ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-121/20 от 23.06.2020 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2020 года <адрес> край

Бикинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лавенецкой Н.Ю.

при секретаре ФИО2

с участием ст. помощника Бикинского городского прокурора Горбачевой ФИО9., представителя ответчика - администрации Бикинского муниципального района <адрес> ФИО1 ФИО10., действующего на основании доверенности от <дата>, представителя ответчика администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> ФИО12 ФИО8., действующей на основании доверенности от <дата>, представителя третьего лица БМУП «Топливно-энергетический комплекс» ФИО13 ФИО11., действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бикинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бикинского муниципального района <адрес>, администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность тепловой сети после реконструкции, по внесению сведений в реестр муниципальной собственности, передаче документов на тепловую сеть ресурсоснабжающей организации,

У С Т А Н О В И Л:

Бикинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Бикинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность тепловой сети, передаче тепловой сети ресурсоснабжающей организации.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Бикинской городской прокуратурой в рамках анализа законности на территории района установлено, что тепловая сеть, расположенная по <адрес> в <адрес> не состоит на балансе администрации Бикинского муниципального района. Однако, согласно контракту, заключенному между администрацией Бикинского муниципального района и Бикинским МУП «ТЭК» от <дата> последним произведена реконструкция теплотрассы к нежилым зданиям: административный корпус, баня, котельная, гараж по <адрес> в <адрес>. Работы по указанному контракту выполнены, никаких документов на указанную сеть у администрации района не имеется. Указанная сеть не передана в оперативное управление ресурсоснабжающей организации, документы на нее отсутствуют. Непринятие мер администрацией Бикинского муниципального района по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на сети теплоснабжения, может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное теплоснабжение, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности для неопределенного круга лиц. С учетом уточненных исковых требований просит суд обязать администрацию Бикинского муниципального района <адрес> принять в муниципальную собственность тепловую сеть после реконструкции 186 пм по <адрес>, внести сведения в реестр муниципальной собственности Бикинского муниципального района, передать документы на указанную тепловую сеть ресурсоснабжающей организации.

Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> по данному делу в качестве соответчика привлечена администрация городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес>.

Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Бикинское МУП «ТЭК».

В судебном заседании ст. помощник Бикинского городского прокурора ФИО5 уточненные исковые требования поддержала. Суду пояснила, что тепловая сеть, расположенная по <адрес> создана за счет средств Бикинского муниципального района и, следовательно, находится в муниципальной собственности района, обслуживает только объекты недвижимого имущества Бикинского муниципального района. Тепловая сеть технически присоединена к сетям, обслуживаемым Бикинским МУП «ТЭК», установить другой источник тепловой энергии к зданиям не предоставляется возможным. При этом, обслуживание данного участка сети не включено в тариф ресурсоснабжающей организации. Согласно п.1 Указа Президента РФ от <дата> «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от <дата> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Абзацем 4 ч.1 Приложения к Постановлению Верховного Совета РФ от <дата> определено, что объекты инженерной инфраструктуры городов являются объектами, передаваемыми в муниципальную собственность. Документами, подтверждающими право муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр муниципальной собственности, а до момента внесения объектов в указанные реестры – перечень объектов, определяется в соответствии с Приложением к Постановлению Верховного Совета РФ от <дата>. Сети теплоснабжения не включены в реестр муниципального имущества, на них отсутствует необходимая техническая документация. Данные объекты эксплуатируются без учета, проведения надлежащего контроля и проведения ремонтных работ, что создает вероятность поломок и выхода из строя всей системы теплоснабжения. Как следует из пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от <дата> «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», объекты, указанные в Приложении к Постановлению Верховного Совета РФ от <дата> являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона. Между администрацией района и Бикинским МУП «ТЭК» был заключен контракт на реконструкцию теплотрассы к нежилым зданиям, административный корпус, баня, котельная, гараж по <адрес>, что подтверждается актами выполненных работ. Исходя из вышеизложенного, тепловая сеть является муниципальной собственностью района и не является бесхозяйной. Просила удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации городского поселения «<адрес>» ФИО3, исковые требования не признала. Пояснила, что согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с п.10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Понятие линейного объекта появилось в градостроительном кодексе в 2016 году. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" под линейными объектами понимается трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др. С 2016 года, понятие линейного объекта было закреплено более четко и подразумевает под собой линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Тепловая сеть является линейным объектом и относится к категории сооружений. Сооружения являются объектом капитального строительства. Согласно исковым требованиям прокурора, между администрацией района и Бикинским МУП "ТЭК" был заключен контракт на реконструкцию теплотрассы к нежилым зданиям, административный корпус, баня, котельная, гараж по <адрес>. Реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Реконструкция предполагает изменение параметров существующего линейного объекта, то есть администрация Бикинского муниципального района, заключив контракт на выполнение работ по реконструкции, предполагала изменение параметров своей существующей сети, так как иные объекты они реконструировать не могли. В муниципальной собственности Бикинского муниципального района действительно имеется тепловая сеть протяженностью 80,6 п.м. Соответственно именно эту сеть и реконструировали в соответствии с контрактом. Согласно п. 12 раздела 1 акта о приемке выполненных работ по контракту о реконструкции, по результатам выполненных работ было принято 186 п.м. стальной трубы электросварной. Администрацией городского поселения, совместно с кадастровым инженером ФИО7, <дата> был осуществлен выход на участок пристроенной сети (реконструированной) и произведены замеры протяженности тепловой сети от забора находящегося рядом с гаражом Лесной <адрес>, до врезки в здание Лесная <адрес>. И указанная протяженность с учетом компенсатора, составила 119 п.м. <дата> совместно с представителями прокуратуры, БМУП ТЭК были произведены замеры протяженности сети непосредственно на земельном участке, где расположены само административное здание, баня, котельная. По результатам замеров, протяженность сети составила 61 п.м. В совокупности вся протяженность сети составила 180 п.м. Все замеры осуществлялись с применением специальных средств измерений, прошедших соответствующую поверку. Как пояснил специалист БМУП ТЭК, еще 6 п.м., которых не хватает относительно актов выполненных работ, были включены в работы в зданиях административного корпуса и гаража. В связи с изложенным, полагает возможным удовлетворить исковые требования Бикинского городского прокурора, о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность Бикинского муниципального района тепловой сети, расположенной по адресу: <адрес>, после реконструкции в соответствии с муниципальным контрактом.

