Дело №2-121/2022
УИД 22RS0015-01-2021-005191-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2022 года г. Новоалтайск
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Полянской Т.Г.
при секретаре Калашниковой Е.Г.,
с участием представителей истца ФИО6, ФИО5,
представителей ответчиков ФИО8, ФИО7,
представителя третьего лица ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» к ФИО1, ООО «Пресс» о привидении примыкания к федеральной автомобильной дороге в нормативное состояние,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» обратилось в суд с учетом уточнений с иском к ФИО1, ООО «Пресс» и просит обязать ответчиков:
- выполнить работы по доведению до нормативного состояния примыкания и переходно-скоростных полос путем укладки верхнего слоя покрытия равнопрочным с основной дорогой в соответствии с ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичный. Технические условия», с ФИО10 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», для обеспечения безопасного въезда и выезда с объекта дорожного сервиса до ДАТА. Работы выполнить организацией, имеющей допуск СРО, и соответственно право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии) и в соответствии с Градостроительным кодексом РФ,
-выполнить обустройство примыкания и переходно-скоростных полос дорожными знаками и разметкой в соответствии с ФИО10 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в срок до ДАТА,
-заключить с ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» договор о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения до ДАТА, а также взыскать с ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.
В обоснование требований указано, что ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» (далее также ФКУ Упрдор «Алтай», Учреждение) распоряжением Минтранса ФИО2 от ДАТА №ИС-26-р переданы функции по управлению федеральными автомобильными дорогами в АДРЕС и АДРЕС, в том числе М-52 «Чуйский тракт» от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией. Распоряжением Минимущества ФИО2 от ДАТАНОМЕР-р данная автодорога общего пользования федерального значения закреплена за Учреждением на праве оперативного управления. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАНОМЕР наименование указанной автомобильной дороги общего пользования федерального значения с ДАТА изменено на Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск- граница с Монголией (далее также автомобильная дорога Р-256 «Чуйский тракт»).
На территории АДРЕС автомобильная дорога Р-256 «Чуйский тракт» размещена на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, площадью 1 099 060+/- 1835 кв.м, категории земель: земли транспорта, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, передан в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор «Алтай».
Земельный участок с кадастровым номером НОМЕР по адресу: АДРЕС, район Первомайский, км 178+950, автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» (слева) принадлежит на праве собственности ФИО1 На данном участке размещено нежилое сооружение- автозаправочная станция на 250 заправок в сутки, его адрес: АДРЕС, автодорога Новосибирск-Бийск- госграница 189 км.
Ответчиками не исполняются обязанности, предусмотренные Федеральным законом от ДАТА N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", связанной с обустройством примыкания автозаправочной станции к автомобильной дороге общего пользования федерального назначения, переходно-скоростными полосами, элементами обустройства.
Договор НОМЕР от ДАТА, заключенный между владельцем АЗС на тот момент времени ООО «Альянс-ЛТД» и прежним владельцем автомобильной дороги ГУП «Алтайавтодор» предусматривал обязательства застройщика согласовать с владельцем автодороги проектную документацию, обеспечить соблюдение технических условий к размещению и функционированию объекта, обеспечить строительство, обустройство, содержание и ремонт подъезда, переходно-скоростных полос и других сооружений АЗС, не ухудшать условия безопасности транспорта по примыканию и прилегающим территориям. ГУП «Алтайавтодор» письмом от ДАТА выдало ООО «Альянс-ЛТД» технические условия, которые не были исполнены. Новые технические условия выдавались ФИО1 письмом от ДАТА ФКУ Упрдор «Алтай», сроком действия 1 год, который истек ДАТА, и которые не исполнены.
Проект организации дорожного движения в зоне влияния объекта ФИО1 должен включать дислокацию технических средств организации дорожного движения, необходимо выполнить устройство примыканий, строительство переходно-скоростных полос, выполнить наружное освещение.
В месте примыкания АЗС к автомобильной дороге ФКУ Упрдор «Алтай» с ДАТА выполняет работы по государственному контракту НОМЕР по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги. При разработке проектной документации на реконструкцию проектные решения по основному ходу работы приняты с учетом обязательства владельца АЗС по устройству переходно-скоростных полос со всеми элементами, без чего невозможен ввод участка в эксплуатацию автомобильной дороги и приемка объекта государственной комиссией.
По результатам проверок состояния примыкания АЗС на км. 178+950 слева к автомобильной дороге в адрес его владельцев неоднократно направлялись предписания об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, которые не исполнены. Часть работ по строительству переходно-скоростных дорог на примыкание к АЗС выполнено ООО «Барнаульское ДСУ НОМЕР» по договору подряда от ДАТА.
