ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1220/19 от 13.03.2019 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело № 2-1220/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 марта 2019 года

28 марта 2019 года мотивированное решение

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Неграмотнова А.А., при секретаре Наследниковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильяшенко А. АлексА.ны, Гримайло И. С. к ООО «Туроператор А.», ООО «Интернет-Центр», ООО «Интернет-Обновление» о взыскании убытков, неустойки, морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Ильяшенко А.А., Гримайло И.С. обратились в суд с иском к ответчику ООО «Туроператор А.», привлеченным в качестве соответчиков ООО «Интернет-Центр», ООО «Интернет-Обновление» о взыскании убытков, неустойки, морального вреда, штрафа, в связи с отказом им в перелете рейсом I4 9117 авиакомпании ООО «Ай Флай» ДД.ММ.ГГ из аэропорта <адрес> в аэропорт <адрес> (Турция) в <...> часа и вылетом их только в <...> часов <...> минут иным рейсом I4 9117.

В обоснование исковых требований истцы указали, что в соответствие с договором о реализации туристического продукта от ДД.ММ.ГГ с ООО «Туроператор А.», ими был приобретен и оплачен в размере 1050 долларов США Т. в Турцию, курорт Сиде с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на двух человек с общей стоимостью Т. 72 000 рублей, включая стоимость перелета.

Перелет в Анталию должен был осуществиться рейсом I4 9117 авиакомпании ООО «АЙ ФЛАЙ». Заявленное время отправки рейса <...> часа <...> минут ДД.ММ.ГГ.

В связи заменой воздушного судна истцам было отказано в предоставлении мест на рейс I4 9117 авиакомпании ООО «Ай Флай», что подтверждается отметкой в маршрутной квитанции электронного билета. Представителем авиакомпании было объявлено, что им предоставят места на рейс I4 9107.

Однако, на этот рейс была произведена регистрация лишь части пассажиров рейса I4 9117, в связи с чем, истцам опять было отказано в предоставлении мест на рейс, что подтверждается отметкой в маршрутной квитанции электронного билета.

Позже представителем авиакомпании ООО «АЙ ФЛАЙ» было сообщено, что истцам предоставят места на рейс I4 9127, время вылета 13 ч. 50 мин. ДД.ММ.ГГ. В результате истцы вылетели лишь в <...> ч. <...> м., проведя бессонную ночь в аэропорту в постоянных переносах рейсов и времени вылета. Пропал целый день пребывания в Турции, так как истцы прибыли в аэропорт Анталии примерно в <...> часа <...> минут, а в отель <...> часа <...> минут.

Поскольку из содержания правоотношений сторон, истец не может определить виновного ответственного лица за нарушение обязательств по предоставлению туристских услуг, просит взыскать с туроператоров и турагента ООО «Интернет Центр», ООО «Туроператор А.», ООО «Компания Т. Т.» материальный ущерб и моральный вред, связанный с задержкой рейсов Москва — Анталия.

Истцы требуют возмещения убытков, которые, по его мнению, составляют 4644 рублей каждому, исходя из стоимости проживания согласно сайту www.bgoperator.ru в отеле, поскольку из-за несвоевременного вылета потеряли один день пребывания в отеле.

Также истцы просят взыскать неустойку в размере <...>% от МРОТ за каждый час задержки рейса, ссылаясь на ст. 120 Воздушного кодекса РФ, т.е. в размере 50233,50 рублей (11163*25%*18 часов) каждому.

В связи с нарушением прав потребителей, причинением истцам нравственных страданий из-за длительной невозможности вылета, лишения дня отдыха, истцы просят взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей каждому, а также штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя от взысканной судом суммы.

В судебном заседании истцы настаивали на иске.

Представитель ответчиков ООО «Туроператор А.», ООО «Интернет –обновление» в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, по доводам, изложенным в отзыве. Указал, что ответственность за задержку рейса должен нести авиаперевозчик и туроператор ООО «Интернет Центр».

Представитель ответчика ООО «Интернет Центр» в судебное заседание не явился, извещен, направил письменный отзыв на иск, в котором возражал против иска, указав, что ответственность перед истцами лежит на авиаперевозчике.

Представитель ответчика ООО «Компания Т. Т.» в судебное заседание не явился, извещен, направил возражения на иск, указав, что является ненадлежащим ответчиком по делу.

