ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1219/18 от 01.10.2018 Сосновского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-1219/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 октября 2018 года с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Самусенко Е.В.,

при секретаре Емельяновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии Челябинской области к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, организовать водоотведение,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экологии Челябинской области обратилось в суд с иском к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просило возложить на ответчиков обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства путем принятия мер по прекращению сброса сточных вод на особо охраняемую природную территорию Челябинской области –памятник природы Ужовский бор и в р. Зюзелга, возложить на администрацию Рощинского сельского поселения обязанность организовать водоотведение Рощинского сельского поселения, исключающее сброс сточных вод на рельеф местности памятника природы АДРЕС.

В обоснование иска указано, что в результате обследования, проведенного ОГУ «ООПТ ЧО» 16 июня 2016 г., зафиксирован факт загрязнения канализационными стоками территории памятника природы АДРЕС. Прорыта канава в памятнике природы, по которой канализационные стоки по территории бора сливаются в <данные изъяты>. Канава имеет ширину 1, 5 м., глубину 1 м. В результате загрязнения территории сточными водами нарушен плодородный слой почвы. 26 января 2017 г. в отношении администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области по факту сброса сточных вод из системы канализации АДРЕС вынесено постановление о назначении административного наказания, вынесено предписание об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. Меры по устранению сброса сточных вод на территорию памятника природы не приняты. Сброс сточных во приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, деградации и уничтожению почвы, леса и иной растительности.

Представитель истца Министерства экологии Челябинской области в судебном заседании участвовал, доводы искового заявления поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в судебном заседании участвовала, возражала относительно исковых требований, указав, что требования должны быть предъявлены непосредственно к жителям АДРЕС.

Представитель ответчика администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в судебном заседании участвовала, полагала, что с их стороны осуществляются все меры по устранению выявленных нарушений.

Третье лицо представитель Управления Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее –Закон) охрана окружающей среды –это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст.58 Закона природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.

В отношении таких объектов установлен запрет на осуществление хозяйственной деятельности и иной деятельности, которая ведет к деградации и (или) уничтожению указанных природных объектов.

Статьей 27 Федерального закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 16 Закона Челябинской области «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» предусмотрено, что территориях, на которых находятся памятники природы регионального значения и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1969 г. «Об охране памятников природы в области» Ужовский бор отнесен к памятникам природы Челябинской области.

Границы указанного памятника природы установлены постановлением Законодательного собрания Челябинской области от ДАТА «Об утверждении границ памятника природы АДРЕС».

Судом установлено, что в АДРЕС, в окрестностях АДРЕС организовано из централизованной системы канализации АДРЕС сброс канализационных стоков на территорию памятника природы Ужовский бор, по вырытой канаве данные стояки по территории бора сливаются в <данные изъяты>, являющуюся притоком <данные изъяты>.

Согласно акту обследования от 16 июня 2016 г. вдоль стока видна гибель деревьев(л.д.63).

По сведениям ЧОБУ ГУЛ Челябинской области «Шершневское лесничество» от 08 августа 2016 г. в результате обследования Ужовского АДРЕС квартала Долгодеревенского участкового лесничества в выделах , , , лесничеством было выявлено загрязнение лесов сточными водами и последующая гибель лесных насаждений породы Береза в количестве 48 шт., общим объемом 14 м3 (л.д.31).

Постановлением Министерства экологии Челябинской области от 26 января 2017 г. по факту сброса сточных вод на территорию памятника природы Челябинской области АДРЕС к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечена администрация Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области(л.д.45-46).

Сети канализации АДРЕС в реестре имущества Челябинской области, не значатся.

Согласно ответу главы Сосновского муниципального района от 10 августа 2018 г. канализационные сети в АДРЕС, магистральный участок протяженностью 4 750 м., проходят по территории частных домовладений.

Из ответа администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 21 сентября 2017 г. следует, что для исключения негативного воздействия на окружающую среду и в частности на памятник природы АДРЕС, приведение в соответствие схемы водоотведения предполагается выполнить проект строительства напорного канализационного коллектора с устройством канализационной напорной станции в АДРЕС.Иных мероприятий по предотвращению выявленного в 2016 г. Министерством экологии Челябинской области нарушения природоохранного законодательства, не выполнено.

В соответствии с п.4, 6 ч. 1 ст. 14, ч.3,4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее- Закон № 131-ФЗ) организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, содержание муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов в пределах полномочий, установленных законодательство РФ.

Согласно п. 9, 14 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены, в том числе: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов.

К вопросам местного значения отнесены: использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ).

На основании ч. 4 ст. 15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключить соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодекса РФ.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» принятие по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта.

Из материалов дела следует, что между администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области и администрацией Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области 29 декабря 2014 г. заключено соглашение С/ДАТА, согласно которому в границах Рощинского сельского поселения полномочия по организации, в том числе водоснабжения и водоотведения осуществляет администрация Рощинского сельского поселения(л.д.32-44).

Доводы стороны ответчика о том, что устранить данное нарушение должны собственники домов Рощинского сельского поселения, путем установки выгребных судом отклоняются, поскольку в силу вышеуказанных положений ст.ст. 14, 15 Закона обязанность совершать действия по обеспечению соблюдения требований нормативно-правовых актов в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия поселения, охраны окружающей среды и природопользования, в том числе по обеспечению водоотведения с территории поселения с соблюдением в полном объеме требований законодательства при осуществлении водоотведения возложена на органы местного самоуправления, а с учетом имеющегося соглашения от 29 декабря 2014 г. обязанность по организации водоотведения, исключающее сброс сточных вод на рельеф местности памятника природы Челябинской области и в <данные изъяты> должна быть исполнена администрацией Рощинского сельского поселения.

Не может суд согласиться и с доводами ответчика о подачи настоящего иска ненадлежащим истцом. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ определены ст. 6 Закона , к которым относится, в том числе обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из материалов дела следует, что для выполнения мероприятий, связанных с организацией водоотведения Рощинского сельского поселения, исключающего сброс сточных вод на рельеф местности памятника природы АДРЕС и в. <данные изъяты> необходимо время для подготовки проекта, выполнение строительных работ согласно проекту, в связи с чем суд полагает установить срок для исполнения возложенной на ответчиков обязанности 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Указанный срок для устранения нарушений по мнению суда является достаточным для надлежащего исполнения судебного решения.

Ввиду того, что в судебном заседании установлено, что надлежащее водоотведение не организовано в АДРЕС, то следует возложить обязанность по организации водоотведения, исключающее сброс сточных вод на рельеф местности памятника природы АДРЕС и в <данные изъяты> именно АДРЕС.

Также суд приходит к выводу, что, несмотря наличие соглашения о передаче администрации Рощинского сельского поселения осуществления части полномочий администрации Сосновского района Челябинской области, обязанность по принятию мер по прекращению сброса сточных вод на особо охраняемую природную территорию Челябинской области – памятник природы АДРЕС и в <данные изъяты> следует возложить на администрацию Сосновского района Челябинской области наряду с администрацией Рощинского сельского поселения, поскольку суду не представлены сведения о достаточности межбюджетных трансфертов, направляемых во исполнение соглашения на необходимые мероприятия по прекращению сброса сточных вод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства экологии Челябинской области к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, организовать водоотведение, - удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры по прекращению сброса сточных вод на особо охраняемую природную территорию Челябинской области – памятник природы АДРЕС и в <данные изъяты>.

Возложить обязанность на администрацию Рощинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать водоотведение АДРЕС, исключающее сброс сточных вод на рельеф местности памятника природы АДРЕС и в <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Сосновский районный суд Челябинской области, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: Самусенко Е.В.