№
РЕШЕНИЕ
по делу №
Именем Российской Федерации
8 ноября 2023 г.
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Старовойт Е.А.,
при секретаре Байгузове И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ельниковой Анны Шигапудиновны к Моршанскому филиалу ОАО «Тамбовская сетевая компания» об освобождении от оплаты коммунальной услуги «отопление на общедомовые нужды»,
УСТАНОВИЛ:
Ельникова А.Ш. обратилась в суд с иском к Моршанскому филиалу ОАО «Тамбовская сетевая компания» об освобождении от оплаты коммунальной услуги «отопление на общедомовые нужды» (далее – ОДН).
В обоснование иска указано, что истица является собственником <адрес>. Квартира расположена в многоквартирном жилом доме. Раннее в многоквартирном доме имелась централизованная система отопления. В настоящее время почти все квартиры в многоквартирном жилом доме перешли на индивидуальное отопление за счет индивидуальных источников энергии (газовых котлов). В квартирах дома, перешедших на индивидуальное отопление, произведен демонтаж радиаторов и осуществлена теплоизоляция стояков отопления. Аналогичные действия были произведены в квартире истицы.
Оплату за отопление в квартире в ОАО «ТСК» Ельникова А.Ш. не производит, так как оплачивает природный газ, поставленный иной организацией в ее квартиру. Между тем, истице начисляется оплата за отопление на общедомовые нужды, то есть за отопление в подъездах, подвалах, чердачных помещениях.
Фактически в подъездах дома истицы (№,2,3,4) трубы и отопительные радиаторы центрального отопления отсутствуют. В подвальном, чердачном помещениях и иных местах общего пользования таковых не было, а где были-давно демонтированы. Транзитный трубопровод, подающий тепло в оставшиеся с центральным отоплением <адрес>№, проходящий по чердачному помещению и подвальному помещению заизолирован теплоизоляционным материалом.
Таким образом, места общего пользования не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений. Но ежемесячно истице, и другим жителям дома, приходит квитанция на оплату коммунальных услуг, включая услугу - отопление на общедомовые нужды. Сумма к оплате, складывается исходя из показаний прибора учета узла теплопотребления. То есть этот счетчик, который считает количество поставленного тепла в дом истицы, включая те две квартиры, которые отапливаются от котельной. Собственники этих квартир за отопление плату не вносят, и практически вся сумма из оплаты, распределяется на других собственников, хотя ни истица, ни другие жители дома, перешедшие на индивидуальное отопление, централизованным отоплением не пользуются, ни в своих квартирах, ни в местах общего пользования.
Жители дома неоднократно обращались в адрес ответчика с заявлением о не начислении платежей за отопление на ОДН, но им всегда отказывают, фактически понуждая производить оплату за не предоставляемую услугу.
Правовое регулирование предполагает, что при наличии прибора учета потребляемой тепловой энергии, плата за отопление на ОДН включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества.
Между тем, данный порядок учитывает и возможность существования в доме одного или нескольких помещений, в которых установлен индивидуальный источник тепловой энергии. В силу этого, подлежащая внесению жильцами плата фактически исчисляется лишь исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества, на основании показаний прибора общедомового учета. Но с учетом того, что в общедомовых помещениях отопительных приборов и элементов отопительной системы центрального отопления не имеется, а отопление мест общего пользования осуществляется в том числе и за счет индивидуальных отопительных приборов, установленных почти во всех квартирах дома, начисление оплаты на ОДН является неправомерным, противоречащим тем разъяснениям, которые были даны Конституционным судом РФ в постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ.
Истица, как собственник квартиры с индивидуальным отоплением, в многоквартирном жилом доме фактически участвует в опосредованном отоплении всех помещений и дома в целом вне зависимости от способа отопления помещений, а. следовательно, несет обусловленные таким участием расходы на отопление дома как целостной строительной системы. Расходы Ельниковой А.Ш. в значительной степени могут превышать объем поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели.
Вызывает сомнение и сам расчет, в который входит оплата отопления в квартирах № и №, которая не оплачивается и распределяется на всех собственников квартир в доме.
