Дело № 2 – 1219/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Владикавказ 14 мая 2018 года.
Советский районный суд г.Владикавказа РСО-А в составе председательствующего судьи Тлатова К.А., при секретаре Слановой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Республики Северная Осетия-Алания» о возложении обязанности зачесть период службы в выслугу лет для назначения пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ «ВК РСО-А» о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии в соотношении 1:3 период его службы в составе Смешанных Сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта с 12 сентября 1992г. по 01 июля 2004г.
В обоснование требования в исковом заявлении ФИО1 указано на следующее.
24.06.1992г. между Россией, Осетией и Грузией было подписано соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, в результате чего была учреждена Смешанная контрольная комиссия (СКК), которая 04.07.1992г. приняла решение о создании Смешанных Сил по установлению мира и поддержанию правопорядка. Согласно Постановлению Президиума Верховного Совета и Президиума Совета Министров Северо-Осетинской ССР от 04.07.1992г. №180/60 “О комиссии по формированию сводного отряда смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в Южной Осетии”было в том числе постановлено образовать республиканскую комиссию по формированию сводного отряда смешанных сил, а также утвердить положение о республиканском сводном отряде по установлению мира и поддержанию правопорядка в Южной Осетии. Согласно ст.16 Положения об основных принципах деятельности военных контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта, являющегося Приложением №1 к Решению СКК по урегулированию грузино-осетинского конфликта о смешанных силах по поддержанию мира от 06.12.1994г., служба в составе воинских контингентов и групп военных наблюдателей засчитывается в непрерывный трудовой стаж в соотношении 1:3. Он (ФИО1) согласно справке №96 от 07.06.2005г., выданной начальником штаба 1МСБ МС от РСО-Алания, с 12.09.1992г. по 01.07.2004г. находился в зоне вооружённого конфликта на территории Южной Осетии в составе Смешанных Сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне конфликта в должности старшего стрелка. Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семьям в Российской Федерации”(абзац 10 пункта «б» части 3) прямо предусматривает исчисление одного месяца службы за три месяца – в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, за время выполнения задач в зоне вооружённого конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992г. Согласно ответу Военного комиссара РСО-А (письмо от 30.10.2015г. №СО/897) Северо-Осетинский батальон комплектовался на добровольной основе по контракту из числа военнообязанных и их служба в составе Миротворческих Сил не была военной службой, следовательно, служба в составе смешанных сил засчитывается в непрерывный трудовой стаж, но не в выслугу лет военной службы. Данная позиция ВК РСО-А, по мнению истца, является необоснованной, так как Северо-Осетинский батальон создавался в рамках Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, подписанного в том числе и представителем Министерства Обороны РФ; денежное довольствие участникам Северо-Осетинского батальона выплачивалось из средств Министерства Обороны РФ, следовательно, онибыли приравнены к военнослужащим. Кроме того, отмечает истец, закон не ставит в зависимость исчисление льготного периода службы членам СКК от решения МО РФ о его создании. Засчитывать службу участникам СКК в выслугу лет как военную службу – безусловная обязанность государства. Из следующего ответа ФКУ «ВК РСО-А» от 22.01.2018г. №СО/67 усматривается, что данный вопрос не входит в компетенцию военного комиссариата. Хотя, обращает внимание суда истец, согласно п.39 ст.17 Указа Президента РФ от 07.12.2012г. №1609 “Об утверждении Положения о военных комиссариатах” одной из их задач является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, Советским районным судом г.Владикавказа было отказано в его (ФИО1) иске о включении его службы в составе Смешанных Сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта в трудовой стаж.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте разбирательства дела был извещён надлежащим образом.
Его представитель ФИО2 поддержала иск, подтвердив обстоятельства и доводы, приведённые в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что МО РФ полагает, что её доверитель не состоял ни в Вооружённых силах РФ, ни в Вооружённых силах Южной Осетии, однако она убеждена, что ФИО1 в соответствии с Постановлением Правительства РФ №941 от 22.09.1993г. может претендовать на то, чтобы период его службы в Смешанных силах был засчитан как военный стаж с правом на назначение соответствующей пенсии по выслуге лет. Просила учесть, что службу ФИО1 проходил по контракту, стороной которого выступило военное командование воинского формирования, имевшего непосредственное отношение к Вооружённым Силам Российской Федерации. Данное воинское формирование не могло существовать отдельно от Вооружённых Сил РФ, в противном же случае оно бы было признано незаконным вооружённым формированием. Также отметила, что все обращения ФИО1 в высшие органы власти возвращают в РСО-А; считает, что в сложившейся ситуации её доверителю может помочь только суд, применив аналогию права. Убеждена, что он обладает всеми признаками, позволяющими отнести его к категории военнослужащих, а следовательно, на него распространяются нормы Постановления Правительства РФ №941 от 22.09.1993г.
