ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-121/2018 от 20.06.2018 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-121/2018 Изготовлено 20 июня 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

Председательствующего судьи Маханько Ю.М.,

при секретаре Цырулевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

16 мая 2018 года

гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Управлению Росреестра по Ярославской области о признании незаконными распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участком, признании недействительным постановления, расторжении договора аренды, снятии земельного участка с кадастрового учета, обязании утвердить схемы размещения земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Управлению Росреестра по Ярославской области с исковыми требованиями, с учетом их уточнения просит:

- признать распоряжения Администрации ЯМР № 62/1 от 15 февраля 2017 года и 69/3 от 17 февраля 2017 года об отказе в предварительном согласовании земельных участков незаконными;

- признать распоряжения Администрации ЯМР №261 от 4 мая 2017 года, № 244 от 3 мая 2017 года и 283/1 от 4 мая 2017 года об отказе ФИО2 в предварительном согласовании предоставления земельных участков незаконными и необоснованными;

- признать постановление №71 Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 20 января 2016 года незаконным;

- обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1401кв.м. расположенный по адресу: <адрес>;

- обязать МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» расторгнуть с ФИО3 Договор №401 аренды земельного участка от 31.04.2017 года;

- обязать КУМИ Администрации ЯМР возобновить рассмотрение заявлений № №256к и 257к от 23.01.2017 заявление №2006к от 06.04.2017года, как заявления на свободные земельные участки и утвердить схемы размещения земельных участков площадью 2500 кв. м, 2500 кв. м 2500 кв.м на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивирует тем, что 20 декабря 2016 года ФИО1, в Администрацию Карабихского сельского поселения Ярославского района Ярославской области были поданы заявления на предоставление в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельных участков площадью 2500 и 2500 кв. м, расположенных по адресу: <адрес>. Все эти заявления после передачи полномочий с поселений в Ярославском районе перешли в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района. Они были зарегистрированы от 23.01.2017 за номерами: №256к на земельный участок 2500 кв. м, №257к на земельный участок 2500 кв. м.

На протяжении двух месяцев истцом неоднократно совершались звонки в КУМИ Администрации ЯМР, но решение принято не было. В итоге распоряжения об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявке №256к №62/1 было получено 3 апреля 2017 года и №257к №69/3 от 23 января 2017 года были получены 17 мая 2017 года. В распоряжениях была указана причина отказа «несоответствии схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке...», а именно специалистами отдела земельных отношений было указано на отсутствие «ортофотоплана». Заявления сдавались в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР, каких-либо нареканий от землеустроителей к схемам не было, однако после передачи документов в Администрацию ЯМР все схемы стали не соответствовать формату. Считает, что отказы были незаконны.

Результаты предоставления муниципальной услуги предоставляются выбранным заявителем способом, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно пункту 3.2.11 Административного регламента, срок исполнения административной процедуры в случае подготовки проекта Постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка - не более 24 дней.

Согласно пункту 3.3.3 Административного регламента, сотрудник ОУЗР в день получения Постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка информирует посредством телефонной связи, по электронной почте или иным способом, указанным в заявлении, заявителя о возможности получения результата предоставления муниципальной услуги в Комитете.

Если в течение 3 дней после информирования заявителя заявитель не явился в Комитет для получения указанных выше документов, сотрудник ОУЗР осуществляет подготовку сопроводительного письма, 1 экземпляр Постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо 1 экземпляр распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и передает указанные документы сотруднику Комитета для направления их заявителю посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктом 3.3.4 Административного регламента, результатом выполнения административной процедуры является направление (выдача) заявителю Постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно пункту 3.3.5 Административного регламента, срок исполнения административной процедуры не должен превышать 5 дней.

ФИО1 в порядке и сроки, указанные в Административном регламенте, не была уведомлена о результате предоставления муниципальной услуги в Комитете, распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ему не направлялось.

Тем не менее, после получения Распоряжений №62/1 от 15 февраля 2017 года по заявлению 256к в котором говорилось о несоответствии схемы расположения земельного участка ее формату, а также земельному участку по заявлению 25 7к по которому еще не было получено ответа, переделываем схемы, дополняем третьей заявкой и 6 апреля 2017 года были сданы истцом повторно. Заявления были зарегистрированы с новыми номерами: №2005к (ранее заявка 256к) по земельному участку площадью 2500 кв. м и №2007к (ранее заявка №257к от) по земельному участку площадью 2500 кв. м, а также была подана заявка №2006к по земельному участку площадью 2500 кв. м по адресу: <адрес> в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Между тем

Со всеми новыми заявлениями были поданы сформированные пакеты документов: схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с требуемым Администрацией «ортофотопланом», копия паспорта. Истец считает, что ее права на предоставление земельных участков нарушены.

Производство по исковым требованиям о признании распоряжений Администрации ЯМР № 69/3 от 17 февраля 2017 года и № 244 от 3 мая 2017 года об отказе в предварительном согласовании земельных участков незаконными прекращено в связи с отказом представителя истца от заявленных требований.

В судебном заседании представители истца ФИО4 и ФИО5 поддержали исковые требования по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно пояснили, что те требования, которые Администрация ЯМР предъявляет к схемам расположения земельных участков не предусмотрены, а рекомендованы действующим законодательством. Считают, что действия Администрации были направлены на затягивание процесса рассмотрения заявлений ФИО1 для того, что бы предоставить испрашиваемые земельные участки иным лицам. ФИО6 так же обратила внимание суда на то, что отказы не были направлены в установленный срок, что исключало возможность истца быстро и своевременно устранить указанные Администрацией ЯМР нарушения. Кроме того, истец не была достоверно информирована о судьбе испрашиваемых участков, а именно, от факт что один из земельных участков принадлежит физическому лицу, по одному из участком утверждена схема, а по третьему заключен договор аренды с ранее осуществленной публикацией представители истца узнали только в ходе рассмотрения дела, и нее доверяют представленным сведениям.

Представитель Администрации ЯМР и КУМИ Администрации ЯМР по доверенности ФИО7 исковые требования не признала, пояснила, что в связи с передачей Администрации ЯСМР полномочий от сельских поселений о предоставлении земельных участков, в январе 2017 года поступили заявления Углевой о предварительном согласовании предоставления земельных участков с приложенными схемами. Заявлений было передано три. Ко всем заявлениям были приложены схемы, не соответствующие требованиям. На данных схемах не были отражены места общего пользования, красные линии, объекты инфраструктуры, природные объекты. Это бы все не требовалось, если бы схема была наложена на картографический план местности, так как на нем все это отображается. В апреле ФИО1 все это исправила, кроме того, подала заявку на новый земельный участок. Вопеки доводам представителей истца на земельный участок, который был предоставлен ФИО3 ФИО1 ни в декабре 2016 года, ни в январе 2017 года не заявлялась, На земельный участок, часть которого поглощает земельный участок, предоставленный ФИО3 в декабре 2016 года заявлялся ФИО9, ему было отказано в связи с ненадлежащим оформлением схемы, данный отказ им не обжаловался. Одна из заявок ФИО1 при ее надлежащем оформлении была удовлетворена. Один из испрашиваемых земельных участков на момент поступления заявления принадлежал на праве собственности физическому лицу и не являлся объектом государственной и муниципальной собственности, другой земельный участок пересекал границы земельного участка, который был сформирован для выставления на аукцион (отказы № 62/1 и 261), по нему действовала утвержденная в установленном порядке схема, что исключает возможность предоставления данного участка. 6 апреля 2017 года истец обратилась в Администрацию ЯМР отказ( № 283/1 от 4 мая 2017 года) о предварительном согласовании земельного участка, который поглощал земельный участок, сформированный по заявке ФИО3 Между тем, обращение было только одно, и в момент действия публикации и процесса утверждения схемы испрашиваемого ФИО3 земельного участка. Считает, что договор аренды земельного участка с ФИО3 был заключен в соответствии с действующим законодательством, оснований для его расторжения не имеется, как не имеется оснований для признании недействительным постановления Администрации Карабихского сельского поселения об утверждении схемы расположения земельного участка.

Иные ответчики: ФИО3, Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР, Управление Росреества по Ярославской области и третьи лица в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом. С согласия сторон, дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

По требованиям о признании распоряжения Администрации ЯМР № 62/1 от 15 февраля 2017 года, распоряжения Администрации ЯМР №261 от 4 мая 2017 года недействительными, признании постановление №71 Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 20 января 2016 года незаконным:

ФИО1 обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения, впоследствии в Администрацию ЯМР с заявлением о согласовании границ земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 2 500 кв.м. в территориальной зоне Ж-1 «зона ИЖС», расположенного в <адрес>. Распоряжением Администрации ЯМР № 62/1 от 15 февраля 2017 года ей было отказано в связи с тем, что схема расположения земельного участка не соответствует требованиям, установленным действующему законодательству.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

На основании п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является в то числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи.

По своей правовой природе схема расположения земельного участка составляется при образовании земельного участка (п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ) и осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В свою очередь, в силу ст. 11, ст. 85 Земельного кодекса РФ установление правил землепользования относится к компетенции органов местного самоуправления в области земельных отношений, указанными правилами устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно статьям 12 - 14 Земельного кодекса РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе"

Таким образом, доводы представителей истца относительно того, что на схеме не требовалось отражения красных линий, мест общего пользования, инфраструктуры, противоречат законодательно закрепленным требованиях к оформлению схемы земельного участка.

Изготовив схему расположения истребуемого земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства путем наложения на картографический план местности, 6 апреля 2017 года ФИО1 вновь обратилась в Администрацию ЯМР с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, однако распоряжением Администрации ЯМР № 261 от 4 мая 2017 года ей было отказано, в связи с ранее поступившим заявлением о проведении аукциона по продаже истребуемого ФИО1 земельного участка.

Как следует из материалов дела 5 октября 2015 года ФИО13 обратился в администрацию Карабихского сельского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 800 кв.м. в <адрес> в аренду. Как следует из протокола заседания комиссии по имущественным и земельным отношениям Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР от 13 октября 2015 года было решено проверить земельный участок на наличие притязаний иных лиц. В случае, если участок свободе провести процедуру предварительного согласования земельного участка.

Согласно представленной выкопировке из газеты Деловой вестник (Ярославский агрокурьер), извещение о предоставлении земельного участка площадь. 800 кв.м. в д. <адрес> в аренду через торги было опубликовано 5 ноября 2015 года с номером извещения 56.

4 декабря 2015 года ФИО14 обратилась в администрацию Карабихского сельского поселения с намерением принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, согласно публикации № 56 от 5 ноября 2015 года.

18 декабря 2015 года ФИО13 было отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду в связи с заявлением иного гражданина о намерении участвовать в аукционе.

20 января 2016 года была утверждена схема расположения земельного участка площадью 800 кв.м. в д. <адрес>.

В соответствии с п.п. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Испрашиваемый истцом земельный участок площадью 2 500 кв.м. накладывался на земельный участок площадью 800 кв.м., схема которого утверждена и на момент отказа ФИО1 в предварительном отказе в предоставлении земельного участка действовала.

Доводы представителей истца относительно того, что Администрацией ЯМР не был направлен первоначальный отказ № 62/1 от 15 февраля 2017 года в установленные сроки, не влияют на принятое органом исполнительной власти в последствие решение, так как предварительное согласование испрашиваемого земельного участка было невозможно, в том числе и по указанным выше причинам.

Основания для признания постановление №71 Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 20 января 2016 года незаконным отсутствуют. Данное постановление принято в соответствии с установленным порядком, на основании решения комиссии по имущественным и земельным ресурсам Администрации Карабихского сельского поселения, за год до того, как истец стала заявлять права на сформированный ей земельный участок.

