ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1222 от 12.01.2011 Новгородского районного суда (Новгородская область)

                                                                                    Новгородский районный суд Новгородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Новгородский районный суд Новгородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1222/11 Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Юршо М. В.,

при секретаре Большаковой Н. С.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1 об отмене решения жилищной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Новгородской области, обязании включить в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Новгородской области (далее - УФМС по Новгородской области или Управление) об оспаривании решения жилищной комиссии Управления (протокол заседания от "_"____Г. №) об отказе во включении в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании включить в сводный список вынужденных переселенцев для улучшения жилищных условий, в обоснование заявления указав, что являются вынужденными переселенцами, состоящими в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Статус вынужденного переселенца был предоставлен с "_"____Г., в "_"____Г. распоряжением миграционной службы семье В-вых была предоставлена беспроцентная ссуда в размере 200 000 руб. на приобретение жилья, которой они не смогли воспользоваться из-за высоких цен на жилье и возвратили в бюджет. В "_"____Г. им был продлен срок действие статуса вынужденного переселенца, а "_"____Г. принято решение об отказе в продлении срока действия статуса. Решением Новгородского районного суда от "_"____Г. ФИО2 и ФИО1 восстановлен статус вынужденного переселенца. Считают оспариваемое решение Управления незаконным, поскольку до настоящего времени нуждаются в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истцы ФИО2 и ФИО1 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Управления ФИО3, действующая на основании доверенности, иск не признала, полагала оспариваемое решение законным и обоснованным, ссылаясь в объяснениях на наличие в собственности у ФИО2 жилого помещения как на основание к отказу во включении В-вых в сводный список вынужденных переселенцев для улучшения жилищных условий.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее - Закон №4530-1) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 настоящего Закона по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории РФ.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 9 Закона № 4530-1 лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п. 4 ст. 5 настоящего Закона № 4530-1.

Под обустройством вынужденного переселенца на новом месте жительства понимается обеспечение его жильем для постоянного проживания.

Статьей 6 Закона № 4530-1 предусмотрено, что вынужденный переселенец имеет право, в частности, самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, проживать у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в ЦВР вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

По смыслу приведенной нормы закона государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, решением Миграционной службы Новгородской области (в настоящее время - УФМС по Новгородской области) от "_"____Г. ФИО2 признана вынужденным переселенцем и принята на учет в Миграционной службе Новгородской области совместно со своим несовершеннолетним сыном ФИО1

28 мая 1993 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 октября 1992 года № 762 «О предоставлении беженцам и вынужденным переселенцам долговременных беспроцентных ссуд» по распоряжению Миграционной службы Новгородской области № ФИО2 на семью из 2-х человек (она и сын ФИО1) для жилищного обустройства предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда в размере 200 000 руб. Однако данная денежная сумма не была использована по назначению ввиду недостаточности у ФИО2 собственных денежных средств для оплаты строительства квартиры и "_"____Г. ссуда была возвращена ФИО2 в бюджет.

С учетом приведенных обстоятельств за ФИО2 и ее сыном ФИО1, достигшим к этому времени совершеннолетия, был сохранен статус вынужденных переселенцев, "_"____Г. каждому из них выданы новые свидетельства вынужденного переселенца.

Решением Миграционной службы Новгородской области "_"____Г. истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на основании п. 4 ст. 5 Закона №4530-1 в связи с истечением срока действия данного статуса. Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что В-вы не обратились с заявлениями о продлении им срока действия статуса на последующий год.

Решением Новгородского районного суда от 26 октября 2010 года ФИО2 и ФИО1 восстановлен статус вынужденных переселенцев.

Во исполнение указанного решения суда решением рабочей комиссии Управления по продлению срока действия статуса вынужденного переселенца от "_"____Г. ФИО2 и ФИО1 статус вынужденного переселенца восстановлен и продлен срок его действия до "_"____Г..

"_"____Г. истцы обратились в Управление с заявлениями о включении в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

Решением жилищной комиссии Управления (протокол заседания от "_"____Г. №) истцам отказано во включении в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела также установлено, что на основании договора передачи жилья в собственность от "_"____Г. и договора выдела долей в натуре от "_"____Г. ФИО2 является собственником жилого помещения - комнаты в коммунальной квартире по адресу: , в указанной комнате по месту жительства зарегистрированы: ФИО2 - с "_"____Г., ФИО1 - с "_"____Г.. Во время своего пребывания на территории Великого Новгорода истец ФИО1 фактически проживает в указанном жилом помещении.

Каких-либо заявлений об исключении ФИО1 из состава семьи В-вых в адрес Управления от кого-либо из истцов не поступало.

Также из письменных материалов дела в судебном заседании установлено, что истцы являются инвалидами 3 группы.

Согласно пп «б» п. 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2000 года № 845, территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма; постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи.

В соответствии с указанным выше постановлением № 845 от 08 ноября 2000 года разработан Порядок ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья, утвержденный Приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 10 апреля 2001 года № 31, согласно п. 3 которого органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют принятие вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), независимо от времени их проживания в данной местности.

Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

Исходя из п. 9 данного Порядка в сводные списки, формируемые комиссией, не включаются вынужденные переселенцы: проживающие в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма; постоянно проживающие в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи; получившие денежную компенсацию за утраченное жилье; получившие долговременную беспроцентную возвратную ссуду или безвозмездную субсидию на строительство (приобретение) жилья; использовавшие иные виды государственной помощи на строительство (приобретение) постоянного жилья.

Таким образом, учитывая наличие в собственности истца ФИО2 жилого помещения, в котором также проживает и ФИО1, оснований для включения истцов в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), у Управления не имелось, а потому оспариваемое решение жилищной комиссии Управления основано на законе.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений материального права суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления ФИО2 и ФИО1 об отмене решения жилищной комиссии Управления и для понуждения Управления включить истцов в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО2, ФИО1 об отмене решения жилищной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Новгородской области, обязании включить в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 17 января 2011 года.

Председательствующий М. В. Юршо