ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1222/18 от 23.08.2018 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело №2-1222/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.

при секретаре Недбайловой М.П.

с участием прокурора Якушевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Солонцовского сельсовета <адрес>, ФИО1, ФИО2 о признании следок недействительными, применении последствий недействительности сделки,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Солонцовского сельсовета <адрес>, ФИО1, ФИО2 о признании следок недействительными, применении последствий недействительности сделки.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией Солонцовского сельсовета <адрес> требований земельного законодательства при предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка. По результатам проверки выявлены нарушения приведенного законодательства, выразившиеся в незаконном безвозмездном предоставлении участка лицу, не имеющему право на его получение. Так, в администрацию Солонцовского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление ФИО1 о предоставлении ей как многодетной матери земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес>, Солонцовского сельсовета (согласно прилагаемой схеме) для индивидуального жилищного строительства. Указанное заявление подано в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>», предусматривающей безвозмездное предоставление в собственность многодетным гражданам земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства. Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» ФИО1 предварительно согласовано предоставление для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> сельсовета, утверждена схема расположения данного участка на кадастровом плане территории. После проведения кадастровых работ образован земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. Сведения об участке внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за . Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в собственность бесплатно» рассматриваемый земельный участок предоставлен в собственность ФИО1 По договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО1 (продавец) и ФИО2 (покупатель) последний приобрел спорный земельный участок в собственность по цене 100 000 руб. Право собственности на объект ФИО2 зарегистрировано в установленном порядке. Приведенные постановления администрации Солонцовского сельсовета об утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ, предварительном согласовании его предоставления, а также сделки по его предоставлению и отчуждению в пользу ФИО2 противоречат действующему законодательству и являются недействительными, поскольку ФИО1 и члены ее семьи не проживают на территории МО <адрес>, имеют постоянное место жительство в <адрес>. К категории многодетных граждан, имеющих право на получение земельного участка не по месту своего проживания, а в другом районе <адрес>, без учета имеющейся в нем очереди многодетных граждан, они не относятся. Просит признать недействительной в силу ничтожности сделку по предоставлению в собственность ФИО1 земельного участка с кадастровым номером , оформленную постановлением администрации Солонцовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровымномером , расположенного по адресу: Российская Федерация,<адрес>, всобственность бесплатно». Признать недействительным в силу ничтожности договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ФИО2 Применить последствия недействительности ничтожных сделок, обязать ФИО2 возвратить администрации Солонцовского сельсовета <адрес> по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Якушева А.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.

В судебном заседании представитель администрации Солонцовского сельсовета <адрес> ФИО3 (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что ФИО1 обратилась в Администрацию Солонцовского сельсовета с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (с приложением схемы КПТ земельного участка) ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 39.5, 39.6, 39.14, 39.15, ст.14 закона <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» поскольку являлась многодетной гражданкой. Многодетные граждане, имеющие место жительства на территории <адрес>, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. В ст. 29.1 данного закона указано, что многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. При этом в соответствии с п. 3 ст. 29.1 к заявлению должны быть приложены следующие документы: копии заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации, в случае егоотсутствия - копия документа, его заменяющего, а также копия документа,подтверждающего место жительства на территории <адрес>. Как следует из положений данной статьи многодетным, претендующим на льготное получение земельного участка не требуется подтверждать свое проживание в определенных районах <адрес>, а только на территории края. В соответствии с вышеизложенным администрация Солонцовского сельсовета не имеет права на истребование от заявителя иных документов, кроме указанных в данной статье. В соответствии с п. 12 методических рекомендаций субъектам РФ по порядку и в случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ при установлении порядка предоставления гражданам земельных участков указано, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется по месту их постановки на учет в целях предоставления земельных участков, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Одновременно в методических рекомендациях указано на возможность обеспечения граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками на территории других муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если граждане, являющиеся родителями в семье, имеющей трех и более детей, изъявят такое желание. Таким образом, из системного толкования закона <адрес>, в том числе п. 3 ст. 29.1 и части 1 п.2 ст. 14 следует, что многодетные граждане, имеющие место жительства на территории <адрес> (без ограничения), имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

В судебное заседание ответчики ФИО1, ФИО2 не явились, были надлежащим образом извещены.

В судебном заседании представитель ФИО2, ФИО4 – ФИО5 (действующая по доверенностям) возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что прокурор является ненадлежащим истцом по заявленным требованиям, поскольку определен круг лиц, в интересах которых истец обратился в суд. Кроме того, п.2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит применению, поскольку спорный земельный участок был сформирован из земель неразграниченной собственности. ФИО6 является добросовестным приобретателем земельного участка.

В судебное заседание представители третьих лиц – администрации <адрес>, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в <адрес> не явились, были извещены. В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно пункту 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в <адрес>", многодетные граждане, имеющие место жительства на территории <адрес>, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.

Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории закрытого административно-территориального образования, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа <адрес>, за исключением <адрес>.

Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории муниципального образования, относящегося к районам Крайнего Севера, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа <адрес>, за исключением <адрес>.

Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа <адрес>. Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в лице представителя обратилась в администрацию Солонцовского сельсовета <адрес> с заявлением о предоставлении ей как многодетной матери земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес>, Солонцовского сельсовета (согласно прилагаемой схеме) для индивидуального жилищного строительства.

Из содержания указанного заявления следует, что оно подано в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>», предусматривающей безвозмездное предоставление в собственность многодетным гражданам земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» ФИО1 предварительно согласовано предоставление для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> сельсовета, утверждена схема расположения данного участка на кадастровом плане территории. После проведения кадастровых работ образован земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. Сведения об участке внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за .

Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в собственность бесплатно» земельный участок предоставлен в собственность ФИО1

По договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО1 и ФИО2 последний приобрел вышеуказанный земельный участок в собственность за 100 000 руб. Право собственности ФИО2 зарегистрировано в установленном порядке.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, указывал на то, что ФИО1 и члены ее семьи не проживают на территории МО <адрес>, имеют постоянное место жительство в <адрес>. В связи с чем ФИО1 не относится к категории многодетных граждан, имеющих право на получение земельного участка не по месту своего проживания, а в другом районе <адрес>. Кроме того, ФИО1 не числится в реестре многодетных семей на территории <адрес>.

Возражая против заявленных требований, представитель ответчиков ФИО5 ссылалась на то, что прокурор является ненадлежащим истцом по заявленным требованиям, поскольку определен круг лиц, в интересах которых истец обратился в суд.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Установленные прокурором нарушения законодательства о регулировании земельных отношений могут повлиять на права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагиваются в исковом заявлении, а именно многодетные, является непостоянной, поскольку реестр многодетных семей может постоянно меняться и дополняться, в связи с чем, исковое заявление предъявлено не только в интересах лиц, которые в настоящее время состоят в реестре многодетных семей, но и в интересах лиц, которые могут быть включены в реестр в будущем и имеют право на предоставление земельного участка.

Таким образом, круг граждан, чьи интересы могут быть затронуты, не может быть определен, что, по мнению суда, дает прокурору основания для предъявления в суде иска в интересах неопределенного круга лиц.

По смыслу статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Так, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Кодекса).

Предусмотренное подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации право граждан, имеющих трех и более детей приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случаях и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не отменяет особенностей оборота земельных участков.

Говоря о землях, законодатель предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу статьи 9.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В соответствии со статьей 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Анализ положений закона регионального законодательства в системной взаимосвязи с приведенными нормами федерального законодательства позволяет сделать вывод, что субъект Российской Федерации, фактически установил порядок бесплатного получения многодетными гражданами земельных участков только на территории того муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительство, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований.

Судом установлено, что ФИО1 и члены ее семьи проживают в <адрес>.

В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Как установлено положениями ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии в правовой позицией, изложенной в п. п. 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Поскольку при отсутствии доказательств проживания ФИО1 на территории <адрес> у органа местного самоуправления не имелось оснований для предоставления спорного земельного участка, относящегося к муниципальной собственности, в силу приведенных выше положений земельного законодательства, учитывая, что при этом нарушены публичные интересы, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконными постановления администрации Солонцовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в собственность бесплатно», а также договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1. и ФИО2

Доводы представителя ответчиков о том, что ФИО2 является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку выбранный способ защиты не способен восстановить нарушенные права ответчика, так как в силу указанных выше положений закона, независимо от его добросовестности, спорный земельный участок подлежит возвращению его законному собственнику.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать недействительным постановление администрации Солонцовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в собственность бесплатно».

Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ФИО2.

Применить последствия недействительности ничтожных сделок, истребовав у ФИО2 в пользу администрации Солонцовского сельсовета <адрес> земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.

Председательствующий: Е.Н. Горбачева