Строительство объекта в 1998 до введения в действие Федерального закона №257-ФЗ и принятие действующих в настоящее время строительных норм и правил, регламентирующих порядок обустройства примыканий к объектам дорожного сервиса, не освобождает ответчиков от обязанности привидения примыкания АЗС к федеральной автомобильной дороге в нормативное состояние.
Отсутствие надлежащим образом устроенного примыкания от федеральной автомобильной дороги к АЗС создает угрозу пользователям автомобильной дорогой, препятствует Учреждению осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с уставными целями деятельности Учреждения, не соответствует основным принципам безопасности дорожного движения.
Определением от ДАТА исковые требования о возложении на ответчиков обязанности заключить договор о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования, оставлены без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка урегулирования данного спора на основании ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
В судебном заседании представители ФКУ Упрдор «Алтай» ФИО6, ФИО5 на исковых требованиях настаивают по тем же основаниям, также пояснив, что новые переходно-скоростные полосы, примыкание к автодороге при изменении требований осуществляет владелец АЗС за свой счет. Владельцами автозаправочной станции длительное время не исполняются данные обязанности.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, ранее в судебном заседании против иска возражал.
Представитель ответчиков ФИО1 и ООО «Пресс»- ФИО7, допущенный по ходатайству, представитель ответчика ООО «Пресс» директор ФИО8 в судебном заседании против иска возражают, пояснив, что договор о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования не подписывается ответчиками, поскольку не согласны с зоной ответственности ответчиков. Спорной автомобильной дороги не существует, поскольку она не сдана в эксплуатацию. Асфальтировать и обустроить примыкания, переходно- скоростные полосы это обязанность Барнаульского ДСУ по госконтракту, на это выделены денежные средства из федерального бюджета, подрядчиком получены технические условия. По госконтракту подрядчик обязан выполнить работы в установленный срок. При строительстве АЗС все техусловия были соблюдены, при принятии решения по реконструкции дороги, владелец дорожного сервиса не должен нести расходы на приведение примыкания в соответствии с условиями реконструкции автодороги.
Представитель третьего лица ООО «Барнаульское ДСУ НОМЕР» ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддерживает, пояснив, что ФИО1 с ДСУ НОМЕР заключен договор подряда, с учетом протоколом разногласий, на работы, связанные с обустройством примыкания к автомобильной дороге, которая строится и реконструируется по госконтракту. ДСУ НОМЕР для ответчика осуществили большинство работ, осталось осуществить работы по асфальтированию примыкания и переходно-скоростных работ, нанести разметку, обустроить дорожные знаки. Однако, ФИО1 расчет за выполненные работы не производится. Указанные работы возложены на владельцев объектов дорожного сервиса или за его счет. В госконтракте не заложены расходы на данные работы, а равно объем самих работ, в соответствии с законодательством эти работы осуществляются владельцами объектов дорожного сервиса и за их счет. Об этом же указано и в заключении госэкспертизы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от ДАТА №ИС-26-р, создано ФКУ Упрдор «Алтай», которому переданы функции по управлению федеральными автомобильными дорогами в АДРЕС и АДРЕС, в том числе автодорогой М-52 «Чуйский тракт» от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией.
Распоряжением Минимущества ФИО2 от ДАТАНОМЕР-р данная автодорога общего пользования федерального значения закреплена за ФКУ Упрдор «Алтай» на праве оперативного управления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАНОМЕР "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" наименование указанной автомобильной дороги общего пользования федерального значения с ДАТА изменено на Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск- граница с Монголией.
На территории АДРЕС автомобильная дорога Р-256 «Чуйский тракт» размещена на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, площадью 1 099 060+/- 1835 кв.м, категории земель: земли транспорта, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) от ДАТА данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, передан в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор «Алтай».
Согласно кадастровой выписке от ДАТА и выписке из ЕГРН от ДАТАФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером НОМЕР площадью 3 995 кв.м., разрешенным использованием: под строительство автозаправочной станции, по адресу: АДРЕС, км. 178+950 автодорога Р-256 "Чуйский тракт» Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией (слева), и расположенная на нем автозаправочная станция на 250 заправок в сутки по адресу: АДРЕС, автодорога Новосибирск-Бийск госграница 189 км., право собственности на которую зарегистрировано ДАТА.
Согласно акту государственной приемочной комиссии от ДАТА указанная автозаправочная станция введена в эксплуатацию.
