ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1218 от 29.09.2011 Привокзального районного суда г.Тулы (Тульская область)

                                                                                    Привокзальный районный суд г. Тулы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Привокзальный районный суд г. Тулы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2011 года г.Тула

Привокзальный районный суд г.Тулы с составе:

председательствующего Сониной А.В.,

при секретаре Усковой Е.А.,

с участием

представителя заинтересованного лица Инспекции ФНС России по Привокзальному району г.Тулы по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1218/11 по заявлению ФИО2 о признании незаконным решения Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Привокзальному району г.Тулы,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Привокзальному району г.Тулы № * от 24.02.2011 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, мотивируя свои требования тем, что 27.09.2010 г. ФИО2. представлена в Инспекцию декларация по НДФЛ за 2009 год, в которой в разделе 1 «Расчет налоговой базы и сумм налога по доходам, облагаемым по ставке 13%» отражена общая сумма дохода 569151,6 руб, а также сумма расходов и налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу, в размере 569151,60 руб. Налоговая база и соответственно сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в размере 0 руб. Как следует из листа А декларации «источником выплат дохода ФИО2 являются ООО «АТАН», ООО «ТЗК». Расчет имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества отражается в листе Ж1 декларации по НДФЛ (п.2 листа Ж1), в которой он указал сумму налогового вычета ( с учетом ограничения в 125000 руб. по каждому объекту продажи, но не более величины дохода, полученного от продажи каждого такого объекта) в размере 569151,60 руб. Одновременно с декларацией им подано заявление с просьбой предоставить имущественный налоговый вычет в размере 125000 руб. по каждой партии реализованного металлолома, оформленного приемосдаточными актами. Указывает на то, что действующая в 2009 г. редакция п.1 ст.220 НК Российской Федерации не предусматривала применение ограничения налогового вычета в 125000 руб, суммами, полученными в целом году, в связи с чем налоговый вычет должен быть предоставлен по каждому объекту продажи, но не более величины дохода. Также ссылался на то, что сданный металлолом не является единым имущественным объектом. Выдвинул довод о том, что раз у физического лица вследствие особенностей природы происхождения бытового металлолома не могут иметься первичные документы о возникновении у них права собственности на металлолом, то требовать предоставления таких документов налоговый орган не вправе. Считает, что нарушена процедура проведения камеральной налоговой проверки, а именно нарушен срок составления акта камеральной проверки; в сообщении (с требованием представления пояснений) от 10.12.2010 № *, направленном Инспекцией в адрес ФИО2 фактически произведена правовая оценка данных налоговой декларации по НДФЛ за 2009 г., действия заявителя квалифицированы как налоговое правонарушение до рассмотрения материалов проверки. В связи с чем просит признать незаконным решения Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Привокзальному району г.Тулы № * от 24.02.2011 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, взыскать с Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Привокзальному району г.Тулы судебные расходы, а именно уплаченную при подачи заявления государственную пошлину в размере 200 рублей.

