Дело № 2-121/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июля 2014 года с. Большой Улуй
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Марченко П.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика – начальника ОСЗН администрации Большеулуйского района ФИО2,
при секретаре Кинзуль Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Отделу социальной защиты населения администрации Большеулуйского района о признании незаконными действий по перерасчету ранее назначенной жилищной субсидии, о признании незаконным проведение сравнения фактических расходов по истечении одного срока представления субсидии, возложении обязанности производить сравнение по истечении двух сроков в соответствии с п.27 Правил /абзац 3/, признании недействительным Протокола от 29.04.2014 года, возврате незаконно удержанной жилищной субсидии
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения администрации Большеулуйского района /далее ОСЗН администрации Большеулуйского района/ об оспаривании действий по определению размера субсидии, возврате удержанной субсидии. Требования мотивированы тем, что решением Большеулуйского районного суда от 13.12.2013 года суд признал незаконными действия ОСЗН администрации Большеулуйского района по определению /расчету/ субсидии на жилищно-коммунальные услуги за период с 01.09.2013 года по 28.02.2014 года, однако в мае 2014 года он получил уведомление, что за данный период был произведен перерасчет и размер субсидии будет удержан из субсидии, назначенной на следующий период – с 01.03.2014 года по 31.08.2014 года, при этом никаких оснований для этого не было, так как нет превышения размера субсидии над его фактическими расходами. Размер ранее назначенной субсидии вновь пересчитан в сторону уменьшения, исходя из фактических расходов, а не от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Сравнение размера субсидии с фактическими расходами в нарушение п.27 Правил /абзац 3/ произведено не по истечению 2-х сроков подряд /12 месяцев/, так как семья использует для отопления твердое топливо /дрова/, а по истечении одного срока /6 месяцев/. Перерасчет ранее назначенной субсидии с оформлением протокола сверки, который вообще не предусмотрен действующим законодательством. Просил / при уточнении иска/ признать незаконными действия ОСЗН администрации Большеулуйского района по перерасчету ранее назначенной жилищной субсидии, признать незаконным проведение сравнения фактических расходов по истечении одного срока представления субсидии, возложить обязанность производить сравнение по истечении двух сроков в соответствии с п.27 Правил /абзац 3/, признать недействительным Протокол от 29.04.2014 года, обязать возвратить незаконно удержанную сумму <данные изъяты>. /л.д. 4, 25/.
Представителем ОСЗН администрации Большеулуйского района – начальником ОСЗН администрации Большеулуйского района представлен письменный отзыв, в котором ответчик возражает против иска, указывая, что размер субсидии, предоставленной семье ФИО1 на период с 01.09.2013 года по 28.02.2014 года, при сравнении с фактическими расходами за данный период, превысил на <данные изъяты> в связи с чем переплата субсидии засчитана в счет субсидии, назначенной на очередной период с 01.03.2014 года по 31.08.2014 года /л.д.28/.
Представителем Министерства социальной политики Красноярского края представлен письменный отзыв, в котором указано, в Красноярском крае размеры региональных стандартов органами государственной власти края не установлены, а действует Закон края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», в соответствии с которым гражданам представляются как субсидии, в том числе с учетом доходов, так и дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. В соответствии с требованиями статьи 12 Закона края при наличии у гражданина одновременно права по двум или нескольким основаниям на субсидии и (или) дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 2 - 10.1 Закона края, субсидии и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по его выбору. Субсидии, предусмотренные статьей 11 Закона края (субсидии с учетом доходов), предоставляются гражданам после предоставления субсидий, указанных в статьях 2-8, 8.2, 9, 10.1 Закона края. Истец является получателем субсидии по доходам согласно статье 11 Закона края, но не является получателем субсидий и (или) дополнительных мер социальной поддержки, установленных статьями 2 - 10.1 Закона края. В этой связи применению подлежат положения статей 12, 15 и 18 Закона края, по совокупности положений которых размер субсидий, указанных в статье 11 Закона края, определяется как разница между размером оплаты жилья и коммунальных услуг, начисленным заявителю, и размером собственных расходов, рассчитанным исходя из максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина). Определение размера субсидий производится в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Законом края, с учетом части излишней площади жилья в размере не более 10 квадратных метров на семью заявителя и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При определении размера субсидий и дополнительных мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренных Законом края, предоставляемых в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, до утверждения органом государственной власти края нормативов потребления коммунальных услуг в отношении услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению применяются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления в отношении соответствующих коммунальных услуг (статья 18.1 Закона края). В рассматриваемом случае в части расчета размера платы на приобретение твердого топлива подлежат применению цены на твердое топливо, установленные постановлением Правительства края от 27.12.2012 № 729-п «Об утверждении предельных цен на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно- строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», и нормы отпуска твердого топлива, и установленные в соответствии со статьей 19 Закона края постановлением Совета администрации края от 21.01.2005 № 17-п «Об утверждении Порядка расчета отпуска твердого топлива населению в пересчете на уголь», где используется расчетный способ. В соответствии с Законом края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными ' государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» (далее - Закон края № 11-5397) исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, в том числе и по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2-11 Закона края (п.2 статьи 1 Закона края № 11-5397). Общий объем субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края на осуществление органами местного самоуправления края государственных полномочий по предоставлению, доставке и пересылке мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренным статьями 2 - 10.1, по расчету субвенции по статье 11 Закона края определён в приложении 1 к Закону края № 11-5397. В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса РФ в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий. В связи с вышеизложенным министерство считает действия отдела правомерными и основанными на требованиях Жилищного кодекса РФ, Закона края и Закона края № 11-5397 /л.д.19/.
