ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-121/202016 от 16.01.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело №2-121/2020 16 января 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,

при секретаре Кузнецовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по старости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) об установлении повышения размера фиксированной выплаты к пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что 18 июня 2019 года подала в пенсионный орган заявление об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. Решением ответчика от <Дата><№> в удовлетворении заявления отказано, в стаж работы в сельском хозяйстве не включен период работы в должности заместителя председателя СПК «РК «Беломор» с 05 августа 1997 года по 15 июня 2010 года, поскольку из названия должности невозможно однозначно определить сельскохозяйственное направление работ. Истец с данным выводом не согласна. СПК «РК «Беломор», в котором она всю жизнь работала, является сельскохозяйственным предприятием. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности является рыболовство морское, дополнительными видами деятельности – выращивание однолетних культур, выращивание многолетних культур, животноводство. В соответствии с уведомлением ФНС от 17 января 2005 года СПК «РК «Беломор» применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. На балансе СПК «РК «Беломор» в д. Летняя Золотица состоят маслозавод, телятник, сараи для сена, силосная траншея, в период работы истца имелся крупный рогатый скот. В собственности СПК «РК «Беломор» находятся земельные участки сельскохозяйственного назначения: 28 гектаров пашни, 403 гектара сенокосов, 113 гектаров пастбищ. Морское рыболовство осуществляется СПК «РК «Беломор» по месту приписки рыболовного судна М-0115 Мурманск в г. Мурманске, где расположен отдел флота, АУП расположен в г Архангельске, в штате СПК «РК «Беломор» имеются 2 сельхозбригады (№ 1 в д. Летняя Золотица и № 2 в д. Пушлахта). Отделения в деревнях Летняя Золотица и Пушлахта являются обособленными структурными подразделениями СПК «РК «Беломор» и занимаются исключительно сельскохозяйственной деятельностью. Истец имеет только образование зоотехника, следовательно, направление работы истца в должности заместителя председателя сельскохозяйственного производственного кооператива осуществлялось в части заведования животноводством. При повышении истца до заместителя председателя в 1997 году СПК «РК «Беломор» не мог учитывать, как изменится законодательство Российской Федерации в будущем. Просила установить повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01 января 2019 года, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии истца на основании части 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01 января 2019 года. Заявленные требования с учетом уточнения поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что с заявлением о перерасчете пенсии истец в пенсионный орган не обращалась. При разрешении вопроса о перерасчете пенсии по имеющимся в выплатном деле сведениям стаж был учтен по 2003 год. Спорный период не включен в специальный стаж, поскольку из наименования должности однозначно не усматривается ее связь с сельским хозяйством. Уставом рыболовецкого колхоза не подтверждается сельскохозяйственный профиль организации, следовательно, период работы заместителем председателя рыболовецкого колхоза не может быть учтен в «сельский» стаж. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица СПК «РК «Беломор» ФИО4 в судебном заседании требования, заявленные истцом, поддержал. Пояснил, что ФИО1 в период с 05 августа 1997 года по 15 июня 2010 года действительно работала в обособленном подразделении СПК «РК «Беломор» в д. Летняя Золотица в должности заместителя председателя по ОП «Летняя Золотица». В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц СПК «РК «Беломор» указаны осуществляемые виды деятельности: выращивание однолетних культур, животноводство, смешанное сельское хозяйство. Обособленное подразделение в д. Летняя Золотица в указанный период занималось животноводством и растениеводством, на балансе предприятия находятся: коровник, маслозавод, пастбища и сенокосы, расположенные на территориях д. Пушлахта и д. Летняя Золотица. ФИО1 в спорный период работала руководителем животноводческого направления. Рыболовством занимается обособленное подразделение «Отдел флота» в г.Мурманске, по штату экипажа судна. Должность истца соответствует должности «начальник (заместитель начальника) структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которого не является сельское хозяйство». СПК «РК «Беломор» является поселкообразующим предприятием и осуществляет сельскохозяйственную деятельность в д. Летняя Золотица и д. Пушлахта для создания рабочих мест и внутреннего снабжения продовольствием деревень, поэтому реализация сельскохозяйственной продукции от животноводства производится в ограниченных объемах. Просил иск удовлетворить.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела истца, материалы наблюдательного дела СПК «РК «Беломор», суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пункт 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Повышение устанавливается в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной пунктом 1 и 2 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» на весь период проживания в сельской местности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») осуществляется с 01 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 01 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 01 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 01 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее Список от 29 ноября 2018 года) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (далее - Правила от 29 ноября 2018 года).

Список основывается на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), а также на предложениях Минсельхоза России.

Разделом 2 Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, предусмотрены:

- заведующий (заместитель заведующего) животноводческого направления, в том числе по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, сельскохозяйственных производственных объектов (заведующий конным двором, заведующий кухней для животных, заведующий свинофермой, заведующий фермой, заведующий яйцескладом, заведующий животноводческим комплексом, заведующий конефермой, заведующий молочным комплексом, заведующий овцефермой, заведующий племенной базой, заведующий свино-товарной фермой, заведующий складом санитарного боя животных, заведующий убойным пунктом, заведующий кормовой лабораторией, заведующий кормоцехом, заведующий инкубаторием, заведующий молочно-товарной фермой, заведующий машинным двором, складом запчастей, завхоз и т.д.) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство);

- заместитель главы (директора, председателя, руководителя) крестьянского (фермерского) хозяйства, директора (генерального директора, председателя) колхоза, совхоза, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство (по отраслям животноводства, в том числе по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, сельскохозяйственных производственных объектов);

- начальник (заместитель начальника) животноводческого направления, в том числе по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, сельскохозяйственных производственных объектов (начальник скотопрогонного тракта, начальник животноводческого комплекса, начальник молочного комплекса, начальник убойного цеха, начальник кормоцеха, начальник цеха молодняка, цеха выращивания, цеха животноводства и т.д.) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).

Согласно пункту «а» части 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышенной фиксированной выплаты, периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации (после 01 января 1992 года), включаются в стаж работы в сельском хозяйстве при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Понятия основного вида деятельности «сельское хозяйство» законодателем не предусмотрено, в ОКВЭД указывается, чем конкретно занималось предприятие; выращиванием сельскохозяйственной продукции, научной работой, переработкой сельхоз продукции и т.д.

Законодатель, возлагая на Правительство Российской Федерации полномочия по утверждению Списков, изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты. В этой связи концепция Списка построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах в полевых условиях, фермах и т.п.

Согласно Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, работа (деятельность) в сельском хозяйстве до 01 января 1992 года на территории Российской (бывшей РСФСР) засчитывается в шести типовых для советского периода сельскохозяйственных организациях (колхоз, совхоз, машино-тракторная станция, крестьянское (фермерское) хозяйство, сельско-хозяйственная артель и межколхозное предприятие). Любая работа в указанных организациях до 1992 года засчитывается в сельский стаж независимо от ее наименования и производства, также независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

При этом Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, предусмотрены не все работы и производства, включаемые в понятие «сельское хозяйство», а только лишь три вида сельскохозяйственных работ: растениеводство, животноводство и рыбоводство.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности растениеводство - это выращивание определенных культур код группировки от 01.1 до 01.4 до животноводства, животноводство - это разведение различных животных код группировки от 01.4 до 01.5, код 01.5 - смешанное сельское хозяйство - это растениеводство и животноводство.

В связи с этим при определении права на повышенную базовую часть пенсии подлежит установлению вид экономической деятельности хозяйства в целом, либо в его структурном подразделении.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности СПК «РК «Беломор» является рыболовство морское, дополнительными видами деятельности – выращивание однолетних культур, выращивание многолетних культур, животноводство.

По сведениям налогового органа, СПК «РК «Беломор» применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Из наблюдательного дела СПК «РК «Беломор» следует, что организация состоит на учете в пенсионном органе с 13 июня 1991 года, в спорный период осуществляла финансово-экономическую деятельность и уплачивала страховые взносы.

В соответствии с Уставом рыболовецкого колхоза «Беломор» Приморского района Архангельской области, зарегистрированного Постановлением главы администрации Приморского района от 03 декабря 1992 года № 430, основными задачами рыболовецкого колхоза являлись развитие и укрепление общественного хозяйства, повышение производительности труда и рентабельности производства; увеличение добычи рыбы, выращивание рыбы, освоение новых районов и объектов промысла, механизации трудоемких процессов труда, специализации и концентрации колхозного производства на базе межхозяйственного кооперирования; улучшение бытовых условий и жизни рыбаков-колхозников, осуществление охраны уставных правил и законных интересов членов рыболовецкого колхоза.

Вместе с тем в соответствии со специализированными формами годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственной организации за 1997-2000 годы, в штате предприятия состояли трактористы-машинисты, операторы машинного доения, дояры, скотники РКС, приведены основные показатели валовой продукции растениеводства, животноводства.

29 июня 2000 года Министерством Российской Федерации по налогам и сборам выдано свидетельство, в соответствии с которым наименование организации изменено на СПК «РК «Беломор».

Постановлением главы местного самоуправления МО «Приморский район» от 12 июля 2000 года № 245 произведена государственная регистрация изменении и дополнений в устав рыболовецкого колхоза «Беломор», в соответствии с которыми СПК «РК «Беломор» является рыболовецким колхозом, созданным на основе добровольного членства для совместной деятельности по ведению рыбного хозяйства, сельскохозяйственного производства, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем объединения их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов колхоза, а также личного трудового участия в хозяйственной деятельности колхоза.

В соответствии с инвентарными карточками учета объекта основных средств СПК «РК «Беломор» в спорный период работы истца на балансе предприятия состояли корова Баловница, коровы Дельта, Годолька, Зоренька, Забава, с 1979 года состоит маслозавод, с 1990 года – сарай для сена, с 1965 года – телятник на 50 голов, с 1994 года – сарай для сена (Золотица, бригада № 2).

