ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1219/16 от 04.03.2016 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-1219/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Выборг

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 24 марта 2016 года.

Решение в окончательном виде изготовлено 25 марта 2016 года

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Петрова Р.Ю.,

при секретаре Боркановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Н.Л. к ОАО «У.К.» о признании недействительным тариф ОАО «У.К.» на теплоснабжение для МО «Г.В.» Выборгского района Ленинградской области, взыскании материального ущерба,

У С Т А Н О В И Л :

Р.Н.Л. обратился в суд с иском к ОАО «У.К.» о признании недействительным тариф ОАО «У.К.» на теплоснабжение для МО «Г.В.» Выборгского района Ленинградской области, взыскании материального ущерба.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что до апреля 2013 ответчик расчет платежей производил по своим тарифам, превышающим тариф ОАО «В.» в совокупности с инвестиционной надбавкой порядка 20%. Как следует из постановления №261 от 11.04.2013 администрации, выводов прокурорского надзора Ленинградской области №7-600-2013 от 11.09.2013 ответчик не имело никакого отношения к средствам производства теплового комплекса г. Выборга до апреля 2013 года. При этом ответчик использовал свой тариф и по нему производил начисление платежей. В целях устранения выявленных прокурорским надзором недостатков принимаются экстренные меры, которые предоставляют законодательное право на разработку единого регулируемого тарифа для ответчика. Заключаются договор аренды муниципального имущества №686 от 11.04.2013, который закрепляет право аренды за ответчиком на трубопроводы тепловых сетей г. Выборга. Руководствуясь договором аренды, ответчик продолжил расчет платежей по своим тарифам, разработал и утвердил тариф на 2014 год. Аренда трубопроводов ничто иное как частичная реорганизация ОАО «В.», так как последнее сохранило свой регулируемый тариф, содержащий все виды затрат и право реализации потребителям. Применение единого тарифа для всего Выборгского района не имеет никаких законодательных оснований и нарушает п. 25 Постановления Правительства РФ №1075 от 22.10.2012 не допуская применение тарифов выше экономически обоснованных. Ответчик утвердил тариф на тепловую энергию, не имея никакого отношения к процессу производства тепла в г. Выборге, то есть не мог заниматься ценообразованием и реализацией несуществующего, не произведенного товара.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, просил признать тарифы ОАО «У.К.» на теплоснабжение для МО «Г.В.» Выборгского района Ленинградской области с 2010 по 2016 год, установленные за пределами установленных тарифов ЛенРТК. Также просил взыскать материальный ущерб за период с 2010 по 2015 в сумме 31 599 рублей.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований, так как на дату рассмотрения дела Приказы Лен РТК, которыми были установлены тарифы на тепловую энергию в 2010-2015, поставляемую ответчиком утратили силу (не действуют) в связи с истечением сроков действия тарифов, установленных данными нормативными актами, что в силу п.1 ч.2 ст. 214 КАС РФ, абз.6 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части» является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными тарифов на тепловую энергию. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности за период с 2010 по 2012 год, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в данной части.

Кроме того, указала, что ответчик не осуществлял и не осуществляет деятельность по регулированию тарифов на тепловую энергию (в т.ч. потребителей МО «Г.В.»), ввиду отсутствия в силу закона таковых полномочий. Ответчик не вправе самовольно применять установленные государственным органом регулирования тарифы на тепловую энергию. В период с 2010 по 2015 год при осуществлении деятельности по отпуску тепловой энергии (в т.ч. МО «Г.В.») ответчиком применялись тарифы на тепловую энергию, установленные в отношении ОАО «У.К.» уполномоченным государственным органом регулирования – Лен РТК в соответствии с законодательством РФ. Доводы истца о применении к расчетам за отпущенную ответчиком в адрес потребителей тепловую энергию тарифов, установленных ЛенРТК для другой теплоснабжающей организации (ОАО «Выборгтеплоэнерго») и в связи с этим возникновение у истца ущерба не могут считаться законными и обоснованными. Доказательств того, что ответчик в период с 2010 по 2015 год в части расчетов с потребителями вышел за пределы тарифов, установленных ЛенРТК на тепловую энергию истцом не представлено.

Представитель третьего лица – администрации МО «В.Р.» Ленинградской области возражала против удовлетворения заявленных требований, так как истцом пропущен срок исковой давности. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1975 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» также утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, п. 37 которых установлено, что решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы. В силу законодательства РФ тарифы устанавливаются органом регулирования, в данном случае Комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (ЛенРТК), а не ответчиком.

Представитель третьего лица ОАО «В.» в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных требований по причине пропуска срока давности, а также в связи с тем, что тарифы устанавливает не ответчик, а ЛенРТК.

Представитель третьего лица – К.П.Т.) ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, представив позицию по делу в которой указала, что К.П.Т. является органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере государственного регулирования тарифов, в том числе и тарифов в сфере теплоснабжения, осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Ленинградской области в рамках полномочий, определенных Положением о комитете по тарифам и ценовой политики Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 12.11.2004 №255 (данное Положение действовало до 01.09.2013) и Положением о комитете по тарифам и ценовой политики Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274. В соответствии со ст. 8 ФЗ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями, относятся к числу тарифов, подлежащих государственному регулированию. Уровень тарифов в сфере теплоснабжения для различных регулируемых организаций, объективно отличается. Экономически обоснованные тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются для каждой регулируемой организации индивидуально, исходя из величины необходимой валовой выручки регулируемой организации. В связи с указанным ЛенРТК в рамках своих полномочий в сфере теплоснабжения устанавливает экономически обоснованные тарифы и тарифы для населения.

