К делу №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2019 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Ситникова В.Е.
при секретаре Каптюшенко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, предоставлении земельного участка в аренду,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, предоставлении земельного участка в аренду.
В обоснование иска указано, что истец является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0901000:155.
05.02.2018г. ФИО2 обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:26:0901000:155 без проведения торгов.
На основании решения исх.№ от 27.02.2018г. истцу отказано в предоставлении указанного земельного участка в аренду по причине того, что на земельный участок установлено обременение в виде аренды в пользу третьего лица, площадь объектов недвижимого имущества, принадлежащих истцу на праве собственности и расположенных на земельном участке не соотносится с площадью земельного участка, размещение жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрено действующим законодательством.
Истец считает, что его права, как собственника были нарушены ответчиком.
Просит признать недействительным (незаконным) отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края исх.№ от 27.02.2018г. в предоставлении земельного участка в <адрес> с кадастровым номером 23:26:0901000:155; обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении истцу в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:26:0901000:155 без проведения торгов на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика по доверенности ФИО5, просил в удовлетворении иска отказать.
В обоснование указал, что на дату обращения истца с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, на спорный земельный участок было установлено обременение в виде аренды в пользу третьего лица.
Кроме того, на основании акта осмотра было установлено, что на земельном участке расположен жилой дом, что не допускается на землях сельскохозяйственного назначения. Площадь испрашиваемого в аренду земельного участка 23750 кв.м., тогда как площадь расположенных на нем объектов недвижимости гораздо меньше площади земельного участка. Доказательств необходимости предоставления земельного участка, требуемого размера, не представил. Считает отказ Департамента законным и обоснованным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как видно из материалов дела ФИО2 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости по адресу Краснодарский край, <адрес>, пер.Северный:
-нежилое здание с кадастровым номером 23:26:0901011:219, площадью 74,4 кв.м.;
-нежилое здание с кадастровым номером 23:26:0901011:218, площадью 204,2 кв.м.;
-нежилое здание с кадастровым номером 23:26:0901011:220, площадью 50,5 кв.м.;
-нежилое здание с кадастровым номером 23:26:0901011:217, площадью 135,8 кв.м.;
-жилой дом с кадастровым номером 23:26:0901011:216, площадью 206,9 кв.м..
Указанное подтверждается выпиской из ЕГРН № от 29.12.2018г.
Названые объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0901000:155, площадью 23 750 кв.м., категория земли – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
05.02.2018г. ФИО2 обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:26:0901000:155 для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов на основании части 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.п. 3 п. 5 ст. 329.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно положений п.14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Решением № от 27.02.2018г. Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал истцу в предоставлении указанного земельного участка в аренду сославшись на наличие обременений в виде аренды иных лиц, несоразмерность истребимого участка и несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Действительно, обременение в виде договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на момент принятия решения, как видно из содержания решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2016г. по делу №А32-47771/2015 по иску ФИО2 к администрации муниципального образования <адрес>, ФИО6, Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, третье лицо Департамент имущественных отношений Краснодарского края, отсутствовало, т.к. договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером 23:26:0901000:155, заключенный с ФИО6, был признан недействительным.
Ссылка на наличие в выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ данных об обременении суд находит не состоятельными, поскольку Департамент имущественных отношений Краснодарского края выступал в вышеназванном споре в качестве третьего лица и должен был знать о принятом решении, отменившем обременения.
Между тем, Департамент обосновано указал на несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
казачьими обществами;
опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Земли сельскохозяйственного назначения являются ограниченными в обороте, что также подтверждается Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Из данных положений следует, что целевое назначение сельскохозяйственных земель сводится к их использованию только для нужд сельского хозяйства.
Согласно сведениям ЕГРН, категория земельного участка с кадастровым номером 23:26:0901000:155 установлена «земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства».
В ходе проверки, проведенной ГКУ КК «Кубаньземконтроль» по поручению Департамента имущественных отношений Краснодарского края было установлено, что на испрашиваемом земельном участке помимо нежилых строений находится жилой дом, общей площадью 206,9 кв.м., что подтверждается актом обследования земельного участка № от 12.02.2018г.
Нахождение на земельном участке жилого дома не соответствует целям использования земельного участка.
Т.о. ответчик обоснованно отказал ФИО2 в удовлетворении заявления.
Более того, в соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно п.1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Как видно из материалов дела площадь спорного земельного участка 23 750 кв.м., площадь расположенных на земельном участке объектов составляет 6687,8кв.м. т.е. 2,81% площади испрашиваемого земельного участка.
Предоставление уполномоченным органом государственной власти земельного участка, на котором расположен объект недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями, без проведения публичных торгов является нарушением законодательства о защите конкуренции. Обоснований необходимости предоставления земельного участка, требуемого размера, не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО2 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании отказа № от 27.02.2018г. в предоставлении земельного участка незаконным, предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:26:0901000:155 в аренду, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий