Дело №2-851/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд города Нижний Новгород в составе председательствующего судьи С.В. Плесковой, при секретаре Ноздрачеве М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ МВД Росси по Нижегородской области к администрации г.Н.Новгорода о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Госавтоинспекция Нижегородской области ГУ МВД Росси по Нижегородской области обратилась к администрации г.Н.Новгорода о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, указывает, что [ 00.00.0000 ] Департаментом градостроительного развития и архитектуры Администрации г. Нижнего Новгорода было выдано разрешение [ № ] на установку рекламной конструкции, владельцем которой является ООО «СИТИ АУТДОР».
Рекламная конструкция установлена в [ 00.00.0000 ] по адресу: [ адрес ], на территории ОРП «Заречное» за ограждением. Рекламная конструкция имеет следующие характеристики:
тип рекламной конструкции: двухсторонняя;
размер информационного поля - 15x5 метров;
общая высота - 17 метров.
В соответствии с п.3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама не должна угрожать безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающих безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТе Р 52044-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», принятым постановлением Госстандарта РФ от [ 00.00.0000 ] № 124-ст.
Поскольку соответствующий технический регламент, предусмотренный Федеральным законом от [ 00.00.0000 ] № 184-ФЗ № «О техническом регулировании» не принят, а применение указанного стандарта направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, охрану жизни и здоровья граждан, применение данного ГОСТа, является обязательным в силу ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании».
В соответствии с п. 19 ст. 12 Федерального закона от [ 00.00.0000 ] № 3-ФЗ «О полиции», на полицию возложена обязанность осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
[ 00.00.0000 ] должностным лицом отдела дорожной инспекции УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области майором полиции ФИО1 было проведено обследование рекламной конструкции на месте ее установки.
В процессе обследования установлено, что эксплуатация данной рекламной конструкции по месту ее нахождения нарушает следующие требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»:
ч. 1 п. 6.1 (средства наружной рекламы не должны быть размещены в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами) - указанная рекламная конструкция находится в одном створе и в одном сечении со светофором и дорожными знаками 5.19.2 «Пешеходный переход», 2.1 «Главная дорога»;
ч. 10 п. 6.1 (средства наружной рекламы не должны быть размещены в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог и улиц в одном уровне, а также на расстоянии 50 метров от них в населенных пунктах) - указанная рекламная конструкция находится в границах пешеходного перехода и в 12 метрах от пересечения улиц;
ч. 12 п. 6.1 (средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы и на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя её точка находится на высоте более 10 метров),
фактическое расстояние до рекламной конструкции от бордюрного камня составляет - 2 метра;
п. 6.4 (удаление средств наружной рекламы от линии электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1 метра) - указанная рекламная конструкция находится непосредственно над линиями электропередачи осветительной сети.
В соответствии с п. «щ» Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право обращаться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности дорожного движения.
Рекламная конструкция угрожает безопасности дорожного движения, жизни, здоровью, имуществу участников дорожного движения, что является нарушением прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией РФ.
Просит: признать недействительным разрешение [ № ] от [ 00.00.0000 ] на установку вышеуказанной рекламной конструкции и обязать орган, выдавший разрешение на установку рекламной конструкции, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.
В судебном заседании наименование заявителя заменено по ходатайству истца на ГУ МВД России по Нижегородской области в лице Госавтоинспекции Нижегородской области.
В судебном заседании в качестве третьего лица на основании определения суда привлечено ООО «СИТИ АУТДОР».
В судебном заседании представитель ГУ МВД России по Нижегородской области ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель Администрации города Нижний Новгород ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные требования признала. Указала, что при рассмотрении заявлений о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижний Новгород исходил из толкования норм ГОСТа Р 52044-2003 как добровольных к исполнению на основании Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.03.2009 №117-ст «Об утверждении изменения к национальному стандарту», на соблюдение положений данного ГОСТа при рассмотрении заявлений не ориентировался.
Представитель ООО «Сити Аутдор» ФИО4, действующая на основании доверенности, пояснила, что рекламная конструкция установлена обществом в ненадлежащем месте, не соответствующем выданному разрешению [ № ] от [ 00.00.0000 ] года. Просила в признании недействительным разрешения [ № ] от [ 00.00.0000 ] на установку рекламной конструкции отказать.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК Р к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
[ 00.00.0000 ] в муниципальное казенное учреждение «Рекламная служба города Нижнего Новгорода» (далее - МКУ «РСГ НН») с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, расположенной по адресу: [ адрес ] на территории ОРП «Заречное» обратилось ООО «СИТИ АУТДОР».
К заявлению был приложен полный пакет документов в соответствии с требованиями ч.11 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон), п. 3.2.1. Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде, утвержденных постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ], а так же п. 2.5.2 административного регламента по оказанию муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций», утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ]
В соответствии с п.3 ч.4 ст.5 Закона реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
ГОСТом Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» установлены требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения.
Рассмотрев поданное заявление, руководствуясь Федеральным законом от [ 00.00.0000 ] №38-ФЗ «О рекламе», департаментом градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижний Новгород выдано ООО «Сити Аутдор» разрешение [ № ] от [ 00.00.0000 ] на установку рекламной конструкции [ № ] по адресу: [ адрес ] на территории ОРП «Заречное», за ограждением, тип рекламной конструкции – щитовая установка, площадь информационного поля рекламной конструкции 15,00 х 5,00 ( 75,00).
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 1.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
В соответствии с ч.1 т. 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В соответствии с п. 15.1 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3 к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 №38 - ФЗ «О рекламе».
