РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2021 года город Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Барановой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощниками судьи Чугуновой И.С.,
с участием представителя истца Управления Федеральной налоговой службы Тульской области по доверенности ФИО4,
ответчика ФИО5 и ее представителя по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 71RS0028-01-2021-001626-93 (№ 2-1220/2021) по иску Управления Федеральной налоговой службы Тульской области к ФИО5 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в порядке наследования,
установил:
Межрайонная ИФНС России №12 по Тульской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени. В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1. являлся плательщиком налога на имущество на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами, осуществляющими государственный технический учет, в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ.
В соответствии с данными Росреестра по Тульской области ФИО1 принадлежит на праве собственности имущество, перечень которого указан в уведомлении об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование было направлено по месту регистрации налогоплательщика и в установленный срок (ДД.ММ.ГГГГ) исполнено не было, в связи с чем в соответствии со ст.69 НК РФ выставлено и направлено требование по адресу места регистрации налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок требование исполнено частично. Задолженность взыскивалась в порядке приказного производства, однако судебный приказ №2а-329/72/2020 был отменен на основании определения мирового судьи судебного участка №72 Советского района г.Тулы от 20.05.2020.
Просили взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 1677875,02 руб., пени в размере 3743,42 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 31722,00 руб., а всего 1713340,44 руб.
Определением суда от 04.06.2021произведена замена истца Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области на его правопреемника Управление Федеральной налоговой службы Тульской области.
Определением суда от 07.10.2021в связи со смертью административного ответчика ФИО1 произведена замена ответчика на его правопреемника наследника ФИО5
В связи со смертью административного ответчика ФИО1 Управление Федеральной налоговой службы Тульской области уточнило исковые требования и просило взыскать с ФИО5 недоимку, принятою ею в порядке наследования после смерти мужа ФИО1 по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 1200638,02 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 31722,00 руб.
Определением от 07.10.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В последующем истец отказался от исковых требований к ФИО5 в части взыскания недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 31722,00 руб.. Производство по делу в указанной части прекращено на основании определения суда от 17.12.2021.
С учетом представленных ответчиком возражений на исковые требования, Управление Федеральной налоговой службы Тульской области уточнило исковые требования к ФИО5 о взыскании недоимка по налогу на имущество физических лиц. В обосновании уточненного иска указало, что за налогоплательщиком зарегистрировано имущество, которое указано в уведомлении об уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в отношении следующих объектов :
Здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> (налоговая база/кадастровая стоимость) * (доля в праве) * (налоговая ставка/руб.) * (количество месяцев владения в году /12) = сумма исчисленного налога. Налог с учетом кадастровой стоимости в размере 76033000,00 руб., доли в праве 1, налоговой ставки 2%, количества месяцев владения в году 3/12, составляет 380165,00 руб. за ДД.ММ.ГГГГ год;
Нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>. Налог с учетом кадастровой стоимости в размере 47788767,00 руб., доли в праве 1, налоговой ставки 2%, количества месяцев владения в году 9/12, составляет 716832,00 руб. за ДД.ММ.ГГГГ год;
Нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>. Налог с учетом кадастровой стоимости в размере 5551217,00 руб., доли в праве 1, налоговой ставки 2%, количества месяцев владения в году 9/12, составляет 832683,00 руб. за ДД.ММ.ГГГГ год.
Объекты с кадастровыми номерами № и № входят в состав здания с кадастровым номером №, включенного в Перечень, определенный распоряжением Министерства экономического развития Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, согласно Решению № в ДД.ММ.ГГГГ году в отношении объектов налогообложения, включенных к Перечень, определяемый в соответствии со ст.378.2 п.7 НК РФ, установлена налоговая ставка в размере 2%.
ФИО1. не выполнена обязанность по уплате налогов в срок, в связи с чем, налоговым органом выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения Тульского областного суда по административному делу №3а-892/2018, в информационные ресурсы налоговых органов внесена актуальная кадастровая стоимость объекта налогообложения с кадастровым номером № в размере 15973000 руб. с изменением кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем произведен перерасчет на уменьшение ранее исчисленной суммы налога за ДД.ММ.ГГГГ год на сумму 477237,00 руб.