В судебном заседании представитель администрации Бикинского муниципального района <адрес>ФИО6 исковые требования не признал. Суду пояснил, что ссылка прокурора, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, с указанием пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) является некорректной. Данные вопросы местного значения городского, сельского поселения закреплены в пунктах 3, 4 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ. Также является некорректной ссылка на Указ Президента Российской Федерации от <дата> «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и постановление Верховного Совета Российской Федерации от <дата> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». На основании вышеуказанных нормативных правовых актов происходило разграничение государственной собственности в Российской Федерации в 90-х годах, во исполнение требований Закона РСФСР от <дата> «О собственности в РСФСР», который утратил силу с <дата>, и Закона Российской Федерации от <дата> «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», который утратил силу <дата>. В настоящее время на территории Российской Федераций действуют: Федеральный закон от <дата> № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», который устанавливает порядок приватизации государственного и муниципального имущества» и Закон № 131-ФЗ, которые установили новые правила (порядок) приватизации (разграничения) имущества для органов местного самоуправления.

Согласно доводам прокуратуры документами, подтверждающими право муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр муниципальной собственности, а до момента внесения объектов в указанные реестры - перечень объектов, определяется в соответствии с Приложением к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от <дата>. Данное заключение ошибочно. Требование, что реестр муниципальной собственности является документом, подтверждающими право муниципальной собственности на отдельные объекты, было установлено в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Данное постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признано утратившим силу постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> «О признании утратившим силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона № 131 -ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.010.2011 , в раздел 1 реестра включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические Свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

Право на тепловую сеть, как на объект недвижимости в соответствии с требованием статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации. В настоящее время на территории Российской Федерации отношения, возникающие с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Федеральному закону от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных Законом №218-ФЗ сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Законом № 218-ФЗ. Кроме этого, тепловая сеть, как объект недвижимости, должна быть поставлена на государственный кадастровый учет с внесением сведений о ней, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи. В исковых требованиях прокурор просит возложить на администрацию Бикинского муниципального района принять в муниципальную собственность тепловую сеть, как объект недвижимости, а в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.;1997 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», на который он ссылается, указана практика разрешения споров с приватизацией предприятий. При этом, информационное письмо необходимо применять (рассматривать) с учетом требования Федерального закона от <дата> № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», который в настоящее время признан утратившим силу <дата>. В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи,.а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отсутствуют сведения об объекте недвижимости - теплотрасса к нежилым зданиям: административный корпус, баня, котельная, гараж по <адрес> в <адрес>, в отношении которой была проведена реконструкция.

