ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1221/2017 от 18.07.2017 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

Дело ***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ессентуки «18» июля 2017 года

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Казанчева В.Т.,

при секретаре Попове К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки о признании права собственности за муниципальным образованием городским округом городом-курортом Ессентуки на бесхозяйное недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки обратился в суд с заявлением о признании права собственности за Муниципальным образованием городским округом городом-курортом Ессентуки на следующее бесхозяйное недвижимое имущество: сооружения коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 166,0 м., расположенные по адресу: ***; сооружения коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 372,0 м., расположенные по адресу: ***; сооружения коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 596,0 м., расположенные по адресу: ***; сооружения коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 889,0 м., расположенное по адресу: ***.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Полномочиями по управлению и распоряжению муниципальной собственностью города Ессентуки.

Согласно п.2.2.26 Положения, одной из функций Комитета является подача заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В установленном порядке обращение в суд, с требованиями о признании права муниципальной собственности на эти вещи.

В соответствии с вышеизложенным; руководствуясь п.3 ст.225 ГК РФ, Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки обратился в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

На основании заявления и в соответствии с п.3 ст. 225 ГК РФ, Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю было поставлено на учет вышеуказанное бесхозяйное недвижимое имущество.

Согласно ст. 225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В настоящее время истек год со дня постановки на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ, Положением о Комитете по муниципальной собственности города Ессентуки (утвержденным решением Совета города Ессентуки от 30.09.2014г. №103 и Решение Думы г.Ессентуки от 26.04.2017г. №35) функции по ведению учета муниципального имущества переданы Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки. Согласно п.2.2.24, п.2.2.25 Положения о Комитете по муниципальной собственности города Ессентуки, Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки ведет реестр муниципальной собственности, а также представляет интересы муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Согласно сообщению министерства имущественных отношений Ставропольского края от 06.04.2017г. № 3820/04 вышеуказанное недвижимое имущество в реестре государственного имущества Ставропольского края не значится.

Согласно сообщению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.03.2017г. №1972/02, сведения об указанных объектах в реестре федерального имущества отсутствуют. Просит суд удовлетворить заявление.

Представитель заинтересованного лица ТУ Росимущества в СК возражал против заявления, представил суду возражения, согласно которым в соответствии с п. 1 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ******, Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.

В соответствии с п. 4.9. раздела II Положения о ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в СК, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 г. № 278 (Положение), Территориальное управление осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта.

Объекты недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 166 м., расположенные по адресу: СК, ***, ул. им. А. Трощева, сооружение коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 372м., расположенные по адресу: ***, сооружение коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 596 м., расположенные по адресу: ***, сооружение коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 889 м., расположенные по адресу: СК, ***, в реестре федерального имущества отсутствуют. Просит суд отказать в удовлетворении заявления.

Представитель заявителя, по доверенности Овчаренко О.А. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель министерства имущественных отношений СК, надлежаще уведомленный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, с учетом мнения участников судебного разбирательства, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав мнение заявителя, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, рассматриваются судом в порядке особого производства.

Норма абз. 2 п. 3 ст. 225 ГК РФ определяет специального субъекта, обладающего правом обращения в суд с требованием о признании недвижимых объектов бесхозяйными. Таким субъектом является орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, поскольку в результате признания недвижимости бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности. Иные лица названным правом не обладают и могут быть заинтересованы лишь в побуждении муниципалитета к совершению действий по обращению бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность, они не являются надлежащими истцами по требованиям о признании недвижимых объектов бесхозяйными.

Согласно ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

В абз. 3 ст. 275.1 НК РФ раскрывается понятие объектов жилищно-коммунального хозяйства, к ним относятся: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.

Как установлено материалами дела, комитет по муниципальной собственности *** (далее - КМС ***) населен полномочиями по управлению и распоряжению муниципальной собственностью ***.

Согласно п.*** Положения, одной из функций КМС *** является подача заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В установленном порядке обращение в суд, с требованиями о признании права муниципальной собственности на эти вещи.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь п.3 ст.225 ГК РФ, Комитет по муниципальной собственности *** обратился в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