Таким образом, исчислено налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год – 1929680,00 руб.; погашено налога – 251910,98 руб., уменьшено налога по расчету – 477237,00 руб. Итого задолженность ФИО1 по налогу составила 1200532,02 руб.
В соответствии со ст.44 п.3 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица – налогоплательщика. Задолженность по налогам умершего лица погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.
В связи с чем, просил взыскать с правопреемника (наследника) ФИО5 в пользу Управления Федеральной налоговой службы Тульской области задолженность за ДД.ММ.ГГГГ год по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым в границах городских поселений, в размере 1200532,02 руб.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной налоговой службы Тульской области по доверенности ФИО4 исковые требования, с учетом уточнений, поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что в соответствии со ст.52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ в связи с перерасчетом. Недоимка налоговым органам была взыскана в порядке приказного производства на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка №72 Советского судебного района г.Тулы№2а-329/72/2020 от 18.03.2020, однако судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями должника. Таким образом, срок исковой давности для взыскания налога на имущество физический лиц за ДД.ММ.ГГГГ год истцом не пропущен.
Поскольку объекты с кадастровыми номерами № и № входят в состав здания с кадастровым номером №, включенного в Перечень, определенный распоряжением Министерства экономического развития Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении данных объектов применяется налоговая ставка 2%.
С учетом изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения с кадастровым номером № на основании решения Тульского областного суда, произведен перерасчет налога в сторону уменьшения, поскольку в решении суда указано, что актуальная кадастровая стоимость применяется с ДД.ММ.ГГГГ. При этом произвести перерасчет налога по объекту налогообложения с кадастровым номером №, в связи с изменением его кадастровой стоимости на основании решения Тульского областного суда, у налогового органа не имеется, поскольку дата определения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости для налогообложения определена с ДД.ММ.ГГГГ.Переплата по налогу образовалась у ФИО1 по другим объектам, расположенным в г.Новомосковске Тульской области, по другому ОКТМО, в связи с чем налоговой орган не имеет возможности зачесть данную переплату в счет взыскиваемой задолженности.
Ответчик ФИО5 и ее представитель по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признали, просили применить срок исковой давности, полагая, что истцом пропущен срок исковой давности для взыскания недоимки по налогу за ДД.ММ.ГГГГ год. Исчисление срока для взыскания недоимки начинается с того момента, когда налоговый орган должен был направить требование налогоплательщику в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ. Срок выставления требования истек ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, требование о взыскании недоимки за ДД.ММ.ГГГГ год не выставлено, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год налоговый орган не обращался.
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. ФИО1. оспаривал данное налоговое уведомление в судебном порядке. Решением Советского районного суда г.Тулы от 10.11.2020 в удовлетворении исковых требований было отказано. Апелляционным определением Тульского областного суда от 27.04.2021 решение Советского районного суда г.Тулы от 10.11.2020 отменено, производство по делу прекращено.
Налог в отношении объекта налогообложения с кадастровым номером № за ДД.ММ.ГГГГ год полностью оплачен, что подтверждается платежным поручением № от 07.11.ДД.ММ.ГГГГ на сумму 214431 руб. и с учетом переплаты в размере 160434 руб., которая отражена в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ и которую ФИО1. просил зачесть в счет уплаты налога за ДД.ММ.ГГГГ год.
Нежилые помещения с кадастровыми номерами № и № не включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ год. Получив налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГФИО1. обращался в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы, в том числе по этим объектам в соответствии с п.3 ст.346.11 НК РФ, так как он являлся индивидуальным предпринимателем. Указанная льгота за ДД.ММ.ГГГГ год была предоставлена так как объекты с кадастровыми номерами № и № не включены в Перечень. Таким образом, включив в налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ налог на объекты с кадастровыми номерами № и № за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы, незаконно в нарушение п.2.1 ст.52 НК РФ провели перерасчет налога на имущество в сторону его увеличения.
Кроме того, по мнению ответчика, расчет налога произведен не верно, поскольку решением Тульского областного суда от 09.04.2020 кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером № уменьшена до 15973000 руб., в связи с чем был произведен перерасчет налога, а в отношении объекта с кадастровым номером № налоговый орган не произвел перерасчет налога в связи с изменением его кадастровой стоимости до 37064000 руб. на основании решения Тульского областного суда от 09.01.2019.