Согласно свидетельству о праве собственности на землю, выданному рыболовецкому колхозу «Беломор», постановлением главы администрации Приморского района от <Дата><№> для сельскохозяйственного использования в коллективную собственность предоставлено 544 гектара, из них: 28 гектаров – пашни, 403 гектара - сенокосов, 113 гектаров – пастбищ.

Как следует из протокола общего собрания колхозников «Беломор» от 24 апреля 1980 года, работники бригады № 2 Л-Золотица (в том числе истец) занимались животноводством еще в 80-х годах прошлого века.

В материалы дела представлен диплом <№>, в соответствии с которым ФИО1 в 1972 году поступила в Холмогорский зоотехнический техникум и в 1978 году окончила полный курс названного техникума по специальности «Зоотехния». Решением квалификационной комиссии от 23 февраля 1978 года присвоена квалификация «Зоотехник».

В трудовой книжке колхозника ФИО1 имеются сведения о работе с 1996 года по 2008 год по специальности «Животноводство» в колхозе «Беломор».

В соответствии с должностной инструкцией заместителя председателя по ОП д. Летняя Золотица СПК «РК «Беломор» в обязанности истца входило: руководство производственно-хозяйственной и животноводческой деятельностью подразделения в д. Летняя Золотица, обеспечение выполнения плановых заданий по заготовке и переработке продуктов животноводства и сельского хозяйства по всем количественным и качественным показателям, добиваясь эффективного использования закрепленных земель, высокой урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных (птицы), рационального использования машино-тракторного парка, технологического оборудования и других основных средств, закрепленных за хозяйством; организация проведения сельскохозяйственных работ в оптимальные сроки и на высоком уровне агротехники с использованием научно обоснованной системы севооборота, обработки почвы, порядка применения удобрений, методов и средств защиты растений, обеспечение правильного содержания животных (птицы) и сохранности поголовья, своевременной заготовки кормов, их хранения и использования в соответствии с установленными требованиями и нормами, принятие мер по своевременной переработке производимой продукции и отправке ее потребителям, следить за содержанием зданий и сооружений сельского хозяйства, их своевременным ремонтом, участие в разработке заданий по производству и сдаче сельскохозяйственной продукции и организация их выполнения, обеспечение рационального использования трудовых ресурсов, земли, зданий, сооружений, технических и других средств производства, организации производства, механизации и автоматизации производственных процессов, выявление и использование резервов повышения производительности труда; добиваться экономии трудовых, материальных и финансовых ресурсов, организация учета и составления установленной отчетности о производственной деятельности подразделения, контроль за соблюдением работниками производственной и трудовой дисциплины, обеспечение выполнения правил по охране труда, противопожарной защите и производственной санитарии; внесение предложений о поощрении отличившихся работников и наложение в необходимых случаях дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины, участие в организации подготовки и повышения квалификации кадров, проведение воспитательной работы в коллективе.

В соответствии со штатным расписанием СПК «РК «Беломор» на период с 21 июля 2008 года в структурном подразделении «Летняя Золотица» предусмотрена должность заместителя председателя по сельскому хозяйству. Штатным расписанием также предусмотрена должность заместителя председателя по флоту в структурном подразделении в г. Мурманске.

Согласно трудовому договору от <Дата><№> истец приняла на себя обязанность по выполнению трудовых обязанностей в должности заместителя председателя по ОП «Летняя Золотица».

Пенсионным органом в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств, опровергающих доводы истца о ее работе в спорные периоды в сельском хозяйстве на должностях, предусмотренных Списками.

Вместе с тем, как следует из выплатного дела истца, в нем имеются сведения о работе в указанных должностях до 23 мая 2003 года.

С заявлением о перерасчете пенсии в установленном порядке с предоставлением документов, подтверждающих стаж после указанной даты, истец в пенсионный орган не обращалась.

Представленный в материалы дела ответ на обращение от <Дата><№> свидетельствует об обращении истца к ответчику в порядке Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в стаж сельскохозяйственной деятельности истца подлежит включению период с 05 августа 1997 года по 23 мая 2003 года. Остальной период пенсионным органом не оценивался.

Принимая во внимание, что с учетом зачтенных пенсионным органом в бесспорном порядке периодов работы истца в сельском хозяйстве количестве 26 лет 07 месяцев 22 дня (в соответствии с ответом на обращение от <Дата><№>), и периода, подлежащего включению в соответствии с принятым судом решением, у истца имеется стаж работы в сельском хозяйстве более 30 лет, в связи с чем исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01 января 2019 года подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

При таких обстоятельствах, государственная пошлина при подаче искового заявления уплате не подлежала, истец не лишена права обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по старости удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) произвести перерасчет пенсии по старости ФИО1 в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01 января 2019 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В. Москвина