Дело 2-121/2015
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Бурака М.Н.,
с участием истца ФИО1,
при секретаре Поздеевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному учреждению «Дворец культуры и спорта» городского округа «Город Петровск-Забайкальский» (далее МУ ДКиС) о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что она с 15.09.2014 года работает в МУ ДКиС в должности 0,5 ставки уборщика служебных помещений и 0,5 ставки гардеробщика. Считает, что включение компенсационных выплат (районного коэффициента и процентной надбавки) в размер её заработной платы, общая сумма которой не превышает федеральный минимальный размер оплаты труда (далее по тексту МРОТ), нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и Российскому трудовому законодательству. Считает, что заработная плата работников организаций, расположенных в северных районах, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Считает, что за период с 15.09.2014 года по 30.11.2014 года ответчик не доначислил и не выплатил ей заработную плату в размере 9369 рублей. В связи с чем, просит суд взыскать с ответчика МУ ДКиС недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 15.09.2014 года по 30.11.2014 года в размере 9369 рублей и возложить на ответчика обязанность выплачивать ей при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда с 01.12.2014 года заработную плату в размере не ниже установленного на территории РФ МРОТ с учетом изменений, с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы.
В судебном заседании истец ФИО1 уточнила заявленные исковые требования, просила суд взыскать с МУ ДКиС недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 15.09.2014 года по 30.11.2014 года в сумме 9164,67 рублей и обязать МУ ДКиС в дальнейшем начиная с 01.12.2014 года производить начисление и выплату ей заработной платы не ниже установленного МРОТ в РФ и выплачивать районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате за работу в местностях приравненных к районам крайнего Севера свыше МРОТ.
Представитель ответчика МУ ДКиС в лице директора ФИО2 в судебное заседание не явилась, в адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна.
Суд, заслушав лиц, истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из содержания п. 1.4 Устава МУ ДК и С следует, что учредителем и собственником имущества МУ ДК и С является городской округа «Город Петровск-Забайкальский». Функции учредителя и собственника имущества Учреждения от имени городского округа «Город Петровск-Забайкальский» осуществляет администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский». Согласно п.5.2 Устава Учреждение финансируется из бюджета городского округа «Город Петровск-Забайкальский». При этом п.6.6.2. предусмотрено, что в компетенцию Учредителя входит утверждение устава бюджетного учреждения, а также вносимые в него изменения. Следовательно, доводы ответчика администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, суд признает ошибочными и не основанными на материалах дела.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1 работает в МУ ДКиС с 15.09.2014 года в должности 0,5 ставки уборщика служебных помещений и 0,5 ставки гардеробщика, что подтверждается трудовыми договорами №49/Д от 15.09.2014 года, №50/Д от 15.09.2014 года, приказами о приеме на работу №46/лс от 15.09.2014 года, №47/лс от 15.09.2014 года и записями в трудовой книжке на имя ФИО1 (л.д.5-14)
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Дословное толкование приведенных норм права позволяет суду прийти к выводу о том, что нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 01.01.2014 года – 5554 рублей, с 01.01.2015 года - 5965 рублей). При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Из материалов дела усматривается, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (30%) был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, а само начисление районного коэффициента и процентной надбавки производилось на заработную плату (должностной оклад), размер которой был ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. (л.д. 15, 17, 18)
Учитывая изложенное, суд усматривает допущенные ответчиком МУ ДКиС нарушения трудовых прав ФИО1 при начислении и выплате заработной платы.
Истцом ФИО1 представлен расчет недоначисленной заработной платы, согласно которому, заработная плата начислена не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, к которой начисляет районный коэффициент 40 % и процентную надбавку 30 %. Суд принимает расчет истца за указанный период, как соответствующий действующему законодательству.
Согласно исследуемого расчета, в сентябре 2014 года истцу недоначислено 2369,07 рублей, в октябре 2014 года недоначислено 3397,80 рублей, в ноябре 2014 года недоначислено 3397,80 рублей. Общая сумма недоначисленной заработной платы за 3 месяца составила 9164,67 рублей.
Каких либо возражений с исследуемым расчетом ответчик в письменных возражениях не выразил.
Суд так же находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об обязании МУ ДКиС производить начисление и выплату заработной платы истцу не ниже установленного МРОТ в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше МРОТ, поскольку установленные нарушения порядка начисления заработной платы приводят к нарушению права истца, работающего в местности с особыми климатическими условиями, на достойный размер оплаты труда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ при решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, суд на основании ст.ст. 333.20, 333.36 НК РФ, с учетом характера спора и юридического статуса ответчика, считает необходимым снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в местный бюджет с МУ ДКиС.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить полностью.
Взыскать с Муниципального учреждения «Дворец культуры и спорта» городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в пользу ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 9164 (девять тысяч сто шестьдесят четыре) рубля 67 (шестьдесят семь) копеек.
Обязать Муниципальное учреждение «Дворец культуры и спорта» городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в дальнейшем, начиная с 01.12.2014 года, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, производить начисление и выплату заработной платы ФИО1 не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда.
Снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в местный бюджет с Муниципального учреждения «Дворец культуры и спорта» городского округа «Город Петровск-Забайкальский».
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Петровск-Забайкальский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Бурак М.Н.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.