На основании изложенного, истица просила обязать Моршанский филиал ОАО «Тамбовская сетевая компания» освободить Ельникову А.Ш. от оплаты коммунальной услуги «отопление на общедомовые нужды», «отопление», начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии истица уточнила свои требования. Дополнительно просила взыскать с ответчика понесенные ею судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей, при подаче искового заявления в суд.
В ответ на иск от ответчика поступили возражения, в которых указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Моршанский филиал АО «ТСК» поступило коллективное обращение жильцов многоквартирного <адрес> по вопросу неправомерности начисления платы за услугу «отопление на общедомовые нужды» поскольку летом в данном доме были проведены работы по уменьшению общедомового имущества: обрезаны радиаторы, заизолированы транзитные стояки.
ДД.ММ.ГГГГ Моршанский филиал АО «ТСК» запросил у ФИО4 (автор коллективного обращения: <адрес>), ООО «Глазурит», администрации <адрес> документы, подтверждающие законность обрезки отопительных радиаторов, а именно:
- протокол общего собрания жильцов данного дома по вопросу уменьшения размера общего имущества;
- разрешение на проведение работ по демонтажу радиаторов отопления в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>;
- документы, подтверждающие разрешение на переустройство внутридомовой системы отопления;
- результаты проверки соответствия реконструкции внутридомовой системы отопления проектной документации;
- утвержденная проектно-сметная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми вносимыми изменениями;
- расчетные (проектные) показатели (параметры) системы теплоснабжения;
- энергетический паспорт многоквартирного дома;
- заключение о безопасности и соответствии проведенной реконструкции.
На вышеуказанный запрос АО «ТСК» ответила только администрация <адрес>, предоставив информацию об отсутствии запрашиваемых документов. ООО «Глазурит» и ФИО4 на данный запрос не ответили.
Учитывая, что запрашиваемые документы не были предоставлены, а также в силу нижеизложенной позиции, АО «ТСК» не может согласиться с истцом в том, что все действия по обрезке радиаторов в многоквартирном доме, а также по изоляции проведены на законных основаниях.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
- установление правил и норм технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме;
- установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
- определение условий и порядка переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме (ст. 12 ЖК РФ).
Процедура согласования переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме регулируется гл. 4 ЖК РФ.
Переустройством помещения считается установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, а перепланировкой - изменение конфигурации помещения. В обоих случаях такие изменения требуют внесения изменений в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ч. 1, 2 ст. 25 ЖК РФ).
Оформление технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям, является составной частью государственного технического учета жилищного фонда (ч. 5 ст. 19 ЖК РФ).
В Градостроительном кодексе РФ (п. 14 ст. 1) под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. То есть приводящие к изменению параметров системы отопления (среднегодовой, среднемесячной, часовой, пиковой тепловой нагрузки) действия являются реконструкцией. Если исходить из того, что обогревающие элементы во всех помещениях в многоквартирном доме входят в состав общего имущества, то для увеличения количества секций на них или для демонтажа таких элементов необходимо выполнить требования Градостроительного кодекса РФ: подготовка проекта реконструкции системы отопления, его согласование, получение разрешения на реконструкцию системы отопления, ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. Решение в отношении реконструкции многоквартирного дома в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений ст. 290 ГК РФ к общему имуществу многоквартирного дома, принадлежащему собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, относятся общие помещения многоквартирного дома, несущие и не несущие конструкции многоквартирного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в п. 2 ст. 287.6 ГК РФ.
Согласно п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества среди прочего включаются: внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг (пп. «д» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ), что также отметил Верховный Суд в определении от ДД.ММ.ГГГГ№-№
Представленный протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> о демонтаже радиаторов № от ДД.ММ.ГГГГ также затрагивает вопрос об уменьшении размера общего имущества. Необходимо отметить, что с точки зрения закона, данный протокол не содержит 100 % согласия всех собственников многоквартирного <адрес>.
