ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1219/15 от 30.07.2015 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2015года г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело исковому заявлению ФИО1 С,А. к администрации МО ГП «<адрес>», администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа в получении социальной выплаты для приобретения жилья, понуждении предоставить социальную выплату,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, просит признать незаконным отказ администрации МО ГП «<адрес>» в предоставлении социальной выплаты и обязать предоставить ему социальную выплату для приобретения жилья. Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>. "дата". истец подал в администрацию МО ГП «<адрес>» заявление на получение социальной выплаты как собственник аварийного жилья. Им были сданы требуемые документы, в том числе и обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения. "дата". истец обратился с заявлением о предоставлении документов об отказе в получении субсидии по программе переселения из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМ. Согласно ответа от "дата". главы МО ГП «<адрес>» ФИО2 программа, по которой предполагалась выдача свидетельств о социальной выплате собственникам жилья, в настоящее время признана утратившей силу, принята другая программа со схожими программными мероприятиями. Указано также, что денежные средства на реализацию Подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне «БАМ на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на "дата" годы выделялись в , что давало возможным выделением социальных выплат собственникам. При этом с начала "дата". и по настоящее время в <адрес> выдаются сертификаты на приобретение жилья в <адрес> исходя из рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, устанавливаемого Минстроем РФ и общей площадью жилых помещений, принадлежащих собственникам. А если сертификаты выдаются, непонятно на каком основании отказано истцу. В приложении к Подпрограмме «Развитие жилищного строительства в <адрес>» установлен порядок предоставления муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда зоны БАМа. Размер социальной выплаты рассчитывается жилищной комиссией на дату оформления правового акта о предоставлении социальной выплаты гражданину, который указывается в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты. Таким образом, согласно действующей положений Государственной программе Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно- коммунального комплексов Республики Бурятия», истец как собственник ветхого и аварийного жилья, ранее не получавший социальную выплату, может претендовать на получение социальной выплаты для приобретения жилья на территории Республики Бурятия, соответствующую техническим и санитарным нормам, площадью не менее ранее занимаемого. У администрации муниципального образования имеются обязательства по предоставлению собственникам аварийного и ветхого жилья социальной выплате в соответствии с Государственной программой Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», которая была принята Правительством Республики Бурятия не так уж и давно, 02.08.2013г. и действует до настоящего времени. Обязательства, возложенные по этой программе на муниципальное образование ответчиком не выполняются. У ответчика не имелось никаких законных оснований для отказа истцу в социальной выплате. В ответе администрации МО ГП «<адрес>» от "дата". указано, что <адрес> в <адрес> включен в Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в "дата".», где предусмотрено переселение граждан во вновь построенные дома. Истец как собственник имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что он как собственник аварийного жилья обратился в поселковую администрацию с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты, собрал необходимый пакет документов, однако, администрация поселения ему отказала. В администрацию МО «<адрес>» действительно не обращался, но ему и не говорили, что необходимо обращение в администрацию района. Просил его требования удовлетворить.

Представитель истца ФИО3 также поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить.

Представитель администрации МО ГП «<адрес>» ФИО4 с требованиями истца не согласился, пояснил, что возражает по основаниям, указанным истцу при отказе в выплате социальной выплаты, кроме того, администрация поселения <адрес> не обладает полномочиями выдавать социальные выплаты гражданам по действующей Программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного жилищного строительства в РБ в "дата".», дом истца включен в Программу, согласно данной Программе истец будет переселен из аварийного жилья.

Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО5, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что согласно пункту раздела Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в "дата" годах» муниципальные образования формируют список всех аварийных домов, признанных до "дата" аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, проводят работу по выбору аварийных домов, в которых жители единогласно приняли решение об участии в Программе для переселения, определяют способ переселения - либо строительство новых малоэтажных жилых домов, либо приобретение жилых помещений у застройщиков, либо выкуп жилых помещений у собственников. В данном случае способ переселения граждан, проживающих на территории поселка Нижнеангарск в аварийном жилищном фонде, муниципальным образованием выбран, о чем свидетельствует заключенный на строительство многоквартирного дома муниципальный контракт. Решение же о сносе дома, в котором проживает заявитель, не может быть принято ранее окончания строительства нового жилья взамен сносимого. Следовательно, по делу отсутствуют основания полагать, что администрация муниципального образования затягивает принятие мер, направленных на реализацию положений части 10 статьи 32 ЖК РФ. Между тем в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "дата", возникновение у граждан права требовать выкупа жилого помещения обусловлено именно длительным бездействием администрации муниципального образования, выразившимся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ. ФИО1, как это следует из его заявления в суд, обжалует отказ органа местного самоуправления в предоставлении социальной выплаты. Согласно части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Следовательно, в данном случае возложение на орган местного самоуправления обязанности предоставить ФИО1 социальную выплату является следствием признания незаконности акта (решения, действия, бездействия), принятого этим же органом. В силу части 3 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно; подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Из материалов дела следует, что ФИО1 направлял свое заявление на социальную выплату только в поселковую администрацию. В администрацию муниципального образования по вопросу о предоставлении социальной выплаты заявитель в установленном порядке не обращался. Таким образом, у заявителя отсутствует право на предъявление требований к районной администрации, которая юридически значимых действий, включая отказ в социальной выплате, в отношении него не совершала. Просил в удовлетворении иска отказать полностью.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, находит исковые требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением правительства <адрес>от "дата" на территории Республики Бурятия была утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в "дата" годах». В соответствии с приложением к программе, дом по адресу <адрес>, признанный аварийным "дата" включен в перечень аварийных многоквартирных домов, планируемая дата окончания переселения определена до "дата"

Постановлением Правительства РБ от "дата" N были внесены изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от "дата" N 332, которым с "дата" предусмотрена возможность предоставления выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.".

Установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу <адрес>. Согласно Приложения к Республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в 2013 - "дата" годах» дом истца включен указанную Программу, из чего следует, что муниципальным образованием «<адрес>» сформирован список всех аварийных домов, признанных до "дата" аварийными и подлежащими сносу, в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, проведена работу по выбору аварийных домов, в которых жители единогласно приняли решение об участии в Программе для переселения, определен способ переселения - либо строительство новых малоэтажных жилых домов, либо приобретение жилых помещений у застройщиков, либо выкуп жилых помещений у собственников.

В данном случае способ переселения граждан, проживающих на территории поселка Нижнеангарск в аварийном жилищном фонде, муниципальным образованием выбран, о чем свидетельствует заключенный на строительство многоквартирного дома муниципальный контракт. Решение о сносе дома, в котором проживает истец, не может быть принято ранее окончания строительства нового жилья взамен сносимого.

Как следует из письма администрации МО ГП «<адрес>» на заявление ФИО1 от "дата". указано, что предоставление социальной выплаты собственникам жилья не представляется возможным, согласно действующей Программы предусмотрен только один способ переселения – переселения в новые построенные дома.

В соответствии с ч.3 ст. 16 Федеральный закон от "дата" N ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Частью 6 ст. 16 Федерального закона от "дата" N -ФЗ предусмотрено, что средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствие со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от "дата" N . Действие указанного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности.

Из содержания приведенных норм и положений следует, что в случае, если заключением комиссии жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, то органом местного самоуправления должно быть принято решение о сроках и порядке расселения жильцов.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Разъясняя порядок применения ст. 32 ЖК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 20, 22 Постановления от "дата" N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи, с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.

Аналогичная правовая позиция изложена в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ "дата", согласно которой, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от "дата" N -ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Учитывая, что ФИО1 обращался с заявлением на социальную выплату только в поселковую администрацию, в администрацию муниципального образования по вопросу о предоставлении социальной выплаты в установленном порядке не обращался, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования истца о понуждении ответчиков, в данном случае МО «<адрес>» предоставления социальной выплаты для приобретения жилья, преждевременны, поскольку муниципальным образованием юридически значимых действий, включая отказ в социальной выплате, в отношении него не совершала.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации МО ГП «<адрес>», администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа в получении социальной выплаты для приобретения жилья, понуждении предоставить социальную выплату, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 04 августа 2015 г.

Судья Н.Г.Рабдаева