ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1219/2022 от 27.07.2022 Миллеровского районного суда (Ростовская область)

№2-1219/2022года

61RS0018-01-2022-001794-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2022 года г. Миллерово

Миллеровский районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Шоркиной А.В.,

при секретаре судебного заседания Шевлюга Ю.М.,

с участием помощника Миллеровского межрайонного прокурора Пятицкой С.В.,

ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Миллеровского межрайонного прокурора в защиту интересов муниципального образования «Титовское сельское поселение» к главе администрации Титовского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области ФИО1 о взыскании полученных премиальных выплат,

УСТАНОВИЛ:

Истец Миллеровский межрайонный прокурор в защиту интересов муниципального образования «Титовского сельское поселение» обратился в суд с исковым заявлением к главе администрации Титовского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области ФИО1 о взыскании полученных премиальных выплат за период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. в размере 25 255,12 рубля. В обоснование своих требований истец указал, что Миллеровской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности выплаты премий лицам, занимающим муниципальные должности в органах местного самоуправления Миллеровского района.

Решением Собрания депутатов Титовского сельского поселения от 14.02.2022 № 31 на должность главы администрации Титовского сельского поселения назначена ФИО1

Решением Собрания депутатов Титовского сельского поселения от 29.09.2017 г. № 61 утверждено Положение денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Титовского сельское поселение».

В ходе проверки установлено, что главе администрации Титовского сельского поселения начислялась и выплачивалась ежеквартальная премия за период 2021года на основании следующих распоряжений администрации Титовского сельского поселения: распоряжением от 30.03.2021года № 15 за 1 квартал 2021 года в размере 5900,98 рублей, распоряжением от 30.06.2021 года № 27 за 2 квартал 2021 года в размере 5900,98 рублей, распоряжением от 30.09.2021 года № 34 за 3 квартал 2021 года 5900,98 рублей, распоряжением от 30.12.2021 года № 50 за 4 квартал в размере 7551,78 рублей.

Поскольку глава администрации Титовского сельского поселения назначается на должность Собранием депутатов, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования (Собрания депутатов), то именно данный орган - Собрание депутатов Титовского сельского поселения - полномочен принимать решения о премировании главы администрации Титовского сельского поселения, а соответственно, распоряжение администрации Титовского сельского поселения от 30.03.2021г. №15, от 30.06.2021г. № 27, от 30.09.2021г. №34, от 30.12.2021г. № 50, в части определения ежеквартальной премии главе администрации Титовского сельского поселения, является незаконным, как и получение указанных выплат данным должностным лицом.

С целью устранения указанных нарушений межрайонной прокуратурой главе администрации сельского поселения 28.03.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, о Муниципальной службе, по результатам рассмотрения которого в решение Собрания депутатов Титовского сельского поселения от 29.09.2017 № 61 «Об утверждении Положения денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Титовского сельское поселение» внесены необходимые изменения.

Однако, главой администрации Титовского сельского поселения ФИО1., ежеквартальная премия, полученная за период 2021 года, в бюджет муниципального образования не возвращена.

Помощник Миллеровского межрайонного прокурора в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объёме.

Глава администрации Титовского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, указав в обоснование, что ежеквартальная премия это дополнительная выплата, относящаяся к заработной плате, имеет регулярную периодичность и зависит от должностного оклада. Обращает внимание, что проект Положения о порядке выплаты премия за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальным служащим муниципального образования «Титовское сельское поселение» предоставлялся для правовой экспертизы в Межрайонную прокуратуру Миллеровского района, на которое было получено положительное заключение от 25.09.2017 года. Ежеквартальная премия не может являться поощрительной выплатой, так как не входит в перечень поощрений муниципального служащего, установленного ст. 12 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 г. № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области». Ежеквартальная премия элемент денежного содержания, стимулирующая обязательная выплата и поощрением данная выплата не является. В связи с тем, что главе администрации Титовского сельского поселения делегированы полномочия представителя нанимателя (работодателя) в отношении главы администрации Титовского сельского поселения в части вопросов оплаты труда, предоставления отпусков, выплаты материального поощрения, в том числе и ежеквартальной премии. В связи с чем, считает, что глава администрации Титовского сельского поселения правомочен издавать распоряжения администрации Титовского сельского поселения о выплате ежеквартальных премий муниципальным служащим, в том числе и отношении себя. Просит отказать в удовлетворении иска.

Суд, выслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с пунктами 2, 8, 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Правовой статус главы местной администрации определен статьей 37 Федерального закона № 131-ФЗ.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно ч. 9 ст. 30 Устава муниципального образования «Титовского сельское поселение» денежное содержание главе администрации Титовского сельского поселения устанавливается решением Собрания депутатов Титовского сельского поселения в соответствии с федеральными и областными законами.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Собрания депутатов Титовского поселения, которому подконтролен и подотчетен глава администрации Титовского сельского поселения.