На основании ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Разрешений администрации <адрес> на проведение мероприятий по изменению системы отопления многоквартирного <адрес> до настоящего времени не представлено.
Согласно п. 5 ФИО13 56501-2015. «Национальный стандарт Российской Федерации услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутри домовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№-ст), в процессе предоставления услуги управления системой теплоснабжения, управляющая организация (ООО «Глазурит») должна обеспечить:
- назначение ответственных лиц за работу системы теплоснабжения;
- ведение технической документации, в том числе дежурных, оперативных и иных журналов;
- организацию и выполнение работ содержания системы теплоснабжения;
- эффективную и безопасную эксплуатацию потребителями системы отопления и т.д.
В объем технических осмотров должны быть включены:
- проверка технической документации;
- проверка соответствия установленного оборудования проектной документации;
- проверка работоспособности системы теплоснабжения и ее частей;
- наружный осмотр и гидравлическое испытание трубопроводов системы отопления, которые проводятся перед началом отопительного сезона, после монтажа и ремонта, связанного со сваркой, а также при пуске системы отопления после нахождения ее в состоянии консервации свыше шести месяцев (п. 5.3).
В процессе выполнения работ управления и содержания системы теплоснабжения должна вестись, разрабатываться и актуализироваться техническая документация, к которой относится в том числе:
- утвержденная проектно-сметная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми вносимыми изменениями;
- расчетные (проектные) показатели (параметры) системы теплоснабжения;
- энергетический паспорт многоквартирного дома (п. 5.4).
В составе технической документации должны быть следующие схемы и графики:
- схема системы отопления (с указанием диаметров, длины трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры и автоматики, приборов учета, расчетного давления по каждому расчетному участку и др.);
- схема системы горячего водоснабжения;
- схема электропитания оборудования, относящегося к системе теплоснабжения и освещения помещений;
- схема границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности; графики ремонтов, обслуживания, осмотров и др.;
- графики испытаний, промывки.
Управляющая компания обеспечивает технологическую работу системы теплоснабжения таким образом, чтобы обеспечить передачу коммунального ресурса в места (в точку) его потребления с параметрами и характеристиками, установленными проектными решениями, в виде коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения по качеству не ниже, чем это установлено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (п. 5.6.).
Работы по текущему содержанию отопительных приборов (радиаторов, конвекторов и др.) системы отопления должны быть включены в состав работ текущего содержания, которые определяются и выполняются с учетом требований инструкции по эксплуатации (п. 6.1.4).
Текущее содержание и регулировка системы отопления должны обеспечить равномерный прогрев отопительных приборов.
Согласно СП 347.1325800.2017 Свод правил. Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации, утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр. для осуществления своей деятельности служба эксплуатации должна иметь архив технической документации, состоящий из проектной и исполнительной документации на внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, паспортов и сертификатов на смонтированное оборудование и материалы, акты испытаний, инструкции по эксплуатации систем, должностные инструкции, инструкции по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности, приказы и переписка со сторонними организациями, сменные журналы. Перечень основных инструкций, журналов и технических документов, находящихся в службе эксплуатации, приведен в приложении Ж (п. 6.3.1).
К технической документации относятся:
- рабочая и исполнительная документация на смонтированные внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения;
- комплект актов, представляемых при приемке систем в эксплуатацию;
- должностные инструкции;
- оперативные журналы и ведомости;
- инструкции по технике безопасности и соблюдению правил пожарной безопасности;
- инструкции по эксплуатации обслуживаемых систем (п. 6.3.3).
В состав комплекта рабочих чертежей на внутреннюю систему отопления входят:
- поэтажные планы системы отопления;
- план магистральных трубопроводов системы отопления;
- схема системы отопления;
- проекты узлов регулирования с перечнем оборудования и значениями настроек у регуляторов расхода теплоносителя (при наличии);
- спецификация оборудования, изделий, материалов (п. 6.3.4).
Вся исполнительная техническая документация на изменение состава проектной документации в процессе эксплуатации систем должна быть оформлена в соответствии с ФИО13 21.1101 (п. 6.3.6).