Выслушав истцов, представителя ответчиков ООО «Туроператор А.», ООО «Интернет –обновление», исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГ 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

В силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

В соответствии с ч.5 ст.4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и ст.38 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительством Российской Федерации приняты Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утверждённые Постановлением от ДД.ММ.ГГ, устанавливающие порядок оказания услуг по реализации туристского продукта. В данном документе указано, что под потребителем понимается заказчик туристского продукта, имеющий намерение заказать или заказывающий и использующий туристский продукт исключительно для личных, семейных и иных нужд. Под исполнителем понимается туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Исходя из анализа положений вышеприведённого законодательства, правоотношения между туроператором и туристом регулируются также Законом «О защите прав потребителей».

Согласно ст.4 указанного Закона, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Учитывая, что истцом заключен договор на оказание потребительских туристских услуг, то между сторонами возникли правоотношения, регулируемые нормами Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Исходя из анализа ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени. Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.

Таким образом, в случае нарушения прав потребителя в связи с оказанием некачественных услуг потребителю, должен нести туроператор, а не турагент, действующий от имени туроператора.

Как установлено п. 1 ст. 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон), потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии статьей 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В силу п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда от ДД.ММ.ГГ N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Статьей 120 Воздушного Кодекса РФ установлена ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В силу п. 76 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ N 82, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГ между Ильяшенко А.А. и ООО «Интернет-Обновление» заключен договор-оферта о реализации туристского продукта . По указанному договору истцы приобрели и оплатили стоимость Т. в размере 1050 долларов США в Турцию, курорт Сиде с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на двух человек с общей стоимостью Т. 72 000 рублей, включая стоимость перелета. Денежные средства за туристский продукт оплачены истцами ООО «Интернет-Обновление», которое перечислило денежные средства для реализации туристского продукта туроператору «Интернет Центр».

Указанный договор заключен ООО «Интернет-обновление» во исполнение договора от ДД.ММ.ГГ о продаже туристских продуктов /туристских услуг, заключенного между ООО «Интернет Центр», сформированный под торговой маркой TEZ TUR, выступающий как Принципал и ООО «Интернет –обновление», выступающий как Турагент.

Исходя из анализа указанных договоров, усматривается, что по отношению к заказчикам туристских услуг ООО «Интернет-обновление» является турагентом, а ООО «Интернет Центр» Туроператором.

Согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Доказательств наличия обязательственных отношений между истцами и ООО «Т. Т.» или оказания каких-либо услуг указанной компанией истцам, получения денежных средств от них, истцами в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено. В связи с указанным, данный ответчик является ненадлежащим по заявленным истцам требованиям.

По указанным основаниям не является надлежащим ответчиком и ООО «А.».

Судом установлено, что перелет истцов в Анталию должен был осуществиться рейсом I4 9117 авиакомпании ООО «АЙ ФЛАЙ». Заявленное время отправки рейса <...> часа <...> минут ДД.ММ.ГГ.

В связи заменой авиаперевозчиком воздушного судна истцам было отказано в предоставлении мест на рейс I4 9117 авиакомпании ООО «Ай Флай», что подтверждается отметкой в маршрутной квитанции электронного билета. Представителем авиакомпании было объявлено, что им предоставят места на рейс I4 9107.

Однако, на этот рейс была произведена регистрация лишь части пассажиров рейса I4 9117, в связи с чем, истцам опять было отказано в предоставлении мест на рейс, что подтверждается отметкой в маршрутной квитанции электронного билета.

Позже представителем авиакомпании ООО «АЙ ФЛАЙ» было сообщено, что истцам предоставят места на рейс I4 9127, время вылета <...> ч. <...> мин. ДД.ММ.ГГ. В результате истцы вылетели лишь в <...> ч. <...> м.

Материалами дела подтверждено, что в стоимость Т. входила и стоимость перелета истцов авиакомпанией ООО «Ай ФЛАЙ», оплата за который, произведена туроператору, а последний забронировал и оплатил авиаперелет авиаперевозчику, что подтверждается авиабилетами и посадочными талонами.

