ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-121/14 от 05.02.2014 Ольского районного суда (Магаданская область)

 Дело № 2-121/14                             05 февраля 2014 года

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Ольский районный суд Магаданской области в составе

 председательствующего судьи Корнеева П.М.,

 при секретаре Метляевой И.Г.,

 с участием прокурора – помощника прокурора Ольского района Магаданской области Довгань Я.Ф., представителя заинтересованного лица Собрания представителей муниципального образования «Село Клепка» Мисюра Л.Э., представившей доверенность от 20.12.2012г. №880,

 рассмотрев в открытом судебном заседании 05 февраля 2014 года в пос. Ола гражданское дело по заявлению прокурора Ольского района Магаданской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим и неподлежащим применению пункта 2.5 Положения о порядке выплаты за счет средств бюджета муниципального образования «Село Клепка» единовременного пособия членам семьи работника добровольной охраны или добровольного пожарного в случае его гибели, наступившей в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «Село Клепка» от 30.09.2013г. №52,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Ольского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим и неподлежащим применению пункта 2.5 Положения о порядке выплаты за счет средств бюджета муниципального образования «Село Клепка» единовременного пособия членам семьи работника добровольной охраны или добровольного пожарного в случае его гибели, наступившей в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «Село Клепка» от 30.09.2013г. №52.

 В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Решением Собрания представителей муниципального образования «Село Клепка» от 30.09.2013г. №52 утверждено Положение о порядке выплаты за счет средств бюджета муниципального образования «Село Клепка» единовременного пособия членам семьи работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в случае его гибели, наступившей в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного. Полагая, что пункт 2.5 указанного Положения не соответствуют требованиям Федерального закона от 02.06.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», просил суд признать данный пункт недействующим и неподлежащим применению.

 В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении и уточнила, что просит признать недействующим и неподлежащим применению пункт 2.5 Положения о порядке выплаты за счет средств бюджета муниципального образования «Село Клепка» единовременного пособия членам семьи работника добровольной охраны или добровольного пожарного в случае его гибели, наступившей в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного, утвержденный решением Собрания представителей муниципального образования «Село Клепка» от 30.09.2013г. №52, со дня вступления решения суда в законную силу.

 Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась и пояснила следующее ст.33 Конституции РФ и Федеральный закон от 02.05.2006г. №59-ФЗ регламентируют отношения связанные с обращениями, направленными гражданами произвольно, по собственной инициативе, вне рамок правоотношений по предоставлению муниципальных услуг или каких-либо социальных гарантий. Выплата единовременного пособия в случае гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного, наступившей в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного, является гарантией социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». В заявлении о назначении пособия член семьи погибшего добровольного пожарного просит выплатить ему указанное пособие, т.е. реализует имеющееся у него право на выплату, закрепленное муниципальным правовым актом. В свою очередь, на муниципалитет возлагается безусловная обязанность выплатить это пособие, если соблюдены условия его получения. Таким образом, заявитель, подавая такое заявление, не просит оказать ему содействие в реализации его права, не сообщает о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, не критикует их деятельность. Поэтому считает, что нормы Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ в данном случае не применимы, и заявленные прокурором требования удовлетворению не подлежат.

 Выслушав пояснения указанных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В силу ч.1 ст. 251 ГПК РФ, полномочий, предоставленных Федеральным законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе оспорить в суде нормативный правовой акт в порядке, предусмотренном гл.24 ГПК РФ.

 В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 На основании ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 Как следует из материалов дела, Решением Собрания представителей муниципального образования «Село Клепка» №52 от 30.09.2013г. утверждено Положение о порядке выплаты за счет средств бюджета муниципального образования «Село Клепка» единовременного пособия членам семьи работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в случае его гибели, наступившей в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного.

 В соответствии с актом об обнародовании нормативно-правового акта муниципального образования «Село Клепка» от 30.09.2013г. обнародование указанного Решения производилось в день принятия нормативно-правового акта путем помещения его текста в библиотеке села Клепка.

 Пунктами 2.5 указанного положения предусмотрено, что - Администрация муниципального образования «Село Клепка» в течение 30 календарных дней принимает решение о назначении либо об отказе в назначении пособия и в течение 10 дней со дня принятия решения в письменной форме уведомляет заявителя о принятом решении.

 Решение о назначении либо об отказе в назначении пособия оформляется путем издания Постановления Администрации муниципального образования «Село Клепка».

 На основании ст.19 Федерального закона от 06.05.2011 №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного.

 Основными организационно-правовыми формами социальной защиты в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями и льготами, социальное обслуживание и государственное социальное страхование.

 Таким образом, выплата единовременного пособия членам семьи работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в случае его гибели, наступившей в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного, является гарантированным ст.19 названного закона каждому правом на социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

 В соответствии с п.3 ч.4 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявление это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

 В части 2 ст.1 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ, закреплен порядок рассмотрения обращения граждан, который распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

 А согласно ч.1 ст.12 этого же закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

 Под сроком рассмотрения обращений граждан принято понимать предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ. Значение установленных сроков заключается в том, что они:

 - устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;

 - способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей;

 - дисциплинируют работников государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

 По общему правилу государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним.

 Однако как следует из п. 2.5 Положения - Администрация муниципального образования «Село Клепка» в течение 30 календарных дней принимает решение о назначении либо об отказе в назначении пособия и в течение 10 дней со дня принятия решения в письменной форме уведомляет заявителя о принятом решении.

 Следовательно, с учетом приведенных в п.2.5 Положения сроков, процедура рассмотрения обращения заявителя о предоставлении пособия уполномоченным органом занимает 40 дней.

 К тому же, в названном пункте Положения не конкретизировано с какого момента начинается отсчет срока, предусмотренного для принятия решения о назначении пособия или об отказе в его назначении.

 Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты прежде всего не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

 Таким образом, исходя из приведенных выше норм закона, суд приходит к выводу, что п. 2.5 Положения о порядке выплаты за счет средств бюджета муниципального образования «Село Клепка» единовременного пособия членам семьи работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в случае его гибели, наступившей в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного, утвержденный Решением Собрания представителей муниципального образования «Село Клепка» от 30.09.2013г. №52, не соответствует установленному ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ требованию, следовательно, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

 С учетом указанных обстоятельств, доводы представителя заинтересованного лица о том, что в конкретном случае нормы Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ не применимы, суд находит необоснованными.

 В силу ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому вопрос о взыскании с администрации государственной пошлины, судом не рассматривается.

 Ввиду изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 Заявление прокурора Ольского района Магаданской области удовлетворить.

 Признать пункт 2.5 Положения о порядке выплаты за счет средств бюджета муниципального образования «Село Клепка» единовременного пособия членам семьи работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в случае его гибели, наступившей в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного, утвержденный Решением Собрания представителей муниципального образования «Село Клепка» от 30.09.2013г. №52, недействующим и неподлежащим применению, со дня вступления решения в законную силу.

 По вступлении решения в законную силу, поручить его опубликование Собранию представителей муниципального образования «Село Клепка».

 Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

 Установить день изготовления мотивированного решения – 09 февраля 2014 года.

 <данные изъяты>

 <данные изъяты> судья Корнеев П.М.