Представленный проект реконструкции системы отопления ИП Лавровой данные требования законодательства не содержит.
Между тем согласно «ФИО13 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№-ст, «многоквартирный дом» - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, применительно к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ФИО13 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№-СТ).
В пункте 37 Обзора судебной практики № (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что отказ собственников от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажом системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Совокупность приведенных норм материального права и акта легального толкования в их системном единстве предполагает, что собственник помещения в доме, оборудованном центральным отоплением, освобождается от оплаты коммунальной услуги по отоплению лишь при совокупности следующих юридически значимых обстоятельств: изначальное отсутствие в помещении элементов отопления (либо демонтаж системы отопления в установленном законом порядке с переходом на иной вид теплоснабжения); надлежащая изоляция проходящих через помещение элементов внутридомовой системы отопления.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажом системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение). (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-ЭС22-17260 по делу № А40-60960/2021).
Многоквартирный <адрес> подключен к системе центрального теплоснабжения. Само по себе отсутствие отопительных приборов и трубопроводов системы отопления в местах общего пользования многоквартирного дома не исключает факт оказания АО «ТСК» коммунальной услуги по предоставлению тепловой энергии в целях содержания общего имущества дома, способствующей поддержанию необходимого теплового режима в местах общего пользования.
Освобождение собственника спорного помещения, входящего в тепловой контур многоквартирного дома, от оплаты коммунальной услуги по предоставлению тепловой энергии в целях содержания общего имущества дома увеличит бремя расходов на отопление остальных собственников помещений.
На основании вышеизложенного ответчик просил в удовлетворении исковых требований Ельниковой А.Ш. отказать в полном объеме.
В судебном заседании истица Ельникова А.Ш. исковые требования поддержала с учетом их уточнений, по основаниям, указанным в иске.
Представитель истицы ФИО12 исковые требования поддержала. Полагала, что имеются основания для их удовлетворения, так как по делу установлено, что фактически элементов системы централизованного отопления в местах общего пользования <адрес> не имеется. Данные элементы в виде радиаторов были демонтированы, были составлены соответствующие акты, как в прошлом году, так и в этом году. В доме имеется две трубы центрального отопления, так как две квартиры не перешли на индивидуальное отопление – это <адрес>№. Одна идет к <адрес> по подвальному помещению, вторая труба несет теплоснабжение в <адрес> по чердачному помещению, но они заизолированы. Теплопотерь за счет этих труб также не имеется. Данные обстоятельства также зафиксированы. Собственники многоквартирного жилого дома, перешедшие на индивидуальное отопление, провели собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома и приняли решение о демонтаже радиаторов отопления, поскольку в централизованном отоплении они не нуждаются. Места общего пользования отапливаются и поддерживаются температурой за счет их помещений, оборудованных индивидуальными отопительными приборами. Более того, истица, в том числе, как и другие жители, принимали меры для легализации и демонтажа элементов централизованной отопительной системы в местах общего пользования. Они обращались, помимо общего собрания, в адрес главы администрации <адрес>, чтобы дали разрешение и законодательно, в нормативном порядке определили и разрешили произвести данный демонтаж. Между тем, им отказали внести изменения в схему теплоснабжения и вынести соответствующий нормативный документ, который все это разрешил бы, со ссылкой на то, что они должны сделать их в порядке, предусмотренном ЖК РФ, а именно путем проведения общего собрания. С данным ответом администрации собственники полностью согласны, так как изначально в технической документации на данный дом присутствуют сведения о том, что он находился на индивидуальной системе отопления и каких-либо документов нормативно-правового характера, технического характера, проектно-смертного характера о переходе с индивидуального отопления на централизованное отопление не имеется, не обнаружено. Таким образом, отсутствуют основания для внесения изменений в техническую документацию, а следовательно получение согласия администрации на переустройство инженерных сетей не требуется. Поэтому в данном случае абсолютно верно руководствовались собственники многоквартирного дома, осуществляя демонтаж элементов отопительной системы в местах общего пользования именно путем общего собрания, а не путем обращения в муниципальный орган власти. Факт отсутствия отопительных приборов и отсутствие возможности установки отопительных приборов в местах общего пользования нашел свое подтверждение. Фактически стороны это не оспаривают. Между тем, собственники продолжают оплачивать услугу, которая им не предоставляется, что нарушает их права и интересы, и не соответствует требованию закона.