Для разрешения вопроса о выдаче Бикинскому муниципальному предприятию «Топливно- энергетический комплекс» разрешения на реконструкцию и разрешения о вводе в эксплуатацию теплотрассы к нежилому зданию по <адрес> в <адрес> администрация Бикинского муниципального района обратилась <дата> и <дата> в администрацию городского поселения «<адрес>» с письмами (исх. , 01-17-936). В письме от <дата> исх. администрация городского поселения «<адрес>» подтвердила, что не выдавала разрешение на реконструкцию и разрешения о вводе в эксплуатацию теплотрассы. По состоянию на <дата> в реестре муниципального имущества Бикинского муниципального района реконструируемая теплотрасса не числится. По состоянию на <дата> в администрации Бикинского муниципального района объекты незавершенного строительства на бухгалтерском учете не состоят. Реконструируемая (построенная) теплотрасса, расположена на территории городского поселения «<адрес>»., и в настоящее время имеет все признаки бесхозяйной вещи. Поскольку указанная теплотрасса находится на территории городского поселения «<адрес>» и имеет все признаки бесхозяйной недвижимой вещи, то в соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <дата>, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. На основании изложенного, считает, что исковые требования Бикинского городского прокурора не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, БМУП «Топливно-энергетический комплекс» ФИО4 с исковыми требованиями о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность тепловой сети после реконструкции, по внесению сведений в реестр муниципальной собственности, передаче документов на тепловую сеть ресурсоснабжающей организации согласилась.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.5 ст. 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от <дата> №416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 ФЗ от <дата> №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу ч.6 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 16 ФЗ от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.

Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> и информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по <адрес> от <дата>, собственником тепловой сети по адресу: <адрес> с кадастровым номером , протяженностью <данные изъяты> п.м. является Бикинский муниципальный район <адрес> на основании распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по <адрес> от <дата>, акта приема-передачи от <дата>, решения Собрания депутатов муниципального образования <адрес> и <адрес> от <дата>.

Согласно справке администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>, в реестре муниципального имущества Бикинского муниципального района числится объект недвижимости – тепловая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, протяженностью 80,6 п.м., кадастровый , переданная в собственность Бикинского муниципального района на основании распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по <адрес> от <дата>.

<дата> между Администрацией Бикинского муниципального района «Заказчик» и Бикинским муниципальным унитарным предприятием «Топливно-энергетический комплекс» «Подрядчик» заключен муниципальный Контракт. Предметом Контракта является реконструкция теплотрассы к нежилым зданиям: административный корпус, баня, котельная, гараж по <адрес> в <адрес>.

Согласно п.1.2 Контракта подрядчик обязуется выполнить работы в строгом соответствии с техническим заданием и сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта и в срок, указанный в.6.1 Контракта.

В соответствии с п.2.1 Контракта заказчик осуществляет финансирование поручаемых работ по Контракту за счет средств местного бюджета, в пределах лимита бюджетных обязательств по капитальным вложениям на период <дата>. Сумма Контракта составляет <данные изъяты>, в том числе НДС (18%) – <данные изъяты> руб. Оплата по Контракту производится следующим образом: заказчик производит оплату на основании актов приемки выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-2, КС-3) в течение 30 дней, с учетом условий п.2.1 Контракта оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетных счет Подрядчика (п.2.3, 2.4 Контракта).

Согласно п. 4.15 Контракта, Подрядчик обязуется по окончании работ совместно с Заказчиком участвовать в получении положительного заключения технического надзора в соответствии с требованиями технических регламентов, а также в получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с условиями вышеуказанного Контракта, БМУП «Топливно-энергетический комплекс» произведена реконструкция теплотрассы к нежилым зданиям: административный корпус, баня, котельная, гараж по <адрес> в <адрес>, что подтверждается следующими документами: локальным сметным расчетом , счетами на оплату от <дата>, счет-фактурой от <дата>, актом от <дата>, справкой о стоимости выполненных работ и затрат от <дата>, актом о приемке выполненных работ за <дата>., справкой о стоимости выполненных работ и затрат от <дата>, счет-фактурой от <дата>, актом о приемке выполненных работ за <дата>., актом о приемке выполненных работ за февраль 2013г., актом о приемке выполненных работ за июнь 2013г., справкой о стоимости выполненных работ и затрат от <дата>

Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>-р утверждена администрации Бикинского муниципального района схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов для строительства объекта: «Реконструкция теплотрассы к нежилым зданиям: административный корпус, баня, котельная, гараж по <адрес> в <адрес>», имеющие адресные ориентиры: примерно в 45 м по направлению на восток от ориентира жилое здание, расположенного за пределами земельного участка, адрес ориентира: <адрес>, площадью 405 кв.м.

Из информации администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района от <дата> на запрос главы администрации Бикинского муниципального района следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу (имеющим адресный ориентир): примерно в 45 м по направлению на восток от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, с видом разрешенного использования: для размещения иных трубопроводов Бикииское муниципальное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс» (далее - БМУП ТЭК) не является, соответственно оснований для выдачи БМУП ТЭК разрешения на строительство в соответствии с ГрК РФ у администрации городского поселения «<адрес>» не имелось. На основании Муниципального контракта от <дата> на выполнение работ по реконструкции теплотрассы к нежилым зданиям: административный корпус, баня, котельная, гараж по <адрес> в <адрес> (далее - МК) Заказчиком работ являлась администрация Бикинского муниципального района. Соответственно, перед проведением данных работ, Заказчику необходимо было оформить правоустанавливающие документы на земельный участок и обратиться в администрацию городского поселения «<адрес>» за выдачей разрешения на строительство. Кроме того, в соответствии с муниципальным контрактом в обязательства БМУП ТЭК (Подрядчика) входит по окончании работ совместно с администрацией Бикинского муниципального района (Заказчиком) участвовать в получении положительного заключения технического надзора в соответствии с требованиями технических регламентов, а также в получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно справке администрации Бикинского муниципального района от <дата> на бухгалтерском учете в администрации Бикинского муниципального района не числятся объекты незавершенного строительства.

Из акта проверки Бикинской городской прокуратурой деятельности по соблюдению требований федерального законодательства от <дата> следует, что кадастровым инженером ФИО7 проведены замеры протяженности теплотрассы к зданию <адрес>. Измерения проводились при помощи спутникового оборудования – ТОРСОN GR-5 (сер. (свидетельство о поверке от <дата>. Наружная теплотрасса от врезки на <адрес> до здания по <адрес> гараж составляет 180 п.м. (до наружной стены здания).

Из заключения кадастрового инженера ФИО7 от <дата> следует, что по результатам проведенных спутниковых измерений объекта недвижимости (тепловая надземная сеть), проходящая от границы (забора) расположенного на территории земельного участка до точки присоединения к подходящей к многоквартирному дому по адресу: <адрес> тепловой сети, длина (с учетом длины приходящейся на компенсатор) данного сооружения составляет около 119 м.

Как следует из заключения кадастрового инженера ФИО7 от <дата>, по результатам проведенных спутниковых измерений объекта недвижимости (тепловая надземная сеть), проходящая от границы (забора) расположенного на территории земельного участка до ограждающих конструкций зданий по адресу: <адрес>, длина (с учетом длины приходящейся на компенсатор) данного сооружения составляет около 61 м.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

К линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Реконструкция линейных объектов, это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (п.14.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Согласно п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( в ред. от <дата>) в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Как установлено судом, на основании Муниципального контракта от <дата> на выполнение работ по реконструкции теплотрассы к нежилым зданиям: административный корпус, баня, котельная, гараж по <адрес> в <адрес> работ являлась администрация Бикинского муниципального района. Однако перед проведением работ по реконструкции теплотрассы администрацией Бикинского муниципального района не было оформлено разрешение на строительство.

После реконструкции теплотрассы к нежилым зданиям: административный корпус, баня, котельная, гараж по <адрес>, тепловая сеть в муниципальную собственность района в установленном законом порядке принята не была.

Установлено, что спорные тепловые сети обслуживают здания, принадлежащие администрации Бикинского муниципального района.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Избранный способ и порядок защиты права должны соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.

Из материалов дела следует, что обращение в суд с указанным иском обусловлено необходимостью судебной защиты прав неопределенного круга лиц, находящихся в здании по <адрес>, спорные тепловые сети необходимы для целей обеспечения теплоснабжения зданий, расположенных по <адрес> в <адрес>, принадлежащих администрации Бикинского муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, оценив установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по принятию в муниципальную собственность тепловых сетей после реконструкции, протяженностью 186 п.м по адресу: <адрес>, внесению сведений в реестр муниципальной собственности, передаче документов на тепловую сеть после реконструкции должна быть возложена на администрацию Бикинского муниципального района, поскольку спорные тепловые сети по вышеуказанному адресу находились до реконструкции в собственности администрации Бикинского муниципального района, реконструкция тепловых сетей проводилась на основании Муниципального контракта от <дата>, заключенного непосредственно между администрацией Бикинского муниципального района и БМУП «ТЭК», оплата работ по реконструкции тепловых сетей производилась администрацией Бикинского муниципального района.

Поскольку вышеуказанный объект теплоснабжения, как не имеющий собственника, на учет до настоящего времени не принят, суд считает необходимым, для защиты интересов неопределенного круга лиц, связанных с их правом на бесперебойное теплоснабжение, а также с целью недопущения возможных аварийных ситуаций, иск прокурора удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Бикинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бикинского муниципального района <адрес> – удовлетворить.

Обязать администрацию Бикинского муниципального района <адрес> принять в муниципальную собственность тепловую сеть после реконструкции, протяженностью 186 пм по адресу: <адрес>, внести сведения в реестр муниципальной собственности Бикинского муниципального района.

Обязать администрацию Бикинского муниципального района <адрес> передать документы на тепловую сеть после реконструкции, протяженностью 186 пм по адресу: <адрес>, ресурсоснабжающей организации.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке через Бикинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Лавенецкая

Решение суда в окончательной форме принято 26.06.2020г.