В судебное заседание представитель Министерства социальной политики Красноярского края не явился, уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившейся стороны. В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по аналогичным мотивам.
Истец поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика возражала против иска по доводам, приведенным в письменном отзыве.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, Персональное дело получателя субсидии ФИО3, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.
По требованию о признании незаконными действий по перерасчету ранее назначенной субсидии на период с 01.09.2013 года по 28.02.2014 года.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство.
Часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ коммунальные услуги включают в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
К жилищно-коммунальным услугам относятся содержание и текущий ремонт жилья, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Перечисленные федеральные стандарты используются только для определения объема субвенций, перечисляемых региональным бюджетам из федерального бюджета для предоставления субсидий гражданам.
Величина субсидии, которую получит конкретный получатель, определяется на основании других стандартов - региональных: регионального стандарта площади жилого помещения и регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с действующим законодательством предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом их доходов является полномочием субъектов Российской Федерации.
На территории Красноярского края этим полномочием наделены органы местного самоуправления Законом края от 27 декабря 2005 года № 17-4395 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг».
Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являющихся одной из мер по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении гражданами права на жилище.
В силу части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг /далее Правила/.
В соответствии с пп. 16,42 Правил уполномоченный орган /на территории Красноярского края – муниципальный орган социальной защиты населения/ в отношении граждан и /или членов их семей, имеющих право на субсидию в соответствии с пп. 2,3,5 Правил /далее заявитель/, представивших полный пакет документов, предусмотренных пп. 8.9 Правил, принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет /вручает/ соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения требуемых документов, формирует в отношении каждого заявителя дело, в которое включаются документы, связанные с предоставлением субсидии и определении их размера.
Согласно пункту 4.19 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом № 403 от 26 мая 2006 года Министерства регионального развития РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая № 58/403 /далее Рекомендации/ к функциям уполномоченных органов по организации предоставления субсидий и расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг относятся, в том числе, перерасчет субсидий, сравнение размеров предоставленной субсидии с фактическими платежами семьи за жилое помещение и коммунальные услуги /ежемесячно или по окончании периода предоставления субсидии/ и уменьшении субсидии до фактических платежей в случае превышения субсидии над платежами.
Согласно п.93 Рекомендаций сравнение размера субсидий с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может осуществляться различными способами в зависимости от технических и организационных возможностей: в течение субсидируемого месяца; в следующем месяце, после субсидируемого месяца; по окончании срока предоставления субсидии – за весь период предоставления субсидии, в том числе при предоставлении субсидии на твердое топливо.
В силу пункта 94 Рекомендаций при превышении размера субсидии над фактическими расходами необоснованно полученные в качестве субсидии за предыдущий месяц средства засчитываются в счет субсидии на следующий месяц, а при отсутствии права на получение субсидии в следующем месяце эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа взыскиваются в судебном порядке. В силу пункта 95 Рекомендаций для граждан, получающих субсидии на приобретение твердого топлива и /или баллонов со сжиженным газом сравнение размера субсидии с фактическими расходами производится за весь период предоставления субсидий. При этом сумма выплаченных за период предоставления субсидий не должна превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, включая приобретение твердого топлива и/или баллонов со сжиженным газом за этот же период. Покупка твердого топлива и/или баллонов со сжиженным газом подтверждается кассовым и /или товарным чеком.
