ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1218/13 от 09.12.2013 Сызранского районного суда (Самарская область)

  РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2013 годаСызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бормотовой И.Е.

с участием прокурора Пузравиной И.Ю.

при секретаре Карпушкиной О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1218/13 по заявлению прокурора Сызранского района о признании незаконным бездействия администрации Сызранского района Самарской области и об обязывании внесения изменений в постановление «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов на муниципальной службе»,

у с т а н о в и л:

    Прокурор Сызранского района Самарской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с заявлением в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, к администрации Сызранского района Самарской области о признании незаконным бездействия и об обязывании внесения изменений в постановление «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов на муниципальной службе», которым утверждено Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, указав в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Сызранского района был принесен протест № на Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, утв. постановлением администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции изменений внесенных постановлениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) по следующим основаниям. Пунктом1 постановления администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции изменений внесенных постановлениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе» утверждено Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе (далее - Положение) согласно приложения № 1, которое подлежит приведению в соответствие с действующимзаконодательством РФ по следующим основаниям.

    В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010 г. утвержденоПоложение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" внесены изменения в Указ Президента РФ N 821 от 01.07.2010.

    В п. 4.1 Положения отсутствуют нормы, утвержденные п.16 Положения, утв. Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010, а именно основаниями для проведения заседания комиссии являются в том числе:

    б) поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа:

    обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;

    г) представление руководителем государственного органа материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (пп. "г" введен Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309).

    Пункт 5.1 Положения не соответствует п.18 Положения, утв. Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010, согласно которого Председатель комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом государственного органа, информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:

    а) в 3-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации.

     В силу п. 25.1 Положения утв. Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010 по итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте "г" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

     а) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются достоверными и полными;

     б) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности и (или) направить материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией(п. 25.1 введенУказом Президента РФ от 02.04.2013 N 309).

    Согласно п. 26 Положения, утв. Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010 в ред. Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 - по итогам рассмотрения вопросов, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 16 настоящего Положения, при наличии к тому оснований комиссия может принять иное решение, чем это предусмотрено пунктами 22 - 25 и 25.1 настоящего Положения. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.

     Нормы, аналогичные вышеуказанным, в проверенном Положении отсутствуют.

     Пункт 6.8 Положения, согласно которого решения Комиссии носят рекомендательный характер противоречит п.30 Положения, утв. Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010, в силу которого Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, для руководителя государственного органа носят рекомендательный характер.     Решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, носит обязательный характер.

     В соответствии с п.2 ст.15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Отказ в удовлетворении протеста прокурора,что следует из ответа главы администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ, полагают незаконным. Деятельность Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не может рассматриваться как оперативно-хозяйственная деятельность организаций.Прокурорский надзор за формированием и деятельностью комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов является одним из направлений надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции и осуществляется в силу прямого указания закона. Так, согласно ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Исходя из принципа взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ, установленной ст. 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», проверкой было установлено не соответствие муниципального правового акта актам, имеющим большую юридическую силу - Указу Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", принятому во исполнение Федеральногозакона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Кроме того, в силу ч.2 ст. 90 Конституции РФ Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Бездействие администрации Сызранского района, выражающееся в не приведении в соответствие с действующим законодательством РФ Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе ведет к незаконной деятельности Комиссии, подрыву авторитета муниципальной службы и основ конституционного строя РФ в глазах общественности, создает условия для коррупционных правонарушений.Согласно гл. 2 Конституции РФ (Права и свободы человека и гражданина) ст. 19 -все равны перед законом.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения.

    Уточнив свои требования, прокурор Сызранского района просит:

     Признать незаконным бездействие администрации Сызранского района и обязать администрацию Сызранского района внести изменения в постановление администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ (в действующей редакции) «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе», которым утверждено Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, а именно:

    Подпункт б) п. 4.1 Положения дополнить абзацем следующего содержания:

обращение гражданина, замещавшего в администрацииСызранского района должность муниципальной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с муниципальной службы;

    Дополнить п. 4.1 Положения подпунктом «г» следующего содержания :

    г)представление главой администрации(представителем нанимателя, работодателем)материалов проверки, свидетельствующих о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

    Абзацы 1, 2 п. 5.1 Положения изложить в следующей редакции:

    Председатель Комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания Комиссии, в 3-дневный срок назначает дату заседания комиссии.

    При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации.

    После п. 6.5 Положения включить пункты следующего содержания:

6.5.1 По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте «г» п.4.1 Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

    а) признать, что сведения, представленные муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются достоверными и полными;

    б) признать, что сведения, представленные муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует главе администрации(представителю нанимателя, работодателю) применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности и (или) направить материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

    6.5.2 По итогам рассмотрения вопросов, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 4.1 Положения, при наличии к тому оснований комиссия может принять иное решение, чем это предусмотрено Положением. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.

    Пункт 6.8 Положения изложить в следующей редакции:

    6.8 Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 4.1 Положения, для главы администрации(представителя нанимателя, работодателя) носят рекомендательный характер. Решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 4.1 Положения, носит обязательный характер.

    В судебном заседании представитель заявителя - прокурор Пузравина И.Ю. уточненные требования поддержала, сославшись на вышеуказанные доводы заявления.

    Представитель администрации Сызранского района - Горшунова Ю.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, требования прокурора Сызранского района не признала и пояснила, что согласно Указу Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 02.04.2013) "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (далее - Указ) органам местного самоуправления рекомендовано:

    а) в 2-месячный срок разработать и утвердить положения о комиссиях по
соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и
урегулированию конфликта интересов;

    б) руководствоваться Указом при разработке названных положений.

    Таким образом, органы местного самоуправления свободны в выборе и утверждении условий, порядка и механизма деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия). Комиссия, как правило, является постоянно действующим органом, коллегиальным, осуществляющим свою деятельность применительно к условиям работы конкретного органа власти. Нормы Указа носят рекомендательный характер, а не императивно устанавливают требования в части оснований для проведения заседания Комиссии, сроков назначения заседаний и т.п. Следовательно, нельзя согласиться с требованиями прокуратуры Сызранского района о приведении в соответствие с федеральным законодательством Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на

на муниципальной службе, утвержденного постановлением администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ (далее Положение).

    Ссылка прокуратуры Сызранского района в протесте на отсутствие в Положении (п. 4.1., 5.1) норм, содержащихся в пунктах 16,18, 25.1, 26 Указа, необоснованна, так как касается правоотношений государственных служащих, требование прокуратуры в протесте от ДД.ММ.ГГГГ по дополнению указанными нормами незаконно, так как не учитывает факт того, что в администрации Сызранского района лиц, замещающих должности государственной службы, нет.

    Кроме того, контроль за расходами муниципальных служащих осуществляется администрацией Губернатора Самарской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Самарской области, следовательно, нормы Указа не могут иметь прямое действие на правоотношения муниципальных служащих. Согласно постановлению Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы в Самарской области, их доходам» (далее - Постановление Губернатора), решение об осуществлении контроля за расходами принимается в отношении лиц, замещающих муниципальные должности в Самарской области на постоянной основе, должности муниципальной службы в Самарской области, включенные в перечень, установленный постановлением Губернатора Самарской области и муниципальными нормативными правовыми актами, вице-губернатором -руководителем Администрации Губернатора Самарской области, а сам собственно контроль за расходами осуществляется Администрацией Губернатора Самарской области (пункт 2 Постановления Губернатора).

    Прокурор в заявлении требует дополнить пункт 4.1. Положения подпунктом «г», предусматривающим представление руководителем муниципального органа материалов проверки, свидетельствующих о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений о расходах. Руководствуясь Постановлением Губернатора, включить в Положение указанный пункт будет незаконным, не соответствующим правовому акту Губернатора Самарской области, что повлечет за собой путаницу в правоприменительной деятельности в части определения субъекта представления в Комиссию материалов проверки. То есть, прокурор предлагает включить в указанный пункт норму, содержащую коррупциогенный фактор, устанавливающую неопределенность круга лиц, учитывая при этом, что понятие «муниципальный орган» в законодательстве не закреплено.

Считает необоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела требование прокурора в протесте об изменении пункта 5.1. в части установления срока назначения даты заседания комиссии с 10-дневного на 3-х дневный. Следует отметить, что прокурору были предъявлены все имеющиеся изменения в постановление администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ г., в том числе и постановление администрации № от ДД.ММ.ГГГГ (имеется в материалах дела), однако прокурор его во внимание не принял, вследствие чего сделал неправильные выводы и требования.

