ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-121/2017 от 19.09.2017 Ветлужского районного суда (Нижегородская область)

Дело №2-121/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Ветлуга ДД.ММ.ГГГГ

(решение в окончательной форме изготовленоДД.ММ.ГГГГ)

Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Горева И.А., при секретаре Соколовой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградовой Алевтины Ивановны к Управлению Социальной защиты населения Ветлужского района о признании незаконным решения Управлению Социальной защиты населения Ветлужского района о взыскании излишне выплаченной субсидии, возложении обязанности выплатить субсидию и встречному иску Управлению Социальной защиты населения Ветлужского района к Виноградовой Алевтине Ивановне о взыскании излишне уплаченных средств

У С Т А Н О В И Л:

Виноградова Алевтина Ивановна обратилась в суд к Управлению Социальной защиты населения Ветлужского района о признании незаконным решения Управлению Социальной защиты населения Ветлужского района о взыскании излишне выплаченной субсидии, возложении обязанности выплатить субсидию.

Управление Социальной защиты населения Ветлужского района обратилось в суд с встречным иском к Виноградовой Алевтине Ивановне о взыскании излишне уплаченных средств.

В обоснование заявленных исковых требований Виноградова А.И. указала, что проживает в квартире <адрес>. Указанная квартира в 1/2 доли принадлежала ей на праве общей долевой собственности, на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 02 июля 1993 года. Вторая половина квартиры принадлежала ее дочери С. на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ. В квартире истец зарегистрирована и проживает по настоящее время. 14 декабря 2011 года Виноградова А.И. свою 1\2 долю квартиры подарила С. о чем составлен договор дарения. Одним из условий договора указано, что Виноградова А.И. прописана в квартире и сохраняет за собой право проживания. Истец, являясь инвалидом второй группы, от управления социальной защиты населения получала субсидию на оплату коммунальных услуг. Между Виноградовой А.И. и С.. было определено, что даритель пользуется жилым помещением и проживает в нем до смерти одна. На протяжении всего времени истец предоставляла в управление социальной защиты населения необходимые документы, подтверждающие ее право на получение субсидий. В 2016 году она в очередной раз предоставила документы в управление, на предоставление субсидий, предоставила сведения о том, что в данной квартире она прописана и проживает постоянно. В предоставлении субсидии истцу было

отказано с указанием на то, что субсидия предоставлялась незаконно и что

они это нарушение выявили в результате проверки по базе данных. За период с 01. 05. 2012 года по 31. 03. 2016 года размер переплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составил 86 883 рубля 54 копейки, что подтверждается расчетом УСЗН. С апреля 2016 года с истца указанная сумма удерживается и на ДД.ММ.ГГГГ составила 19 532 рублей 40 копеек. Остаток задолженности составляет на 24.03. 2017 года 67 351 рубль 14 копеек. Удержание из пенсии выплаченных истцу субсидий (как переплата ) за период с 01.05.2012 года по 31.03.2016 года УСЗН Ветлужского района считает незаконным. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих лиц. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Положениями п. 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов : копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом

помещении граждан, не указанных в заявлении ; документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. Согласно п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению

уполномоченного органа при условии: а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии; б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования). В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 49 Правил). Решение о прекращении выплаты субсидий истец от УСЗН не получала. Она являясь пенсионером, получает пенсию по инвалидности - 2 группы, зарегистрирована (согласно домовой книги ) и постоянно проживает в указанной квартире, все коммунальные платежи оплачивает. Предусмотренная статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты. Субсидии предоставляются гражданам, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают максимально допустимую долю таких расходов в совокупном доходе семьи. Согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,

выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Считает, что решение УСЗН о прекращении предоставления субсидий и удержание из ее пенсии задолженности по незаконно выплаченной субсидии незаконно и является нарушающим ее прав и законных интересов. На основании изложенного, руководствуясь ст. 159 ЖК РФ, ст. 131-132 УПК РФ просит:

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Ветлужского района Нижегородской области о прекращении предоставления субсидии и взыскании излишне выплаченной за период с 01.05.2012 года по 31.03.2016 года субсидии в размере 86 883 рубля 54 копейки.

Обязать Управление социальной защиты населения Ветлужского района выплатить удержанную субсидию с апреля месяца 2016 года.

В судебном заседании истец Виноградовой А.И. увеличила исковые требования, просит :

- взыскать с управления социальной защиты населения Ветлужского района удержанную субсидию в размере 29324 рубля 76 копеек.

В судебном заседании Виноградова А.И., представитель Степанова А.А. на заявленных требованиях настаивают, ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении. В судебном заседании указали, что в исковом заявлении имеется неточность, а именно, удержания управлением социальной защиты населения Ветлужского района Нижегородской области незаконно выданной субсидии осуществляется не из пенсии истца, а с вновь назначенной субсидии в 2016 году. Пенсия Управлением пенсионного фонда ей выплачивается в полном объеме. Кроме того указала, что 14 декабря 2011 года Виноградова А.И. заключила договор дарения, свою 1\2 долю квартиры <адрес> подарила своей дочери С.. Однако, указанных сведений в Управления социальной защиты населения Ветлужского района Нижегородской области не представила. Не были представлены сведения, подтверждающие правовые основания проживания в жилом помещении. 01.04.2016 года между С.. и Виноградовой А.И. заключен договор найма жилого помещения, который предоставлен в Управления социальной защиты населения Ветлужского района Нижегородской области. С этого времени субсидия вновь была Виноградовой А.И. начислена. 14.04.2016 года Виноградова А.И. обращалась в управления социальной защиты населения Ветлужского района Нижегородской области с заявлением, в котором не возражала против вычитания незаконно полученной субсидии по оплате ЖКХ, с последующих начисленных сумм субсидии. Указанное заявление хранится в выплатном деле в управлении социальной защиты населения Ветлужского района Нижегородской области. Факт обращения в орган с этим заявлением она не оспаривает. Однако, на судебном заседании, после предъявления встречного искового заявления, она вспомнила, что 19 января 2012 года между С.. и Виноградовой А.И. заключен договор найма жилого помещения. Данный договор заверен в ТСЖ М.. 20.01.2011 года. Каким образом договор найма жилого помещения заверен раньше, чем он был заключен, объяснить не может. Возможно в договоре имеется ошибка. О наличии данного договора она в управлении социальной защиты населения Ветлужского района Нижегородской области не сообщала, копию договора не представляла, с заявлением не обращалась. С встречным требованием управлении социальной защиты населения Ветлужского района Нижегородской области о взыскании незаконно полученной субсидии 57361 рубль 86 копеек не согласна, так как у нее имелись правовые основания проживания в жилом помещении.

Представитель ответчика управления социальной защиты населения Ветлужского района Нижегородской области Смирнова И.Е., Крупинова Г.В. (действующие на основании доверенности) с требованиями Виноградовой А.И. не согласны. В возражениях указали, что Виноградова А.И. имеет регистрацию по месту жительства: <адрес> с 08.02.1977 года. В соответствии с постановлением правительства РФ от 14.12.2005 года № 761- ФЗ «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по адресу: <адрес> Виноградовой А.И. была назначена субсидия с 01.09.2011 года. В соответствии с п.3 Постановления право на субсидии имеют: б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). На основании и.8 для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированной; потребительского кооператива. В соответствии с п. 14.Правил заявитель несет ответственность за достоверности представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. В соответствии с п.48, получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие

такие события. П.49, в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. П.60 предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной

причины ее образования). Виноградова А.И. для назначения субсидии предоставляла свидетельство о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ о том, что является собственником ? доли жилого помещения по адресу: <адрес>, а не свидетельство о государственной

регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ о том, что собственником жилого помещения является С. (документ предоставлен в УСЗН Ветлужского района только 14.03.2016 года). Виноградова А.В. обращалась в УСЗН Ветлужского района 06.03.2012 года, 05.09.2012 года, 05.04.2013 года, 03.10.2013 года, 17.03.2014 года, 16.09.2014 года, 17.03.2015 года, 22.09.2015 года. Все эти сроки Виноградова А.И. не предоставляла договор найма жилого помещения, а так же свидетельства о праве собственности С. После закрытия субсидии Виноградовой А.И. было направлено письмо от 04.04.2016 №475, где ей было предложено заключить договор найма жилого помещения с собственником жилья, для дальнейшего назначения субсидии. После получения письменного уведомления Виноградова А.И. представила в УСЗН Ветлужского района договор найма жилого помещения от 01.04.2016 года и свидетельство о государственной регистрации права собственности С. Договор найма жилого помещения от 19.01.2012 года в управление представлен не был. Из предоставленного в суд договора найма жилого помещения от 19.01.2012 года видно, что в соответствии с п.5.4 настоящий договор вступает в силу с момента подписания, заключен в двух экземплярах по одному для каждой стороны. Соответственно, если даже Виноградова А.И. отдала свой экземпляр представителю ТСЖ «Микрорайон №5», то второй экземпляр находился С.., В соответствии с законом собственник жилья не должен уведомлять ТСЖ о том, что его квартира сдана. И все правоустанавливающие документы должен предоставлять в ТСЖ собственник жилья, а не «Наниматель». Было проведено 4 заседания суда 27.06.2017 года, 18.07.2017 года, 21.07.2017 года,

ДД.ММ.ГГГГ, где был озвучен договор найма жилого помещения и только на пятое заседание суда 18.09.2017 года Виноградовой А.И. предоставила договор найма жилого помещения от 19.01.2012 года. На основании этого УСЗН Ветлужского района имеются сомнения, что договор найма жилого помещения был заключен 19.01.2012 года. Обязанность по предоставлению полных и достоверных сведений возложена на гражданина, обратившегося за получением субсидии. Назначение субсидии носит заявительный характер. УСЗН Ветлужского района производило назначение на основании тех документов, которые предоставляла Виноградова А.И. На момент назначения субсидии все действия УСЗН Ветлужского района были правомерными в соответствии с действующим законодательством. На основании вышеизложенного, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Взыскать в судебном порядке с Виноградовой Алевтины Ивановны излишне выплаченные по вине получателя суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 57361 рубль 86 копеек.

В связи с этим Управлению Социальной защиты населения Ветлужского района обратилось в суд с встречным иском к Виноградовой Алевтине Ивановне о взыскании излишне уплаченных средств, где указало, что будучи не собственником жилья Виноградова А.Н. получала субсидию как собственник жилья. Дата обращения 06.03.2012 года субсидия назначена с 01.03.2012 года до 01.09.2012 года, дата обращения 05.09.2012 года субсидия назначена с 01.09.2012 года до 01.03.2013 года, дата обращения 05.04.2013

года субсидия назначена с 01.04.2013 года до 01.10.2013года, дата обращения

ДД.ММ.ГГГГ 1 3 года субсидия назначена с 01.10.2013 года до 01.04.2014года, дата обращения 17.03.2014 года субсидия назначена с 01.04.2014 года до 01.10.2014года, дата обращения 16.09.2014 года субсидия назначена с 01.10.2014 года до 01.04.2015 года, дата обращения 17.03.2015 года субсидия назначена с 01.04.2015 года до 01.10.2015года, дата обращения 22.09.2015 года субсидия назначена с 01.10.2015года до 01.04.2016года. На основании данных из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Виноградова А.И. с 11.01.2012 года не является собственником квартиры по вышеуказанному адресу, собственником жилья является С. В нарушении действующего законодательства Виноградова А.И. об этом в УСЗН Ветлужского района не сообщила и продолжала приносить документы на субсидию как собственник жилья, при этом договор найма жилого помещения с 01.02.2012 года между собственником жилого помещения С. и Виноградовой А.И. не был заключен. Виноградова А.И. предоставила свидетельство о государственной регистрации права серия от 11.01.2012 о том, что Виноградова А.И. не является собственником жилого помещения, а собственником является С. Документ предоставлен в УСЗН Ветлужского района 14.03.2016 года. На основании выше перечисленных документов специалистом назначения 17.03.2016 года субсидия Виноградовой А.И. закрыта с 01.05.2012 года с переплатой. Сумма переплаты с 01.05.2012 по 31.03.2016 года включительно составила 86 883,54 рубля 54 копейки. После закрытия субсидии Виноградовой А.И. было выслано письмо от 04.04.2016 №475, где ей было предложено вернуть сумму переплаты путем внесения ее через кассу или путем удержания суммы переплаты с последующих назначений субсидий. На основании заявления от Виноградовой А.И. входящий №2391 от 12.04.2016 года Виноградова А.И. согласилась вернуть сумму переплаты путем удержания ее с последующих назначений субсидий, соответственно суммы переплаты удерживаются с последующих назначений субсидий. На основании вышеизложенного субсидия Виноградовой А.И. назначена с 01.04.2016 года, но суммы ей не выплачиваются т.к. удерживаются. На сегодняшний день т.к. субсидия назначается на 6 месяцев, сумма удержания составила 29 324 рублей 76 копеек, за период с 01.04.2016 по 01.10.2017 года. Остаток суммы переплаты на 01.10.2017 года составил 57558,78 рублей. Просили взыскать в судебном порядке с Виноградовой Алевтины Ивановны излишне выплаченные по вине получателя суммы субсидии на оплату жилого помещения и

коммунальных услуг в размере 57558 рублей 78 копеек.

В судебном заседании представитель управления социальной защиты населения Ветлужского района Нижегородской области Смирнова И.Е., Крупинова Г.В. (действующие на основании доверенности) уменьшили исковые требования до 57361,86 рублей, поскольку с Виноградовой А.И. разница была удержана из назначенных ей субсидий.

К участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области в судебное заседание явилось.. Просило о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление Виноградовой А.И. указали, что в соответствии с пунктом 3 правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 право на субсидии имеют собственники жилого помещения, наниматели жилого помещения, проживающие по договору найма в частном жилищном фонде, пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде. Пунктом 8 Правил определено, что граждане для получения субсидий предоставляют, в том числе, документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением, в котором зарегистрированы по месту постоянного жительства. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Предоставление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидий. Необоснованно полученные в качестве субсидий средства засчитываются в счет будущих субсидий, а при отсутствии права на получение субсидий в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидий в бюджет, из которого была предоставлена субсидия (пункт 49 Правил). Согласно пункту 60 Правил предоставление субсидий прекращается по решению учреждения социальной защиты населения при условии изменения основания проживания (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидий). Истец Виноградова А.И. являлась получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с сентября 2011 года по март 2016 года. Проверкой УСЗН было установлено, что в период с марта 2012 по март 2016 года Виноградовой А.И. представлялся заведомо недостоверный документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования 1/2 доли квартиры по адресу: Нижегородская область г. Ветлуга, ул. Микрорайон д.11 кв.8, тогда как в декабре 2011 года Виноградова А.И. подарила указанную долю квартиры, принадлежавшую ей на праве собственности, С. сохраняя право проживания в ней. В этой связи сумма необоснованно полученных субсидий составила 86 883,54 рублей. Заявлением от 12.04.2016 №2391 истец согласилась вернуть указанную сумму в областной бюджет путем ее удержания с последующих назначенных субсидий, а также предоставила договор найма на квартиру. По факту данного обращения Виноградовой А.И. были назначены субсидии на периоды с апреля по сентябрь 2016 года, с октября 2016 по март 2017 года, с апреля по сентябрь 2017 года, которые удерживаются в счет необоснованно полученных сумм субсидий. Учитывая изложенное, Министерство просит в удовлетворении исковых требований Виноградовой А.И. отказать в полном объеме.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, материалы выплатного дела заведенного в управлении социальной защиты населения Ветлужского района в отношении Виноградовой А.И., оценив представленные доказательства с точки зрения относимости и допустимости, достоверности, суд приходит к следующему:

Согласно положений ст. 159ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с настоящим Кодексом уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета…

Согласно п. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 право на субсидии имеют собственники жилого помещения, наниматели жилого помещения, проживающие по договору найма в частном жилищном фонде, пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Согласно п. 8 указанных Правил определено, что граждане для получения субсидий предоставляют, в том числе, документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением, в котором зарегистрированы по месту постоянного жительства. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов.

В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

В силу п. 49 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 предоставление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидий. Необоснованно полученные в качестве субсидий средства засчитываются в счет будущих субсидий, а при отсутствии права на получение субсидий в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидий в бюджет, из которого была предоставлена субсидия.

Согласно пункту 60 Правил предоставление субсидий прекращается по решению учреждения социальной защиты населения при условии изменения основания проживания (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидий).

В судебном заседании достоверно установлено, что Виноградова А.И. являлась получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с сентября 2011 года по март 2016 года.

Проверкой УСЗН выявлено, что в период с марта 2012 по март 2016 года Виноградовой А.И. представлялся заведомо недостоверный документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования 1/2 доли квартиры по адресу: <адрес> тогда как в декабре 2011 года Виноградова А.И. подарила указанную долю квартиры, принадлежавшую ей на праве собственности, С. сохраняя право проживания в ней.

Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались самой Виноградовой А.И., подтверждаются договором дарения от 14.12.2011 года, свидетельством о государственной регистрации права от 11.01.2012 года, уведомлением УСЗН Ветлужского района Виноградовой А.И.

Согласно приобщенных к гражданскому делу материалов выплатного дела следует, что дата обращения Виноградовой А.И. в УСЗН Ветлужского района 06.03.2012 года субсидия назначена с 01.03.2012 года до 01.09.2012 года, дата обращения 05.09.2012 года субсидия назначена с 01.09.2012 года до 01.03.2013 года, дата обращения 05.04.2013 года субсидия назначена с 01.04.2013 года до 01.10.2013года, дата обращения 03.10.20 1 3 года, субсидия назначена с 01.10.2013 года до 01.04.2014года, дата обращения 17.03.2014 года субсидия назначена с 01.04.2014 года до 01.10.2014года, дата обращения 16.09.2014 года субсидия назначена с 01.10.2014 года до 01.04.2015 года, дата обращения 17.03.2015 года субсидия назначена с 01.04.2015 года до 01.10.2015года, дата обращения 22.09.2015 года субсидия назначена с 01.10.2015года до 01.04.2016года.

На основании данных из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Виноградова А.И. с 11.01.2012 года не является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Квартира на праве собственности принадлежит С.

В нарушении действующего законодательства Виноградова А.И. об этом в УСЗН Ветлужского района не сообщила и продолжала представлять не действующее свидетельство о праве собственности на ? долю квартиры, т.е. документы на субсидию, как собственник жилья.

При этом договор найма жилого помещения с 01.02.2012 года между собственником жилого помещения С. и Виноградовой А.И. в УСЗН Ветлужского района Виноградова А.И. не представила, с заявлением не обращалась.

14.03.2016 года обратилась в УСЗН Ветлужского района предоставив свидетельство о государственной регистрации права от 11.01.2012 о том, что Виноградова А.И. не является собственником жилого помещения, а собственником является С.

На основании выше перечисленных документов специалистом назначения УСЗН Ветлужского района 17.03.2016 года субсидия Виноградовой А.И. закрыта с 01.05.2012 года с переплатой.

Сумма переплаты с 01.05.2012 по 31.03.2016 года включительно составила 86 883,54 рубля 54 копейки.

Сумма переплаты подтверждается представленным в суд расчетом, который проверен судом, оснований ему не доверять не имеется. Иного расчета, опровергающий расчет УСЗН Ветлужского района Виноградовой А.И. не представлено.

После закрытия субсидии Виноградовой А.И. УСЗН Ветлужского района направлено извещение от 04.04.2016 №475, где было предложено вернуть сумму переплаты путем внесения ее через кассу или путем удержания суммы переплаты с последующих назначений субсидий.

На основании заявления от Виноградовой А.И. входящий №2391 от 12.04.2016 года Виноградова А.И. согласилась вернуть сумму переплаты путем удержания ее с последующих назначений субсидий, соответственно суммы переплаты удерживаются с последующих назначений субсидий.

Факт обращения Виноградовой А.И. в УСЗН Ветлужского района с указанным заявлением Виноградовой А.И. в судебном заседании не оспаривался.

При таких обстоятельствах судом достоверно установлено, что субсидия УСЗН Ветлужского района Виноградовой А.И. назначена с 01.04.2016 года, но суммы ей не выплачиваются т.к. удерживаются.

Поскольку субсидия УСЗН Ветлужского района назначается на 6 месяцев, сумма удержания составила 29 324 рублей 76 копеек, за период с 01.04.2016 по 01.10.2017 года.

В судебное заседание Виноградовой А.И. представлен договор найма жилого помещения от 19.01.2012 года заключенный между С. и Виноградовой А.И. по адресу: <адрес>. В свою очередь договор УСЗН Ветлужского района не представлялся, о его заключении Виноградова А.И. указанный орган не уведомила. С заявлением УСЗН Ветлужского района по указанному поводу не обращалась, что не оспаривалось ей в судебном заседании. Однако, начисление субсидии по данным основаниям в силу приведенного выше закона носит заявительных характер.

Свидетель М.. в судебном заседании указала, что являясь председателем ТСЖ заверила данный договор 20.01.2011 года. Объяснить каким образом был заверен фактически несуществующий договор найма, так как из текста заключен он был 19.01.2012 года не может. Предполагает, что в датах имеется ошибка.

Указанную позицию высказала в судебном заседании и Виноградовой А.И.

При наличии данных противоречий, суд к указанному договору найма, объяснению свидетеля М. объяснениям Виноградовой А.И. в данной части, относится критически.

Представление договора в судебное заседание не несет юридических последствий, не может служить основанием к признанию действий УСЗН Ветлужского района незаконными, не служит основанием к взысканию с УСЗН Ветлужского района удержанных с Виноградовой А.И. денежных сумм необоснованно полеченной субсидии.

При таких обстоятельствах действия УСЗН Ветлужского района не противоречат закону.

Требования истца Виноградовой А.И признать незаконным решение управления социальной защиты населения Ветлужского района Нижегородской области о прекращении предоставления субсидии и взыскании излишне выплаченной за период с 01.05.2012 года по 31.03.2016 года субсидии в размере 86 883 рубля 54 копейки, обязать управление социальной защиты населения Ветлужского района выплатить удержанную субсидию с апреля месяца 2016 года, взыскать с управления социальной защиты населения Ветлужского района удержанную субсидию в размере 29324 рубля 76 копеек являются не законными, удовлетворению не подлежат.

Обсуждая встречные требования управления социальной защиты населения Ветлужского района Нижегородской области о взыскании с Виноградовой А.И. 57361,86 рублей, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Указанная сумма подтверждается расчетом, справкой об уточнении размера суммы удержания из последующих назначений субсидий. Оснований не доверять расчету, справки у суда оснований нет.

На основании изложенного, и руководствуясь 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях Виноградовой Алевтине Ивановне к Управлению Социальной защиты населения Ветлужского района о признании незаконным решения Управлению Социальной защиты населения Ветлужского района о прекращении предоставления субсидии и взыскании излишне выплаченной субсидии за период с 01.05.2012 года по 31.03.2016 года в размере 86883,54 отказать.

В исковых требованиях Виноградовой Алевтине Ивановне к Управлению Социальной защиты населения Ветлужского района обязать выплатить удержанную субсидию с апреля 2016 года отказать.

В исковых требованиях Виноградовой Алевтине Ивановне к Управлению Социальной защиты населения Ветлужского района взыскать удержанную субсидию в размере 29324 рубля 76 копеек отказать.

Встречные исковые требования Управления Социальной защиты населения Ветлужского района к Виноградовой Алевтине Ивановне о взыскании излишне уплаченных средств удовлетворить.

Взыскать с Виноградовой Алевтины Ивановны в пользу управление социальной защиты населения Ветлужского района 57361( пятьдесят семь тысяч триста шестьдесят один) рубль 86 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Ветлужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения районным судом в окончательной форме.

Судья: И.А. Горев