Туроператор самостоятельно не оказывает услуги по авиаперевозке пассажиров, не обладает соответствующей лицензией воздушного перевозчика и сертификата (свидетельства) эксплуатанта (ст.ст. 61 и 100 Воздушного кодекса РФ), и единственным обязательством ООО «Интернет Центр» было бронирование авиабилетов, их оплата и передача лицу, заказавшему авиабилет посредством передачи его по сети интернет (п.п. 36, 50, 52 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГ).

Истец заключает договор авиаперевозки непосредственно с перевозчиком (авиакомпания «Ай Флай»), путем уплаты денежных средств непосредственно перевозчику или через его агентов (туроператоров), которые имеют право заключать договоры воздушной перевозки только от имени и за счет перевозчика, и получением на руки авиабилета, в соответствии со ст. 784 и п. 2 ст. 786 ГК РФ, а также ст. 105 ВК РФ (Воздушный кодекс РФ от ДД.ММ.ГГ № 60-ФЗ). Истец, получив авиабилет, подтверждающим заключение договора воздушной перевозки, в соответствии со ст. ст.124 и 125 ВК РФ может предъявлять претензии связанные с авиаперевозкой только непосредственно к перевозчику.

Согласно п. 6 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГ в соответствии со ст. 102 ВК РФ (Воздушный кодекс РФ от ДД.ММ.ГГ № 60-ФЗ). Перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществившему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах или другому лицу, в том числе перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

В соответствии с п. 9.1.4., Агентского соглашения от ДД.ММ.ГГ, заключенного между ООО «Интернет Центр» и ООО «Интернет - обновление», Турагент и туристы Турагента (в данном случае Истцы) уведомлены, что в соответствии с Конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от ДД.ММ.ГГ (Варшавская конвенция), действующим законодательством РФ, только авиабилет является договором воздушной перевозки пассажира и его багажа. Электронный билет (е- ticket) представляет собой документ, содержащий информацию о воздушной перевозке пассажира и багажа, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа. Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется и не является составной частью договора воздушной перевозки. Перевозчик может без предупреждения передать пассажира для перевозки другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира.

Время и аэропорт вылета самолета, указанные в подтверждении Принципала (Ответчика), согласно заявленному авиаперевозчиком расписанию на момент выставления подтверждения (акцепта Заявки), не являются составной частью заключаемого договора и не могут быть существенными его условиями при реализации турпродукта.

В соответствии с международными правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа и их грузов, а также действующим законодательством Российской Федерации, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора воздушной перевозки пассажира и багажа несет авиационный перевозчик.

Также в ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» от ДД.ММ.ГГ № 132-ФЗ, раскрывая понятие «потребительские свойства турпродукта», указано, что только перевозка в стране пребывания входит в турпродукт, т. е. законодатель возлагает ответственность на туроператора только за действия лиц, которые не являются субъектами Российского права. Международная воздушная перевозка не входит в состав турпродукта.

В соответствие со ст. 403 ГК РФ туроператор ООО «Интернет Центр» также не может быть надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку законом установлено, что ответственность несет авиаперевозчик, являющийся непосредственным исполнителем договора международной воздушной перевозки пассажира.

Таким образом, задержка истцов в аэропорту, которая повлекла за собой сокращение сроков отдыха истцов за пределами РФ, произошла не по вине ответчиков, а связана с действиями авиаперевозчика ООО «Айфлай», при этом, моральный вред подлежит возмещению только в результате виновных действий причинителя вреда, каковым ответчики не являются.

Претензия истцами была адресована только в ООО «Туроператор А.», который не является надлежащим ответчиком и прав истца не нарушал.

В связи с указанным, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска в полном объеме.

Суд обращает внимание, что истцы неверно производят расчет неустойки, исходя из МРОТ 11163 рублей. Согласно ст.ст. 3, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с ДД.ММ.ГГ исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Не обоснован также расчет истцов и за день проживания в отеле, основанный на сведениях с сайта www.bgoperator.ru в размере 4644 рублей каждому, исходя из стоимости одного дня проживания в отеле за одного человека, поскольку указанная сумма является стоимостью номера на двоих.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Ильяшенко А. АлексА.ны, Гримайло И. С. к ООО «Туроператор А.», ООО «Интернет-Центр», ООО «Интернет-Обновление» о взыскании убытков, неустойки, морального вреда, штрафа - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Неграмотнов