения, несоответствием жилого помещения требованиям Технического задания и Характеристик приобретаемого жилого помещения (домовладения)».

При этом в чем выражаются «существенные нарушения» и «несоответствия», в решении не указано.

Таким образом, принимая обжалуемое решение вообще без указания на конкретные существенные нарушения» условий Контракта с ее стороны, ответчик лишил ее законного права, предоставленного ч. 14 ст. 95 ФЗ №44-ФЗ на устранение в 10-дневный срок тех нарушений условий контракта, которые послужили основанием для принятия им указанного решения об одностороннем отказе.

При этом ответчиком в ее адрес не направлялись какие-либо претензии, содержащие сроки устранения якобы выявленных несоответствий.

Более того, ч. 9 ст. 95 ФЗ №44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Такие обязательства предусмотрены только ст. 523 ГК РФ (односторонний отказ от договора поставки), ст. 77 ГК РФ (отказ заказчика от исполнения договора подряда), ст. 782 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг).

Муниципальный контракт по виду обязательств представляет собой договор поставки. В ст. 523 ГК РФ содержится указание на два случая, когда нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным: 1) в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; 2) в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Ни один из этих двух случаев не имеет места при исполнении ею муниципального контракта , следовательно, у ответчика отсутствуют законные основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

В соответствии с ч. 10 ст. 95 закона 44-ФЗ, Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи. Однако, в нарушение норм закона, Администрацией Неклиновского района данная экспертиза проведена не была.

Согласно Заключения эксперта -И-18 от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного ООО «Альтернатива», жилой дом литер <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> соответствует техническому заданию электронного аукциона в части технических требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам.

Кроме того, ч. 4 ст. 450.1 ГК РФ устанавливает, что сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Как следует из приведенного выше, ответчик в данном случае действовал недобросовестно и не разумно.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ГК РФ односторонний отказ от исполнения контракта является односторонней сделкой.

Частью 1 ст. 168 ГК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Частью 2 ст. 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, односторонний отказ Администрации от исполнения контракта, повлекший за собой расторжение муниципального контракта от 25.05.2018г. №121, вынесен в нарушение требований ФЗ №44-ФЗ и должен быть признан незаконным, а муниципальный контракт действующим.

Истец просит суд: Признать односторонний отказ Администрации Неклиновского района Ростовской области от исполнения муниципального контракта от 25.05.2018г. №121 незаконным.

В процессе рассмотрения дела, истцом были уточнены исковые требования, истец просит суд: 1. Признать односторонний отказ Администрации Неклиновского района Ростовской области от исполнения муниципального контракта от 25.05.2018г. №121 незаконным. 2. Обязать Администрацию Неклиновского района Ростовской области исполнить муниципальный контракт от 25.05.2018г. №121 в полном объеме.

Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела в суд не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие.

Представители истицы Снопков А.Ю. и Терских О.И. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд иск удовлетворить.

Представители ответчика Администрации Неклиновского района Ростовской области Волкова Т.П. и Смирнов А.А. в судебном заседании исковые требования не признали и просили суд в иске отказать, представили письменные возражения.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившейся истицы, извещенной надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.

Истице Мальковой Л.Б. на праве собственности принадлежит жилой дом, назначение: жилое, общей площадью 217,4 кв.м. и земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права и соответственно.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истицей по делу Мальковой Л.Б. в лице представителя Общества с ограниченной ответственностью «ОиНТерс» и Администрацией Неклиновского района, в лице заместителя главы Администрации Неклиновского района Смирнова А.А. был заключен муниципальный контракт №121.

В соответствии с условиями контракта Продавец - Малькова Л.Б. в лице представителя Общества с ограниченной ответственностью «ОиНТерс» обязуется передать жилое помещение (домовладение) расположенное по адресу: <адрес><адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью 109,2 кв.м. Приведенные данные соответствуют данным технического паспорта ДД.ММ.ГГГГ. Характеристики приобретаемого жилого помещения указаны в Приложении к настоящему контракту. Приобретаемое помещение соответствует Техническому заданию и принадлежит продавцу на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

В соответствии с пунктом 3.1. Контракта продавец обязан:

3.1.1. Передать жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодным для проживания и эксплуатации.

3.1.2. В срок не позднее 10 (десяти) дней с даты подписания контракта подписать акт приема-передачи жилого помещения.

