Дело № 2-1220/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2014 года
Октябрьский районный суд города Пензы в составе
председательствующего судьи Романовой В.А.
при секретаре Согояне Г.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по исковому заявлению Пензенского транспортного прокурора к ИП ФИО1 о запрете использования воздушного пространства РФ,
УСТАНОВИЛ:
Пензенский транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что Пензенской транспортной прокуратурой по факту падения ДД.ММ.ГГГГ возле <адрес> сверхлегкого самолета под управлением ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов, использовании воздушного пространства.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Пензы. Он имеет в собственности сверхлегкий самолет «...».
ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 заключил договор с ООО «...» об оказании услуг, работ (субподряда) по проведению в соответствии с агротехническим заданием обработку полей СПК «...» <адрес> при помощи самолета ядохимикатами.
Данной проверкой выявлены факты нарушения ИП ФИО2 требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности функционирования воздушного транспорта при эксплуатации вышеназванных воздушных судов.
В ходе проверки установлено, что ИП ФИО2 осуществлял полет ДД.ММ.ГГГГ на воздушном судне «...» в <адрес> в воздушном пространстве класса «G» без регистрационных и опознавательных знаков, не внесенным в установленном воздушным законодательством порядке в Государственный реестр гражданских воздушных судов и соответственно без Свидетельства о регистрации воздушного судна, что является нарушением ст. ст. 33, 66 Воздушного кодекса РФ; положений Приказа Минтранса России от 18.11.2011 года № 287 «Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения», а также положений п.2.20 Федеральных авиационных правил (ФАП) «Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации РФ» (утв. приказом Минтранса РФ 31.07.2009 г. № 128) и п. 20 ФАП «Положение о порядке допуска к эксплуатации ЕЭВС авиации общего назначения» (утв. приказом Минтранса РФ 17.04.2003 года № 118).
Согласно пояснениям ИП ФИО2 и справки Пензенского центра ОВД ДД.ММ.ГГГГ полет на воздушном судне «...» был осуществлен без разрешения и уведомления органа обслуживания воздушного движения управления полетами.
В ходе проверки ИП ФИО2 было установлено, что он осуществлял полет на воздушном судне при отсутствии судовой и полетной документации, предусмотренной законодательством РФ, чем нарушил требования ст. 67 ВК РФ и положения ФАП №
Невыполнение ответчиком - ИП ФИО2 требований Федерального законодательства и обязанностей по регистрации в установленном порядке в качестве эксплуатанта воздушного судна, получению свидетельства эксплуатанта, получению в установленном порядке сертификата летной годности на используемое воздушное судно, влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов. В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ.
Эксплуатация вышеуказанного воздушного судна авиации общего назначения без проведения регистрации и сертификации, а также без уведомления органов Единой системы организации воздушного движения, является небезопасной для граждан, пользующихся услугами ИП ФИО2, а так же других граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просит суд запретить ИП ФИО1 использовать воздушное пространство РФ: при отсутствии государственной регистрации на сверхлегкий самолет ...; при отсутствии опознавательных знаков и сертификата летной годности на воздушное судно «...»; без уведомления в установленном законом порядке органов Единой системы организации воздушного движения об использовании воздушного пространства; при отсутствии судовой и полетной документации, предусмотренной законодательством РФ.
В судебном заседании истец и.о. Пензенского транспортного прокурора Гусев С.Н., заявленные требования поддержал и просил иск удовлетворить.
В судебном заседании ответчик ИП ФИО1 исковые требования Пензенского транспортного прокурора к о запрете использования воздушного пространства РФ признал полностью.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство РФ состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных
правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статье 32 Воздушного кодекса сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.
Статьей 33 Воздушного кодекса предусмотрено, что сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения подлежат государственной регистрации и государственному учету воздушных судов в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Приказом Минтранса России от 18 ноября 2011 года № 287 «Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения» установлено следующее:
ст.2. Сверхлегкие воздушные суда подлежат государственной регистрации в Федеральном агентстве воздушного транспорта (далее - орган регистрации) с выдачей свидетельства о государственной регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения (далее - свидетельство о регистрации);
ст. 12. Сведения о сверхлегком воздушном судне заносятся в базу данных органа регистрации и сверхлегкому воздушному судну присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки, состоящие из:
государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита «......
регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр или сочетания арабских цифр и букв латинского алфавита;
ст. 13. В свидетельстве о регистрации указываются:
слова «Министерство транспорта Российской Федерации» и наименование органа регистрации, выдавшего свидетельство о регистрации;
слова «Свидетельство о государственной регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения N» и номер свидетельства о регистрации....»