Обратили внимание на то, что объект с кадастровым номером № по адресу: <адрес> торговым центром не является, а является магазином, что подтверждается техническим паспортом. Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24.09.2020установлено, что у Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области не имелось правовых оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечни на ДД.ММ.ГГГГ год № от ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ год № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации и ст.3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.
В соответствии с ч.1 ст.45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по оплате налога должна быть выполнена в срок.
Согласно ст.400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.409 Налогового кодекса РФ, плательщики налога на имущество физических лиц, уплачивают указанный налог по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства (п.7 ст.408 Налогового кодекса РФ).
Статьями 1113, 1114, 1152 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что наследство открывается со смертью гражданина. Временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как установлено судом, ФИО1. при жизни являлся собственником нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №; нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><данные изъяты>, кадастровый №; нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><данные изъяты>, кадастровый №.
Согласно выписок из ЕГРН объекты недвижимости с кадастровыми номерами № и № поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и входят в состав здания с кадастровым номером №.
ФИО1., как собственник названных объектов налогообложения, обязан был производить уплату налога на имущество физических лиц, в порядке и сроки установленные законом.
В соответствии с п.2 ст.52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 4 ст.57 Налогового кодекса РФ установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пп.2 ст.15, абз.1 п.1 ст.399 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст.400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 ст.402 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п.10 ст.378.2 Налогового кодекса РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
При этом установленный п.3 ст.402 Налогового кодекса РФ порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц применяется с 2015 года независимо от принятия субъектом Российской Федерации решения о переходе к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.
Согласно п.7 ст.378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 п.1 ст.378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пп.1 и 2 п.1 ст.378.2 Налогового кодекса РФ к указанным объектам относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, на основании вышеуказанных названных положений Налогового кодекса РФ перечень объектов, предусмотренный п.7 ст.378.2 кодекса, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, подлежит применению с 1 января 2015 года как в целях налогообложения налогом на имущество организаций, так и налогом на имущество физических лиц.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст.378.2 кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использованию здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).
Пунктом 7 ст.378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.1 и 2 п.1 ст.378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, если здание (строение, сооружение) определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
На территории муниципального образования город Тула налог на имущество физических лиц за 2015-2017 гг. исчисляется в соответствии с Решением Тульской городской Думы от 28.11.2014 № 4/75 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями).
Согласно Решению № 4/75 в 2015-2017 гг. в отношении, в частности, объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 Кодекса, установлена налоговая ставка в размере 2%.
Налоговыморганом в адрес налогоплательщика ФИО1 направлено налоговоеуведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налогов за ДД.ММ.ГГГГ год, установлен срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, которое должником в срок не исполнено.
По истечении указанного срока требование о взыскании недоимки за ДД.ММ.ГГГГ год налогоплательщику не выставлялось, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
С учетом перерасчета налога, налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направлено новое налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налогов, установлен срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, которое должником в срок не исполнено.
За вышеуказанные объекты недвижимости налоговым органом ФИО1 начислен налог на имуществофизических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, за объект налогообложения с кадастровым номером № – 380165,00 руб. исходя из кадастровой стоимости 76033000 руб.; за объект налогообложения с кадастровым номером № – 716832,00 руб., исходя из кадастровой стоимости 47788767 руб.; за объект налогообложения с кадастровым номером № – 832683,00 руб., исходя из кадастровой стоимости 55512170 руб.
Налоговое уведомление получено ФИО1. по почте ДД.ММ.ГГГГ.
В отношении перерасчета налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год следует учитывать, что в соответствии с п.2.1 ст.52 Налогового кодекса РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 ст.15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Доводы ответчика о том, что налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, суд находит несостоятельными, поскольку административное дело №2а-1632/2020 по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области о признании незаконным налогового уведомления, прекращено в связи со смертью административного истца.
В связи с неисполнением данного налогового уведомления в адрес ФИО1 было направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, об уплате земельного налога в размере 31722,00 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 2609756,00 руб., пени в размере 7044,52 руб., указан срок исполнения требования - до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.6 ст.69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налогасчитается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма по почте.