ОАО «У.К.» является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению для потребителей на территории 11 поселений Выборгского района Ленинградской области. Расчет тарифов для ОАО «У.К.» на 2010-2015 год выполнен методом экономически обоснованных расходов в соответствии с действующим законодательством в сфере теплоснабжения. Расчет тарифов на тепловую энергию, поставляемую ответчиком производился на основании анализа технико-экономических показателей по производству, передаче и реализации тепловой энергии с учетом следующих данных: баланса тепловой энергии, обеспечивающего нормативный отпуск тепла всем потребителям, утвержденного органами местного самоуправления; прогнозных данных расходов на производство, передачу и реализацию тепловой энергии, с учетом индексов-дефляторов к уровню цен и расходов; недополученных доходов организации в связи с ростом цен на мазут, уголь, электроэнергию; плановых показателей работы котельной и расчетного объема необходимой валовой выручки; заявки по уровню тарифа на тепловую энергию, планируемую к отпуску в очередном периоде регулирования, с учетом индексов-дефляторов к уровню цен и расходов. В связи с тем, что на ОАО «У.К.» учет расходов ведется в целом по организации, величина тарифа определяется ЛенРТК исходя из суммарных расходов по источникам и сетям в 11 муниципальных образованиях Выборгского района Ленинградской области, необходимых для производства и передачи тепловой энергии, распределенных на весь объем реализации услуг потребителям, то есть тарифы для ответчика в сфере теплоснабжения установлены едиными по организации. Также указала, что для ответчика инвестиционные программы не утверждались и, как следствие этого, никаких инвестиций в виде капитальных вложений в тарифе ОАО «У.К.» ни в один из периодов регулирования не включалось. С 2007 года ОАО «В.» реализует инвестиционную программу теплоснабжения города Выборга. Таким образом, при расчете тарифа и формировании необходимой валовой выручки для ОАО «У.К.» затраты на покупку тепловой энергии от ОАО «Выборгтеплоэнерго» включены с учетом инвестиционной надбавки.

Тарифы для ОАО «У.К.» на 2010-2015 утверждены в полном соответствии с законодательством РФ в области государственного регулирования тарифов.

Представитель третьего лица – П.Л.О. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, указа в отзыве аналогичные причины для отказа в иске, что и представитель ЛенРТК.

Суд проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями, относятся к числу тарифов, подлежащих государственному регулированию. В силу п.п. 2,7 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям – подлежат государственному регулированию, которое осуществляется органами регулирования (органами исполнительной власти субъекта РФ) в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными ФЗ «О теплоснабжении», настоящим документом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере теплоснабжения. Комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (ЛенРТК) является органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере государственного регулирования тарифов, в том числе и тарифов в сфере теплоснабжения, осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Ленинградской области в рамках полномочий, определенных Положением о комитете по тарифам и ценовой политики Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 12.11.2004 №255 (данное Положение действовало до 01.09.2013) и Положением о комитете по тарифам и ценовой политики Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274.

ОАО «У.К.» является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению для потребителей на территории 11 поселений Выборгского района Ленинградской области. Расчет тарифов для ОАО «Управляющая компания по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» на 2010-2015 год выполнен методом экономически обоснованных расходов в соответствии с действующим законодательством в сфере теплоснабжения.

В связи с тем, что на ОАО «У.К.» учет расходов ведется в целом по организации, величина тарифа определяется ЛенРТК исходя из суммарных расходов по источникам и сетям в 11 муниципальных образованиях Выборгского района Ленинградской области, необходимых для производства и передачи тепловой энергии, распределенных на весь объем реализации услуг потребителям, то есть тарифы для ответчика в сфере теплоснабжения установлены едиными по организации.

Для ответчика инвестиционные программы не утверждались и, как следствие этого, никаких инвестиций в виде капитальных вложений в тарифе ОАО «У.К.» ни в один из периодов регулирования не включалось. С 2007 года ОАО «В.» реализует инвестиционную программу теплоснабжения города Выборга. Таким образом, при расчете тарифа и формировании необходимой валовой выручки для ОАО «Управляющая компания по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» затраты на покупку тепловой энергии от ОАО «В.» включены с учетом инвестиционной надбавки.

Таким образом, тарифы для ОАО «У.К.» на 2010-2015 утверждены в полном соответствии с законодательством РФ в области государственного регулирования тарифов.

ОАО «У.К.» не относится к органам исполнительной власти субъекта РФ, соответственно не осуществляет регулирование тарифов на тепловую энергию.

Довод истца о применении ответчиком тарифов за пределами, установленными ЛенРТК ничем не обоснован, доказательств превышения установленных ЛенРТК тарифов суду не представлено.

С учетом изложенного, заявленные требования не обоснованны и удовлетворению не подлежат.

Также, суд отмечает, что Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1975 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» также утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, п. 37 которых установлено, что решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы. Приказы Лен РТК, которыми были установлены тарифы на тепловую энергию в 2010-2015, поставляемую ответчиком утратили силу (не действуют) в связи с истечением сроков действия тарифов, установленных данными нормативными актами, что в силу п.1 ч.2 ст. 214 КАС РФ, абз.6 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части» является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными тарифов на тепловую энергию. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности за период с 2010 по 2012 год, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в данной части.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Р.Н.Л. к ОАО «У.К.» о признании недействительным тариф ОАО «У.К.» на теплоснабжение для МО «Г.В.» Выборгского района Ленинградской области, взыскании материального ущерба, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Р.Ю. Петров