В связи с тем, что на момент рассмотрения настоящего спора утвержденная оспариваемым постановлением схема земельного участка утратила силу с истечением ее срока, у истца имеется право на обращение в Администрацию ЯМР повторно с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в административном порядке, поэтому, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в части обязания КУМИ Администрации ЯМР возобновить рассмотрение заявлений, так как удовлетворение данных требований не является способом восстановления нарушенного права, в связи с тем, что истец по данному земельному участку после истечения действия схема (после 201 января 2018 года) в Администрацию ЯМР не обращалась.

По требованиям о признании распоряжения Администрации ЯМР № 283/1 от 4 мая 2017 года недействительным, обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1401кв.м. расположенный по адресу: <адрес>; обязании МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» расторгнуть с ФИО3 договор аренды земельного участка:

17 февраля 2017 года ФИО3 обратился в Администрацию ЯМР с заявлением о согласовании границ земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1 401 кв.м. в территориальной зоне Ж-1 «зона ИЖС», расположенного в д. <адрес>. Распоряжением от 17 марта 2017 года рассмотрение данного заявления было приостановлено в связи с тем, что местоположение испрашиваемого земельного участка полностью совпадает с земельным участком, в отношении которого иным лицом ранее была предоставлена схема.

Как установлено в судебном заседании с заявлением о согласовании предоставления земельного участка в Администрацию Карабихского сельского поселения обращался ФИО8, сведений о том, что в это же время обращалась ФИО1 суду не представлено. Впоследствии ФИО8 было отказано распоряжением Администрации ЯМР от 17 февраля 2017 года, рассмотрение заявления ФИО3 возобновлено, 30 марта 2017 года опубликовано извещение о предоставлении земельного участка, площадью 1 401 кв.м. в территориальной зоне Ж-1 «зона ИЖС», расположенного в д. <адрес>, указан срок и время приема заявлений о намерении участвовать в конкурсе.

6 апреля 2017 года ФИО1 обратилась в Администрацию ЯМР с заявлением о предварительном согласовании земельного участка расположенного в д. <адрес> площадью 2 500 кв.м.

Распоряжением от 4 мая 2017 года № 283/1 ФИО1 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с полным совпадением его (участка) границ с земельным участком, образуемым в соответствии с принятым ранее решением об утверждении схемы земельного участка.

Согласно п.п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с п.п. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Постановлением от 5 июня 2017 года ФИО3 было согласовано предварительное предоставлением земельного участка площадью 1 401 кв.м. в территориальной зоне Ж-1 «зона ИЖС», расположенного в д. <адрес>, утверждена прилагаемая схема земельного участка.

То есть, схема расположения земельного участка была утверждена после подачи ФИО1 заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Между тем, рассматривая заявленные требования в рамках искового производства суд проверяет как законность (незаконность) отказа по всем основаниям, так и возможность (невозможность) предварительно согласовать предоставление испрашиваемого земельного участка с последующим его предоставлением.

Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. пп. 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ.

В соответствии с п. 13 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе такого основания как то, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Как указывалось выше, публикация была проведена 30 марта 2017 года. Срок подачи заявления о намерении был указан до 28 апреля 2017 года. То есть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка было подано ФИО1 в орган местного самоуправления в период действия публикации. Однако данное заявление нельзя расценивать, как заявление о намерении участвовать в аукционе, в связи с тем, что ФИО10 было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка иной площади и конфигурации.

31 июля 2017 года с ФИО3 был заключен договор аренды земельного участка площадью 1 401 кв.м. в территориальной зоне Ж-1 «зона ИЖС», расположенного в д. <адрес> с 27 июля 2017 года по 26 июля 2037 года.

Оснований для расторжения данного договора в настоящем судебном заседании не установлено, как не установлено оснований для снятия земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1401кв.м. расположенный по адресу: <адрес> с кадастрового учета.

Требования об обязании КУМИ Администрации ЯМР утвердить схемы размещения земельных участков площадью 2500 кв. м, 2500 кв. м 2500 кв.м на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> не подлежат удовлетворению в связи с установленными по делу обстоятельствами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований ФИО1 к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Управлению Росреестра по Ярославской области, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд Ярославской области в течение одного месяца.

Судья Ю.М. Маханько