Подлинник данного документа подшит в гражданском деле № 2-12206/ 2014, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ.
№ 2- 12206/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июля 2014 года г. Набережные Челны РТ
Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Е.М.Гайнутдиновой,
при секретаре Р.В. Степанове,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны об оспаривании действий органа местного самоуправления, об обязании ответчика предоставить место в МБДОУ «Детский сад ...» в первоочередном порядке,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны о признании незаконными действий Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны по постановке
ФИО2 на учет в порядке общей очереди, как сменившего образовательное учреждение, для зачисления в МБДОУ «Детский сад ... ... об обязании ответчика предоставить ФИО2 место в МБДОУ «Детский сад ... ... в первоочередном порядке, в обосновании иска указала, что их семья является семьей военнослужащих, с ... года они проживают в ... по адресу: ..., ... (...). В ... года они встали в очередь в детский сад № ..., который находится в ... комплексе, и является детским садом по месту их жительства. Согласно федеральному закону «О статусе военнослужащих» детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях предоставляются в первоочередном порядке. Место в детском саду предоставлено по договору со сроком действия до .... Договор расторгнут ... по семейным обстоятельствам. Управление образования Исполкома непредоставлением места ее ребенку в детском саде ... в первоочередном порядке нарушает их права, гарантированное законодательством о военнослужащих и о многодетных семьях, так как стоят в общей очереди на предоставление места. На основании изложенного, просит признать незаконными действия Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны по постановке
ФИО2 на учет в порядке общей очереди, как сменившего образовательное учреждение, для зачисления в МБДОУ «Детский сад .... Обязать Исполнительный комитет МО г. Набережные Челны предоставить ФИО2 место в МБДОУ «Детский сад ... в первоочередном порядке
Истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Исполнительного комитета по городу Набережные Челны Т. в судебном заседании иск не признала, представлен отзыв с возражениями. В судебном заседании пояснила, что на ... очередность на перевод в МБДОУ ... ... - 23. Перевод возможен только при наличии свободных мест. В соответствии с заявлением ФИО1 от ... договор между МБДОУ ... ... и родителем расторгнут. Правом первоочередного предоставления места в дошкольном учреждении ФИО1 воспользовалась при направлении ее сына в МАДОУ ... - льгота «Дети военнослужащих». Льготы («дети из многодетной семьи») на перевод ребенка из одного учреждения в другое не распространяются. Учитывая вышеизложенное, Исполнительный комитет города считает исковые требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства г.Набережные Челны в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав в судебном заседании истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно пункту 6 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях предоставляются в первоочередном порядке.
В статье 67 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена возможность получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 9 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Данная норма соотносится с положениями подпункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона; установить для многодетных семей прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утвержденного постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования "г. Набережные Челны" от 19 января 2012 года N 129, право первоочередного устройства в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Учреждение), имеют: дети из многодетных семей; дети военнослужащих.
Из материалов дела усматривается, что несовершеннолетний ФИО2, ... года рождения, является сыном ФИО3, уволенного в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями(л.д. 9). В связи с чем на основании пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" имеет право на первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в г. Набережные Челны.
ФИО1 является многодетной матерью, что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д. 9), что дает право на первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
На момент рассмотрения дела в суде ребенок местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечен.
Судом установлено, что ФИО2, ... года рождения, был зарегистрирован в автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад» бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду на территории города Набережные Челны ... года. Как приоритетное учреждение был указан детский сад ... .... В связи с тем, что в данном учреждении в ... году не комплектовались группы для детей ясельного возраста, в соответствии с электронной очередью и указанной льготой («Дети военнослужащих») ... года ребенок направлен в максимально доступное учреждение ДОУ ... .... От данного детского сада родители отказались. Ребенок был восстановлен в очередности, и, учитывая место проживания ..., ... направлен в филиал ДОУ № ..., который находится по адресу: ..., ....
Между МБДОУ Детский сад ... (ранее филиал ДОУ ... ) и истцом заключен договор о предоставлении места (в редакции дополнительного соглашения от ..., на срок действия с ... по ... (л.д. 7-8, л.д. 12).
... ФИО1 обратилась в Исполнительный комитет с заявлением о предоставлении места в детском саду ... по территориальной принадлежности с ....
По данному заявлению Иполнительным комитетом ФИО2, ... года рождения, зарегистрирован в автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад» на перевод в другой Детский сад.
По заявлению истца договор расторгнут ... по семейным обстоятельствам.
Несмотря на расторжение договора Детским садом № ...... по заявлению о предоставлении Детского сада с ... ФИО2 до настоящего времени зарегистрирован в автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад» как переводник в порядке общей очереди перевод в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад ... г. Набережные Челны.
На дату рассмотрения дела регистрация ФИО2 в автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад» как переводник в порядке общей очереди является незаконной и противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку в настоящее время договор о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении расторгнут ..., место в дошкольном образовательном учреждении ему не предоставлено, вследствие чего ребенок не может быть переведен из детского сада в другой в порядке перевода.
В данном случае суд считает, что ответчик, возложенную на него частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации, статьей 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации ", статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" обязанность по обеспечению доступности дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения ребенком муниципального дошкольного образовательного учреждения, не исполнена.
ФИО2 имеет право на первоочередное получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в г. Набережные Челны на основании пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и в соответствии с пунктом 3 раздела 1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утвержденного постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования "г. Набережные Челны" от 19 января 2012 года N 129.
При сложившихся обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность предоставить место в детском саду в конкретном дошкольном учреждении.
Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности.
При вышеизложенных обстоятельствах, Исполнительным комитетом обязанность по обеспечению ребенка истицы местом в дошкольном образовательном учреждении не исполнена, чем нарушено его конституционное право на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны по регистрации ФИО2, ... года рождения, в автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад» в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад ... в г. Набережные Челны в порядке общей очереди переводом.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны предоставить ФИО2, ... года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Набережные Челны по месту жительства в первоочередном порядке в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 1 (одного) месяца со дня принятия в окончательной форме через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан.
Судья подпись Е.М. Гайнутдинова
Копия верна.
Судья Е.М. Гайнутдинова
Секретарь суда
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.
Судья Е.М. Гайнутдинова