ДАТА между ГУП «Алтайавтодор» и ООО «Альянс-ЛТД» в лице директора ФИО8-владелец объекта, заключен договор на размещение автозаправочной станции на федеральной дороге «Чуйский тракт» км. 78+950 слева, согласно которому владелец объекта обязался согласовать с владельцем автодороги проектную документацию, обеспечить соблюдение технических условий к размещению и функционированию объекта, обеспечить строительство, обустройство, содержание и ремонт подъезда, переходно-скоростных полос и других сооружений АЗС, не ухудшать условия безопасности транспорта по примыканию и прилегающим территориям.
ГУП «Алтайавтодор» ДАТА выдало ООО «Альянс-ЛТД» технические условия на реконструкцию объекта дорожного сервиса (АЗС) в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт» км 178+950 слева.
Из представленных суду доказательств следует, что данные технические условия владельцем объекта не были исполнены, что подтверждается неоднократными письмами истца.
Так согласно акту выявления недостатков в содержании дорог, дорожных сервисов и технических средств организации дорожного движения от ДАТА, переходно-скоростные полосы разгона и торможения АЗС «Альянс-ЛТД» отсутствуют.
В актах обследования объектов сервиса и иных сооружений, размещенных в пределах полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги общего пользования от ДАТА, ДАТА также указано на отсутствие у АЗС переходно-скоростных полос торможения и разгона, их освещение.
ФКУ Упрдор «Алтай» в адрес ФИО1 выносились предписания от ДАТА, ДАТА об устранении нарушений.
ДАТА между ФКУ Упрдор «Алтай»- заказчик, и ООО «Барнаульское ДСУ НОМЕР»- подрядчик, заключен государственный контракт, по которому подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт»- от Новосибирск через Бийск до границы с Монголией. Реконструкция автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул-Горно-Алтайск- граница с Монголией, км. 178+АДРЕС (1 этап)», а также иные работы, определенные в контракте и технической документации. Местом выполнения работ является: АДРЕС, Тальменский, АДРЕСы, км 173-км 183 автомобильной дороги «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул-Горно-Алтайск- граница с Монголией, км. 178+950. Данный контракт предусматривает объем и стоимость работ.
Согласно п. 6.1 государственного контракта, работы по контракту должны быть завершены не позднее ДАТА.
ФКУ Упрдор «Алтай» ДАТА получено положительное заключение государственной экспертизы НОМЕР/ОГЭ-41-002/02 ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА ФИО2» на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги, рабочей документации и результатов инженерных изысканий.
Из заключения государственной экспертизы следует, что на рассматриваемом участке дороги имеются объекты придорожного сервиса: автозаправочные станции на км 177+265 слева («Лукойл») и 178+950 слева («Альянс-ЛТД»). Работы по устройству переходно-скоростных полос и элементов обустройства, относящихся к указанным объектам придорожного сервиса, выполняются силами владельцев таких объектов или за их счет.
Рабочая документация по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги выполнена АО «Алтайиндопроект» в 2019 году.
ФКУ Упрдор «Алтай» ДАТАФИО1 на основании его заявления выданы новые технические требования и условия на реконструкцию примыкания и строительство переходно-скоростных полос к федеральной автомобильной дороге Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул-Горно-Алтайск- граница с Монголией, км. 178+950 слева, сроком действия 1 год, т.е. до ДАТА.
Между ФИО1- заказчик, и ООО «Барнаульское ДСУ НОМЕР»- подрядчик, заключен договор подряда от ДАТА, подписанный ФИО1 с учетом протокола разногласий от ДАТА, согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы по обустройству объектов придорожного сервиса на автомобильной дороге Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул-Горно-Алтайск- граница с Монголией, км. 178+950, в срок до ДАТА.
В приложении НОМЕР к договору подряда указано, что производится обустройство объекта придорожного сервиса-АЗС, выполняются работы по земляному полотну, укреплению обочин, дорожной одежде, установке дорожных знаков, горизонтальной разметки, сигнальных столбиков, работы по устройству переходно-скоростных полос.
В протоколе разногласий к договору указано только на сроки оплаты заказчиком работ и ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
Согласно акту обследования объектов сервиса и иных сооружений, размещенных в пределах полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги общего пользования от ДАТА, при осмотре АЗС с участием ФИО1, представителей ФКУ Упрдор «Алтай», ООО «Барнаульское ДСУ НОМЕР», ГИБДД и в сфере транспорта сделано заключение о том, что в соответствии с проектным решением выполнено устройство земельного полотна для переходно-скоростных полос, верхнего слоя земполотна из песка, основание, нижний слой покрытия. Необходимо выполнить устройство верхнего слоя покрытия, установку дорожных знаков, сигнальных столбиков, нанесение горизонтальной дорожной разметки, устройство освещения площадки, примыканий и переходно-скоростных полос.
Из акта обследования объекта сервиса от ДАТА ООО «Барнаульское ДСУ НОМЕР» следует, что указанное в акте от ДАТА обустройство АЗС не произведено.
ООО «Барнаульское ДСУ НОМЕР» в претензии ФИО1 от ДАТА указывает на выполненные и неоплаченные работы по устройству переходно-скоростных полос к АЗС.
Согласно ч. 6 ст. 22 Федерального закона от ДАТА N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ), объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Объекты дорожного сервиса - это здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (п. 13 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся сооружения, в том числе дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Под примыканием также понимается место соединения двух автомобильных дорог (п. 5 ст. 3, п. 2 ст. 20 Федерального закона N 257-ФЗ).
Следовательно, объект, принадлежащий ответчику ФИО1 – автозаправочная станция, согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ относится к объектам дорожного сервиса.
В соответствии с ч. 8 ст. 26 Федерального закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 29 Федерального закона N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается создавать условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 1.3 ВСН 103-74 "Ведомственные строительные нормы" "Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог", утвержденных Министерством транспортного строительства СССР ДАТА, (далее по тексту - ВСН 103-74) пересечения и примыкания автомобильных дорог должны обеспечивать максимальную безопасность и удобство движения автомобилей с наименьшей потерей времени в пределах пересечения или примыкания. Безопасность и удобство движения обеспечиваются своевременной видимостью пересечения, хорошей просматриваемостью, понятностью и удобством проезда пересечений и примыканий (пункт 1.4).
В соответствии с пунктом ДАТАФИО10 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» конструкция дорожной одежды переходно-скоростных полос и примыканий в пределах радиусов закруглений должна быть равнопрочной с основной дорогой.
ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичный. Технические условия» распространяется на горячие щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон, применяемые для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей.
Согласно пунктам 2.16, 2.17 ВСН 103-74 в зонах пересечений и примыканий необходимо устанавливать знаки и указатели, наносить дорожную разметку. На подходах дорог устанавливают предупреждающие знаки о наличии впереди пересечений и значимости пересекаемой дороги (главная или второстепенная).
ФИО10 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
Из представленных суду доказательств следует, что устроенное ответчиком ФИО1 примыкание и переходно-скоростные полосы АЗС не отвечает требованиям пункта 6 статьи 22 Федерального закона N 257-ФЗ: примыкание и переходно-скоростные полосы без верхнего равнопрочного с основной дорогой покрытия в соответствии с требованиями ФИО10 52766-2007 и ГОСТ 31015-2002, отсутствуют дорожная разметка и дорожные знаки в соответствии с ФИО10 52289-2019.
В отсутствие равнопрочного с основной дорогой покрытия примыкания и переходно-скоростных полос АЗС, знаков дорожного движения и дорожной разметки создается угроза безопасности дорожного движения для его участников.
Кроме того, без данного обустройства ФКУ Упрдор «Алтай» лишено возможности сдать в эксплуатацию построенную и реконструированную автомобильную дорогу, и приемку объекта государственной комиссией.
В силу положений п. 10 ст. 22 Федерального закона от ДАТА N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В ответах АО «Алтайиндопроект» от ДАТА и ДАТА ФКУ Упрдор «Алтай» о разъяснении проектирования указано, что в соответствии с требованиями ФАУ «Главэкспертизы ФИО2» сметной документацией определена стоимость строительно-монтажных работ по устройству переходно-скоростных полос и вынесена за строчку в сводном сметном расчете в качестве информации. Затраты на выполнение строительно-монтажных работ по строительству переходно-скоростных полос к АГЗС на км 178+950 автомобильной дороги Р-254 «Чуйский тракт» не включены в сводный сметный расчет указанного объекта.
В связи с данными разъяснениями, заключением государственной экспертизы и указанной нормой закона, доводы представителей ответчиков о том, что спорные работы должны осуществляться подрядчиком истца и за счет средств федерального бюджета необоснованные.
Стороной ответчиков суду представлены два договора аренды, заключенных между ФИО1 и ООО «Пресс».
Согласно договору аренды от ДАТА, заключенному между ФИО1- арендодатель, и ООО «Пресс», в лице директора ФИО8- арендатор, в аренду передано сооружение- автозаправочная станция. Местоположение: АДРЕС, км. 178+950 автомобильной дороге Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул-Горно-Алтайск- граница с Монголией, на срок с ДАТА по ДАТА.