В судебное заседание заявитель ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заявителя ФИО2 по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В предыдущем судебном заседании заявленные требования поддержал по вышеизложенным основаниям, и просил их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Привокзальному району г.Тулы по доверенности ФИО1 в судебном заседании требования заявителя не признал по тем основаниям, что Инспекцией в соответствии со статьей 88 НК Российской Федерации проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу на доходы физических лиц за 2009 год ФИО2 По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт № * от 17.01.2011г., который получен ФИО2 лично 21.01.2011 года. По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных возражений, инспекцией принято решение от 24.02.2011 № * о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения. Как следует из материалов дела, декларация по НДФЛ за 2009 год представлена Заявителем 27.09.2010г., следовательно, трехмесячный срок на проведение камеральной налоговой проверки истекает 27.12.2010. С учетом положений ст.6.1 НК Российской Федерации, ст. 112 ТК Российской Федерации, десятидневный срок на составление акта камеральной налоговой проверки истекает 18.01.2011, то есть акт составлен на девятый рабочий день, что соответствует статье 100 НК Российской Федерации. Инспекцией в адрес ФИО2 направлено сообщение (с требованием представления пояснений) от 10.12.2010 № *. Из содержания текста сообщения следует, что Заявителю в течение 5 рабочих дней предлагается представить пояснения по указанным в сообщении сведениям, или внести исправления в декларацию по НДФЛ за 2009 год. ФИО2 27.09.2010 представлена в Инспекцию декларация по НДФЛ за 2009 год, в которой в разделе 1 «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13%» отражена общая сумма дохода 56951,6 руб., а также сумма расходов и налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу, в размере 569151,6 руб. Налоговая база и соответственно сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в размере ноль рублей. Как следует из листа А «Доходы от источников в Российской Федерации, облагаемые налогом по ставке 13%» декларации по НДФЛ за 2009 год источником выплаты дохода ФИО2 являются ООО «АТАН», ООО «ТЗК». Расчет имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества отражается в листе Ж1 декларации по НДФЛ (п.2 листа Ж 1). В п.2.1 «Суммы, полученные от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, для расчета размера имущественного налогового вычета с учетом ограничения в 125000 рублей по каждому объекту продажи» листа Ж 1 декларации налогоплательщик указал сумму налогового вычета (с учетом ограничения в 125000 рублей по каждому объекту продажи, но не более величины дохода, полученного от продажи каждого такого объекта) в размере 569151,6 рублей (пп.2.1.2 листа Ж1). Одновременно с декларацией ФИО2 подано заявление с просьбой предоставить имущественный налоговый вычет в размере 125000 рублей по каждой партии реализованного металлолома, оформленного приемосдаточным актом. В подтверждение применения вычета Заявителем представлены копии приемосдаточных актов (от 09.02.2009 г. №*, от 01.07.2009 г. №*, от20.08.2009 г. №*, от 25.09.2009 г. №*, от 15.10.2009 г. №*, от 20.10.2009 г.№*, от 30.10.2009 г. №*, от 04.12.2009 г. №*, от 13.12.2009 г. №*), выданных ему в 2009 году ООО «АТАН» и ООО «ТЗК», которые подтверждают факт сдачи лома металлов. Общая сумма дохода ФИО2 составила 569151,6 рублей (п.2.1.1 листа Ж 1 декларации по НДФЛ). Кроме этого в Инспекцию поступили сведения (справка о доходах физического лица по форме 2 - НДФЛ от 05.03.2010 г. № * - ООО «АТАН», от 22.03.2010 г. № * - ООО «ТЗК») о сумме дохода за 2009 год в размере 569151,6 руб., полученного ФИО2 от сдачи металлолома. Имеющиеся в материалах дела копии приемосдаточных актов, представленные Заявителем вместе с декларацией по НДФЛ за 2009 год, содержат краткое описание лома и отходов цветных металлов - бытовой лом, наименование - лом меди, лом латуни, вес (тонн), при этом приемосдаточные акты не содержат сведений об основании возникновения у ФИО2 права собственности на указанный цветной лом, а также не содержат сведений о транспортных средствах, на которых осуществлялась перевозка цветного лома в значительных объемах. В целом ФИО2 реализован согласно представленным приемосдаточным актам лом цветных металлов в количестве 7,454 тонн, в том числе: лом меди – 1,966 тонны, лом латуни – 3,157 тонны, лом алюминия – 1,115 тонн. Как указывалось выше в настоящем решении, согласно ст. 13.1 Закона № 89-ФЗ физические лица могут осуществлять отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности. В подтверждение права на вычет ФИО2 не представлено документов, свидетельствующих о возникновении права собственности на лом цветных металлов, а также документов, указывающих на происхождение лома, образовавшегося у него (по утверждению Заявителя) при использовании изделий в быту, содержащих цветные металлы. Представленные акты не содержат таковых сведений, в том числе сведений, указывающих на идентифицирующие признаки товаров (изделий), после использования, которых в быту (в течение периода менее трех лет). В целях реализации положений главы 23 НК Российской Федерации (в том числе положений ст.220 НК Российской Федерации) разработана форма декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3 - НДФЛ) и порядок её заполнения, утвержденная приказом Минфина России от 29.12.2009 № 145н (приказ вступил в силу, начиная с представления налоговой декларации по НДФЛ за 2009 год). Лист Ж1 декларации по НДФЛ используется для расчета имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества. В п.2 Листа Ж1 декларации по НДФЛ производится расчет имущественных налоговых вычетов, установленных подпунктом 1 п.1 ст.220 Кодекса, по доходам, полученным от продажи иного имущества, облагаемым по ставке 13%. В подпункте 2.1.2 производится расчет имущественного налогового вычета по доходам, полученным от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее 3-х лет. В соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.220 Кодекса указанная сумма за налоговый период не должна превышать 125000 рублей по каждому объекту продажи и быть не более величины дохода, полученного от продажи каждого такого объекта. Таким образом, размер имущественного налогового вычета, с учетом ограничений в 125000 рублей, предоставляется по каждому объекту продажи, а не доходу, полученному от совершенной сделки, в рассматриваемом случае сделки по сдаче (реализации) отдельной партии металлолома. Из документов (приемосдаточных актов), представленных Заявителем вместе с декларацией по НДФЛ в Инспекцию, не представляется возможным выявить индивидуально-определенные признаки сданных Заявителем отходов и лома цветных металлов как целостных объектов, поэтому расценивать каждую партию металлолома как отдельный объект продажи неправомерно. Кроме того считают, что гражданин может обратить в свою собственность только такой брошенный металлический лом, который находится на земельном участке (ином объекте), владельцем или собственником которого он является. Приобретение гражданином брошенного металлического лома из иных источников (свалки, пустыри, поля, чужие садовые и иные земельные участки), по общему правилу, не может повлечь возникновения на него права собственности. Взаимосвязанность всех совершенных сделок, систематичность (13 раза в течение 2009 года), устойчивость связи с продавцами по осуществленной деятельности по сдаче лома указывают на осуществление Заявителем на систематической основе деятельности по реализации металлолома, что не лишает его права зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и вести учет доходов и расходов в соответствии с порядком, установленным главой 23 НК Российской Федерации. На основании изложенного считают, что Инспекцией обоснованно предоставлен имущественный налоговый вычет в размере 125000 рублей по доходу, полученному от продажи имущества (лома и отходов металлов). На основании изложенного, просили отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 209 НК Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации, - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 названного Кодекса.