В соответствии с пунктом 3.1. Контракта Покупатель обязан:

3.2.1 Принять жилое помещение по Акту приема-передачи жилого помещения в соответствии с формой (Приложение к настоящему контракту) в порядке, предусмотренном Контрактом.

3.2.2. Оплатить принятое им жилое помещение на условиях и в сроки, определенные Контрактом.

3.2.3. в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания контракта подписать акт приема-передачи жилого помещения в соответствии с формой (Приложение к настоящему контракту) предоставить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, все документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение.

3.2.4. В случае передачи Продавцом Покупателю по акту приема передачи жилого помещения в соответствии с формой (Приложение к настоящему контракту), не соответствующего условиям настоящего контракта, если недостатки жилого помещения не были оговорены Продавцом, Покупатель которому передано жилое помещение ненадлежащего качества, вправе потребовать от Продавца устранить за счет Продавца недостатки в согласованные с Покупателем сроки, которые не могут превышать 10 (десять) календарных дней.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком по делу для подписания акта приема-передачи жилого помещения (согласно Приложения к муниципальному контракту №121 от 25.05.2018 года) была направлена комиссия, утвержденная Распоряжением Главы Администрации Неклиновского района №46 от 03.03.2017 года в составе: ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО13

Согласно представленной в материалы дела копии акта, в результате обследования выявлено следующее. Санузел в кол. 3 шт. (1 совмещенный, 2 не совмещенных); окна металлопластиковые (стеклопакет – 24 мм – 2 стекла); тротуарная плитка вдоль дома до навеса; высота потолка на кухне – 2, 49 м.; санузел на 1 эт. Без вентиляции, помещения ,12 по тех. Паспорту наружных окон не имеют; между 7 и 13 помещением, 13 и 11 выполнены арочные проемы; из помещения расположена арка под лестничным проемом); в помещении имеется лестничный марш с выходом в помещение (отделка ДВП, пол – линолеум, окно металлопластиковое стеклопакет – 24 мм – 2 стекла). Лит. А – наружная отделка стен – металлический сайдинг, по металлокаркасу, утеплитель «кнауф». Лит. А – тыльная часть здания – кирпич; помещение (гараж) не имеет внутренней отделки; подъезд к гаражу не благоустроен; выгребная яма не имеет люка, имеется отверстие для откачивания, расположена на расстоянии 3 м. от Лит. А1; толщина стен в помещении – пол. кирпича внутри облицовка МДФ панелями.

В судебном заседании представитель ответчика Смирнов А.А. суду пояснил, что в акте отражено все состояние домовладения, как отрицательное так и положительное.

Как указано в п. 7 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Какого либо письменного документа, мотивированного отказа от подписания акта приема-передачи жилого помещения Администрацией Неклиновского района Ростовской области в адрес Мальковой Л.Б. направлено не было.

ДД.ММ.ГГГГ Заместителем главы Администрации Неклиновского района Смирновым А.А. вынесено Решение об одностороннем отказе Администрацией Неклиновского района от исполнения контракта от 25 мая 2018 года № 121, согласно которому на основании результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), на право заключения муниципального контракта на приобретение на первичном и вторичном рынках в муниципальную собственность жилых помещений для обеспечения жильем семей, в составе которых имеется десять и более несовершеннолетних детей».

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Неклиновского района (далее Покупатель) и гр. Мальковой Л.Б., в лице представителя – директора Общества с ограниченной ответственностью «ОиНТерс» Терских Олега Ивановича (далее - Продавец) заключен Муниципальный контракт № 121 (далее - контракт). В соответствии с условиями контракта Продавец обязался передать жилое помещение в строгом соответствии с требованиями, утвержденными Техническим заданием и Характеристиками приобретаемого жилого помещения (домовладения). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязательства по контракту Продавцом не могут быть выполнены, в связи с существенными нарушениями требований к качеству жилого помещения, несоответствием жилого помещения требованиям Технического задания и Характеристик приобретаемого жилого помещения (домовладения).

В соответствии с пунктом 10.3 контракта, Покупателем принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 15 ст. 95 федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд», статьей 717 РФ).

Как указано в ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом, в силу ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта указано о его принятии в соответствии с п. 10.3 Контракта и ст. 717 ГК РФ

Так, согласно п. 10.3 Муниципального Контракта № 121 Покупатель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:

1) существенного нарушения требований к качеству жилого помещения (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков), несоответствие жилого помещения требованиям, указанным в Приложении № 2 к настоящему контракту. Покупатель вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения контракта, и потребовать от Продавца возврата уплаченной денежной суммы и уплаты процентов на нее, а также возмещения причиненных ему убытков, в частности, уплаты разницы между ценой жилого помещения, предусмотренной настоящим контрактом, и текущей рыночной стоимостью аналогичной жилого помещения надлежащего качества.