Судом установлено, что налоговое требование № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено ФИО1 по почте заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок, а также на момент направления настоящего заявления, требование ФИО1. самостоятельно не исполнено.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №72 Советского судебного района г.Тулы от 18.03.2020 с ФИО1 взыскана задолженность по налогам и пени.
На основании определения мирового судьи судебного участка №72 Советского судебного района г.Тулыот 20.05.2020 указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от ФИО1
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взысканииобязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок.
С учетом изложенного, суд полагает, что ни процессуальные сроки обращения в суд за взысканием недоимки по налогу на имущество физических лиц, ни период для взыскания налога за ДД.ММ.ГГГГ год по спорным объектам налогообложения Управлением Федеральной налоговой службы Тульской области не пропущены.
Судом установлено, что ФИО1. умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти в нотариальный орган с заявлением о принятии наследства обратилась жена наследодателя ФИО5, заведено наследственное дело №. Наследство состоит в том числе из нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Другие наследники умершего – дочь ФИО2. и сын ФИО3. от причитающейся им доли наследственного имущества отказались.
На основании п.3 ст.44 Налогового Кодекса РФ обязанность по уплате налога прекращается со смертью налогоплательщика - физического лица. Задолженность по имущественным налогам умершего лица погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что имущественные требования и обязанности, неразрывно связанные с личностью гражданина (взыскателя или должника), в силу статей 383 и 418 ГК РФпрекращаются на будущее время в связи со смертью этого гражданина либо в связи с объявлением его умершим. Вместе с этим, если имущественные обязанности, связанные с личностью должника-гражданина, не были исполнены при его жизни, в результате чего образовалась задолженность по таким выплатам, то правопреемство по обязательствам о погашении этой задолженности в случаях, предусмотренных законом, возможно. Например, согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 44 НК РФ погашение задолженности умершего налогоплательщика-гражданина осуществляется его наследниками в отношении транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц в порядке, установленном гражданским законодательством (п.3 ст.14, ст.15, пп.3 п.3 ст.44 НК РФ).
Установленная налоговым законодательством возможность погашения наследниками умершего лица его налоговой задолженности не влечет за собой безусловного перехода данной обязанности к наследникам и требует соблюдения порядка, установленного гражданским законодательством.
Как предусмотрено ст.1112 Гражданского кодекса РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п.1 ст.1175 Гражданского кодекса РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (ст.323 Гражданского кодекса РФ). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
На основании ст.1153 Гражданского кодекса РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ч.1).
Из материалов дела следует, что супругу ответчика – ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ, принадлежали нежилое здание с кадастровым номером № и нежилые помещения с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу: <адрес>, которые после его смерти были приняты ФИО5 в порядке наследования.
Следовательно, наследник ФИО5 может в соответствии с правилами ст.1175 Гражданского кодекса РФ отвечать по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества.
Ответчик в своих возражениях указала, что налог в отношении здания с кадастровым номером № за ДД.ММ.ГГГГ год оплачен в полном объеме, с учетом имеющейся переплаты, а налог на нежилые помещения с кадастровыми номерами № и № начислен налоговым органом необоснованно, поскольку указанные объекты недвижимости не включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Положения ст.378.2 (кроме подп.4 п.1) и 382 Налогового кодекса РФ, предусматривающие особенности обложения налогом недвижимости, в отношении которой налоговая база определяется как ее кадастровая стоимость, не устанавливают иных признаков объекта налогообложения по сравнению с тем, как они определены ст.374 НК РФ.
В соответствии с положениями ст.378.2 Налогового кодекса РФ на территории Тульской области на ДД.ММ.ГГГГ год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость определен Распоряжением Министерства экономического развития Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии со ст.408 Налогового кодекса РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговые органы в соответствии со статьей 85 кодекса, по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами № и № входят в состав здания с кадастровым номером №, включенного в Перечень № и, соответственно, по указанным объектам недвижимости исчисление налога на имущество физического лица за ДД.ММ.ГГГГ год производится исходя из кадастровой стоимости.
Согласно письму Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
Административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из условий, установленных пп.3 и 4 ст.378.2 Кодекса.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 ст.378.2 Кодекса высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.9 ст.378.2 Кодекса).