Принимая во внимание, что до настоящего времени органами государственной власти Красноярского края не реализованы полномочия в части установления региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, при расчете субсидии кроме вышеизложенных положений ст.159 ЖК РФ, Правил, суд руководствуется принятым 17 декабря 2004 года Законодательным Собранием Красноярского края и 23 декабря 2004 года Губернатором Красноярского края подписанным Законом Красноярского края N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг /в редакции от 27.06.2013года/ /далее Закон Красноярского края N 13-2804/.
Статья 2 Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» от 09.12.2010года, № 11-5391, устанавливает полномочия органов местного самоуправления по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2 - 11 Закона края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", включающими в себя: прием заявлений и документов, необходимых для получения субсидий с учетом доходов граждан и мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (далее - субсидии и меры социальной поддержки); формирование личных дел и ведение электронной базы данных получателей субсидий и мер социальной поддержки; принятие решений о предоставлении (мотивированном отказе в предоставлении), приостановлении, возобновлении и прекращении предоставления субсидий и мер социальной поддержки, уведомление граждан о принятом решении; принятие решений о продлении срока предоставления субсидий с учетом доходов граждан без их участия; осуществление расчета (перерасчета) размера субсидий и мер социальной поддержки; предоставление субсидий и мер социальной поддержки получателям; обращение в судебные органы с исками о взыскании необоснованно полученных средств субсидий и мер социальной поддержки в случаях отказа получателя от добровольного возврата; заключение соглашений с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными домами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг, о предоставлении сведений о наличии у получателей мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, заключении и (или) выполнении ими соглашений по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, направление запросов в указанные организации о предоставлении сведений с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Из материалов дела установлено, что ФИО1, имеющий состав семьи 2 человека, пенсионеры, проживает в жилом доме площадью 43.7м2, количество комнат – 2; имеющем печное отопление, и с 01.12.2003 года получает субсидию на оплату потребляемых коммунальных услуга именно: электроснабжение, холодное водоснабжение с колонок, газоснабжение в баллонах; приобретение и доставку твердого топлива по основанию, предусмотренному ст. 11 Красноярского края N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" - с учетом доходов граждан.
Решением Большеулуйского районного суда от 13.12.2013 года постановлено признать незаконными действия Отдела социальной защиты населения администрации Большеулуйского района по определению /расчету/ размера субсидии на жилищно-коммунальные услуги ФИО1 на период с 01.09.2013 года по 28.02.2014 года; обязать Отдел социальной защиты населения администрации Большеулуйского района произвести перерасчет субсидии на жилищно-коммунальные услуги на период с 01.09.2013 года по 28.02.2014 года в соответствии с требованиями пункта 23 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005года, № 761; обязать Отдел социальной защиты населения администрации Большеулуйского района доплатить ФИО1 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации затрат на приобретение твердого топлива в размере <данные изъяты>
Решение суда сторонами не обжаловано, вступило в законную силу /л.д.32/.
Решением Большеулуйского районного суда от 13.12.2013 года размер подлежащей ежемесячной выплате жилищной субсидии семье ФИО1 за период с 01.09.2013 года по 28.02.2014 года определен исходя из размера платы за жилищно-коммунальные услуги <данные изъяты> исчисленной из нормы потребления и установленного норматива стоимости каждого вида жилищно-коммунальных услуг, без учета фактических расходов на оплату жилья и коммунальных услуг /л.д.34/.
28.02.2014 года Протоколом ОСЗН администрации Большеулуйского района, принятым на основании решения Большеулуйского районного суда, определен размер субсидии за период с 01.09.2013 года по 28.02.2014 года исходя из расходов по оплате в сумме <данные изъяты>. ежемесячно.
Согласно протоколу от 28.02.2014 года размер субсидии на период с 01.03.2014 года по 31.08.2014 года определен исходя из расходов в сумме <данные изъяты> ежемесячно.
29.04.2014 года по окончании срока предоставления субсидии за период с 01.09.2013 года по 28.02.2014 года ОСЗН администрации Большеулуйского района произведен перерасчет ранее назначенной ФИО1 субсидии за период с 01.09.2013 года по 28.02.2014 года /протокол от 28.02.2014 года/ с учетом фактических расходов ФИО1 на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 01.09.2013 года по 28.02.2014 года, составивших <данные изъяты>., а именно: по электроэнергии – <данные изъяты>., по газоснабжению – <данные изъяты> твердое топливо /дрова/ <данные изъяты> водоснабжение с колонок- <данные изъяты>.
В связи с чем размер предоставленной ФИО1 субсидии за период с 01.09.2013 года по 28.02.2014 года, определенный исходя из начисленных по социальной норме расходов в сумме <данные изъяты> ежемесячно, превысил размер субсидии, определенный исходя из фактических расходов ФИО1 на оплату жилья и коммунальных услуг, составивших <данные изъяты> и составляет <данные изъяты> что подтверждается расчетами, приведенными в протоколах о назначении субсидии от 28.02.2014 года и от 29.04.2014 года.
Так, из протокола от 28.02.2014 года видно, что субсидия назначена с 01.09.2013 года по 27.10.2013 года в сумме <данные изъяты>
Из протокола от 29.04.2014 года видно, что субсидия назначена с 01.09.2013 года по 27.10.2013 года в сумме <данные изъяты>
Письмом от 30.04.2014 года ОСЗН администрации Большеулуйского района уведомил ФИО1 о том, что переплаченная сумма будет засчитана в счет субсидии на очередной период с 01.03.2014 года по 31.08.2014 года /л.д.7/.
Уменьшение размера субсидии, предоставленной на очередной период с 01.03.2014 года по 31.08.2014 года в мае 2014 года на <данные изъяты> 19коп. ответчиком не оспаривается, подтверждается распечаткой по фактическим выплатами за май 2014 года /л.д.31/, из которых видно, что субсидия за май 2014 года выплачена в размере <данные изъяты>
Из материалов дела, персонального дела получателя субсидии ФИО1 усматривается, что объем потребленных коммунальных услуг, в частности, по электроэнергии, ниже норматива потребления, в соответствии с которым была назначена субсидия протоколом от 28.02.2014 года, и собственные расходы на оплату электроэнергии ниже, чем они были предоставлены ему в соответствии с Протоколом от 28.02.2014 года, тогда как субсидия – это денежные средства, помощь, предоставляемая гражданам с низким уровнем доходов для возмещения собственных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С учетом установленных обстоятельств /превышение размера предоставленной ранее субсидии / и вышеприведенном правовом регулировании /п. 27 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761/ при превышении размера предоставленной субсидии ОСЗН администрации Большеулуйского района обоснованно ограничило размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг фактическими расходами семьи ФИО1 на оплату жилья и коммунальных услуг и правомерно учитывает размер превышения при предоставлении субсидии на очередной период с 01.03.2014 года по 31.08.2014 года.
В связи с чем оснований для признания незаконными действий ОСЗН администрации Большеулуйского района в части перерасчета ранее назначенной субсидии за период с 01.09.2013 года по 28.02.2014 года суд не находит.
В связи с вышеизложенным суд отказывает и в удовлетворении требования о возврате незаконно удержанной субсидии, так как сумма субсидии у ФИО1 не удержана, а размер превышения правомерно учтен при предоставлении субсидии на очередной период с 01.03.2014 года по 31.08.2014 года, размер предоставляемой субсидии за период с 01.03.2014 года по 31.08.2014 года за май 2014 года уменьшен на <данные изъяты>
Доводы ФИО1 об определении размера субсидии без учета фактических расходов на весь период до окончания права на получение субсидии, потому что в последующих очередных периодах может иметь место как превышение размера назначенной субсидии над расходами, так и расходы могут превысить размер назначенной субсидии, и только в случае отсутствия права на получение субсидии, они подлежат возврату, суд полагает необоснованными, так как действующим нормативно-правовым регулированием порядка определения размера субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг не предусмотрена выплата субсидий без учета фактических расходов получателя субсидии.
Отсутствуют правовые основания и для удовлетворения доводов ФИО1 и требования искового заявления о возложении на ОСЗН администрации Большеулуйского района обязанности по сравнению размера выплаченной субсидии с размером расходов ФИО1 на оплату жилья и коммунальных услуг по истечении двух сроков подряд.
Пунктом 41 вышеуказанных Правил определено, что субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
В силу пункта 27 Правил, на абзац 3 которого ссылается ФИО1, указывая на незаконность действий ОСЗН администрации Большеулуйского района, размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течение срока получения последней субсидии. Получатели субсидий, использующие для отопления жилого помещения в качестве основного вида топлива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергию (при наличии электрических отопительных приборов), газ (при наличии газовых отопительных приборов), представляют платежные или иные документы, подтверждающие фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по окончании 2 сроков предоставления субсидий подряд.
В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.
В соответствии с п.49 Правил в случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона Красноярского края N 13-2804 граждане имеют право на субсидии, предоставляемые с учетом их доходов.
В соответствии с п. 6 ст.14 Закон Красноярского края N 13-2804, субсидии, указанные в статье 11 настоящего Закона, устанавливаются сроком на 6 месяцев.
Ст.22 данного закона предусматривает, что орган местного самоуправления принимает решение о продлении срока предоставления субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, на очередной срок, указанный в пункте 6 статьи 14 настоящего Закона, семьям, в том числе, состоящим из неработающих пенсионеров без истребования каких-либо документов.
Судом установлено, что семья ФИО1, состоящая из неработающих пенсионеров, в соответствии со ст. 22 Закона Красноярского края от освобождена от обязанности предоставления платежных или иных документов, подтверждающих фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при продлении срока предоставления субсидии на очередной период.
Сторонами не оспаривается, что субсидия на период с 01.09.2013 года по 28.02.2013 года продлена без истребования у ФИО1 каких-либо документов, субсидия назначена на основании сведений о потреблении ФИО1 коммунальных услуг, поступивших из организаций, предоставляющих коммунальные услуги.
При этом, размер субсидии на твердое топливо определен не по фактическим затратам семьи ФИО1 на твердое топливо, как то предусматривает положения пункта 27 Правил, а расчетным способом, исходя из цен на твердое топливо, установленных постановлением Правительства края от 27.12.2012 № 729-п «Об утверждении предельных цен на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», и нормы отпуска твердого топлива, установленной в соответствии со статьей 19 Закона края постановлением Совета администрации края от 21.01.2005 № 17-п «Об утверждении Порядка расчета отпуска твердого топлива населению в пересчете на уголь».
При таких обстоятельствах положения абзаца 3 пункта 27 Правил в части перерасчета субсидии по истечении двух сроков предоставления субсидии /12месяцев/ в отношении ФИО1, как получателя субсидии, не применима, поэтому суд отказывает в удовлетворении данного требования.
Давая оценку доводам истца о признании недействительным протокола назначения субсидии от 29.04.2014 года в силу ненадлежащего его оформления, отсутствии правовых оснований для его оформления, так как протокол сверки не предусмотрен действующим законодательством, суд полагает их ошибочными.
Согласно пункту 49 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом № 403 от 26 мая 2006 года Министерства регионального развития РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая № 58/403 к функциям уполномоченных органов по организации предоставления субсидий и по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг относятся, в том числе: сравнение размеров предоставленной субсидии с фактическими платежами семьи за жилое помещение и коммунальные услуги (ежемесячно или по окончании периода предоставления субсидии) и уменьшение субсидии до фактических платежей в случае превышения субсидии над платежами.
Законом края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" закреплены данные полномочия органов местного самоуправления, в частности, принятие решений о продлении срока предоставления субсидий с учетом доходов граждан без их участия; осуществление расчета (перерасчета) размера субсидий и мер социальной поддержки.
ОСЗН администрации Большулуйского района решения, по входящим в круг полномочий вопросам, оформляет в виде процессуального документа: протокола назначения жилищной субсидии. Решение о предоставлении субсидии и расчет размера субсидии осуществляется органами социальной защиты населения в едином программном комплексе «Адресная социальная помощь гражданам Красноярского края», по результатам которого в электронном и документальном делах получателя субсидии формируется протокол назначения субсидии, который подписывается руководителем муниципального органа социальной защиты населения.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании оснований для удовлетворения данного требования – признании недействительным протокола от 29.04.2014 года - суд не находит.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления ФИО1 к Отделу социальной защиты населения администрации Большеулуйского района о признании незаконными действий по перерасчету ранее назначенной жилищной субсидии, признании незаконным проведение сравнения фактических расходов по истечении одного срока представления субсидии, возложении обязанности производить сравнение по истечении двух сроков в соответствии с п.27 Правил /абзац 3/, возврате незаконно удержанной жилищной субсидии.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд.
Судья Марченко П.С.