Подпунктом 38 пункта 1 статьи 8, подпунктом 10 пунктом 3 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 23.11.2005 № 91, установлено, что к вопросам местного значения города Нижнего Новгорода и к полномочиям администрации города относится выдача разрешений на размещение наружной рекламы на территории города и осуществление контроля размещения наружной рекламы территории города в установленном порядке.
\ Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 02.07.2008 №3058 «Об организационных мероприятиях» установлено, что департамент архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода осуществляет функции по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе».
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 3.9 Положения о Департаменте градостроительного развития и архитектуры, утвержденного Постановлением администрации г.Нижнего Новгорода от 21.06.2011 №2376, названный Департамент образован в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения работы администрации города в области архитектуры, градостроительной деятельности. Департамент архитектуры и градостроительства является структурным подразделением администрации города и обеспечивает, в том числе, координацию деятельности Муниципального казенного учреждения «Рекламная служба города Нижнего Новгорода».
В соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 30.11.2006 № 4163 «Об изменении подведомственности муниципального учреждения «Рекламная служба города Нижнего Новгорода» муниципальное учреждение уполномочено осуществлять организационное и техническое обеспечение деятельности администрации города Нижнего Новгорода по рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на размещение объектов наружной рекламы и информации.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В порядке ч.9 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
На основании части 13 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 28.02.2007 №663 «Об утверждении типовых форм документов» утвержден перечень организаций, уполномоченных осуществлять согласование установки рекламных конструкций на территории г. Нижнего Новгорода, в котором одними из обязательных организаций определены Управление ГИБДД ГУВД РФ по Нижегородской области. Согласование с данной организацией осуществляется в зависимости от места расположения рекламных конструкций.
Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 на Госавтоинспекции возложены надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Частями 16.1 и 16.2 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 № 410 установлено, что согласование разрешений на распространение рекламы в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, а также в населенных пунктах проводится руководителями управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Из представленных норм следует, что оценка влияния наружной рекламы на безопасность дорожного движения является компетенцией органов Госавтоинспекции, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Поскольку рекламная конструкция [ № ], размещенная ООО «Сити Аутдор» на основании разрешения [ № ] от [ 00.00.0000 ] года, находится по адресу: [ адрес ], на территории ОРП «Заречное», за ограждением, в непосредственной близости от проезжей части, согласование разрешения на установку рекламной конструкции [ № ] с ГИБДД ГУВД РФ по Нижегородской области является обязательным.
В судебном заседании не представлено доказательств согласования разрешения [ № ] от [ 00.00.0000 ] на установку рекламной конструкции с Госавтоинспекцией.
Наряду с этим из части 4 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» следует, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения.», утвержденном и введенном в действие постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 №124-ст. При этом, ГОСТ Р 52044-2003 не является техническим регламентом, однако, поскольку соответствующий технический регламент, предусмотренный Федеральным законом «О техническом регулировании», не принят, а применение указанного государственного стандарта направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, охрану жизни и здоровья граждан, применение данного ГОСТа является обязательным ( ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).
В разделе 6 ГОСТ Р 520044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы.
По правилам абзаца 10 п.6.1 вышеуказанного государственного стандарта предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны быть размещены в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;
абзацем 12 п.6.1 государственного стандарта определено, что средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части;
п.6.6 государственного стандарта установлено, что расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 100м.
Согласно акта обследования предполагаемого места установки рекламной конструкции от [ 00.00.0000 ] года, составленного старшим инспектором по ОП отдела ДИ УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области майором полиции ФИО1, в нарушение абз. 10, п.6.1, ГОСТ Р 520044-2003 предполагаемое место установки рекламной конструкции находится в 15 метрах от пешеходного перехода и в 28 метрах от пересечения улиц в одном направлении: в нарушение абз.12 п.6.1 ГОСТ предполагаемое место нахождения ближнего края рекламной конструкции, высотой 17 метров, от бордюрного края составляет 15 метров; в нарушение п.6.6 ГОСТ Р 520044-2003 предполагаемое место установки рекламной конструкции находится в 15 метрах от дорожных знаков 5.19.2 «Пешеходный переход», 2.1 «Главная дорога» и в 15 метрах светофорного объекта.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, применив нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что разрешение [ № ] от [ 00.00.0000 ] на установку рекламной конструкции, подлежащей размещению около проезжей части дороги, выдано с нарушением действующих правил : не согласовано с органом ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области ; при выдаче разрешения не соблюдены правила ГОСТР520044-2003 при определении месторасположения рекламного щита (согласно плана-схемы установки рекламной конструкции).
Представителем Администрации города Нижнего Новгорода заявлено о признании заявленных требований в указанной части.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В порядке ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Оспариваемое разрешение, выданное с нарушением действующего порядка, следует признать недействительным.
ГУ МВД России по Нижегородской области в заявлении указано, что рекламная конструкция, установленная на основании разрешения, угрожает безопасности дорожного движения, жизни, здоровью, имуществу участников дорожного движения, что является нарушением прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией РФ, истец просит обязать орган, выдавший разрешение на установку рекламной конструкции, устранить допущенное нарушение прав и свобод граждан.
Указанное требование предъявлено к ненадлежащему лицу, поскольку устранение допущенных нарушений, связанных с угрозой жизни и здоровья граждан, возможен путем демонтажа конструкции, установленной на основании выданного администрацией города Н.Новгорода разрешения в лице департамента градостроительного развития и архитектуры, не относится к сфере деятельности администрации г. Нижнего Новгорода.
В удовлетворении заявленных требований в указанной части заявителю следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования ГУ МВД России по Нижегородской области удовлетворить частично.
Признать недействительным разрешение [ № ] от [ 00.00.0000 ] департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода на установку рекламной конструкции [ № ], местонахождение: [ адрес ], на территории ОРП «Заречное», за ограждением.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Судья С.В. Плескова