Представитель ответчика ФКУ «ВК РСО-А» ФИО3 иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, в которых указано: созданные 04.07.1992г. решением ССК Смешанные Силы по установлению мира и поддержанию правопорядка по численному составу состояли из 1500 человек и 900 человек резерва, в том числе по 500 человек от РФ, Республики Грузия и осетинской стороны (соответственно по 300 человек резерва) в составе трёх батальонов (российского, грузинского и осетинского). При этом, если российский батальон был сформирован из числа штатного личного состава ВС МО РФ – военнослужащих, то Северо-Осетинский батальон комплектовался на добровольной основе (по вольному найму) по контракту из числа военнообязанных, прошедших службу, – они не призывались в ряды ВС РФ, не были военнослужащими, и их служба в составе Миротворческих сил не была военной службой. Статья 16 Положения “Об основных принципах деятельности военных контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта”чётко указывает, что служба в составе воинских контингентов и групп военных наблюдателей засчитывается в непрерывный трудовой стаж в соотношении одного месяца за 3 месяца службы, но не в выслугу лет военной службы. Помимо этого, указывается в возражениях, истцу неоднократно сообщалось, что статус граждан из состава батальона Смешанных Сил по поддержанию мира от Республики действующим законодательством не определён, и в настоящее время Правительством РФ прорабатывается вопрос о правовых основаниях распространения условий, норм и порядка пенсионного обеспечения на лиц, проходивших службу в составе батальона Смешанных Сил по поддержанию мира от РСО-А. Граждане из указанного батальона не относятся к категориям, определённым Законом №4468-1. Кроме того, в соответствии с Наставлением по учёту личного состава ВС РФ, утверждённым Приказом МО РФ №085 2005г., расчёт выслуги лет на пенсию производится соответствующими финансовыми органами МО РФ после оформления кадровыми органами воинских частей личных дел военнослужащих и подтверждения всех периодов военной службы управлением кадров соответствующих военных округов, где военнослужащий проходит военную службу. В соответствии с указанием Министерства обороны РФ от 30.11.2010г. №182/1/1/2574 функция составления расчётов выслуги лет на пенсию военнослужащим, проходящим военную службу на территории Южного военного округа, возложена на Управление финансового обеспечения МО РФ по Ростовской области.
Выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
При предъявлении иска ФИО1 исходил из того, что лица, проходившие службу в составе Северо-Осетинского батальона Смешанных Сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооружённого конфликта на территории Южной Осетии, были приравнены к военнослужащим Вооружённых Сил РФ.
Однако из представленных стороной истца документов видно, что он с сентября 1992г. по июль 2004г. служил в зоне вооружённого конфликта на территории Южной Осетии в должности старшего стрелка в состоявших из трёх батальонов (российского, грузинского и осетинского) Смешанных Силах по установлению мира и поддержанию правопорядка в составе Северо-Осетинского батальона; при этом если Российский батальон был сформирован из числа штатного личного состава Вооружённых Сил Министерства обороны РФ, то Осетинский батальон в состав ВС МО РФ не входил, и МО РФ не принимались решения о его создании, комплектовании, статусе и правовом положении.
Суду стороной истца не представлены доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что в юридически значимый период ФИО1 проходил службу в составе ВС МО РФ либо является лицом, в соответствии с законом приравненным к военнослужащим, и следовательно, имеет право на соответствующее пенсионное обеспечение.
Положения нормативных актов, на которые ссылаются истец и его представитель, обратное не подтверждают, поэтому основания к удовлетворению иска ФИО1 отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Республики Северная Осетия-Алания» о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии в соотношении 1:3 период службы в составе Смешанных Сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта с 12 сентября 1992г. по 01 июля 2004г. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-А в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Тлатов К.А.