ст. 24. На элементы конструкции сверхлегкого воздушного судна наносятся присвоенные ему государственный и регистрационный опознавательные знаки.
ст.27. Государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на крыло, боковые поверхности фюзеляжа, элементы конструкции или киль, не занятые выступающими элементами конструкции сверхлегкого воздушного судна, и в центре левой половины нижней поверхности крыла, высотой символов, достаточной для его размещения.
В соответствии с ч. 1 статьи 36 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.
Часть 2 статьи 36 Воздушного кодекса РФ предусматривает, что порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) устанавливается федеральными авиационными правилами.
Статьями 1 и 2 Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N132 установлено, что экземпляр гражданского воздушного судна (далее - экземпляр ВС) допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям.
Согласно ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации, в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.
Разделом 4 «Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (далее ФАП) регламентирован уведомительный и разрешительный порядок использования воздушного пространства.
Согласно пунктов 123, 124 ФАП, под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения. Уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G. Пользователи воздушного пространства, осуществляющие полеты в воздушном пространстве класса G, уведомляют соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Пензы. Он имеет в собственности сверхлегкий самолет «...».
ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 заключил договор с ООО «...» об оказании услуг, работ (субподряда) по проведению в соответствии с агротехническим заданием обработку полей СПК «...» <адрес> при помощи самолета ядохимикатами.
Пензенский транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что Пензенской транспортной прокуратурой по факту падения ДД.ММ.ГГГГ возле <адрес> сверхлегкого самолета под управлением ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов, использовании воздушного пространства.
Данной проверкой выявлены факты нарушения ИП ФИО2 требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности функционирования воздушного транспорта при эксплуатации вышеназванных воздушных судов.
В ходе проверки установлено, что ИП ФИО2 осуществлял полет ДД.ММ.ГГГГ на воздушном судне ...» в <адрес> в воздушном пространстве класса «...» без регистрационных и опознавательных знаков, не внесенным в установленном воздушным законодательством порядке в Государственный реестр гражданских воздушных судов и соответственно без Свидетельства о регистрации воздушного судна, что является нарушением ст. ст. 33, 66 Воздушного кодекса РФ; положений Приказа Минтранса России от 18.11.2011 года № 287 «Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения», а также положений п.2.20 Федеральных авиационных правил (ФАП) «Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации РФ» (утв. приказом Минтранса РФ 31.07.2009 г. № 128) и п. 20 ФАП «Положение о порядке допуска к эксплуатации ЕЭВС авиации общего назначения» (утв. приказом Минтранса РФ 17.04.2003 года № 118), что стороной ответчика в судебном заседании не оспорено.
Согласно ст. 67 ВК РФ каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту следующую документацию: судовые документы (свидетельство о государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия); сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); документы на каждого члена экипажа; документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Согласно п. 2.16 ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ» воздушное судно эксплуатируется в соответствии с его эксплуатационной документацией; в пределах эксплуатационных ограничений, предписанных уполномоченным органом государства регистрации воздушного судна.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспорено, что ИП ФИО1 осуществлял полет на воздушном судне при отсутствии судовой и полетной документации, предусмотренной законодательством РФ, чем нарушил требования ст. 67 ВК РФ и положения ФАП №.
Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Поскольку эксплуатация ИП ФИО1 воздушного судна «...», принадлежащего ему без регистрации и сертификации, а также без уведомления органов Единой системы организации воздушного движения создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, суд считает, что иск транспортного прокурора следует удовлетворить.
Кроме того, ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании исковые требования Пензенского транспортного прокурора признал полностью.
Суд, разъяснив ответчику ИП ФИО1 положения ч. 3 ст. 173 ГПК РФ о том, что в случае признания им иска, суд может вынести решение об удовлетворении иска Пензенского транспортного прокурора, выслушав ответчика, считает возможным принять признание ответчиком ИП ФИО1 иска, и в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ полагает возможным указать на это в мотивированной части решения, как на основание для удовлетворения исковых требований Пензенского транспортного прокурора.
Таким образом, исковые требования Пензенского транспортного прокурора к ИП ФИО1 о запрете использования воздушного пространства РФ, следует удовлетворить.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 173 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пензенского транспортного прокурора к ИП ФИО1 о запрете использования воздушного пространства РФ удовлетворить.
Запретить ИП ФИО1 использовать воздушное пространство РФ при отсутствии государственной регистрации на сверхлегкий самолет ... при отсутствии опознавательных знаков и сертификата летной годности на воздушное судно «...»; без уведомления в установленном законом порядке органов Единой системы организации воздушного движения об использовании воздушного пространства; при отсутствии судовой и полетной документации, предусмотренной законодательством РФ.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.06.2014 года.
Председательствующий Романова В.А.