Дело № 2-1219/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Березники 24 апреля 2013 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Бурдиной И.А.,
при секретаре Силенок О.В.,
с участием
прокурора Баранова Г.А.,
представителя заинтересованного лица Березниковской городской Думы ФИО2, действующей на основании доверенности № от .....
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники Пермского края гражданское дело по заявлению прокурора г. Березники выступающего в интересах неопределенного круга лиц о признании решения Березниковской городской Думы от ..... № «Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Березники (новая редакция)» противоречащим нормам федерального законодательства РФ,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Березники в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании решения Березниковской городской Думы от ..... № «Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Березники (новая редакция)» противоречащим нормам федерального законодательства РФ. В заявлении указал, что при осуществлении прокуратурой г. Березники надзора за законностью правовых актов, действующих на территории МО «Город Березники», установлено, что решение Березниковской городской Думы от ..... № «Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Березники (новая редакция)» содержит нормы, противоречащие действующему федеральному законодательству. В соответствии с ч. 2 ст. 35 Правил, проектирование и строительство объектов капитального строительства разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки или решения о разрешении на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых при их наличии. Согласно ч. 6 ст. 37 Правил, до получения разрешения на строительство застройщик обязан получить разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых в соответствии с законодательством о недрах. Ст. 48 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень документов, необходимых для составления проектной документации, а ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, установлен перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство. В указанных статьях не предусмотрена обязанность по получению разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых. Полагает, что ч.2 ст. 35, ч. 6 ст. 37 Правил не соответствуют нормам действующего федерального законодательства РФ. Кроме того, ч.2 ст. 35, ч. 6 ст. 37 Правил содержат в себе коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «а» ч. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26. 02. 2010 года № 96, а именно – наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, то есть установление трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. Просит признать ч. 2 ст. 35, ч. 6 ст. 37 Правил землепользования и застройки в г. Березники (новая редакция), утвержденных решением Березниковской городской Думы от ..... №, противоречащим Градостроительному кодексу РФ. Признать ч.2 ст. 35 Правил землепользования и застройки в г. Березники (новая редакция), утвержденных решением Березниковской городской Думы от ..... №, в части слов «Проектирование и строительство объектов капитального строительства разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки или решения о разрешении на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых при их наличии», а также ч. 6 ст. 37 Правил недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор г. Березники Баранов Г.А. на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, в ходе судебного заседания обосновал доводами, изложенными в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Березниковской городской Думы ФИО2, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласна, представила письменные возражения на иск, согласно которым частью 2 статьи 35 Правил землепользования и застройки в городе Березники (в редакции решения городской Думы от ..... №) определено, что проектирование и строительство объектов капитального строительства разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки или решения о разрешении на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых при их наличии. Данная норма была введена в Правила решением городской Думы от ..... № с целью недопущения возможности негативного взаимовоздействия не связанных между собой рамками целевых назначений объектов, а также различного рода техногенных факторов, сопровождающих функционирование этих объектов, и направлена на конкретизацию положений части 6 статьи 37 Правил, согласно которой «До получения разрешения на строительство застройщик обязан получить разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых в соответствии с законодательством о недрах». Оспариваемые нормы базируются на нормах действующего законодательства и генерального плана города Березники, утвержденного решением городской Думы от ..... № Согласно п.2 Генерального плана города на территории г.Березники выявлены и разведаны месторождения калийно-магниевых солей, нефти, различного минерального сырья для производства строительных материалов и торфа. Территория города практически полностью расположена в границах Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей (ВКМКС). Правоотношения по застройке и землепользованию на площадях залегания полезных ископаемых регламентированы Законом РФ от ..... № «О недрах», согласно ст.25 которого «проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа». В соответствии с частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность на территории Российской Федерации регулируется Градостроительным кодексом РФ. К градостроительным отношениям применяется иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности в соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса РФ требует наличие взаимообусловленности различных областей правоотношений. Поэтому с учетом расширенного перечня допускается применение к градостроительным отношениям норм различных видов законодательства, если этого требует специфика градостроительной деятельности. Оспариваемая норма не противоречит ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, согласно п.12 которой в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, установленный ст.48 Градостроительного кодекса РФ перечень документов, требуемых в составе проектной документации объектов капитального строительства, не является исчерпывающим. В удовлетворении исковых требований просит отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Березниковской городской Думы от ..... № утверждены Правила землепользования и застройки в городе Березники (новая редакция).