Следовательно, налог на имущество физических лиц в отношении вышеуказанных объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и № за ДД.ММ.ГГГГ год, обоснованно исчислен с применением налоговой ставки 2% от кадастровой стоимости, на основании ч.7 ст.378.2 Налогового кодекса РФ.
За объект недвижимости с кадастровым номером № в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 истцом начислен налог на имущество физических лиц в сумме 716832,00 руб.
Решением Тульского областного суда от 09.04.2020 года по административному делу №3а-192/2020 уменьшена кадастровая стоимость вышеуказанного объекта с 47788767 руб. до 15973000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В решением суда указано, что установленная судом кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № применяется для исчисления налоговой базы в отношении указанного объекта недвижимости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, истцом в уточненном исковом заявлении произведен перерасчет налога на имуществофизических лиц в отношении указанного объекта налогообложения с кадастровым номером № за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ год, в сторону уменьшения до 239595 руб. из расчета : 15973000 руб. х 1 х 2% х 9/12.
При этом суд соглашается с доводами истца об отсутствии оснований для перерасчета налога за нежилое помещение с кадастровым номером №, по следующим основаниям.
Решением Тульского областного суда от 09.01.2019 по административному делу №3а-892/2018кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № установлена равной его рыночной стоимости в размере 37064000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.2 ст.403 Налогового кодекса РФ в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела объект недвижимости с кадастровым номером № был образован из материнского по отношению к нему объекта с кадастровым номером № и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 55512170 руб., а решением Тульского областного суда от 09.01.2019она изменена на 37064000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений закона, при исчислении налога на имущество физических лиц измененная кадастровая стоимость действует с налогового периода ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку изменение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости произведено в течение налогового периода ДД.ММ.ГГГГ года и в силу п.2 ст.403 НК РФ не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
Исходя из изложенного, суд полагает, что отказ Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в перерасчете налога в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № основан на положениях действующего законодательства.
Ссылка ответчика на то, что Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24.09.2020 нежилое помещение с кадастровым номером № исключено из Перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (пункт № Перечня), а также на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ (пункт № Перечня), правового значения для рассмотрения данного дела не имеет, поскольку Апелляционным определением установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером № исключено из Перечней за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с тем, что до начала ДД.ММ.ГГГГ налогового периода и до момента принятия распоряжения, а именно ДД.ММ.ГГГГ, спорный объект недвижимости прекратил свое существование в связи с разделом на три самостоятельных помещения с кадастровыми номерами: №, №, №.
Таким образом, суд приходит к выводу, что налог на имущество физических лиц в отношении спорных объектов налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1200532,02 руб. ответчиком оплачен не был.
А образовавшаяся переплата, на которую ссылается ответчик, не была учтена налоговым органом в счет имеющейся задолженности и может быть возвращена в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса РФ.
Ответчиком также не представлено доказательств того, что ее супруг относился к лицам, освобожденным от уплаты налога в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами№ и №. Представитель истца в судебном заседании пояснил, что в отношении указанных объектов налогообложения за спорный период не применялась льгота, а в связи с многократными обращениями в налоговый орган с заявлениями о предоставлении льготы и перерасчете налога за ДД.ММ.ГГГГ год во избежание начисления необоснованной задолженности были аннулированы первичные расчеты налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, а спорные объекты недвижимости в соответствии с положениями ст.52 НК РФ включены в налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика о том, что налоговый орган в рамках рассмотрения административного дела №2а-498/2020 о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц в отношении спорных объектов недвижимости за ДД.ММ.ГГГГ год, отказался от исковых требований, в связи с чем производство по делу было прекращено, правового значения не имеют, так как недоимка по налогу за ДД.ММ.ГГГГ год не является предметом настоящего спора.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований Управления Федеральной налоговой службы Тульской области, а поэтому исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании абз.2 п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика также подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 14202 рубля 66 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной налоговой службы Тульской области к ФИО5 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в порядке наследования, удовлетворить.
Взыскать с ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <данные изъяты>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы Тульской области недоимку по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, переходящую в порядке наследования, в размере 1200532 (один миллион двести тысяч пятьсот тридцать два) рубля 02 коп.
Взыскать с ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <данные изъяты>, в доход муниципального образования «город Тула» государственную пошлину в размере 14202 (четырнадцать тысяч двести два) рубля 66 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья