Дело № 2-121/2019
УИД: 44RS0024-01-2019-000171-75
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Кологрив 28 июня 2019 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Смирнова П.Р.,
с участием заместителя прокурора Кологривского района Вороновой Е.К.,
при секретаре Котиковой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кологривского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Кологривский муниципальный район Костромской области к Администрации Кологривского муниципального района Костромской области с требованием обязать ответчика в срок до 01 марта 2020 года произвести в установленном законом порядке государственную регистрацию права собственности на буровую скважину, относящуюся к объектам водоснабжения и расположенную по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кологривского района обратилсяв суд в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Кологривский муниципальный район Костромской области с иском к Администрации Кологривского муниципального района Костромской области с требованием обязать ответчика в срок до 01 марта 2020 года произвести в установленном законом порядке государственную регистрацию права собственности на буровую скважину, относящуюся к объектам водоснабжения и расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Кологривского муниципального района (далее - администрация района) требований законодательства, регулирующего учет и содержание муниципальной собственности, а также требований гражданского законодательства.
Проверка показала, что в деятельности администрации района имеют место нарушения требований Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иных нормативных правовых актов.
Со ссылкой на ч. 11 ст. 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановление Администрации Костромской области от 26 февраля 2018 года N57-а "О разграничении муниципального имущества между Кологривским муниципальным районом Костромской области и сельскими поселениями Кологривского муниципального района Костромской области",Постановление администрации Кологривского муниципального района от 12 марта 2018 года №43-а«О разграничениимуниципального имущества между Кологривским муниципальным районом Костромской области и сельскими поселениями Кологривского муниципального района Костромской области»,п.5, п. 14 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. 7 ст. 1, ч. 3, ч. 5, ч. 6 ст. 1,ч.1 ст.69 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», прокурор указывает, что поскольку право собственности администрации Кологривского муниципального района на буровую скважину, относящуюся к объектам водоснабжения и расположенную по адресу: <адрес>, возникло значительно позже вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то оно подлежит обязательной государственной регистрации.
В нарушение требований действующего законодательства администрацией Кологривского муниципального района до настоящего момента право собственности на объект водоснабжения не зарегистрировано, каких-либо мер по осуществлению государственной регистрации прав собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества администрацией не принималось.
По данным фактам прокурором района 01 марта 2019 года главе администрации Кологривского муниципального района вносилось представление с требованиями о принятии мер к регистрации права собственности на объекты водоснабжения, вместе с тем, до настоящего момента мер к регистрации права собственности не предпринято.
Отсутствие документов на право собственности на объекты недвижимого имущества, предназначенные для обеспечения водоснабжения населения, препятствует администрации Кологривского муниципального района законным образом передавать имущество сторонним организациям для осуществления водоснабжения. Непринятие мер к регистрации права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие водоснабжение населения, не позволяет сделать однозначный вывод о собственнике объектов водоснабжения, может способствовать неправомерному завладению и повреждению указанных объектов и нарушению водоснабжения для неопределенного круга лиц. их.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился с указанным иском в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования.
В судебном заседании заместитель прокурора Воронова Е.К. поддержала исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Кологривского муниципального района Костромской области ФИО1 (действующая по доверенности от 13.12.2018 года № 26) о дате, времени и месте судебного заседания извещена. В отзыве на исковое заявление указала, что исковые требования прокурора Кологривского района администрация Кологривского муниципального района Костромской области считает обоснованными и признает иск в полном объеме, просила рассмотреть дело без участия представителя ответчика (л.д. 22-23).
Выслушав заместителя прокурора Воронову Е.К., изучив отзыв ответчика на иск, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перераспределение имущества в соответствии с пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 7, пунктом 3 части 8 настоящей статьи между муниципальными образованиями производится в соответствии с разграничением полномочий между органами местного самоуправления, установленным с 1 января 2006 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Администрации Костромской области от 26 февраля 2018 года N57-а "О разграничении муниципального имущества между Кологривским муниципальным районом Костромской области и сельскими поселениями Кологривского муниципального района Костромской области" утвержден Перечень имущества, подлежащего передаче, из собственности Илешевского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области в собственность Кологривского муниципального района Костромской области, в который входит буровая скважина, глубиной 120 м., 1972 года ввода в эксплуатацию, расположена по адресу: <адрес> (л.д.18).
Решением Собрания депутатов Кологривского муниципального района от 26 января 2018 года № 3 Илешевскому сельскому поселению Кологривского муниципального района переданы полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения, сроком до 30 июня 2018 года (л.д.17).
По истечении срока указанных полномочий, постановлением администрации Кологривского муниципального района от 12 марта 2018 года №43-а«О разграничениимуниципального имущества между Кологривским муниципальным районом Костромской области и сельскими поселениями Кологривского муниципального района Костромской области» с 01 июля 2018 года в казну Кологривского муниципального района из собственности Илешевского сельского поселения передаетсябуровая скважина, расположенная по адресу: <адрес>, глубиной 120 метров, 1972 год ввода в эксплуатацию (л.д.15-16).
Передача администрацией Илешевского сельского поселения администрации Кологривского муниципального района указанного выше имущественного объекта, подтверждается актом от 12 марта 2019 года № о приеме-передаче объектов нефинасовых активов в муниципальную собственность (л.д.14).
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть определена, как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» объект централизованной системы холодного водоснабжения представляет собой инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы холодного водоснабжения.
Пунктом 1 статьи 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Исходя из вышеуказанных положений закона, водопроводные сети, сети водоснабжения, конструктивно связанные с артезианскими скважинами, водонапорными башнями и иными объектами водоснабжения представляют собой инженерные сооружения, посредством которых обеспечивается холодное водоснабжение населения и организаций и перемещение которых без несоразмерного ущерба их целевому назначению невозможно.
В части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимостисодержится определение объекта недвижимости, под которым, в том числе понимаются земельные участки, единые недвижимые комплексы, иные объекты, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установлено, что Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу положений, предусмотренных частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственной регистрации подлежат: право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Как следует из материалов дела, буровая скважина, расположенная в <адрес> передана из собственности Илешевского сельского поселения Кологривского муниципального района в собственность Кологривского муниципального района Костромской области на основании постановления администрации Костромской области от 26 февраля 2018 года № 57-а, постановления администрации Кологривского муниципального района Костромской области от 12 марта 2018 года № 43-а.
Таким образом, право сосбственности на указанное имущество подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку оно возникло значительно позже вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В нарушение требований действующего законодательства администрацией Кологривского муниципального района до настоящего момента право собственности на объект водоснабжения не зарегистрировано, каких-либо мер по осуществлению государственной регистрации прав собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества администрацией не принималось.
Прокурором района 01 марта 2019 года главе администрации Кологривского муниципального района вносилось представление с требованиями о принятии мер к регистрации права собственности на объект водоснабженияи (л.д.8-11).
Как следует из ответа администрации Кологривского муниципального района на представление прокурора (л.д.12-13), для регистрации буровой скважины в <адрес> необходимо изготовление технической документации. При формировании бюджета на 2019 год средства, необходимые для этого, и для регистрации объекта были включены в план, но, по причине недостаточного объема бюджетных средств, в бюджете предусмотрены не были.
В соответствии с объяснением начальника Отдела инвестиций, экономики, имущественных и земельных отношений администрации Кологривского муниципального района ФИО2 от 07 июня 2019 года, при наличии своевременного финансирования, право собственности на указный имущественный объект будет зарегистрировано в срок до 01 марта 2020 года (л.д.20).
Таким образом, до настоящего момента мер к регистрации права собственности ответчиком не предпринято.
Отсутствие документов на право собственности на объекты недвижимого имущества, предназначенные для обеспечения водоснабжения населения, препятствует администрации Кологривского муниципального района законным образом передавать имущество сторонним организациям для осуществления водоснабжения. Непринятие мер к регистрации права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие водоснабжение населения, не позволяет сделать однозначный вывод о собственнике объектов водоснабжения, может способствовать неправомерному завладению и повреждению указанных объектов и нарушению водоснабжения для неопределенного круга лиц.
Иск прокурора обоснован ссылками на действующее законодательство, подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Ответчик иск признает. Признание иска ответчиком соответствует требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц и может быть принято судом.
В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд установил, что заявление ответчика о признании иска сделано добровольно и, безусловно, соответствуют требованиям закона и не нарушают прав и интересов других лиц.
Иск прокурора подлежит удовлетворениюв связи с признанием иска ответчиком и принятием этого признания судом.
При подаче иска прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 6 000 рублей. В соответствии с положениями ч. 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Ответчик администрация Кологривского муниципального района Костромской области освобождена от уплаты госпошлины на основании пп.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кологривского района удовлетворить.
Обязать администрацию Кологривского муниципального района Костромской области в срок до 01 марта 2020 года произвести в установленном законом порядке государственную регистрацию права собственности на буровую скважину, относящуюся к объектам водоснабжения и расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>