Представитель ответчика ОАО «Тамбовская сетевая компания» ФИО5 исковые требования не признал по основаниям, указанным в возражениях на иск.
Представитель третьего лица ООО «Глазурит» ФИО6 исковые требования поддержала.
Ранее в судебном заседании ФИО6 пояснила, что объяснить, где проходят стояки труб она не может. Между тем имеется изоляция труб, в связи с чем тепло не поступает и, соответственно, не отапливается общее имущество дома. При отсутствии отопления в местах общего пользования, жители дома этой услугой фактически не пользуются. Демонтаж радиаторов отопления в указанном доме был произведен специалистами ООО «Глазурит» на основании общего решения собственников.
Представитель третьего лица - администрации <адрес>, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В материалах дела от представителя администрации <адрес> имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Решение по данному делу оставляют на усмотрение суда.
Другие участники, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО7 пояснил, что МУП ТС являлось монополистом в сфере коммунальных услуг до сентября 2016 г. и предоставляло услуги в области теплоснабжения. В настоящее время какая-либо документация относительно подключения <адрес> к системе теплоснабжения на предприятии отсутствует. Дом был построен в 70-х годах, за 50-60 лет, документация не сохранилась. О том, какое отопление было в многоквартирном доме, пояснить не мог.
Допрошенные ранее в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 пояснили, что являются собственниками квартир, расположенных в <адрес>, которые перешли на индивидуальное отопление. В местах общего пользования все элементы отопительных приборов были демонтированы по решению общего собрания собственников. В настоящее время им продолжают приходить начисления за ОДН, хотя фактически эта услуга им не предоставляется.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ФИО1 является собственницей <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
АО «ТСК» оказывает услуги по теплоснабжению указанного многоквартирного дома.
В 2022 г. истица решила перейти на индивидуальное отопление, установив в своей квартире газовый счетчик и настенный котел. Актом приемочной комиссии по составлению акта приемочной комиссии по приемке жилого помещения после завершения переустройства и (или) перепланировки от ДД.ММ.ГГГГ было завершено переустройство вышеназванной квартиры.
С ДД.ММ.ГГГГ АО «ТСК» перестало оказывать истице услугу по отоплению квартиры, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений сторон и свидетелей следует, что собственники квартир в многоквартирном <адрес> перешли на индивидуальное отопление, за исключением квартир № и №, которые отапливаются центральным теплоснабжением.
Для внесения изменений в схему теплоснабжения, собственники <адрес> обращались в администрацию <адрес>. Письмами администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ им в этом было отказано ввиду того, что не все собственники квартир перешли на индивидуальное отопление. Им было рекомендовано решить на общем собрании вопрос о возможном отключении многоквартирного дома от системы централизованного теплоснабжения, при условии перевода 100 % жилых помещений на индивидуальный источник отопления.
ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание собственников многоквартирного <адрес>, на котором был поставлен вопрос о демонтаже отопительных приборов в подъездах дома.
Согласно протоколу (годового, внеочередного) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ 81,5 % голосов собственников было отдано за предложение ходатайствовать перед УК ООО «Глазурит» о демонтаже радиаторов отопления на лестничных площадках в подъездах <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на основании проекта на демонтаж разводок системы центрального отопления многоквартирного жилого <адрес>, составленного ИП Лавровой, специалистами ООО «Глазурит» были проведены работы по демонтажу радиаторов и изоляции труб центрального отопления в местах общего пользования, а именно в подъездах дома, подвальных и чердачных помещениях, что подтверждается справкой ООО «Глазурит» от ДД.ММ.ГГГГ и актами обследования, согласно которым по адресу: <адрес> инженерные сети отопления, проходящие по подвальному и чердачному помещению, заизолированы теплоизоляционным материалом. Возможность подключения радиаторов отопления в подъездах, подвесов радиаторов, наличие врезок, подводок и шаровых кранов для отсечения подачи теплоносителя в многоквартирном доме отсутствует.