    В протесте прокурор четко и ясно указывает на отсутствие в Положении норм Указа (п. 16,18,25.1, 26). Внесение изменений, требуемых прокурором в протесте, повлечет несогласованность норм Положения, так как предлагаемые прокурором формулировки касаются государственных служащих.

    В части замечания прокурора в протесте относительно пункта 6.8. Положения, то учитывая, что в подпункте «б» пункта 4.1. Положения дополнительные основания для заседания Комиссии не устанавливались до настоящего времени, то какого-либо несоответствия с Указом, в-принципе, не могло быть.

    Учитывая вышеуказанные нормы, прямое императивное действие Указа недопустимо, так как правовые основы муниципальной службы устанавливаются кроме федеральных правовых актов и правовыми актами Самарской области, что прокурором не принято во внимание, и более того, прокурором отождествляются условия прохождения государственной службы, установленные Указом, с муниципальной службой. В соответствии с Конституцией РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; в силу части 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в числе которых и противодействие коррупции.

     Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Самарской области в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федерачьными законами. Указанным законодательством не предусматривается установление указами Президента РФ в императивном порядке механизма деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

    Необоснованным и незаконным является также довод прокурора в части определения и раскрытия принципа взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, установленного в статье 5 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в которойотсутствуют единые на государственной службе и муниципальной службе принципы создания и деятельности коллегиальных органов при органах государственной власти и органах местного самоуправления.

    Органы прокуратуры в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 23.07.2013) "О прокуратуре Российской Федерации" не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Учитывая нормы Конституции РФ, указанные в настоящем отзыве, гарантирующие самостоятельность органов местного самоуправления при исполнении своих полномочий, в том числе в сфере противодействия коррупции, прокурор не вправе при осуществлении надзора за исполнением законодательства вмешиваться в регулирование организационной деятельности органа местного самоуправления, путем принудительного требования исполнения условий, установленных для иных субъектов права.

    Требование прокурора в части дополнения подпункта «б» п.4.1. Положения новым абзацем, включающем норму о должности муниципальной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом РФ незаконно, так как указанный перечень в соответствии с законодательством РФ и Самарской области утверждается муниципальным правовым актом, а также формулировка «функции поуправлению этой организацией» противоречит общему смыслу п. 4.1. и принципа муниципальной службы: нахождение на муниципальной службе и совмещение должности по управлению коммерческой организацией несовместимо.

    Требование прокурора в части включения пунктов 6.5.1.-6.5.2 также незаконно, так как регулирует вопросы деятельности государственных служащих.

    Формулировка прокурором пункта 6.8. Положения, требуемая согласно заявлению в суд, некорректна в части отсутствия конкретизации: для руководителя какого oрганарешения Комиссии носят рекомендательный характер.

    Непонятен довод прокурора в заявлении, что неисполнение его требований влечет незаконность деятельности Комиссии. Администрация Сызранского района Конституцию РФ, законы Российской Федерации и Самарской области исполняет, как того и требует прокурор, а отказ в удовлетворении протеста считает законным и обоснованным и не нарушающим чьи-либо права и интересы, и не подрывающим основы конституционного строя РФ. Требования прокурора нарушают основы конституционного строя РФ, указанные в статье 12 Конституции РФ, в части ограничения самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения, в том числе, и в части противодействия коррупции.

    Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ не обладают организационно-властными полномочиями в отношении иных хозяйствующих субъектов (о чем неоднократно прокуратура Сызранского района указывала в своих актах прокурорского реагирования), следовательно, не может включить пункт в Положение о Комиссии об обязательности одного из её решений для сторонних организаций.

    Особенности условий прохождения муниципальной службы, порядка деятельности её органов и порядка принятия решений органами местного самоуправления базируется на основе конституционного отделения местного самоуправления от государственной власти, следовательнонельзя говорить о каком-либо неукоснительном и обязательном соответствии Положения о Комиссии Указу № 821.

    Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Самарской области в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

    Предлагаемые прокурором изменения в Положение касаются государственных служащих и действия администрации по неудовлетворению протеста нельзя рассматривать как незаконные и делать вывод о бездействии органа местного самоуправления. Просит в удовлетворении требований прокурора Сызранского района отказать.

    Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Сызранского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

    В силу ч.2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    Порядок образования и деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (Комиссии) устанавливается Федеральным законом от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 г. №821, а также региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

    В соответствии с п. 7 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 г. №821, комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.

    В соответствии с пунктом 8 Указа Президента РФ от 01.07.2010 года №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке соответствующих положений.

    Судом установлено, что прокурором Сызранского района в адрес Главы администрации Сызранского района принесен протест № от ДД.ММ.ГГГГ на Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, утвержденное постановлением администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции изменений, внесенных постановлениями № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г.) (л.д.6-8), а именно в части дополнения Положения новыми пунктами 6.5.1, 6.5.2 и несоответствия имеющихся пунктов 4.1, 5.1, 6.8 указанного Положения нормам Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденных Указом Президента РФ №821 от 01.07.2010 г.

    Администрация Сызранского района письмом № от ДД.ММ.ГГГГ отклонила протест прокурора Сызранского района по основаниям, которые были изложены представителем администрации Горшуновой Ю.Ю. в судебном заседании (л.д.5).

     Отклонение протеста повлекло обращение прокурора Сызранского района в суд в целях приведения в соответствие с действующим законодательством РФ Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации Сызранского района.

     Из материалов дела видно, что постановлением администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ № Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе (л.д. 9-15). Постановлениями администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в указанное Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе внесены изменения (л.д. 17 оборот-18, 27).

    В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010 г. утверждено Положениео комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" внесены изменения в Указ Президента РФ N 821 от 01.07.2010.

    В соответствии с пунктом 16 Положения, утв. Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010г., основаниями для проведения заседания комиссии являются в том числе:

    б) поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа:

    обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;

    г) представление руководителем государственного органа материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (пп. "г" введен УказомПрезидента РФ от 02.04.2013 N 309).

    Однако в пункте 4.1 Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, утвержденного постановлением администрации Сызранского района от 12.08.2010 года №569, отсутствуют основания, изложенные в пункте 16 п.п. «б» и «г» Положения, утв. Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010 г.

    В соответствии с пунктом 18 Положения, утв. Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010, председатель комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом государственного органа, информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:

    а) в 3-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации.

    Между тем, из пункта 5.1 Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, утвержденного постановлением администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ №, и с учетом изменений, внесенных постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что какие-либо сроки по назначению даты заседания комиссии в администрации Сызранского района при поступлении к председателю комиссии информации, содержащей основания для проведения заседания Комиссии, не оговорены вообще.

    В силу пункта 25.1 Положения, утвержденного Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010 г. (в редакции Указа Президента РФ №309 от 02.04.2013г.), по итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте "г" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

    а) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются достоверными и полными;

    б) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности и (или) направить материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

    Согласно пункта 26 Положения, утвержденного Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010г. (в ред. УказаПрезидента РФ от 02.04.2013 г. N 309) по итогам рассмотрения вопросов, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 16 настоящего Положения, при наличии к тому оснований комиссия может принять иное решение, чем это предусмотрено пунктами 22 - 25 и 25.1 настоящего Положения. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.

    Между тем, в Положении о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, утвержденном постановлением администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ № (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №), отсутствуют виды принимаемых решений, которые предусмотрены пунктами 25.1 и 26 Положения, утвержденного Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010г. (в ред. УказаПрезидента РФ от 02.04.2013 г. N 309).

    В силу пункта 30 Положения, утвержденного Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010 г., Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, для руководителя государственного органа носят рекомендательный характер. Решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, носит обязательный характер.

    Однако в пункте 6.8 Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, утвержденного постановлением администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ №, указано, что решения комиссии носят рекомендательный характер.

     Таким образом, судом установлено, что Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, утвержденное постановлением администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ №, не соответствует в тех частях, о чем указано выше,Положению о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденному Указом Президента РФ N 821 от 01.07.2010 г.

     В силу положений ст. 5 Федерального закона «О муниципальной службе Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы в РФ обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.

    Исходя из совокупности положений федерального законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной службе, устанавливающих взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы в РФ и провозглашающей единство правовых и организационных основ основным принципом муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ, Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации Сызранского района должно соответствовать Положению о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденному Указом Президента РФ от 01.07.2010 года №821.