Согласно пп.2 п.2, п.3 ст.228, п.1 ст.229 НК Российской Федерации срок представления декларации – 30 апреля 2009 года.

27.09.2010 г. ФИО2 представлена в Инспекцию декларация по НДФЛ за 2009 год, в которой в разделе 1 «Расчет налоговой базы и сумм налога по доходам, облагаемым по ставке 13%» отражена общая сумма дохода 569151,6 руб, а также сумма расходов и налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу, в размере 569151,60 руб. Налоговая база и соответственно сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в размере ноль рублей. Как следует из листа А «Доходы от источников в Российской Федерации, облагаемые налогом по ставке 13%» декларации по НДФЛ за 2009 год источником выплаты дохода ФИО2 являются ООО «АТАН», ООО «ТЗК». Расчет имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества отражается в листе Ж1 декларации по НДФЛ (п.2 листа Ж 1). В п.2.1 «Суммы, полученные от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, для расчета размера имущественного налогового вычета с учетом ограничения в 125000 рублей по каждому объекту продажи» листа Ж 1 декларации налогоплательщик указал сумму налогового вычета (с учетом ограничения в 125000 рублей по каждому объекту продажи, но не более величины дохода, полученного от продажи каждого такого объекта) в размере 569151,6 рублей (пп.2.1.2 листа Ж1).

Одновременно с декларацией ФИО2 подано заявление с просьбой предоставить имущественный налоговый вычет в размере 125000 рублей по каждой партии реализованного металлолома, оформленного приемосдаточным актом.

В подтверждение применения вычета Заявителем представлены копии приемосдаточных актов (от 09.02.2009 г. №*, от 01.07.2009 г. №*, от20.08.2009 г. №*, от 25.09.2009 г. №*, от 15.10.2009 г. №*, от 20.10.2009 г.№*, от 30.10.2009 г. №*, от 04.12.2009 г. №*, от 13.12.2009 г. №*), выданных ему в 2009 году ООО «АТАН» и ООО «ТЗК», которые подтверждают факт сдачи лома металлов. Общая сумма дохода ФИО2 составила 569151,6 рублей (п.2.1.1 листа Ж 1 декларации по НДФЛ).

Разрешая доводы заявителя о нарушении налоговой инспекцией процедуры проведения камеральной налоговой проверки, суд приходит к следующему.

Как следует из решения № * от 24 февраля 2011 года о привлечении ФИО2 к налоговой ответственности, основанием для его принятия послужил акт и иные материалы камеральной налоговой проверки.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК Российской Федерации налоговым органам предоставлено право проводить проверки в порядке, установленном Кодексом. К числу налоговых проверок статьей 87 Кодекса отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Вместе с тем Кодекс различает указанные формы налогового контроля, определив в рамках каждой из них права и обязанности как налогоплательщика, так и налогового органа.

Согласно пункту 1 статьи 88 НК Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Если проверкой выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (пункты 3 и 4 статьи 88 Кодекса).

Заявитель оспаривает решение налогового органа в связи с несоблюдением порядка привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Судом установлено, что Инспекцией в адрес ФИО2 направлено сообщение (с требованием представления пояснений) от 10.12.2010 № *. Из содержания текста сообщения следует, что Заявителю в течение 5 рабочих дней предлагается представить пояснения по указанным в сообщении сведениям, или внести исправления в декларацию по НДФЛ за 2009 год. Так, в частности, в сообщении приведены сведения, по которым требуется представление пояснений от налогоплательщика, выявленные налоговым органом ошибки при исчислении суммы НДФЛ, со ссылкой на нормы Кодекса, а также ссылки на статьи, в соответствии с которыми Кодексом предусмотрена ответственность за совершение налогового правонарушения.

П.3 ст.88 НК Российской Федерации определено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При этом форма, содержание, а также требования к составлению сообщения, предусмотренного п. 3 ст.88 НК Российской Федерации, Кодексом не установлена.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 12.07.2006 № 267-О, следует, что полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 88 и ст. 101 Кодекса, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Таким образом, по смыслу положений статьи 88 НК Российской Федерации, с учетом правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения соответствующего решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

Из содержания оспариваемого сообщения от 10.12.2010 № * не следует, что оно устанавливает, изменяет или отменяет права и обязанности Заявителя, в том числе возлагает на него какие-либо обязанности, не предусмотренные Кодексом, и, следовательно, само по себе не нарушает законные права и интересы ФИО2

В силу п.п. 1, 2, 5 ст. 100 НК Российской Федерации в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Как видно из материалов дела, акт камеральной налоговой проверки № * от 17.01.2011 года не подписан ФИО2

Факт получения ФИО2 акта налоговой проверки, им не оспаривается и подтверждается его собственноручной подписью.

02.02.2011 года ФИО2 в налоговую службу были представлены возражения.

На основании п. 1 ст. 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статей 101 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п. 1, 2, 7, 9 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 настоящего Кодекса. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного п. 7 настоящей статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как видно из материалов дела, ФИО2 был уведомлен заказным письмом о том, что В. вызывает его для рассмотрение заместителем начальника ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы материалов по акту № * камеральной налоговой проверки деклараций по НДФЛ за 2009 год 24.02.2011 года, либо он может явиться 01.03.2011 года для получения решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО2 в соответствии с требованиями ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации с актом налоговой проверки был ознакомлен, заявитель в соответствии с требованиями ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, был извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, то есть ИФНС России по Привокзальному району г.Тулы была обеспечена ФИО2 возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя, тем самым, нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки допущено не было.

Заявитель ссылается на нарушение сроков изготовления акта камеральной налоговой проверки. Проверив доводы заявителя, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 ст.6.1 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Положения п. 6 ст.6.1 НК Российской Федерации устанавливают, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

Следовательно, десятидневный срок, установленный п.1 ст. 100 НК Российской Федерации, считается в рабочих днях.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно статье 112 ТК Российской Федерации, нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово.

Ст.112 ТК Российской Федерации определено, что при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней, выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Как следует из материалов дела, декларация по НДФЛ за 2009 год представлена Заявителем 27.09.2010г., следовательно, трехмесячный срок на проведение камеральной налоговой проверки истекает 27.12.2010 г. С учетом изложенных положений ст.6.1 НК Российской Федерации, ст. 112 ТК Российской Федерации, акт составлен на девятый рабочий день, что соответствует статье 100 НК Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что по результатам проверки составлен акт камеральной проверки от 17.01.2011 года № * и по итогам рассмотрения материалов проверки, в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя, инспекцией принято решение № * от 24.02.2011 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Изложенное свидетельствует о том, что доказательств нарушения требований, предъявляемых к процедуре проведения налоговой проверки в отношении ФИО2 и привлечения его к налоговой ответственности, суду не представлено.

Разрешая доводы заявителя о неправильном применении Инспекцией норм материального права, суд приходит к следующему.

Заявляя 27.09.2010 г. в налоговой декларации по налогу на доходы физического лица за 2009 г. о предоставлении имущественного налогового вычета на сумму 569151,6 руб. в отношении доходов, полученных им от сдачи металлолома, ФИО2 исходит из того, что если металлолом сдавался в течении года несколько раз, то ограничения по сумме вычета в размере 125000 руб. применяются в отношении каждой партии сданного металлолома, а не в целом ко всем доходам, полученным от продажи физическим лицом металлолома за год.

Инспекция ФНС России по Привокзальному району г.Тулы предоставила налогоплательщику имущественный налоговый вычет в сумме 125000 руб по общей сумме дохода, полученного им в 2009 году.

В соответствии с п.1 ст.220 НК Российской Федерации физическое лицо при определении размера налоговой базы по доходам, полученным от реализации имущества, имеет право на получение соответствующих имущественным налоговых вычетов.

Согласно подпункту 1 пункту 1 статьи 220 НК Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125000 рублей. При продаже жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

Каких- либо ограничений в отношении количества объектов, при продаже которых может быть получен имущественный налоговый вычет, в указанной статье Кодекса не установлено.

В отношении доходов от продажи каждого такого объекта имущественный налоговый вычет определяется отдельно в соответствии с положениями вышеуказанного пп.1 п.1 ст.220 НК Российской Федерации.

При этом, как указывалось выше, размер имущественного налогового вычета по иному имуществу не может превышать 125000 руб по каждому объекту.

Таким образом, размер такого вычета зависит от срока нахождения имущества в собственности налогоплательщика. Если оно находилось в собственности три года и более, то вычет предоставляется в полной сумме, полученной от продажи, а если менее трех лет- то в сумме 125000 руб. по иному имуществу (абз.1 п.п.1 п.1 ст.220 НК Российской Федерации).

Прием от физического лица лома и отходов черных и цветных металлов осуществляется при условии указания этим лицом оснований возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы, а также при предъявлении им документа, удостоверяющего личность (п.7 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. № 369 (далее –Правила №369), п.7 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 №370 (далее –Правила №370). При этом на каждую партию лома и отходов обязательно составляется приемо- сдаточный акт в 2 экземплярах, один из которых остается у физического лица- сдатчика (п.10, Приложение №1 к Правилам №369, п.11, приложение №1 к Правилам №370). В этом акте, являющемся документом строгой отчетности, отражены личные данные сдатчика лома и основания возникновения у него права собственности.

Для целей налогообложения п. 2 ст. 38 НК Российской Федерации понимает под имуществом виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации за исключением имущественных прав.

Лом и отходы черных металлов могут отчуждаться физическими лицами при условии их принадлежности на праве собственности.

В соответствии с действующим законодательством лом и отходы цветных и черных металлов являются полностью оборотоспособными объектами гражданских прав.

Право собственности на лом и отходы черных и цветных металлов у физических лиц возникает на общих основаниях (ст. 218 ГК Российской Федерации).

В соответствии со ст. 209 ГК Российской Федерации гражданин вправе по собственному усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, в том числе отчуждать свое имущество.

Однако при отчуждении металлического лома гражданин в силу закона обязан сообщить сведения об основаниях возникновения на него права собственности. Такая необходимость имеется вне зависимости от вида металлического лома (черных или цветных металлов).

Исходя из положений ст. 13.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления", раздела 1 вышеуказанных Правил, регламентирующих порядок обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждение, наличие права собственности на металлический лом является обязательным условием участия гражданина в правоотношениях, связанных с его обращением.