Согласно техническому заключению, составленному ИП Лавровой от 2022 г., техническое состояние системы центрального отопления жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на момент исследования - ноябрь 2022 г., находится в ограниченно работоспособном состоянии.
Трубопровод центральной отопительной системы на ноябрь 2022 г. обслуживает только 2 квартиры - <адрес>. Все остальные квартиры жилого дома отапливается индивидуально, отопительными приборами, работающими на газовом топливе.
Отопительный трубопровод, подключенный к центральной сети теплоснабжения, проходящий по чердаку и подвалу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не может быть элементом отопления, т.к. на момент проведения исследования трубы имеют теплоизоляцию и от них не происходит теплоотдача.
В текущем состоянии трубопровод не может отапливать места общего пользования жилого <адрес>, в том числе и лестничные клетки (лестничная клетка - это отсек, проходящий вертикально через здание, в котором расположены лестницы.). В лестничных клетках отопительные приборы отключены от магистрального теплопровода.
В связи с демонтажом радиаторов отопления в местах общего пользования, жители <адрес> обратились в АО «ТСК» с заявлением об освобождении их от оплаты ОДН.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ АО «ТСК» им было отказано в этом, поскольку отсутствие приборов отопления в местах общего пользования в многоквартирном доме не является основанием для освобождения собственников помещений от оплаты за тепловую энергию, используемую для обогрева помещений общего пользования.Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и показаниями сторон, свидетелей.
В силу ст. 210 ГК РФ, ч. 1, ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в данном многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №).
Указанные правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: отопление – то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № к настоящим Правилам.
АО «ТСК» в соответствии с п.п. «б» п. 17 Правил № самостоятельно оказывало потребителям коммунальную услугу по отоплению. Платежные документы за коммунальную услугу по отоплению выставлялись АО «ТСК» в рамках договоров на оказание коммунальных услуг, заключенных между АО «ТСК» и собственниками помещений в многоквартирных домах согласно положений п. 6 Правил в устной форме, путем совершения потребителем конклюдентных действий.
В соответствии с п. 7 Правил № договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами.
Пунктом 1 статьи 540 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно п. 1 ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
На основании ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся и в п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, а также в подп. «д» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (Правила №).
В соответствии с п. 6 Правил № в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из ст. 134 ГК РФ следует, если однородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).
Таким образом, обогревающий элемент, тепловые сети обратного, подающего теплопровода, являются обязательным звеном в тепловом контуре здания, а внутридомовая система отопления состоит из однородных элементов и в совокупности образует единое целое, которое используется по общему назначению.
Отопление в многоквартирном доме в силу физических особенностей передачи тепловой энергии не может основываться только на наличии или отсутствии в конкретном помещении радиаторов отопления, поскольку проектируемая теплоотдача и, как следствие, поддержание нормативной температуры воздуха в помещении может достигаться путем теплоотдачи всех устройств, входящих в состав системы отопления дома.
При демонтаже радиаторов отопления обогрев помещений многоквартирного дома не прекращается, а установка в помещении газового оборудования (отопительных котлов), само по себе не свидетельствует о неиспользовании системы центрального отопления.
Иной подход к данному вопросу позволил бы потребителю необоснованно уклоняться от оплаты потребляемого коммунального ресурса исключительно на основании факта наличия в помещении обогревательного прибора, каким может быть любое устройство, конструктивно предназначенное для получения тепловой энергии.
В соответствии с подп. «е» п. 4 раздела 2 Правил № потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ на практике применяются два основных способа учета энергоресурсов: расчетный (по различным методикам) и учетный (по приборам учета).
Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в ст. 19 Закона «О теплоснабжении», а также в ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 7 ст. 19 Закона «О теплоснабжении», Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»).