На основании заявления и в соответствии с п.3 ст. 225 ГК РФ, Федерального закона от *** № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** было поставлено на учет бесхозяйное недвижимое имущество: сооружения коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый *** протяженностью 166,0 м., расположенные по адресу: СК, ***, ул. им. А.Трощева; сооружения коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 372,0 м., расположенные по адресу: СК, Ессентуки, ул. им. Н.Панасенко; сооружения коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 596,0 м., расположенные по адресу: СК, ***, ул. им. Н.Панасенко; сооружения коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 889,0 м., расположенные по адресу: СК, ***.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 225 ГК РФ, если в течение года с момента постановки имущества на учет как бесхозяйного, никто своих прав на него не заявил, то по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Лицо, являвшееся собственником вещей, признанных бесхозяйными, также обладают правом на обращение в суд с соответствующим требованием к организациям, которым перешло имущество.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ, и на основании положения о Комитете по муниципальной собственности города Ессентуки (утвержденным решением Совета города Ессентуки от 30 сентября 2014 года № 103 и Решением Думы г.Ессентуки от 26 апреля 2017 года № 35) функции по ведению учета муниципального имущества переданы Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки.

Согласно п.2.2.24, п.2.2.25 Положения о Комитете по муниципальной собственности города Ессентуки, Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки ведет реестр муниципальной собственности, а также представляет интересы муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Как следует из сообщения министерства имущественных отношений Ставропольского края от ****** вышеуказанное недвижимое имущество в реестре государственного имущества Ставропольского края не значится.

Согласно сообщению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ******, сведения об указанных объектах в реестре федерального имущества отсутствуют.

ТУ Росимущество возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая, что перечисленное КМС г. Ессентуки имущество в реестре государственного имущества не значится.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, сооружения коммунального хозяйства, не имеют собственника, в связи с чем, *** указанные объекты коммунального хозяйства поставлены на учет с кадастровыми номерами как бесхозяйные объекты недвижимого имущества, не имеющие собственника или собственник которого не известен, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись. Обременения, ограничения на указанный объект не зарегистрированы.

Указанные обстоятельства подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах, сообщениями компетентных органов об отсутствии сведений об указанном недвижимом имуществе в реестре федерального имущества, в реестре государственного имущества Ставропольского края.

Вопреки доводам ответчика, спорный объект является бесхозяйным, поскольку в соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в соответствующих Приложениях к данному Постановлению, передаются в государственную собственность краев, областей и республик в составе Российской Федерации, а до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.

Как указано в возражениях заинтересованного лица в соответствии с п. 1 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 278, Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.

В соответствии с п. 4.9. раздела II Положения о ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в СК, утвержденного приказом Росимущества от 29 сентября 2009 года № 278 (Положение), Территориальное управление осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта.

Ведение реестра федерального имущества установлено Приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 года № 307 (ред. от 26 октября 2011 года) «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества», где указано, что ведение реестра федерального имущества (далее - реестр) осуществляется уполномоченными должностными лицами Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов (далее - должностные лица) путем:

- помещения в соответствующие подразделы реестра заверенных карт объектов учета и карт лиц, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них (далее - карты лиц), а также записей об изменениях сведений об объектах учета или о лицах, обладающих правами на объекты учета либо сведениями о них (далее - записи об изменениях сведений), и записей о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, сформированных по установленным формам

Спорные объекты в силу прямого указания закона относятся к муниципальной собственности, их включение в реестр муниципальной собственности соответствует Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»

Вышеназванное решение муниципального органа о включении спорных помещений в реестр муниципальной собственности в установленном законом порядке оспорено не было и недействительным не признавалось.

По указанной причине заинтересованная сторона определена верно.

В соответствии со ст. 212 ГК РФ Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями.

В силу требований ст. 3 ФЗ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (ред. от 19 декабря 2016 года) «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:

1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;

3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;

4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

Обстоятельств того, что признание права муниципальной собственности на указанное недвижимое имущество будет нарушать права иных лиц, не установлено.

Учитывая, что с момента постановки указанного имущества на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества прошло более года, принимая во внимание, что его собственник неизвестен и отсутствует спор о праве, суд считает возможным признать право муниципальной собственности на вышеуказанное бесхозяйное имущество.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, 293 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки о признании права собственности за муниципальным образованием городским округом городом-курортом Ессентуки на бесхозяйное недвижимое имущество - удовлетворить.

Признать право собственности за муниципальным образованием городским округом городом-курортом Ессентуки на следующее бесхозяйное недвижимое имущество:

- сооружения коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 166,0 м., расположенные по адресу: ***; сооружения коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 372,0 м., расположенные по адресу: ***; сооружения коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 596,0 м., расположенные по адресу: ***; сооружения коммунального хозяйства - сети водоснабжения, кадастровый ***, протяженностью 889,0 м., расположенные по адресу: ***.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Судья: В.Т. Казанчев

Мотивированное решение изготовлено «21» июля 2017 года.