      Доводы представителя администрации Сызранского района Горшуновой Ю.Ю. о том, что Указ Президента РФ от 01.07.2010 года №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», которым утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, распространяется только на федеральных государственных служащих, а для органов местного самоуправления носит рекомендательный характер, судом не могут быть приняты во внимание, так как они основаны на неправильном толковании закона.

     Суд приходит к выводу, что выявленные несоответствия Положения о комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации Сызранского района Положению, утвержденному Указом Президента РФ от 01.07.2010 года №821, в части - оснований для проведения заседания комиссии, сроков назначения заседаний комиссий, вариантов принятых решений и оформления их протоколами, часть из решений которых кроме рекомендательного носит также и обязательный характер, влекут за собой несоблюдение Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»,Федерального закона от 03.12.2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в той их части, во исполнение которых действует Указ Президента РФ №821 с учетом изменений внесенных Указом Президента РФ №309. До настоящего времени работа Комиссии муниципального уровня не регламентирована областным законодательством, что не оспаривалось представителем администрации Сызранского района Горшуновой Ю.Ю. в судебном заседании, в связи с чем одним из основных правовых актов, в соответствии с которым действует эта комиссии, и является Указ Президента РФ от 01.07.2010 г. №821.

     Противодействие коррупции в РФ основывается на принципах законности, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексном использовании политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер и т.д. Противодействие коррупции в Сызранском районе осуществляется в том числе посредством деятельности Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, созданной в целях соблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, предотвращения и урегулирования конфликта интересов муниципальных служащих, обеспечения координации и взаимодействия в работе по предупреждению коррупционных правонарушений.

    Бездействие администрации Сызранского района, выражающееся в не приведении в соответствие с действующим законодательством РФ Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе ведет к незаконной деятельности Комиссии, подрыву авторитета муниципальной службы и основ конституционного строя РФ в глазах общественности, создает условия для коррупционных правонарушений.

    В соответствии с п.2 ст.15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

    В силу ч. 2 ст. 90 Конституции РФ Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.

    Тем самым выявленные несоответствия в Положении о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации Сызранского района в части оснований проведения заседания комиссии и сроков назначения заседаний комиссий, вариантов принятия решений и оформления их протоколами, решения по которым могут быть как рекомендательного так и обязательного характера, противоречат федеральному законодательству и не позволяют достичь мер, направленных на предупреждение коррупции. Поэтому заявленные требования прокурора Сызранского района подлежат удовлетворению.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

                                                                                      р е ш и л:

     Заявление прокурора Сызранского района удовлетворить.

     Обязать администрацию Сызранского района внести изменения в постановление администрации Сызранскогорайона № от ДД.ММ.ГГГГ (в действующей редакции) «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе», которым утверждено Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе,а именно:

    Подпункт «б» пункта 4.1 Положения дополнить абзацем следующего содержания:

«обращение гражданина, замещавшего в администрации Сызранского района должность муниципальной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с муниципальной службы».

    Дополнить пункт 4.1 Положения подпунктом «г» следующего содержания :

«г) представление главой администрации (представителем нанимателя, работодателем) материалов проверки, свидетельствующих о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

    Абзацы 1 и 2 пункта 5.1 Положения изложить в следующей редакции:

    «Председатель Комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания Комиссии, в 3-дневный срок назначает дату заседания комиссии.

При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации».

    После пункта 6.5 Положения включить пункты 6.5.1 и 6.5.2 следующего содержания:

«Пункт 6.5.1. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте «г» пункта 4.1 Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

    а) признать, что сведения, представленные муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются достоверными и полными;

    б) признать, что сведения, представленные муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует главе администрации (представителю нанимателя, работодателю) применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности и (или) направить материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

    Пункт 6.5.2. По итогам рассмотрения вопросов, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 4.1 Положения, при наличии к тому оснований комиссия может принять иное решение, чем это предусмотрено Положением. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.»

     Пункт 6.8 Положения изложить в следующей редакции:

«6.8. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 4.1 Положения, для главы администрации (представителя нанимателя, работодателя) носят рекомендательный характер. Решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 4.1 Положения, носит обязательный характер».

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме изготовлено 17.12.2013 г.

                Судья -