06. 03. 2013 года прокурором г. Березники ФИО1 вынесен протест на решение Березниковской городской Думы от ..... № «Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Березники (новая редакция)» №, в котором содержится требование о приведении в соответствие с нормами действующего законодательства РФ указанного решения, так как при его изучении установлено, что ряд норм, содержащихся в положении, утвержденном данным решением, противоречат нормам действующего законодательства (л.д. 5, 6).
Решением Березниковской городской Думы Пермского края от ..... № протест прокурора г. Березники от ..... № отклонен, в связи с тем, что оспариваемые нормы базируются на нормах действующего законодательства и Генерального плана города Березники, утвержденного решением городской Думы от ..... № (л.д. 7, 8).
Частью 2 статьи 35 Правил землепользования и застройки в городе Березники (в редакции решения городской Думы от ......) определено, что в соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. Проектирование и строительство объектов капитального строительства разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки или решения о разрешении на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых при их наличии.
Согласно части 6 статьи 37 Правил до получения разрешения на строительство застройщик обязан получить разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых в соответствии с законодательством о недрах.
Часть 2 статьи 35 Правил в части слов «Проектирование и строительство объектов капитального строительства разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки или решения о разрешении на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых при их наличии» противоречат ч.3 ст.48 Градостроительного кодекса РФ
Часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ не предусматривает разрешение проектирования и строительства объектов капитального строительства только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки или решения о разрешении на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых при их наличии.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство. Указанной статьей не предусмотрена обязанность застройщика по предоставлению разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых.
В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
В соответствии с частью 16 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Произвольное установление требований к документам, необходимым для выдачи градостроительного плана, противоречит положениям части 4 ст. 3, части 16 ст. 48, части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ,
Перечень документов, содержащийся в части 2 статьи 35 и в части 6 статьи 37 Правил землепользования и застройки в городе Березники, по своему содержанию шире, нежели содержащийся в статьях 48 и 51 Градостроительного кодекса РФ.
Суд приходит к выводу о том, что частью 2 статьи 35 и частью 6 статьи 37 Правил землепользования и застройки в городе Березники установлены завышенные требования к лицам, предъявляемые для реализации принадлежащих им прав, что существенно осложняет положения граждан и юридических лиц в осуществлении своих законных прав.
Согласно ч.4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам РФ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требование прокурора обоснованно.
..... прокурором принесен протест на часть 2 статьи 35 и часть 6 статьи 37 Правил землепользования и застройки в городе Березники (л.д.5-6) Требования, изложенные в протесте до настоящего времени не удовлетворены, а потому заявление прокурора суд находит подлежащим удовлетворению.
Обстоятельств необоснованности заявленных требований не установлено.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора города Березники о признании части 2 статьи 35, части 6 статьи 37 Правил землепользования и застройки в городе Березники (в редакции решения городской Думы от ..... №), утвержденных решением Березниковской городской Думы от ..... №, противоречащими Градостроительному кодексу РФ, удовлетворить.
Признать часть 2 статьи 35 Правил землепользования и застройки в городе Березники (в редакции решения городской Думы от ..... №), утвержденных решением Березниковской городской Думы от ..... № в части слов «Проектирование и строительство объектов капитального строительства разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки или решения о разрешении на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых при их наличии», а также часть 6 статьи 37 Правил недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (30.04.2013г.)
Судья (подпись) И.А.Бурдина
Копия верна. Судья
26.08.2013 года судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда определила:
принять отказ Березниковского городского прокурора от заявления в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании отдельных положений Правил землепользования и застройки в городе Березники в новой редакции, утверждённых решением Березниковской городской Думы от ..... №
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 24 апреля 2013
года отменить.
Производство по настоящему делу прекратить.
ВЫПИСКА ВЕРНА. Судья