Согласно п. 7 "Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" прием лома и отходов цветных металлов осуществляется на основании письменного заявления лица, сдающего лом и отходы, при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность упомянутого лица, место нахождения (проживания), сведения о сдаваемых ломе и отходах цветных металлов (вид, краткое описание), основание возникновения права собственности на сдаваемые лом и отходы цветных металлов, дата и подпись заявителя.

Согласно п. 7 "Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" прием лома и отходов черных металлов осуществляется при предъявлении лицом сдающим документа, удостоверяющего личность. В случае сдачи лома и отходов черных металлов, не принадлежащих лицу, сдающему эти лом и отходы, кроме документа, удостоверяющего личность, необходимо предъявление соответствующей доверенности от собственника указанных лома и отходов.

Таким образом, наличие права собственности является общим условием отчуждения гражданами лома черных металлов и лома цветных металлов.

При этом следует отметить, что ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Правила и иные нормативные акты не предусматривают обязанность гражданина представлять конкретные доказательства наличия права собственности на отчуждаемый металлический лом.

Такой подход законодателя к регламентированию порядка приема лома черных и цветных металлов конкретизирован, помимо названных пунктов, в разделе 1 (Общие положения) соответствующих Правил.

Так, в соответствии с разделом 1 Общие положения "Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" наличие документов, подтверждающих право собственности на металлический лом, является обязательным условием осуществления обращения с металлическим ломом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Физические лица при отчуждении лома и отходов черных металлов обязаны указать основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.

Равным образом, согласно разделу 1 "Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения", юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенного для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов.

Поэтому следует учитывать, что при сдаче металлического лома (любого вида) гражданин обязан представить именно те документы, которые указаны в соответствующих Правилах, но не правоустанавливающие документы на металлический лом.

При этом ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Правила и иные нормативные акты не предусматривают обязанности гражданина представлять конкретные доказательства наличия права собственности на отчуждаемый металлический лом, а такая обязанность лежит лишь на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях (раздел 1 Общих положений «Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждение».

Согласно ст.454 ГК Российской Федерации по договору купли- продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Прием от населения металлолома с оплатой его стоимости является куплей- продажей, при которой физическое лицо выступает в роли продавца, а металлолом- товара.

Таким образом, налоговая база по доходам, полученным физическим лицом от сдачи (продажи) металлолома, который согласно приемо- сдаточному акту является личным имуществом (собственностью) и находился в собственности лица менее трех лет, определяется с учетом имущественного налогового вычета в сумме 125000 руб, для иного имущества, находящегося в собственности не более трех лет (абз.1 пп.1 п.1 ст.220 НК Российской Федерации).

Если металлолом сдавался в течении года нескольку раз, то ограничения по сумме вычета в размере 125000 руб. применяются в отношении каждой такой партии сданного металлолома, а не в целом ко всем доходам, полученным от продажи физическим лицом металлолома за год. То есть вычет применяется по каждой партии металлолома.

Это следует из Порядка заполнения налоговой декларации (п.2.1 листа Ж1 формы 3-НДФЛ, п.17.3 Порядка заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 153н), согласно которому сумма имущественного налогового вычета по доходам, полученным от продажи иного имущества, находящегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не должна превышать 125000 руб. по каждому объекту продажи. Аналогичные разъяснения дает и Минфин России (Письма от 23.03.2009 №03-04-05-01/137 от 08.05.2008 №03-04-05-01/156, от 29.05.2007 № 03-04-05-01/164, от 08.12.2009 г. №03-04-05-01/888).

ФИО2, не оспаривал нахождения металлического лома в его собственности менее трех лет, о чем свидетельствует, поданная им декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2009 год.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что отказ налогового органа в предоставлении налогового вычета в отношении каждого объекта, а также требование о предоставлении доказательств, подтверждающих основания возникновения права собственности на металлолом, основан в данном случае на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.

Таким образом суд, считает необходимым признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Привокзальному району г.Тулы № * от 24.02.2011 года о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.

Разрешая требования заявителя о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.

В силу ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу ст. 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Суд считает необходимым взыскать с заинтересованного лица государственную пошлину в размере 200 руб., оплаченную заявителем при подаче заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление ФИО2 удовлетворить.

Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Привокзальному району г.Тулы № * от 24.02.2011 года незаконным.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Привокзальному району г.Тулы в пользу ФИО2 расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2011 года.

Председательствующий