В силу части 9.1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Исходя из п. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, в силу приведенных положений Федерального закона № 273-ФЗ возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Премия главе администрации Титовского сельского поселения, предусмотренная решением Собрания депутатов от 29.09.2017 № 61, в целях стимулирования профессиональной деятельности данного лица является иной дополнительной выплатой и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, размер которой зависит от результатов деятельности главы.

В ходе судебного установлено, что решением Собрания депутатов Титовского сельского поселения от 14.02.2022 № 31 на должность главы администрации Титовского сельского поселения назначена ФИО1

Решением Собрания депутатов Титовского сельского поселения от 29.09.2017 г. № 61 утверждено Положение денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Титовского сельское поселение».

В приложении № 3 к указанному решению имеется Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальным служащим муниципального образования «Титовское сельское поселение». Положения данного нормативного правового акта регламентируют выплату премий, в том числе и главе администрации Ольхово-Рогского сельского поселения, должность которого является муниципальной.

Как следует из п. 7 раздела 2 Порядка размер ежеквартальных премии определяется на основе критериев оценки эффективности работы муниципальных служащих в учет ном периоде и соответствующих им коэффициентов. Оценку эффективности работы муниципальных служащих и принятие решение об установлении им конкретных коэффициентов осуществляет глава администрации Титовского сельского поселения.

Согласно п. 11 раздела 2 Порядка решение о выплате ежеквартальной премии оформляется распоряжением администрации Титовского сельского поселения.

В соответствии с п. 13 раздела 3 Порядка решение о выплате единовременной премии принимается главой администрации Титовского сельского поселения на основании соответствующего представления.

На основании следующих распоряжений администрации Титовского сельского поселения, главе администрации Титовского сельского поселения начислялась и выплачивалась распоряжением от 30.03.2021года № 15 за 1 квартал 2021 года в размере 5900,98 рублей, распоряжением от 30.06.2021 года № 27 за 2 квартал 2021 года в размере 5900,98 рублей, распоряжением от 30.09.2021 года № 34 за 3 квартал 2021 года 5900,98 рублей, распоряжением от 30.12.2021 года № 50 за 4 квартал в размере 7551,78 рублей.

Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности. Глава муниципального образования должна соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные федеральным законодательством о противодействии коррупции. Вместе с тем указанные обязанности главой муниципального образования не соблюдались, что привело к изданию незаконных распоряжений о своем премировании и, соответственно, к возникновению конфликта интересов.

Довод административного ответчика о том, что ежеквартальная выплата не может являться поощрительной выплатой, судом оценивается критически, так как нормой ст. 12 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области» установлен перечень поощрений муниципального служащего, в которых входит и другие поощрения, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с федеральными законами.

Частью 11 статьи 30 Устава муниципального образования «Титовское сельское поселение» устанавливает, что полномочия представителя нанимателя (работодателя) в отношении главы Администрации Титовского сельского поселения делегируются в соответствии с частью 4 статьи 2 Областного закона от 09 октября 2007 года № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области» главе администрации Титовского сельского поселения, за исключением полномочий, предусмотренных статьями 72-76, частью статьи 84.1 Трудового кодекса РФ, частью 6, 11 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьями 8,9,11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьями 14.1, 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» статьями 12, 12.1 Областного закона от 09 октября 2007 года № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области» (О поощрении муниципального служащего, Дисциплинарная ответственность муниципального служащего), а также статьей 32 Устава.

Суд соглашается с доводами Миллеровского межрайонного прокурора, что указанная премия включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы администрации Титовского сельского поселения представительным органом муниципального образования - Собранием депутатов Титовского сельского поселения, принятие решения о поощрении главы администрации Титовского сельского поселения относится к компетенции Собрания депутатов Титовского сельского поселения. Для того, чтобы установить наличие или отсутствие правовых оснований для выплат главе администрации Титовского сельского поселения премии, необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, что в силу положений ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 1 ст. 25 Устава муниципального образования «Титовского сельское поселение» входит в компетенцию Собрания депутатов Титовского сельского поселения.

Соответственно, принятие решения о поощрении главы администрации, в данном случае - о премировании главы администрации Титовского сельского поселения, относится к компетенции Собрания депутатов Титовского сельского поселения.

Таким образом, требования Миллеровского межрайонного прокурора заявлены обосновано, и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Миллеровского межрайонного прокурора в защиту интересов муниципального образования «Титовское сельское поселение» к главе администрации Титовского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области ФИО1 о взыскании полученных премиальных выплат - удовлетворить.

Взыскать с главы администрации Титовского сельского поселения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в бюджет муниципального образования «Титовское сельское поселение» полученные премиальные выплаты за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 25 255,12 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.В. Шоркина

Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2022 г.