2) если Продавец в срок определенный пунктом 3.1.2. настоящего контракта не совершает действий необходимых для государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение к Покупателю, Покупатель вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения контракта.

3) если жилое помещение на момент передачи Покупателю обременена правами третьих лиц, или является предметом судебного разбирательства, Покупатель вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения контракта, и потребовать от Продавца возврата уплаченной денежной суммы и уплаты процентов на нее, а также возмещения причиненных ему убытков.

В силу ст. 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

Вместе с тем, указание в решение об одностороннем отказе на то обстоятельство, что по состоянию на 06 июня 2018 года обязательства по контракту Продавцом не могут быть выполнены, в связи с существенными нарушениями требований к качеству жилого помещения, несоответствием жилого помещения требованиям Технического задания и Характеристик приобретаемого жилого помещения (домовладения) не мотивировано, что нарушает права Мальковой Л.Б., предоставленные ей Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так, в силу ч. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Из вынесенного Администраций Неклиновского района ДД.ММ.ГГГГ Решения об одностороннем отказе невозможно установить конкретные нарушения условий контракта, послужившее основанием для принятия оспариваемого решения.

В судебном заседании установлено, что Малькова Л.Б. была извещена о принятом ДД.ММ.ГГГГ Решении об одностороннем отказе ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом официального сайта Почты России и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

В судебном заседании установлено, что истцовая сторона, имела желание устранить все возможные нарушения, в случае указания на них Администрацией Неклиновского района.

Истцами, в судебное заседание предоставлено заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Альтернатива», то есть выполненное по истечении четырех дней, после получения Мальковой Л.Б. решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

Согласно представленному заключению эксперта, жилой дом литер А, А1, расположенный по адресу: <адрес> соответствует техническому заданию электронного аукциона в части технических требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам.

Вместе с тем, представленное заключение эксперта, не может безусловно свидетельствовать об устранении нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия Администрацией Неклиновского района Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что конкретные нарушения условий контракта не нашли своего отражения в оспариваемом решении от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в судебном заседании, представители ответчика не смогли однозначно пояснить суду те основания, по котором принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Доводы ответчика о наличие у них бесспорного права на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, без его последующей отмены, в случае выявления Администрацией Неклиновского района неустранимых нарушений условий контракта, суд не принимает во внимание, так как данный довод противоречит вышеуказанным нормам действующего законодательства (ч. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Достоверных и достаточных доказательств наличия существенных нарушений требований к качеству жилого помещения, а также доказательств несоответствия жилого помещения требованиям Технического задания и Характеристик приобретаемого жилого помещения (домовладения), то есть доказательств наличия оснований отраженных в Решении об одностороннем отказе Администрацией Неклиновского района от исполнения контракта, ответчиками суду не представлено, в судебном заседании не добыто.

Доводы представителей ответчика о том, что жилое помещение не соответствует требованиям контракта, в том числе требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодным для проживания и эксплуатации (п. 3.1.1 муниципального контракта №121 от 25.05.2018 года), а также доводы о не соответствии имеющегося количества этажей жилого дома, количеству этажей заявленному в технической документации, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами в судебном заседании не подтверждены.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Анализ и оценка доказательств произведены судом в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 ГПК РФ.

При указанных обстоятельства, суд приходит к выводу, что Решение Администрации Неклиновского района об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта не соответствует требования и положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем подлежит отмене, а муниципальный контракт исполнению.

На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований и полагает исковые требования удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мальковой Л.Б. к Администрации Неклиновского района Ростовской области о признании одностороннего отказа Администрации Неклиновского района Ростовской области от исполнения муниципального контракта от 25.05.2018 года № 121 незаконным, обязании Администрации Неклиновского района Ростовской области исполнить муниципальный контракт от 25.05.2018 года № 121 – удовлетворить в полном объеме.

Признать односторонний отказ Администрации Неклиновского района Ростовской области от исполнения муниципального контракта от 25.05.2018 года № 121 незаконным.

Обязать Администрацию Неклиновского района Ростовской области исполнить муниципальный контракт от 25.05.2018 года № 121 в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в апелляционном порядке через Неклиновский районный суд Ростовской области в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Курышко О.С.

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 19 декабря 2018 года.