Абзацем 2 пункта 40 Правил № предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № АПЛ15-330 об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ15-198, которым было отказано в удовлетворении заявлений о признании недействующим абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, также отмечено, что действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению действующее законодательство не предусматривает.
Учет потребления тепловой энергии в многоквартирном <адрес> осуществляется по показаниям общедомового прибора учета.
В соответствии с п. 40 Правил № потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных Правилами №, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (в ред. постановления Правительства РФ №).
Ранее Правилами № (до внесения изменений) не было предусмотрено никаких исключений для помещений в многоквартирных домах, в которых собственниками был произведен демонтаж радиаторов централизованного отопления и установлены индивидуальные источники тепловой энергии, в связи с чем, в границах одного многоквартирного дома условия поставки коммунального ресурса соответствующего вида для всех собственников помещений, независимо от наличия индивидуальных квартирных источников тепловой энергии являлись одинаковыми.
Между тем постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П абз. 2 п. 40 Правил № признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Правительству Российской Федерации поручено незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации признал возможным переход отдельных жилых помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, на индивидуальную систему теплоснабжения с соблюдением установленного порядка переустройства систем внутриквартирного отопления. Собственники таких жилых помещений должны вносить плату только за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Правительством Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ были внесены изменения в Правила № по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в соответствующих формулах приложения № к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если в данном помещении согласно схеме теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
В соответствии с подп. 3 п. 42 (1) Правил № в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 (1) и 3 (4) приложения № к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П положения абз. 3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения № к данным Правилам признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти нормативные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями всех помещений, которые расположены в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в том числе собственниками и пользователями жилых помещений, переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, исходя из приходящейся на конкретное помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, обеспечивая тем самым равное распределение между всеми собственниками и пользователями помещений в таком многоквартирном доме расходов, связанных с потреблением тепловой энергии, поступающей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения, на общедомовые нужды.
Правительству Российской Федерации надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - внести изменения в действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.
В своем постановлении Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-П).
Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Сказанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (ч. 3 ст. 36 и п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Вместе с тем особенностью конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения отдельных многоквартирных домов, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, может быть изначальное отсутствие непосредственно в расположенных в них помещениях общего пользования каких-либо теплопотребляющих элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), что подтверждается проектно-технической документацией на соответствующий дом, актами управляющих организаций, экспертными заключениями и т.п.
В силу этого поддержание в таких помещениях температуры воздуха и влажности на уровне, исключающем их промерзание или отсыревание, может осуществляться лишь за счет естественной теплоотдачи как от проходящих через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.) и относящихся к общему имуществу собственников помещений этого дома элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводов, стояков отопления и др.), так и от расположенных в указанном доме отапливаемых жилых и нежилых помещений.
Поскольку схема теплоснабжения многоквартирного дома и разводка внутридомовой системы отопления, как правило, предполагают прохождение через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.) таких элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения (включая помещения общего пользования), то, несмотря на отсутствие непосредственно в помещениях общего пользования данного многоквартирного дома отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов внутридомовой системы отопления, тепловая энергия, поступающая в указанный дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется жилыми и нежилыми помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется для обогрева помещений общего пользования (т.е. на общедомовые нужды). При этом объем (количество) тепловой энергии, потребленной за конкретный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое (нежилое) помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
С этой точки зрения возложение обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, на собственников и пользователей всех помещений, которые расположены в многоквартирном доме, - причем вне зависимости от того, отапливаются они за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии, - исходя из приходящейся на данное помещение (жилое или нежилое) доли от исчисленного расчетным способом общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за конкретный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, согласуется с конституционным принципом равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Иное, напротив, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками и пользователями помещений в одном многоквартирном доме общедомовых расходов и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников и пользователей помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории (ст. 17, ч. 3; ст. 19, ч. 1 Конституции Российской Федерации).