Из договора аренды от ДАТА, заключенному между ФИО1- арендодатель, и ООО «Пресс» в лице директора ФИО8-арендатор, следует, что арендатору передано во временное владение и пользование за оплату движимое и недвижимое имущество, права, включенные в комплекс традиционной автозаправочной станции и газозаправочной станции, перечень которых определен в Приложениях №НОМЕР. Данные приложения суду не представлены.
Согласно п. 2.4.2 договора аренды от ДАТА арендатор обязан нести возникающие расходы в связи с коммерческой эксплуатацией переданного в аренду имущества, в том числе на оплату текущего и капитального ремонта, включая и оплату строительства переходно-скоростных полос на участке примыкания АЗГС к автомобильной дороге федерального значения и расходуемых в процессе эксплуатации материалов.
Из п. 1.5 договора от ДАТА следует, что срок аренды составляет 11 месяцев, т.е. договор действует по ДАТА.
Аренда в ЕГРН не зарегистрирована ввиду ее срока, не превышающего 11 месяцев.
В судебном заседании из пояснений представителей истца следует, что об арендаторе АЗС- ООО «Пресс» стало известно только в ходе судебного разбирательства.
Согласно положениям п. 10 ст. 22 Федерального закона от ДАТА N 257-ФЗ владельцем объекта дорожного сервиса является как его собственник, так и арендатор. Исходя из чего, суд полагает необходимым возложить обязанность по обустройству примыкания и переходно-скоростных полос на собственника АЗС ФИО1 При этом суд учитывает, что договор аренды АЗС от ДАТА,заключенный им до договора подряда, не предусматривал несение арендатором ООО «Пресс» расходов на такое обустройство. Договор аренды от ДАТА был заключен в период рассмотрения настоящего дела, однако по договору подряда с ООО «Барнаульское ДСУ НОМЕР» на выполнение работ по такому обустройству, ФИО1 обязан оплатить данные работы, а подрядчик обязан осуществить данные работы для ФИО1 Из пояснений представителя подрядчика в судебном заседании следует, что только в ходе судебного разбирательства из пояснений стороны ответчика стало известно об аренде АЗС и обязанности ООО «Пресс» оплачивать выполняемые работы.
Несмотря на то, что АЗС, введено в эксплуатацию в 1998 году, то есть до вступления в силу Федерального закона от ДАТА N 257-ФЗ, это не освобождает ответчика от обязанности по приведению в нормативное состояние примыкания и переходно-скоростных полос к автомобильной дороге Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск- Барнаул-Горно-Алтайск- граница с Монголией, поскольку устройство полос и примыканий к автомобильным дорогам подлежит специальному нормативному регулированию как в силу ранее действовавшего законодательства, так и законодательства, действующего в настоящее время.
Как следует из пояснений участников процесса, договор подряда между ООО «Барнаульское ДСУ НОМЕР» и ФИО1 на выполнение работ по обустройству примыкания и переходно-скоростных полос к автодороге не расторгнут.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд возлагает на ФИО1 обязанность выполнить работы по доведению до нормативного состояния примыкания и переходно-скоростных полос автозаправочной станции, местоположение: АДРЕС, автодорога Новосибирск-Бийск госграница 189 км, к автомобильной дороге М-256 «Чуйский тракт» Новосибирск-Барнаул, Горно-Алтайск- граница с Монголией для обеспечения безопасного въезда и выезда с объекта дорожного сервиса путем укладки верхнего слоя покрытия равнопрочным с основной дорогой в соответствии с ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичный. Технические условия», с ФИО10 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», и обустройство дорожными знаками и разметкой в соответствии с ФИО10 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд устанавливает ответчику срок для указанных действий - до ДАТА.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» к ФИО1 удовлетворить.
Возложить на ФИО1 обязанность выполнить работы по доведению до нормативного состояния примыкания и переходно-скоростных полос автозаправочной станции, местоположение: АДРЕС, автодорога Новосибирск-Бийск госграница 189 км, к автомобильной дороге М-256 «Чуйский тракт» Новосибирск-Барнаул, Горно-Алтайск- граница с Монголией для обеспечения безопасного въезда и выезда с объекта дорожного сервиса путем укладки верхнего слоя покрытия равнопрочным с основной дорогой в соответствии с ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичный. Технические условия», с ФИО10 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», и обустройство дорожными знаками и разметкой в соответствии с ФИО10 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в срок до ДАТА.
Исковые требования ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» ООО «Пресс» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Г. Полянская