Между тем при наличии в таком многоквартирном доме жилых или нежилых помещений, переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на автономное отопление, для опосредованного обогрева указанных помещений общего пользования используется и тепловая энергия, вырабатываемая индивидуальными источниками тепловой энергии, поскольку отдача тепла через общие конструкции многоквартирного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.) осуществляется от всех без исключения отапливаемых помещений. В ситуации же, когда на автономное отопление переведены подавляющее большинство жилых и нежилых помещений конкретного многоквартирного дома (как это, в частности, имеет место в доме, в котором проживает заявительница по настоящему делу), опосредованное отопление расположенных в нем помещений общего пользования и тем самым такого дома в целом может осуществляться преимущественно за счет теплоотдачи от помещений, отапливаемых посредством индивидуальных источников тепловой энергии, а объем (количество) тепловой энергии, выработанной этими источниками и фактически использованной в том числе на общедомовые нужды, может значительно превышать объем (количество) поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели.
Таким образом, собственники и пользователи жилых и нежилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые используют индивидуальные источники тепловой энергии, равно как и собственники и пользователи остальных помещений в данном доме, отапливаемых только за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, - при условии, что и те, и другие лица обеспечивают соблюдение в принадлежащих им помещениях соответствующего нормативным требованиям температурного режима, - фактически участвуют в опосредованном отоплении как помещений общего пользования многоквартирного дома, не оснащенных отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, так и дома в целом, а значит, несут обусловленные таким участием расходы на отопление многоквартирного дома как целостной строительной системы. При этом конституционный принцип равенства (ст. 19, ч. 1 Конституции Российской Федерации), предполагающий равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома при распределении расходов на общедомовые нужды, предопределяет, в числе прочего, и необходимость учета при установлении порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме факта несения такого рода расходов собственниками и пользователями не только помещений, подключенных к внутридомовой системе отопления и отапливаемых централизованно, но и помещений, переведенных на автономное отопление.
На основании вышеизложенного, каких-либо правовых оснований для освобождения истицы, являющейся собственницей жилого помещения в многоквартирном доме, от несения расходов по ОДН, по мнению суда не имеется.
Между тем, из материалов дела следует, что по согласованию большинства собственников многоквартирного <адрес> сотрудниками УК ООО «Глазурит» был произведен демонтаж радиаторов отопления в местах общего пользования. При этом согласование на переустройство многоквартирного дома с органом местного самоуправления осуществлено не было.
В рамках рассмотрения настоящего дела истица обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о разъяснении вопроса о необходимости согласования с органом местного самоуправления демонтажа системы отопления в многоквартирном доме.
Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей было сообщено, что поскольку демонтажные работы в отношении отопительных приборов не требуют внесения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме, согласование данных работ в рамках ЖК РФ регулируется главой 6 ЖК РФ «Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников».
Суд не может согласиться с данным обстоятельством ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Переустройство осуществляется после согласования с органом местного самоуправления, который должен выдать разрешение на основании ч. 6 ст. 26 ЖК РФ.
При этом уменьшение размера общего имущества собственников в многоквартирном доме в силу ч. 3 ст. 36 ЖК РФ возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (ч. 1 ст. 28 ЖК РФ).
В случае отсутствия разрешительных документов переустройство считается самовольным.
Из инвентарного дела многоквартирного <адрес>, представленного ООО «Глазурит» следует, что ранее спорный многоквартирный дом имел центральное отопление от собственной котельной АГВ (технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ).
Из пояснений специалиста МУП ТС ФИО7, следует, что документации о подключении многоквартирного дома к системе теплоснабжения у организации не имеется.
По смыслу указанных норм, демонтаж радиаторов отопления в местах общего пользования подлежит отражению в техническом паспорте многоквартирного дома, в связи с чем без согласования с органом местного самоуправления и получения согласия от всех собственников помещений многоквартирного дома, узаконить данные действия невозможно.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований Ельниковой А.Ш. об освобождении от оплаты коммунальной услуги «отопление на общедомовые нужды» следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ельниковой Анны Шигапудиновны (№) к Моршанскому филиалу ОАО «Тамбовская сетевая компания» (№) об освобождении от оплаты коммунальной услуги «отопление на общедомовые нужды» отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Судья: Е.А. Старовойт
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.А. Старовойт